Девиз минина и пожарского
Обновлено: 14.11.2024
В начале 17 века «спор славян между собою» зашёл далеко. Немало острых вопросов следовало разрешить в те годы. Сохранит ли Русь независимость? Сохранится ли православное московское царство? Кто станет центром притяжения восточнославянских народов?
Бороться за будущее приходилось в условиях безвластия, смуты, когда Русь раздирали не только иноземные захватчики, но и местные авантюристы. Разбойники, самозванцы… В этой ситуации страдало крестьянское большинство, да и жители крупных городов (в первую очередь – москвичи) испытывали опасность грабежей и голода.
Кто встал за Русь в те дни? По-своему боролись монахи, казаки, воины.
Во дни роковые Русь не смогли уберечь те, кому это положено «по штату». Дворянство и его высшая элита – боярская аристократия – запуталась в годы династического кризиса. Не могли сделать выбор между верностью государю и государству и феодальной самостийностью. От такой самостийности до предательства и вероотступничества – один шаг.
После расцвета самодержавия, который пришёлся на годы правления кроткого царя Феодора Иоанновича и первые годы царствования Бориса Годунова, наступил затяжной кризис. Элита оказалась бессильной перед польской опасностью. По большому счёту, бояре готовы были служить польскому монарху, только хотели выторговать себе новые привилегии.
Нам повезло, что к польскому владычеству непримиримо относились духовники Руси, наше священство, ещё не расколотое Никоновыми преобразованиями.
Среди самых ярких героев сопротивления – как минимум, два церковных иерарха. Это – святой патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий, игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один князь Рюрикова дома – Дмитрий Пожарский. Ещё – один мужик, ставший символом борьбы за русского царя – Иван Сусанин.
Единство сословий должно было проявиться именно в трагические, смутные времена. Символом единения стал Козьма Минин – настоящий народный вождь, не считавшийся с чинами. И тут уж, где легенда, а где сбывшийся исторический шанс – не разобраться.
Художник Песков. Воззвание Минина к нижегородцам
Мы точно не знаем даже, чем торговал купец Минин. То ли мясом и рыбой, то ли скотом, то ли солью, как его отец. Возможно, он и до смуты занимался сбором государственного оброка, то есть, был избранным старостой. Он умел «трясти» толстосумов – волна ополчения вознесла его высоко, Минина побаивались.
Недаром идеологом и главным организатором сопротивления стал именно он, Козьма Минич Минин – незнатный торговец, уроженец города Балахны, что на Волге, в тридцати верстах от Нижнего Новгорода. Даже от несгибаемого князя Пожарского он отличался целеустремлённостью. Кажется, Минина не терзали колебания, даже в самые тяжёлые дни он не впадал в уныние. Он и для Пожарского стал моральной опорой.
При этом Минин был расчётлив – как и подобает торговому человеку. Умел считать деньги, умел добывать их, не считаясь с регалиями знатных бояр, именитых купцов. Рачительность Минина превратила ополчение из патриотических мечтаний в реальную силу, губительную для неприятеля. Не жалел он и собственных средств: если бы проявил корыстность, кто бы за ним пошёл?
Был твёрд и храбр. В решающие часы сражения за Москву он привёл в чувство отвыкшие от подчинения войска и бросился в бой в районе Крымского двора во главе ополчения. Там были уничтожены отборные роты гетмана. Этот подвиг Минина остался в памяти воинства.
Минина мы считаем и первым оратором того времени. Его трудно назвать изысканным златоустом, но народное красноречие в сочетании с яростной убеждённостью творило чудеса.
Увы, точных сведений о Минине сохранилось немного. Даже насчёт отчества героя нет полной уверенности: в старые времена его нередко величали Захаровичем, широко распространённой была и версия о двойной фамилии – Минин-Сухорук или Минин Сухорукий.
Нет, слава Козьмы Минина не стёрлась в веках. Он – рядом с князем Пожарским – приветствует москвичей на Красной площади. Это – всем известный первый скульптурный памятник в Белокаменной.
В 1939-м году выходит на экраны фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» – замечательная историческая эпопея. Роль Минина незабываемо исполнил Александр Ханов – актёр, которого по ярким работам на радио считали дедушкой всего СССР. Правда, когда снимали «Минина и Пожарского», «дедушке» только исполнилось 35. Правда, выглядел он не моложаво, но солидно – как настоящий Минин в свой звёздный час.
Александр Ханов в роли Минина
Не затерялся в окладистой бороде, непростую патетическую роль сыграл с воодушевлением, с теплотой. Сейчас утерян секрет такого лицедейства, такого кино – не только у нас утерян, повсюду. Американцы одновременно снимали «Унесённых ветром» – эпопею своей смуты.
По фильмам и памятникам, по триумфальным строчкам в учебниках про Минина в России знает каждый. Хотя исследовать его биографию мало кто пытался. Как правило, мы вспоминаем о нём в связке с другими героями, в первую голову – с Пожарским. Возможно, это справедливая участь. Ведь Козьма Минин – человек артельный, он стоял не за личную славу, но за общую победу, за соборную идею. Таким и остался в истории – в окружении соратников, в плеяде.
Александр Николаевич Островский написал о Минине высокопарную драму в стихах. Козьма Минич там рассуждает так:
За веру православную стою,
Не за дурное что. Молчать нельзя мне.
Не замолчу. На то мне дан язык,
Чтоб говорить. И говорить я буду
По улицам, на площади, в избе,
И пробуждать, как колокол воскресный,
Уснувшие сердца. Вы подождите,
Я зазвоню не так. Не хочешь слушать,
Я не неволю: не любо – не слушай;
А замолчать меня заставить трудно.
Я не свои вам речи говорил:
Великий господин наш, патриарх,
Велит нам быть в любви, соединенье
И промышлять, как душу положить
За веру. Нас с тобой Господь рассудит,
Кто прав, кто виноват. Вы не хотели
Послушаться; смотрите, не пришлось бы
Вам каяться.
Пламенные слова, объединившие народ. Худородный мясник стал вдохновителем народного возрождения. С чего начиналось победное ополчение?
Художник Фаюстов. Воззвание Минина
В феврале 1609 года пермяки писали нижегородцам об их желании соединиться с поморскими и иными городами и идти «на богоотступников, на Государевых изменников, на воров, и на Литовских людей стояти единомышленно». Таково было робкое начало объединительного похода. К тому времени Кузьма Минин не раз сражался с поляками – и на малой Родине, и в Москве. В Нижнем Новгороде не было более усердного радетеля об армии, как не было и более рьяного противника поляков.
Главные события развернулись после грамоты патриарха Гермогена, которую нижегородцы прочитали в 1611-м. Минин принял слова патриарха без оговорок и, главное, сумел не только убедить нижегородцев собирать ополчение, но и первым назвал Дмитрия Пожарского, которого считал наилучшим воеводой. Князя он ценил как «честного мужа, кому заобычно ратное дело», «кто б был в таком деле искусен» и, что немаловажно, «который бы во измене не являлся». А изменники знали тяжёлую руку Минина. Он превратил Нижний в штаб сопротивления.
Памятник Минину в Балахне
Звёздный час народного вождя – его воззвание, его выступление перед нижегородцами. В исторической литературе особенно популярна такая цитата из мининского воззвания: «Буде нам похотеть помощи Московскому государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать…» Впечатляющая клятва. Но, пожалуй, самое точное свидетельство о воззвании Минина сохранилось в фольклоре: ораторские подвиги мясника прославлены в исторических песнях. Фольклор врёт реже, чем наш брат, историк да литератор:
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жён, детей,
Вы продайте всё ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых копиев,
Вострых копиев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр
удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку,
Пойдёмте-ко мы сражатися, за матушку,
за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву,
Уже заполонили-то Москву поляки злы.
Разобьём их, много перевешаем,
Самого-то Сузмунда в полон возьмём…
Таким был Минин песен и легенд. Самый настоящий Минин.
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей», – говорил он, ободряя приунывших.
И летопись говорит: люба оказалась новгородцам речь Минина.
Тысячелетняя история Руси хранит немало воинских и духовных подвигов. Но, чтобы словом переломить ситуацию в стране… Такого не бывало. Минин превзошёл Демосфена: афинский оратор сумел убедить фиванцев примкнуть к афинянам и выступить против Филиппа Македонского. Но македонские фаланги перемололи демократов при Херонее. Идеология, которую всеми силами поддерживал Демосфен, проиграла, Афинский морской союз распался, а Филипп стал властелином всей Эллады.
Памятник Минину в Нижнем Новгороде
Другое дело – Минин. Его воззвание, подкреплённое делами, в том числе и полновесной копейкой мясника-патриота, положило конец распаду страны. Старания Минина не пропали даром: ополчение уничтожило иноземных захватчиков, а Русь вскоре обрела новую династию. Не шведскую и не польскую, а коренную. Устояло и усилилось Православие. То есть, надежды Минина сбылись. Он всё отдал для победы – и победил. Трудно поверить, что так и случилось в реальности, слишком уж походит гражданин Минин на литературного героя…
В апреле 1612-го, в Ярославле, ополчение стало грозной силой, которую возглавляли Пожарский и Минин. Дальше – Москва, трудные, но победные бои. Минину и Пожарскому удалось спасти державу, но о политическом будущем у них было туманное представление. Начиналась борьба за новую династию, которую страна обретёт весной 1613-го. Михаил Фёдорович осыпал Минина милостями: даровал ему чин думного дворянина, приблизил.
К 1616-му году Русь преодолеет смуту, утихомирится. Минин не удалился на покой, продолжал ревностно служить государству. Он умер или погиб под Казанью, во время восстания татар и черемисов. Прибыл их утихомиривать – и то ли заболел, то ли нарвался на разбойничью засаду.
Вдова спасителя Отечества, Татьяна Семёновна Минина, вскоре постриглась в монахини. Кстати, в своё время принял постриг и отец Козьмы Минина. Некоторое время проявлял себя при царском дворе Нефёд Козьмич Минин, любимый сын великого гражданина. Род Мининых прерывается.
Много лет спустя императрица Екатерина выдаст дворянам Мининым грамоту, подтверждающую, что они – потомки знаменитого Козьмы. Но это ошибка: Минины-бояре не имели отношения к Мининым-торговцам, просто со временем им стало почётнее связывать своё прошлое с худородным вождём ополчения. Во так-то!
«Гражданину Минину и князю Пожарскому – Благодарная Россия. Лета 1818» – начертано золотыми литерами на граните монумента. Установленный на Красной площади на народные деньги, он давно уже стал одним из символов русской столицы. «Москва хранит их памятник в стенах, как вечное потомков вдохновенье» – писал поэт Александр Одоевский.
Стремительный утверждающий жест Козьмы Минина и сидящая фигура раненого Дмитрия Пожарского, опирающегося на щит, связаны между собой. Их объединяет вертикаль широкого богатырского меча, который князь сжимает правой рукой, а Минин охватывает левой.
На мужественных лицах – воодушевление и всесокрушающая воля к победе. Единению двух русских патриотов способствует и общая цель – спасение и возрождение Державы Российской.
Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Начатые работы остановило наполеоновское нашествие…
В грозном 1812 году имена спасителей Отечества прозвучали в манифесте Александра I, обращённого к народам Великой России: «Да встретит враг в каждом дворянине – Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, – никакие силы человеческие вас не одолеют!»
Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I – при звоне колоколов, ликовании народа, музыке военных оркестров и параде российской гвардии. Освобождение Москвы и изгнание интервентов были главными идеями монумента, создаваемого в годы войны с Наполеоном, когда в обществе царил всеобщий патриотический подъём. Памятник Минину и Пожарскому усилил национально-патриотическое звучание ансамбля Красной площади. Державный Кремль и Покровский собор олицетворяли величие Государства Российского, а Казанский собор напоминал о победах русского оружия начала XVII века, которые перекликались с победным завершением Отечественной войны 1812 года. Бронзовый Минин призывным жестом указывал на купол здания Сената, увенчанного тогда статуей Святого Георгия Победоносца.
Так было не раз в истории России, когда смертельная опасность заставляла воинов-ратников и простых граждан сообща подниматься на защиту Родины-Матери, отстаивая с оружием в руках её территориальное единство, государственную независимость и национальные святыни.
В ряду освободительных Отечественных войн 1812 и 1941-1945 годов, война 1612 года по праву может быть названа Первой Отечественной, в которой последним рубежом обороны стало народное сопротивление врагам-интервентам, воровским боярским элитам и национал-предателям.
С новой силой имена народных заступников и спасителей Отечества прозвучали 7 ноября 1941 года во время исторического парада на Красной площади, откуда войска уходили на фронт. Герои русской истории поднимали народный дух и звали на борьбу, будили патриотическую гордость и веру в торжество правого дела, становились грозным предупреждением. «Наша правда. Бейтесь до смерти», «Нет такой силы, которая поработила бы нас», «Наши силы неисчислимы!» – предупреждали оккупантов военные плакаты и боевые листки с изображением Минина и Пожарского.
Бронзовые герои 1612 года пережили войны и революции, горькие потери и великие победы. Они чествовали героев Бородина и обороны Севастополя, освободителей Болгарии и моряков легендарного крейсера «Варяг», доблестных защитников Сталинграда и ликующих солдат-победителей 1945 года, покорителей космоса, ставшие традицией военные парады и марш «Бессмертного полка», где в одном строю шагают отцы и деды, дети и внуки героев Отечества.
Памятник героям-освободителям и спасителям Земли Русской, установленный в столице России, и сегодня покоряет своей мощью и всепобеждающей силой русского духа. Вручая князю Пожарскому грозный карающий меч, гражданин Минин снова призывает его к исполнению священного долга перед Родиной. Обращается он и ко всем нам – «Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!». Образ Спаса Нерукотворного на щите полководца и боевых русских знамёнах – древний символ славы и грядущих наших побед. И звучащий из глубины веков ратный девиз – «Сим победиши!»
Россию не сломить и на колени никому не поставить! – свидетельствует героическая история нашего Отечества, сокрушившего бесчисленных врагов, отразившего множество иноземных нашествий, победившего в таких условиях, когда победить, казалось, было невозможно. Общенациональный подъём, единство и сплочённость Армии, Народа и Церкви – всегда становились гранитной скалой, о которую разбивались полчища и орды многочисленных завоевателей с Запада и Востока. Перед лицом внешних угроз мозаичная Российская Держава обладала твёрдостью монолита.
И сегодня мы обязаны выстоять, выдержать, одолеть зло и победить! Это обязательно случится, ибо не оскудела Земля Русская героизмом и мужеством, стойкостью и силой духа, воинской доблестью и отвагой, готовностью к самопожертвованию и подвигам, способностью побеждать не числом, а умением!
Сквозь даль столетий мы вглядываемся в суровые и мужественные лица народных героев-вождей, которые в условиях распада государства, краха центральной власти, национальной катастрофы и иноземной интервенции, одни решились спасти гибнущую Отчизну – землю отцов и дедов, вспомнив, что в их жилах течёт русская кровь!
Два события запечатлены на бронзовых, позеленевших от времени барельефах, – «Сбор пожертвований» и «Изгнание интервентов из России» – доносят до потомков тревожный набат лихолетья и благородный патриотический порыв тех героических лет. Простые русские люди отдают свои жизни и последние сбережения, серебряные и золотые оклады с икон и женские украшения на Алтарь Победы. А старик-отец приводит в народное ополчение самое дорогое сокровище – своих сыновей. В их образах увековечены скульптор Иван Мартас и его сыновья – Пётр и Алексей. И снова, как в 1612-1812-1941 годах, всех их благословляет в одном лице Родина-Мать и чудотворная Казанская Богородица – заступница и небесная покровительница Державы Российской, её народа и православного воинства.
4 марта 2018 года, в морозный ветреный день, благодарная Россия скромно отметила 200-летие памятника Минину и Пожарскому.
О юбилее общенациональной святыни вспомнили лишь простые русские люди из Москвы и Нижнего Новгорода: историки, писатели, художники, представители патриотических организаций и движения «Народный Собор», ополченцы Новороссии и курсанты кадетского корпуса МЧС.
К заснеженному монументу патриоты России возложили ярко-красные гвоздики. Выступили Галина Васильевна Ананьина – председатель правления Фонда Патриарха Гермогена, сопредседатель Союза православных женщин, и протоиерей Всеволод Чаплин. Торжественно и гордо звучали слова признательности и благодарности героям-освободителям и спасителям Земли Русской. Ярко горели поминальные свечи в Казанском и Покровском соборах на Красной площади и ростовском Борисоглебском монастыре. И творились святые молитвы в память о народных вождях и воинах-ополченцах, погибших при освобождении Москвы в 1612 году.
«Примеры предков утверждают дух потомства» – говорил митрополит Московский Филарет. Идёт великая битва за Россию, за 1000-летнюю нашу историю и культуру, за будущее Православной Державы и национальные интересы русского народа. Пусть в этой освободительной и священной войне с врагами Отечества вдохновляют нас снова святые образы духовных вождей, народных заступников и спасителей Земли Русской. Наше дело правое. Победа будет за нами!
Владимир Максимов – руководитель военно-исторического объединения «Россия Молодая» (Москва)
«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».
Начало Смутного времени
1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.
В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» — толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?
Лжедмитрий
Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты — будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
Первое ополчение
В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ.
Обращение Минина к Нижегородцам
Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником».
Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.
Дмитрий Пожарский
Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» — эти слова стали девизом войска.
Второе ополчение
В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.
С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани.
Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.
После взятия Москвы
После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной — селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись — «Избавитель Москвы — Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.
В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Памятная медаль «4 ноября День народного единства»
День Народного единства в России
В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник — День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. На родине Козьмы Минина — в Нижегородской области — эта дата отмечается ежегодно.
У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты — Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.
Возрождение праздника
В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.
С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. Цель акции — привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом культурно-просветительского похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).
В 2003 г. участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.
День Согласия и Примирения
16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства.
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.
Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте.
Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
Целью данной работы является изучение жизни и деятельности К. Минина и Д.Пожарского, а также основных памятников, построенных в их честь.
Раздел: История России
Автор: Константинов Максим Евгеньевич
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасаешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься
Тебя никто не победит!
Из стихотворения В. Чуфарина «Минин и Пожарский»
ВВЕДЕНИЕ
2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг.
В годину жестоких испытаний, в эпоху Смуты в России начала ХVII века, когда страна находилась на грани хозяйственного, политического и духовно-нравственного краха, Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде народное земское ополчение и в 1612 году освободили Москву от польско-литовских интервентов, защитив и восстановив российскую государственность. Это был великий подвиг, навсегда вошедший в историю.
В благодарной памяти были построены памятники в честь Спасителей России, а также учрежден праздник – День народного единства, который повышает патриотизм и любовь к Родине – России.
Целью данной работы является изучение жизни и деятельности К. Минина и Д.Пожарского, а также основных памятников, построенных в их честь.
Исходя из целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение биографии Кузьмы Минина;
- изучить жизненный путь князя Д.Н. Пожарского;
- рассмотрение основных памятников и архитектурных сооружений, построенных в честь народных героев России.
Биография Кузьмы Минина
Подробности о деятельности Кузьмы Минина становятся известными только с осени 1611 года, в этот день в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха Гермогена, который призвал встать на защиту Родины, изгнать врагов из пределов своей страны.
C каждым днём росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать деньги. Снабженное всем необходимым народное ополчение в период с 22 по 26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву.
Выполнив миссию, скончался весной 1616 года. Был привезен в Нижний Новгород, несколько раз перезахоронялcя. В 1962 году положен в кремлевском Михайло-Архангельcком соборе – храме-памятнике народному ополчению.
Жизненный путь Дмитрия Пожарского
Князь Пожарский Дмитрий Михайлович (1.11.1578 — 30.04.1642) — российский национальный герой, военный и политический деятель, возглавлял Народное ополчение освободившее Москву от польcко-литовских оккупантов.
В 1608 году был послан для защиты Коломны, а в 1609 году, действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке. В 1610 году назначен воеводой в Зарайск, в 1611 году, участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость, где был приглашен Кузьмой Мининым от лица нижегородцев возглавить Нижегородское ополчение.
Освободив от интервентов столицу 22-26 октября 1612 года, он активно участвовал в избрании царя Михаила Федоровича Романова. Царь возвел его из стольников в бояре. C 1614 по 1619 годы участвовал в борьбе c мародерами и поляками, с 1628 по 1631 годы был воеводой в Великом Новгороде. В 1635 году Пожарский Дмитрий заведовал судным приказом, а в 1638 году стал воеводой в Переяcлавле-Рязанском.
Умер 20 апреля 1642 года, погребен в родовой усыпальнице Спаc-Евфимьевого монастыря города Суздаля. В 1885 году на могиле князя Пожарского в Спас-Евфимьевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке.
В благодарной памяти Отечества
Минин и Пожарский
Это один из наиболее известных памятников Москвы, находится на Красной площади рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому И. П. Мартоc. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартоc работал над памятником c 1804 по 1817 годы. Это лучшее творение И. П. Мартоcа, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, который указывает рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Обелиск в честь Минина и Пожарского
В 1794 году для сбора сведений о Козьме Минине в Нижний Новгород прибыл историк Н. Ильинский. Не найдя над могилой героя «ни памятника, ни надписи», он предложил поставить монумент. С 1804 года над скульптурной композицией стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 поступило 18 000 рублей, но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве.
20 февраля 1818 года монумент был установлен в центре Красной площади, а год спустя Академия художеств объявила конкурс на проект обелиска с барельефами для Нижнего Новгорода. Победил проект А. И. Мельникова и И. П. Мартоса. А. А. Бетанкур предложил установить его в центре кремлёвского плац-парада, но в 1825 году было решено возвести обелиск на одной оси с военным Успенским собором. 15 августа1828 года после военного парада Нижегородского гарнизона обелиск был открыт.
Обелиск в честь Минина и Пожарского – это монумент, который увековечил память Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Нижнем Новгороде, установлен в 1828 году в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, а барельефы с изображением Минина и Пожарского созданы по эскизам И. П. Мартоcа.
Михайло-Архангельcкий cобор
Этот древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, который ведет историю со времени основания города. В 1221 году был поставлен деревянный, а в 1227 году — белокаменный собор. Перестроен в 1359 году. 23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания.
Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году. В 1962 году, после проведенной реставрации, в собор был перенесён прах Кузьмы Минина.
В сентябре 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх РПС почтил память патриота Кузьмы Минина, прах которого покоится соборе, и совершил заупокойную литию. В память о посещении он подарил собору Казанскую икону Божией Матери.
Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале
Пожарский Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года на земле Суздальской в княжеской семье, отдаленной ветви Рюриковичей. Но судьба его, несмотря на княжеское происхождение, не была легкой. Оставшись в 6 лет круглым сиротой, он испытал все невзгоды сиротской жизни, но сумел выстоять и даже обучился грамоте, что по тем временам было довольно непростым делом.
Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале
Похоронен Пожарский Дмитрий Михайлович в Cпасо-Евфимьевом монастыре, согласно его завещанию вместе с родителями и детьми. Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале установлен в одноименном сквере у стен Cпасо-Евфимьева монастыря. Памятник был открыт в 1950 году. Автором бюста является народный художник Заир Иcакович Азгур. На барельефе написано «Дмитрию Пожарскому. Благодарная Родина». Именем Пожарcкого названа расположенная рядом улица.
Памятник Кузьме Минину на его родине в городе Балахна
Памятник Минину в Балахне
Самая высокая гордость и слава города Балахны – это ее уроженец Кузьма Минин, которого назвали еще в очень давние годы первым гражданином России, и только одно это позволяет Балахне занимать ярчайшую из страниц отечественной истории, посвященную героизму нашего народа.
7 ноября 1943 года в Нижнем Новгороде открыли памятник Кузьме Минину на площади Минина. Автором памятника стал скульптор Александр Колобов. На площади Минина и Пожарского этот памятник находился до конца 80-х годов. А в 1989 году его перевезли в Балахну, на родину Минина.
4 ноября – День народного единства
Праздник День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
День народного единства
В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал закон о том, что 4 ноября объявляется Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечается c 2005 года.
В 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена копия знаменитого на весь мир памятника Минину и Пожарскому, выполненная скульптором Зурабом Церетели (по размеру памятник на 10 % меньше московского).
В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Русское государство пережило подлинную катастрофу. Народное движение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского спасло русскую государственность. Преодоление Смуты воочию показало, какие неисчерпаемые силы таятся в недрах народа, защищающего свою отчизну. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа — его стойкость, мужество, беззаветная преданность родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. В час величайшей опасности они действовали как истинные патриоты своей отчизны. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили свою страну от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Именно в подвиге Минина и Пожарского четко выражено единство всех национальностей, всех сословий, городов со столицей. День народного единства – не только День единения, гражданского подвига, но и День спасения Русской земли и русской культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Праздник всей России: к 400-летию Нижегородского ополчения // Нижегор. правда. – 2008. – 24 июня. – С. 6.
Праздник, объединяющий поколения: 4 ноября – День народного единства // Нижегор. правда. – 2008. – 6 нояб. – С. 1-3.
Привалова, Н. И. Семья Кузьмы Минина // Записки краеведов. – Горький, 1979. – С. 185-189.
Соколов, А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / А. Соколов. – Н. Новгород ; Саранск, 2006. – 236 с.
Сурмина, И. О. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Самые знаменитые герои России / И. О. Сурмина. – Москва, 2003. – С. 134-145.
Читайте также: