Девиз на гербе леона альберти

Обновлено: 14.11.2024

Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti , 18 февраля 1404, Генуя – 25 апреля 1472, Рим) – крупнейший архитектор эпохи Возрождения, прославившийся также как теоретик искусства, литератор, ученый-гуманист, математик, криптограф и картограф, педагог и юрист, словом, настоящий ренессансный L'uomo universale.

Особености творчества Леона Баттисты Альберти . В фундаментальном сочинении «Десять книг о зодчестве» Альберти дал развернутую теорию ренессансной архитектуры. Постройки по проектам Альберти считаются эталоном ренессансного зодчества. В них обозначен бескомпромиссный разрыв со средневековой традицией и творческое переосмысление архитектурных принципов античности. Идеи Альберти имели значительное влияние на дальнейшее развитие европейской архитектуры.

Известные работы Леона-Баттисты Альберти : Палаццо Ручеллаи (Флоренция), проект фасада церкви Санта-Мария Новелла (Флоренция), Темпио Малатестиано (кафедральный собор Сан-Франческо, Римини), базилика Сант-Андреа (Мантуя).

Как и в случае со многими другими корифеями эпохи Возрождения, биография Леона Баттисты Альберти тесно связан с Флоренцией. Там находятся два его важнейших архитектурных шедевра – Палаццо Ручеллаи и церковь Санта-Мария Новелла, для которой Альберти спроектировал фасад. Но родился Альберти в Генуе.

За три года до этого его отец Лоренцо Альберти, представитель богатого флорентийского рода, был изгнан из Флоренции политическими противниками. В Генуе он познакомился с местной аристократкой Бианкой Фиески. Они не были венчаны и их сын, которому родители дали имя Баттиста, таким образом, являлся незаконнорожденным. Что касается второй части имени – Леон – то её Альберти добавит к своему имени самостоятельно позже.

Отец заботился о достойном воспитании для юного Альберти и в 10-летнем возрасте отправил сына в пансион знаменитого гуманиста, риторика и грамматика Гаспарино да Барцицца в Падуе. За семь лет, проведённых там, Баттиста получил блестящее гуманитарное образование.

В 17 лет он поступает в старейший в Европе Болонский университет, где намеревается изучать право, и параллельно слушает лекции по философии и теологии. Интерес к античной литературе и науке сподвиг Альберти на изучение греческого – вдобавок к обязательной латыни. После смерти отца молодой ученый едет в Падую, чтобы некоторое время изучать в местном университете физику и математику. Одновременно с этим Леон Баттиста дебютирует как литератор. Он выпускает на латыни комедию «Филодокс», сочиняет басни в подражание любимому древнему писателю Лукиану, а также пишет диалог «Деифира» на вольгаре – современном тосканском диалекте.

Когда Альберти получает степень доктора канонического права, по иронии судьбы, его собственные юридические и денежные дела его идут из рук вон плохо. Будучи незаконнорожденным, он не имеет права на капитал своего отца, ему приходится пережить серьезные материальные трудности и тяжбы с родственниками из-за наследства.

Но были и светлые события: в 24 года он впервые оказывается во Флоренции – представители его фамилии получают, наконец, возможность вернуться в родной город. Флоренция, как известно, колыбель Ренессанса. Здесь Альберти сводит знакомства со многими выдающимися людьми своего времени – архитекторами, художниками, учеными-гуманистами. В их числе – Донателло, Брунеллески, Мазаччо.

Аббревиатор Римской курии

Высший римский клир благоволит Альберти – он не только эрудирован, умен, но и на редкость дипломатичен. Джорджо Вазари свидетельствует: «Был Леон Баттиста человеком нрава обходительнейшего и похвального, приветливым и вежливым со всеми без исключения».
Эти качества и протекция влиятельных покровителей обеспечивают Альберти должность аббревиатора Римской курии. Этой непыльной работе он посвятит более тридцати лет. Вся его обширнейшая научная деятельность, приходящаяся на это время, де-юре была для Альберти чем-то вроде хобби, в то время как его основная «работа» – визировать папские послания (breve) перед тем как они будут отправлены епископам на местах.

Кстати, Альберти иногда ставят в упрёк то, что он лично не занимался реализацией ни одного из своих архитектурных замыслов – ни капеллы Ручеллаи, ни фасады Санта-Мария Новелла, ни Темпио Малатестиано, ни мантуанских церквей. Альберти лишь разрабатывал новаторские проекты, а биться над их воплощением в жизнь, бороться с возражениями заказчика и сопротивлением материала, нехваткой средств или нереализуемостью совсем уж авантюрных идей (вроде купола как у античного Пантеона над храмом в Римини) должны были архитекторы-практики.

Очевидно, обязанности аббревиатора были не слишком обременительны, потому что львиную долю своего времени Альберти посвящал научным и литературным штудиям. Из-под его пера выходят латинский трактат «О праве» и диалог «Понтифик». Его латынь современники признают совершенной и очень изысканной, но, несмотря на это, литературные произведения Альберти стремится писать на тосканском диалекте (вольгаре). Причем Альберти преуспел как в лингвистической теории, так и в практике: во-первых, подготовил трактат «О тосканском языке», способствуя становлению современного литературного языка, а во-вторых, его собственные стихи на вольгаре не раз побеждали в поэтических соревнованиях и были весьма популярны.

Опыты Альберти-художника и Альберти-скульптора скромны, его больше интересует теоретическая сторона дела. В его трактате «О живописи» рассматриваются вопросы света, композиции и перспективы. Впечатление иногда таково, что какой бы сферы ни касался Леон Баттиста Альберти, по итогам изучения он непременно оставлял потомкам трактат. О его математических опытах свидетельствует работа «Математические забавы», о его интересе к вопросам морали – трактат «Домострой», его увлечение криптологией подкреплено трактатом «О составлении шифров».

Вообще, если собрать всё написанное Альберти, с трудом верится, что на такое способен один человек. Объем и разнообразие тематики впечатляют даже по меркам его изобилующей учеными-универсалами эпохи. Знаменитый итальянский литературный критик XIX века Франческо де Санктис писал об Альберти: «Несомненно, он был самым образованным человеком своего времени и наиболее совершенно выражал свой век в его основных тенденциях».

До нас дошла и автобиография великого архитектора, но её аутентичность подвергается некоторыми учеными сомнению. Благодаря этому тексту можно узнать, что Альберти любил музицировать и петь, был отличным наездником и фехтовальщиком, архитектором и скульптором. А еще – что он был красив и статен, элегантно одевался и имел на редкость безупречные манеры.

Сочинение Альберти «О семье», недавно переведённое на русский, в Италии является хрестоматийным, его проходят в средней школе на уроках литературы.

«Весь его универсализм, – писал об Альберти советский историк искусства Алексей Дживилегов, – не что иное как грандиозная попытка познать мир и человека, понять их и истолковать средствами тех дисциплин, которыми располагало человеческое знание в его время».

Леон Баттиста Альберти – теоретик архитектуры

При всём разнообразии интересов знаменитого гуманиста и ватиканского функционера, в истории он остался прежде всего как крупнейший архитектор-реформатор и автор фундаментальных «Десяти книг о зодчестве».

Большая часть жизни Альберти, в связи с избранным им видом деятельности, прошла в Риме (об этом он, по своему обыкновению, тоже оставил сочинение – «Описание города Рима»). Здесь к числу его увлечений добавилась археология. Ревностное и тщательное изучение римской архитектуры стало фундаментом собственных архитектурных концепций Альберти. Он писал: «Не было нигде ни одного хоть сколько-нибудь прославленного произведения древних, в котором я не стал бы тотчас доискиваться, нельзя ли чему научиться. Я никогда не упускал случая испытывать, рассматривать, измерять, зарисовывать, дабы всё, что кто-либо привнёс умом или искусством, охватить и постичь. Таким образом я облегчал труд писания страстью и наслаждением изучения».

«Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти – это развернутая теория ренессансной архитектуры, которая основывается на творческой переработке идей архитектуры античной. В основе концепции Альберти лежат принципы гармонии, пропорций, соразмерности частей и целого, функциональности и рациональности расположения объектов в городском пространстве.

Главные архитектурные шедевры Леона Баттисты Альберти

Первым произведением Альберти-архитектора, прославившим его как новатора, стал проект палаццо Ручеллаи во Флоренции. Это трехэтажное здание с плоским фасадом, каждый из этажей которого состоит из ритмически чередующихся окон и пилястр (полуколонн). Альберти создал его по заказу своего друга – флорентийского купца и мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи. Палаццо – это своего рода альбертиевская «энциклопедия» античных ордеров: на нижнем этаже используются полуколонны с дорийским ордером, на среднем – с ионическим, на верхнем – с коринфским. Чтобы облегчить архитектурный облик здания, Альберти придумал сделать каждый последующий этаж по высоте ниже предыдущего.

К палаццо примыкает церковь Сан-Панкрацио, в которой находится погребальная капелла Руччелаи с репликой (т.е., так сказать, «творческой копией») Гроба Господня, авторство которой тоже приписывают Альберти, однако не все исследователи с этим согласны.

Еще один бесспорный шедевр Альберти, выполненный по заказу Ручеллаи, – новый облик фасада флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. Альберти впервые использовал для оформления культового объекта гигантские декоративные волюты (завитки) по бокам фасада и облицевал его белыми и зелеными мраморными ромбами и квадратами.

Несколько других важнейших объектов в наследии Альберти находятся в городах Римини и Мантуя. Он осуществил проект перестройки церкви Сан-Франческо для тирана Римини Сиджизмондо Малатесты (так называемый Темпио Малатестиано – «Храм Малатесты»), задуманной как гигантская усыпальница для него и его возлюбленной. А в Мантуе по заказу Лодовико Гонзага Альберти работал над перестройкой церквей Сан-Себастьяно и Сант-Андреа. И если грандиозный проект в Римини, задуманный по образу римского Пантеона, остался незавершенным и дисгармоничным, то мантуанская церковь Сант-Андреа считается воплощением альбертиевских безупречных гармонии и выразительности.

Леон Баттиста Альберти скончался в Риме 20 апреля 1472 года в возрасте 68 лет. Его захоронение считается утраченным.

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti ; 18 февраля [1] 1404, Генуя — 20 апреля [2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.

Содержание

Биография

Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. — место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.

Леон Баттиста Альберти

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Творчество и труд

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти — неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов — гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора — устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти — не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель — укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

Семья и общество

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий — школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Нравственное совершенствование

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме» и «Застольных беседах», но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Творчество

Дворец Ручеллаи, Флоренция

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке — «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443).

В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов» (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги — первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Церковь Сант Андреа в Мантуе

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в.

Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).

История девиза связана с Фердинандом Арагонским и формированием испанского герба. В 1492 году с завоеванием Гренады завершилась Реконкиста, и объединённое королевство Кастилии, Леона и Арагона присоединило к себе стратегически важные Геркулесовы столбы, являющиеся воротами из Атлантики в Средиземное море. Тогда же на гербе Испании появились Геркулесовы столбы и герб Гренады как символы новых территорий и контроля над выходом в Атлантику.

Однако, когда Фердинанд добавлял на герб колонны, девиз звучал иначе: Non plus ultra, то есть «не дальше» пределов мира. Согласно греческой легенде, эта надпись была нанесена на геркулесовы столбы в предупреждение мореплавателям. Но после открытия Вест-Индии Колумбом частица «non» отпала и девиз из утверждающего стал взывающим. И уже в такой форме его утвердил король объединённой Испании Карл V с целью разрушить древнее поверье об опасности хождения за Гибралтар.

  • Испания
  • Девизы
  • Фразеологизмы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Plus Ultra (девиз)" в других словарях:

Plus ultra — … Википедия

Герб Мелильи — Герб Мелильи … Википедия

Герб Эстремадуры — Герб Эстремадуры … Википедия

Герб Испании — Герб Испании … Википедия

Словарь масонских терминов — Эта страница глоссарий. Масонство … Википедия

не далее — (иноск.) далее чего нельзя Ср. До сих пор, но не далее . Ср. У него не было недостатка в некоторой резкости, доходящей иногда до nec plus ultra. Лесков. В провинции. 80. Ср. Bis hierher und nicht weiter. Schiller. Die Räuber. 2, 1. Ср. Nec plus … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Девизом назывались первоначально гербовые фигуры, помещавшиеся сверх других изображений в щите и служившие воспоминанием какого-либо выдающегося события. Во французской геральдике девизом назывался ещё узкий геральдический пояс (см. Герб). Такое значение девиза сохранилось теперь лишь в английской геральдике под именем «badges» (в гербе Йоркского дома девизом служила, например, белая роза, в гербе Ланкастерского дома — алая).

В настоящее время девизом называется короткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу:

  • так, например, «С нами Бог» — русский,
  • «Gott mit uns» — германский государственный девиз,
  • «Dieu protège la France» — французский,
  • «Je maintiendrai» — нидерландский,
  • «Dieu et mon droit» — британский,
  • «E pluribus unum» — Соединённых Штатов и т. д.

Некоторые геральдики (например, Сакен) относят к девизам и воинские кличи. В России девизы довольно широко распространены (особенно в пожалованных гербах).

До последнего времени девизы могли быть на иностранных языках, обыкновенно на латинском; из других иностранных языков встречаются:

    (гр. Тотлебен — «Treu auf Tod und Leben»), (гр. Ржевуские — «Nie czyn, nie cierp»), (бар. Кене — «We fear nас foe»).

Девиз помещается в гербе в низу щита, на ленте, цвет которой, а равно и букв его, должен быть одинаков с финифтями и металлами герба. В государственных гербах девиз иногда помещается на так называемые «сени». Вот некоторые из русских девизов (в целом, сходных с иностранными):

  • гр. Аракчеев — «Без лести предан»,
  • гр. Безбородко — «Labore et Zelo» («Трудом и усердием»),
  • Гр. Бобринские — «Богу слава, жизнь Тебе»,
  • гр. Бестужевы-Рюмины — «In Deo salus mea» («В Боге мое спасение»),
  • Брискорн — «Tu Numinis instar mihi» («Ты для меня подобие Божества»),
  • Гр. Брюс — «Fuimus» («мы были»),
  • кн. Васильчиковы — «Жизнь Царю, честь никому»,
  • гр. Воронцовы — «Semper immota fides» («Верность всегда непоколебима»),
  • Гр. Вязмитиновы — «путем правды и усердия»,
  • Гр. Головкины — «dedit haec insignia virtus» («этот герб дала доблесть»),
  • Гр. Гудович — «armis et labore» («оружием и трудом»), — «Силою вышнего держуся»,
  • Гр. Дибича-Забалканского — «suum cuique» («всякому свое»),
  • Донауровых — «Tibi soli» («Тебе Единому»),
  • Гр. Завадовские — «Fieri praestat, guam nasci» («лучше быть пожалованным, чем родиться (графом)»),
  • Гр. Зотовы — «верность и терпение», — «Fuimus» («были»),
  • Искрицкий — «Помяну милость Твою в роды родов» («„),
  • гр. Канкрины — “Labore» («Трудом»),
  • Гр. Клейнмихель — «усердие всё превозмогает»,
  • Гр. Кутайсовы — «живу одним для одного»,
  • Гр. Кушелевы — «Единому предан»,
  • Гр. Ламбсдорф — «Богу предаю всю надежду», — «Sors mea Jesus» («Жребий мой Иисус»),
  • Кн. Ливен — «Богу и Государю»,
  • Кн. Лопухины — «Благодать»,
  • Мануцци — «Твой есмь аз, спаси мя»,
  • Гр. Матвеевы — «laboribus, mentis: virtute ас sanguine» («трудами, заслугами: храбростью и кровью»), -Коробьины — «Tria in uno» («Три в одном»),
  • Мусины-Юрьевы — «Сила Бога в немощи совершается»,
  • Обольяниновы — «твердостью и усердием»,
  • Гр. Орловы-Денисовы — «службою и храбростью»,
  • Гр. фон-дер-Пален — «Constantia et zelo» («постоянством и усердием»),
  • Кн. Варшавские, гр. Паскевичи-Эриванские — «честь и верность»,
  • Гр. Перовские — «не слыть, но быть»,
  • Гр. Платовы — «за верность, храбрость и неутомимые труды»,
  • Гр. Поццо де Борго — «virtute et consilio» («храбростью и советом»),
  • Гр. Разумовские — «Famam extendere factis» («славу (должно) увеличивать деяниями»),
  • Гр. Ростопчины — «честью и верностью»,
  • Гр. Румянцевы — «Non solum armis» («не только оружием»),
  • Гр. и кн. Салтыковы — «за верность, усердие и труд»,
  • Гр. Сперанский — «Sperat in adversis» («и в несчастьи надеется»), — «Deo spes mea» («на Бога моя надежда»),
  • Гр. Строгановы — «Ferram opes patriae, sibi nomen» («Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя»),
  • гр. Толстые — «Преданностью и усердием»,
  • Гр. Толь — «Бог моя надежда»,
  • гр. Уваровы — «Православие, самодержавие, народность», — «Верою и усердием»,
  • гр. Шереметевы — «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё»).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Девиз (геральдика)" в других словарях:

Девиз — У этого термина существуют и другие значения, см. Девиз (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Намёт (геральдика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Намёт (значения). Щит Тинктуры Щитодержатель Щитодержатель … Википедия

Почва (геральдика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Почва (значения). Щит Тинктуры Щитодержатель Щитодержатель … Википедия

Читайте также: