Девиз образования в постиндустриальном обществе
Обновлено: 27.11.2024
В связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения, в результате книгопечатания, школы современного типа. Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Необходимо заново осмыслить, что такое учение, воспитание, и что такое обученный и воспитанный человек.
Сегодня много говорят об инновационном обучении – в отличие от традиционного (хотя, по нашему мнению, это разделение весьма условно и далеко не всегда отражает суть – ведь инновации вырастают из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя). Сами термины: инновационное и традиционное обучение и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г., обративших внимание мировой общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее творческих возможностей.
Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Обобщая специфику инновационного обучения, следует выделить его черты: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.
В индустриальном обществе система образования является своего рода поточной системой. Массовое образование служит целям индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма и само является или стремится быть хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Система массового образования строится по образу и подобию индустриального производства и делит с ним его достижения и неудачи.
Материла представлен учителем истории и обществознания Открытой (сменной) школы Андреем Леонидовичем Ворониным.
Содержит впечатления, рекомендации, советы коллегам из своего опыта подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
А так же тесты по темам: экономика, глобальные проблемы современности, право.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_podgotovki_k_ege.doc | 30 КБ |
testy_po_teme_civilizaciya_glob._problemy.doc | 40.5 КБ |
testy_po_teme_pravo.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой опыт подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Выступление на ГМО 9.04. 2012 года.
Как-то неожиданно пришёл юбилей – в этом году мои ученики сдают ЕГЭ в пятый раз, причём подряд, каждый год я мучаюсь с выпускниками разных школ, уже 9 выпусков
В 2007 – 2012 – родная ОСШ, 2010, 2011 - Ершовка , 2010, 2012 – школа № 2.
В 2007 году из 28 сдающих обществознание не сдало 14 человек, в 2010- средний результат был выше областного по истории в школе № 2 и по обществознанию – в школе с. Ершовка, 2011 год- выше областного в школе с. Ершовка, максимальный результат ученика, которого считаю своим ( занимался с 9 класса в Ершовке) – 78 баллов в 2011 г.
Мне думается, что среди присутствующих я рекордсмен по количеству выпусков , но универсальных рецептов у меня нет, есть только несколько примеров и предложений.
Регулярное применение тестовых заданий на текущих уроках
Регулярные проверочные работы по завершению темы учебника
ПсевдоЕГЭ в конце триместров и года ( без части С)
На уроках отрабатываем часть А и В, на кружках – только С
Решение демоверсии сразу после определения списка сдающих: февраль- март
Обязательное пробное ЕГЭ для всех в апреле
Комплексный статистический анализ решений и ошибок по каждому ученику
( прилагается) и сравнение результатов.
Использование всегда только 1 варианта проверочного ЕГЭ, чтобы выявить уровень каждого ученика и определить общие ошибки. Для достижения послед-ней цели списывание «не замечаю».
Индивидуальные ( добровольные) проверки выполнения задания С.8 и С.9 по обществознанию, а также С.5 и С.6 по истории.
Непрерывное цитирование, запись и обсуждение любого высказывания в контексте соблюдения структуры и требований задания С.9.
Несмотря на уверения и клятвы наших администраторов всех уровней, что результат ЕГЭ не является главным критерием работы школы и педагога, очевид-но, что этот критерий стал основным, по крайней мере, для школ. Он понятен, прост и технологичен.
В связи с утверждением ведущей роли ЕГЭ в системе нашего среднего обра-зования у меня есть предложение для нашей городской и областной администра-ции в сфере образования.
Мне думается, что наше ГМО может выйти с таким предложением:
Доплачивать педагогам выпускных классов, в первую очередь, конечно, учителям русского языка и математики, за работу по подготовке к ЕГЭ в течение учебного года не менее ставки. Учителя остальных предметов должны получать эту доплату пропорционально количеству учеников, выбравших их предмет для сдачи ЕГЭ.
Я слышал( сам ни разу не получал), что педагогов премируют за успешную сдачу ЕГЭ, но уже ПОСЛЕ, по итогам. Премии эти не обязательны, видимо.
Какие будут результаты в июне никто не предскажет, но работа учителя в течение года, его труды, нервы, время и упорство, с которым ведётся посев «разум ного, доброго, вечного», зачастую на камне, должны быть оценены и вознаграж-денены в процессе этих титанических конвульсий.
. –– М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
В каталоге: Педагогика
Стр. 41
2.2. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Естественно, можно достаточно четко сформулировать общие цели образования. Если задаться вопросом, выражаясь термином рыночной экономики – кто является «потребителем» образования, то это, очевидно: во-первых – каждый конкретный человек, личность; во-вторых – общество в целом; в-третьих – производство, где будет трудиться будущий выпускник школы, ПТУ, ССУЗа, и т.д. Эти интересы отнюдь не тождественны. Они должны рассматриваться сегодня как независимые, одинаково важные и образующие в идеале гармоническое сочетание, три-единство.
Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д.
Сравнение основных компонентов парадигм образовательного процесса в индустриальном и постиндустриальном обществе в нашем понимании приведено в таблице.
Как видим, весь образовательный процесс должен существенно измениться в новых социально-экономических условиях. Изменяются представления о целях, содержании образования, формах и методах обучения и т.д.
Читайте также: