Девиз партии единая россия

Обновлено: 14.11.2024

Лозунг «За сильную страну и благополучие каждого» станет главным в первой волне агитационной кампании, которую запустила «Единая Россия» перед выборами в Госдуму. «Ведомости» ознакомились с агитационными материалами, которые будет распространять правящая партия как на билбордах, так и в качестве раздаточных материалов. Их подлинность подтвердили координатор экспертного совета партии Константин Костин и замруководителя центрального исполкома «Единой России» Дмитрий Миненко.

У партии будет 13 основных типов билбордов с логотипом партии и различными слоганами. Среди них: «Единая Россия» – это материнский капитал за первого ребенка 483 000 руб.», «Единая Россия» – это бесплатное подведение газа к границам земельного участка», «Единая Россия» – это 1 млн руб. «земскому учителю», «Единая Россия» – это дополнительное образование для мам в декрете», «Единая Россия» – это 16 000 школьных автобусов до 2024 г.», «Единая Россия» – это право узаконить дачи и постройки», «Единая Россия» – это 5000 машин скорой помощи на селе до 2023 г.», «Единая Россия» – это бесплатное горячее питание в начальной школе», «Единая Россия» – это право узаконить гаражи и оформить землю под ними», «Единая Россия» – это освобождение от земельного налога с участка до 6 соток для пенсионеров», «Единая Россия» – это 450 000 руб. многодетным семьям на погашение ипотеки» и др.

Со 2 августа началась расклейка билбордов на 3000 поверхностей по всей стране, раздача агитационных материалов на улице и «от двери к двери с учетом эпидемиологической ситуации», говорит Костин.

«Единая Россия» намерена провести программный съезд 24 августа

Это должно мобилизовать партийных сторонников

Избирателям будут выдавать проект «Народной программы партии «Единая Россия», которую предстоит утвердить на съезде в августе. Он открывается прямой речью общефедеральной пятерки кандидатов партии на выборах (министра обороны Сергея Шойгу, министра иностранных дел Сергея Лаврова, главного врача больницы в Коммунарке Дениса Проценко, руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой и уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой).

Дальше в брошюре идут разделы программы (с указанием, что партия сделала и предлагает): семья и дети, здоровье, образование и наука, забота о тех, кому нужна помощь, гражданская солидарность и молодежная политика, экономика и предпринимательство, комфортные условия для жизни, развитие регионов и села, экология, «государство, удобное для людей», «история, культура, традиции», «защита суверенитета». В разделе по экономике и предпринимательству единороссы обещают сократить продолжительность проверок бизнеса и штрафы предпринимателям за нарушения, не несущие реальной опасности. В области защиты суверенитета среди приоритетов предлагается обеспечить сохранение режима нераспространения ядерного оружия и провести реформу военного образования.

В слоганах «Единой России» почти нет глаголов, которые означают динамику, говорит политтехнолог Дмитрий Носков: «Они говорят о стабильности и раздаче благ, это скорее такие напоминания, ставка делается на мобилизацию своего электората, хотя в этом году они еще попытаются привести сомневающихся». Для «Единой России» агитация всегда носила скорее сопровождающий характер и особой роли не играла, говорит Носков: «Самый сильный лозунг у партии был в 2007 г. – «План Путина – победа России». Там тоже не было глаголов, но там был Путин, имя которого в агитации уже не используется».

С помощью традиционной агитации на этих выборах труднее будет достучаться до избирателей, чем во время предыдущих избирательных кампаний, считает политтехнолог Григорий Казанков: «Коронавирус вытесняет политическую повестку на периферию, поэтому всем партиям будет сложнее [вести агитацию]». Из-за пандемии акцент будет делаться на агитации в СМИ, интернете и наружной рекламе, поскольку митингов и пикетов будет мало, говорит он. С выросшей ролью соцсетей, электронных СМИ и телевидения на этих выборах согласен и политтехнолог Петр Быстров. Наружная реклама будет играть поддерживающую, а не мобилизующую роль, а вот вести агитацию от двери к двери, раздавая агитматериалы, во время пандемии сложно, считает он.

«Ведомости» направили запросы о начале агитационной кампании в другие парламентские партии.

Кампания стартует на следующей неделе. По стране разместят сотни рекламных поверхностей. Но в каждом регионе и в каждой отдельной территории также есть собственные штабы, где рисуют свои билборды, издают локальные партийные газеты. Главная сложность для огромной партии – не допустить превращения всей рекламы в агитационный винегрет.

Мониторинг кампании собираются осуществлять по методу, который в последние годы использовала администрация президента для наблюдения за региональными выборами. За кампаниями в регионах будут присматривать «внешние» политтехнологи, не интегрированные в структуру партии. Их задачей будет сделать независимый анализ и передать информацию в центральный штаб, говорит источник.

На выборы без медведя

Многие кандидаты-единороссы кампанию уже начали, но ведут ее вразнобой. Об этом свидетельствуют образцы агитации из разных регионов. Не все кандидаты от «Единой России» подчеркивают свое партийное происхождение. Например, у кандидата в Центральном округе Москвы, депутата Госдумы Николая Гончара на плакатах присутствует логотип «На защиту родной Москвы», а партийного нет. А у Геннадия Онищенко, баллотирующегося в Тушинском округе столицы, в верхнем углу агиткуба есть пометка «Единая Россия», но мелким шрифтом и без партийного символа – белого медведя.

Кандидатам от ОНФ не рекомендовали использовать логотип «Фронта». Но они используют

Ранее источники, близкие к руководству «Единой России», говорили, что кандидаты, связанные с Общероссийским народным фронтом, получат установку на запрет использования логотипа ОНФ в агитации. Это объяснялось тем, что ОНФ «должен находиться вне политики». Однако «фронтовики»-единороссы этот запрет нарушают. Например, на агитматериалах депутата Госдумы Вячеслава Лысакова (Москва, Кунцевский одномандатный округ) и Любови Духаниной (Москва, Орехово-Борисовский одномандатный округ) логотипы «Единой России» соседствуют с логотипами ОНФ.

«Мы видим нарушения установок, но штабы одномандатников курируются не из центра, а из региональных штабов», – объясняет источник в партии.

В Москве работу штаба «Единой России» будет курировать мэрия Москвы, а также известный политтехнолог, нынешний глава исполкома ЕР в Москве Олег Смолкин.

До степени смешения

Такую технологию «Единая Россия» использовала в Москве в 2011 году, когда партийные плакаты оказались почти неотличимы от плакатов горизбиркома, призывающих граждан идти на выборы.

«Будьте вежливы! За вами Партия!»

А вот установку высшего партийного руководства на проведение как можно большего количества встреч с избирателями единороссы по стране планируют выполнять. Об этом свидетельствует брошюра для кандидатов и ЛОМов, подготовленная региональным отделением партии для распространения в Новосибирской области. Брошюра имеет несколько разделов: базовые советы по проведению встреч с избирателями, аргументация голосования за ЕР, основные тезисы программы и информация о кандидатах. На встречах избирателям категорически нельзя хамить, гласит брошюра.

«Будьте вежливы. Помните, вы говорите не только как частное лицо, но и как представитель Партии. Люди верят вам лично – они верят «Единой России». Ни в коем случае не отвечайте агрессией на агрессию! Старайтесь перевести тему, снять напряжение», – советуют агитаторам и кандидатам.

Если избиратель начинает жаловаться или предъявляет партии претензии, ему надо дать выговориться, записать жалобу и обещать помочь, если это возможно, говорится в инструкции. «Даже самый неприятный вопрос подразумевает, что человеку тема интересна», – поясняют ее авторы. На собеседников не надо давить, нужно рассказывать о партийных достижениях и делать акцент на темы, волнующие социальную группу, с которой проводится встреча: с врачами надо говорить о здравоохранении, с учителями – об образовании и т. д.

Интересно, что в качестве аргументов, которые рекомендуется приводить избирателям для голосования за «Единую Россию», нет ни слова о Владимире Путине или Дмитрии Медведеве.

Позитивными доводами для избирателей, по мнению создателей брошюры, может быть то, что «Единая Россия» – это партия большинства, что партия «открыта людям и придерживается принципов прямой демократии». В методичке напоминают, что ЕР «жестко противостоит внешним угрозам и попыткам развала страны изнутри», объединяет в своих рядах «лучших управленцев», «готова консолидировать усилия с другими партиями во благо людей», «работает на результат» и знает, как сделать Новосибирскую область (и любую другую, по-видимому) по-настоящему сильной. В этом регионе партия также будет использовать слоган «Сильная Сибирь – гордость России», и вся региональная программа будет строиться именно на образе «Сильной Сибири».

В Свердловской области «Единая Россия», для сравнения, использует в агитации словосочетание «Сила Урала».

«Это бюрократы, а не политтехнологи»

Эксперты отмечают, что в этом году у «Единой России» появятся дополнительные сложности при администрировании предвыборной кампании – ведь придется контролировать штабы многочисленных одномандатников. На прошлых выборах, когда дума избиралась только по спискам, такой трудности не возникало.

«Если в 2011 году в каждом регионе был один штаб ЕР, то теперь к ним добавилось по несколько штабов одномандатных кандидатов, каждый из которых агитирует, исходя из своих собственных представлений о прекрасном, – объясняет политтехнолог Аббас Галлямов. – Многие из кандидатов стараются минимизировать партийную составляющую в своей агитпродукции, полагая, что они сами популярнее, чем выдвинувшая их партия. Принцип сшивки кампаний забыт, отсюда и ощущение хаоса», – говорит эксперт.

По его словам, в среднем профессиональный уровень региональных единороссов крайне низок. «Это бюрократы, а не политтехнологи, – поясняет Галлямов. – Они на полном серьезе могут заниматься набором людей в свои первички в разгар агитационной кампании, не понимая, что формальное членство в партии совсем не гарантирует желания отдать за неё свой голос. Для них нет разницы между партстроительством и ведением предвыборной кампании. Денег нанять качественных специалистов у них зачастую тоже нет».

По его словам, преследования чиновников в регионах, в том числе дело челябинского вице-губернатора Николая Сандакова, нанесли серьезный удар по практике предвыборного фандрайзинга. А тут еще и экономический кризис.

Политтехнолог Глеб Кузнецов обращает внимание еще на один момент. «Нет не только серьезной связки между округами и списком на федеральном уровне, но нет и связки между списками и одномандатниками, баллотирующимися в региональные заксобрания, и теми, кто идет в Госдуму. Надо же не просто объяснить избирателю все прелести бренда, но создать у него в голове непротиворечивую картину, чтобы он во всех бюллетенях проголосовал за одну партию и кандидатов от нее», – рассуждает Кузнецов. Впрочем, конечно, с этой трудностью борется не только «Единая Россия». Его коллега из фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что некоторый разнобой в кампаниях одномандатников не страшен: «Кто-то сделает акцент на роли Путина, кто-то на региональной повестке, а кто-то на своей персоне».

До одной из главных избирательных кампаний этого года — выборов депутатов Государственной думы VIII созыва — осталось всего четыре месяца. При этом, как показывают исследования, россияне очень низко оценивают весомость партий как политического института. Причина, говорят эксперты, в том, что работа нескольких думских созывов не показала примеров решения насущных проблем граждан, а россияне, начавшие было включаться в политическую жизнь и борьбу, потеряли к ним интерес. Партии остаются для людей чем-то виртуальным и символическим: они напоминают им скорее медийный фантом, нежели реальную общественную организацию.

Владимир Путин во время голосования Сайт президента РФ

По данным на февраль 2021 года, 74% жителей России допускают, что пойдут на голосование по выборам Госдумы. При этом тех, кто уже точно решил участвовать в голосовании, меньше — 46% (примерно такой и может быть итоговая явка). За «Единую Россию» пока собираются голосовать 42% опрошенных жителей России (из числа тех, кто готов принять участие в выборах и уже определился с партией), за ЛДПР — 19%, за КПРФ — 15%, а за «Справедливую Россию — За правду» — 7% россиян.

Типичный избиратель «Единой России»

Пол: женский (женщины составляют 65% сторонников ЕР).

Возраст: 55 лет и старше.

Образование: среднее профессиональное.

Достаток: средний и выше среднего.

Место жительства: небольшой город или село.

Что сторонники ЕР говорят о партии: сторонники «Единой России» чаще всего уверены в том, что партия оказывает значительное влияние на общественно-политическую жизнь страны и предлагает лучшее решение проблем, стоящих перед Россией.

Что говорят россияне о ЕР: россияне в целом считают «Единую Россию» партией, представляющей интересы бюрократии (23%), силовиков (23%) и олигархов (40%). Кстати, похожим образом россияне высказываются и о том, чьи интересы представляет президент Путин: 38% — олигархи, банкиры, 36% — силовики, 28% — бюрократия.

Почему избиратели поддерживают ЕР: в 2021 году большинство опрошенных сказали, что поддерживают партию «по привычке» (39%) и потому что она является «партией большинства» (27%). Ценности партии — программу и лозунги — разделяют всего 24% сторонников ЕР. По сравнению с 2016 и 2019 годами заметно снизилось число респондентов, поддерживающих лидеров партии (с 40% до 24%). В разное время «Единую Россию» возглавляли Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Сейчас председателем ЕР является Медведев. Еще 1% респондентов признался, что за партию власти голосовать «обязывают».

Отношение сторонников ЕР к Алексею Навальному: 4% сторонников ЕР считают, что Навальный предлагает «лучшее решение проблем, стоящих перед Россией», 5% говорят, что Навальный имеет шансы пройти в Госдуму, а 3% сторонников правящей партии отмечают, что в арсенале Навального есть «реальные дела».

Типичный избиратель КПРФ

Пол: мужской.

Возраст: 55 лет и старше.

Образование: среднее профессиональное.

Достаток: средний или ниже среднего (среди сторонников КПРФ 21% могут позволить себе приобретение товаров длительного пользования, и это сближает их с теми, кто вообще не собирается голосовать, таких 26%).

Место жительства: небольшой город.

Что сторонники КПРФ говорят о партии: 50% сторонников КПРФ считают, что эта партия предлагает лучшее решение проблем России. Сторонники КПРФ чаще других говорят о том, что их партия имеет шансы пройти в Госдуму (48%). Также они чаще, чем сторонники ЛДПР и СР, отмечают ее влияние на общественно-политическую жизнь страны (33%).

Что говорят россияне о КПРФ: треть россиян полагают, что КПРФ выражает интересы «простых людей» — служащих, рабочих. 19% отметили, что партия защищает интересы среднего класса, 18% — беднейших слоев населения.

Почему избиратели поддерживают КПРФ: основными причинами поддержки КПРФ в начале 2021 года являются программа и лозунги партии (36%), ее поддержка в течение долгого времени (31%) и способность партии защитить интересы людей (30%). Другие популярные причины: способность КПРФ обеспечить достойную жизнь в России, наличие перспектив у партии и положительное отношение к ее лидерам.

Отношение сторонников КПРФ к Алексею Навальному: 9% опрошенных сторонников коммунистов считают, что Навальный «имеет значительное влияние на общественно-политическую жизнь страны», еще по 6% респондентов отметили, что политик делает реальные дела и может попасть в Госдуму.

Еще несколько фактов из исследования «Левада-Центра»:

  • С 2016 года заметно увеличилось число тех россиян, кто вообще не собирается участвовать в выборах. В 2016 году таких было 15%, в 2021 — 21%.
  • Наиболее тревожащие россиян проблемы: рост цен (58%), бедность (40%), коррупция (39%) и рост безработицы (36%). Рост цен чаще остальных волнует сторонников ЛДПР (64%), бедность и коррупция — КПРФ (49%). Единственное, что сторонников «Единой России» волнует больше, чем остальных — это ухудшение окружающей среды (24%).
  • Лучше всего к Владимиру Путину относятся избиратели «Единой России»: его деятельность одобряют 94% сторонников этой партии (6% выступают против). Это подтверждает тезис о восприятии «Единой России» как «партии президента».
  • Самой «оппозиционной» президенту партией оказалась КПРФ: ее сторонники почти в равных долях одобряют и не одобряют деятельность Путина: 50% и 48%. На рост оппозиционности КПРФ могли оказывать влияние и следующие факторы: появление и популяризация отдельных политиков-сторонников партии, которые развивают свои политические бренды самостоятельно, как, например, Николай Бондаренко и Валерий Рашкин.

Типичный избиратель ЛДПР

Пол: мужской.

Возраст: 25-39 лет.

Образование: среднее профессиональное.

Достаток: средний и выше среднего.

Место жительства: небольшой город.

Что сторонники ЛДПР говорят о партии: 47% сторонников ЛДПР уверены, что эта партия предлагает лучшее решение проблем, 40% отметили, что она имеет шансы попасть в Госдуму. Сторонники ЛДПР меньше остальных уверены в том, что партия имеет значительное влияние на общественно-политическую жизнь страны и имеет в своем активе реальные дела.

Что говорят россияне о ЛДПР: ЛДПР в меньшей степени, чем КПРФ и «Единая Россия» ассоциируется с определенными слоями, получающими выгоды от ее деятельности. Чаще всего респонденты отмечали, что это партия среднего класса (20%) и «простых людей» (20%). В определенной степени считается, что ЛДПР выражает интересы молодежи (14%).

Почему избиратели поддерживают ЛДПР: в 2021 году основной причиной симпатий к ЛДПР была фигура ее лидера Владимира Жириновского. Значительно меньше респондентов отмечают, что партия предлагает грамотные, правильные вещи (6%), а по привычке за эту партию голосуют 26% респондентов.

Отношение сторонников ЛДПР к Алексею Навальному: Несмотря на весьма жесткую риторику Владимира Жириновского по отношению к Алексею Навальному, именно сторонники его партии чаще других находят позитивные стороны в деятельности сторонников Навального. 13% уверены, что у Навального есть реальные дела, 11% считают, что он мог бы избраться в ГД, столько же респондентов отметили, что у политика есть «значительное влияние» на общественно-политическую жизнь России.

Типичный избиратель «Справедливой России —Патриотов — За правду»

Пол: женский.

Возраст: 55 лет и старше.

Образование: среднее профессиональное.

Достаток: средний и выше среднего.

Место жительства: небольшой город.

Что сторонники СР говорят о партии: сравнительное небольшое число респондентов, поддерживающих «Справедливую Россию — За правду», не позволяет делать точные оценки относительно сторонников этой партии. Тем не менее, можно констатировать, что сторонники чаще отмечают шансы пройти партии в ГД (42%) и предлагаемые решения проблем страны (40%), чем значимость влияния партии на ситуацию в стране (26%) и реальные достижения партии (25%).

Что говорят россияне о СР: около трети россиян затрудняются ответить на вопрос об аудитории СР (37%). При этом наиболее популярные группы сторонников, называемые респондентами, повторяют образ КПРФ и ЛДПР: 18% считают, что она защищает интересы «простых людей», 17% — среднего класса.

Раскол эсеров Миронова и «прилепинцев»: к чему приведет противостояние перед выборами

Почему избиратели поддерживают СР: 39% сторонников поддерживают СР, потому что разделяют ценности, программу и лозунги партии. 29% электоральной базы партии считали, что партия может защитить их интересы, 23% считают, что партия имеет будущее, и этот показатель больше, чем среди сторонников других партий.

Отношение сторонников СР к Алексею Навальному: сторонники СР хуже всех относятся к Навальному — только 2% считают, что он мог бы избраться в ГД, лишь 4% отметили, что в арсенале политика есть «реальные дела».

*«Левада-Центр» внесен в реест НКО-иноагентов по решению Минюста РФ.

За неделю до назначенного на 12 октября первого заседания Госдумы руководство «Единой России» предложило кандидатов на посты председателя нижней платы, его заместителей, руководителей комитетов и комиссий. Впервые после выборов с единороссами встретился председатель «Единой России» Дмитрий Медведев, он поблагодарил президента и кандидатов за результат на выборах: «Цифры говорят сами за себя, у партии 324 мандата в Госдуме». Кроме того, во фракцию войдут два самовыдвиженца, отметил Медведев, не назвав их имена.

В 2016 г. председателем Госдумы стал отвечавший за прошедшую кампанию первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин. Он сохранит должность спикера палаты и в 2021 г., решили единороссы. Вопросы о распределении думских постов партийцы обсуждали в закрытом режиме.

Три собеседника «Ведомостей», присутствовавших на заседании, рассказали, что на бюро высшего совета «Единой России» первым заместителем председателя Госдумы предложено назначить Александра Жукова, который занимал эту должность и в прошлом созыве и отвечал в том числе за законопроектную деятельность. Вице-спикерами п–––редложено назначить Алексея Гордеева, Петра Толстого, Ирину Яровую, а также впервые избравшихся в Госдуму Анну Кузнецову, которая прежде работала уполномоченным при президенте по правам ребенка, и бывшего главу Тувы Шолбана Кара-оола.

9 фото

Вице-спикером будет и давний соратник Володина Сергей Неверов, который большую часть VII созыва руководил фракцией «Единая Россия». Лидером фракции в VII созыве Медведев предложил сделать Владимира Васильева, который уже руководил думскими единороссам с 2012 по 2017 г., после чего был назначен руководителем Дагестана. Перед этими выборами депутатов Госдумы Васильев стал заместителем секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака (он сменил на этой партийной должности Неверова в 2017 г.) и со стороны «Единой России» отвечал за списки кандидатов на выборах в Госдуму в 2021 г. Единороссам Медведев заявил, что член фракции «не должен делать публичные заявления», если они не соответствуют ее решениям.

«Единая Россия» завершила обсуждение кандидатов в руководство комитетов

«Ведомостям» стали известны фамилии кандидатов на руководящие посты в Госдуме

При этом количество заместителей у Васильева вырастет по сравнению с тем, что было у Неверова в прошлом созыве. Первым замруководителя фракции по организационной работе предложено назначить бывшего председателя петербургского заксобрания Вячеслава Макарова, а по законопроектной деятельности – юриста Дмитрия Вяткина.

Кроме того, будет еще пять заместителей руководителей фракции, которые также возглавят внутрифракционные группы, – Владимир Иванов, Александр Борисов, Виктор Селиверстов, Адальби Шхагошев, Иван Квитка. Еще четырьмя заместителями руководителя фракции предложены Андрей Исаев, Игорь Кастюкевич, Сергей Морозов, Евгений Ревенко. В прошлом созыве у Неверова было шесть первых заместителей.

Единороссы получат руководство в 17 комитетах из 32, следует из рекомендаций руководства партии. О всех предстоящих назначениях ранее писали «Ведомости». На своих постах останутся председатели практически всех ключевых комитетов, к примеру по бюджету и налогам (Андрей Макаров), по госстроительству и законодательству (Павел Крашенинников), по информполитике (Александр Хинштейн). Будут и новые руководители: комитет по промышленности возглавит Владимир Гутенев, Сергей Пахомов – комитет по строительству и ЖКХ, комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды – Дмитрий Кобылкин, комитет по развитию гражданского общества – Ольга Тимофеева, а комитет по контролю – Олег Морозов.

«Влияние «Единой России» в Госдуме по итогам распределения руководящих постов укрепилось, – считает политолог Ростислав Туровский. – Комитетов стало больше, что упростило расширение списка глав комитетов за счет новичков». По его мнению, радикальных изменений в руководстве нижней палаты и комитетов не произошло. Заметно также стремление усилить контроль над фракцией со стороны Турчака и его зама Васильева, добавляет Туровский: «Это показывает подбор лидеров внутрипартийных фракций».

Читайте также: