Девиз мгту им баумана

Обновлено: 14.11.2024

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (полное название Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», также известен как Бауманка, Бауманский, Бам) — первый и один из крупнейших технических университетов в России, один из ведущих технических вузов Европы, научный центр, особо ценный объект культурного наследия народов РФ.

Предыдущее название: «Московский Ордена Ленина Ордена Октябрьской Революции Ордена Трудового Красного Знамени Государственный Технический Университет имени Николая Эрнестовича Баумана». Назван в честь революционера Николая Эрнестовича Баумана, убитого в 1905 году недалеко от главного здания университета.

МГТУ активно участвует в Болонском процессе [1] и является одним из немногих российских вузов, дипломы которых котируются в западных странах, диплом МГТУ традиционно признаётся за рубежом [2] . МГТУ получил награду «Европейское качество» за стремление достичь высокого качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами [3] [4] . МГТУ им. Н. Э. Баумана в течение более чем 10 лет является головным вузом Ассоциации технических университетов, включающей в свой состав более 130 университетов России [5] . МГТУ — первый российский вуз, являющийся членом ассоциации «Top Industrial Managers for Europe».

За большой вклад в развитие науки и техники, в воспитание инженерных кадров МГТУ им. Н. Э. Баумана награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 МГТУ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (из московских вузов кроме МГТУ этот статус имеет только МГУ им. М. В. Ломоносова).

В общероссийских официальных рейтингах МГТУ постоянно занимает первые места среди технических вузов [6] [7] [8] [9] [10] [11] . МГТУ — один из победителей конкурса инновационных образовательных программ Минобрнауки РФ [12] . Также МГТУ — один из трёх самых востребованных российских вузов, выпускники которых востребованы в крупнейших компаниях [13] [14] .

Содержание

Университет сегодня

Вид главного корпуса МГТУ им. Н. Э. Баумана со стороны Яузы (и Лефортовского пруда) ночью

Внутренний двор МГТУ с фонтаном

Главный корпус МГТУ им. Н. Э. Баумана

Двор дворцовой части ГУК МГТУ ночью

Дорожка к проходной № 2

Фонтан в ГУК МГТУ

МГТУ ведёт подготовку более чем по 65 специальностям. В рейтингах вузов технического профиля МГТУ им. Н. Э. Баумана неизменно занимает первое место. В 2007 году в университете училось 18000 студентов, работу в университете ведут более 4,5 тысяч профессоров и преподавателей, среди которых 450 докторов наук и около 3000 кандидатов наук [15] . В период с 1918 по 1997 гг. было подготовлено свыше 120 тысяч специалистов, большинство из которых связало свою жизнь с научной и конструкторской деятельностью, работой на крупнейших предприятиях машино- и приборостроения. Некоторые отраслевые факультеты МГТУ располагаются также в подмосковных городах: Красногорске, Реутове, Королёве, работает Калужский филиал университета.

За все годы работы университета было подготовлено более 200 тыс. инженеров России [16] [17] .

Названия

    −1830 Императорский Воспитательный Дом
  • 1830−1868 Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ)
  • 1868−1918 Императорское Московское техническое училище (ИМТУ)
  • 1918−1930 Московское высшее техническое училище (МВТУ)
  • 1930 Московское механико-машиностроительное училище
  • 1930−1943 Московский механико-машиностроительный институт им. Н. Э. Баумана (МММИ им. Н. Э. Баумана)
  • 1943−1989 Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ им. Н. Э. Баумана)
  • с 1989 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана)

История

XVIII век

1 сентября 1763 г. для развития искусств и ремесел Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская, подписывает высочайший манифест об учреждении в городе Москве Императорского Воспитательного Дома, впоследствии превратившегося в Ремесленное Учебное Заведение, в Императорское Высшее Техническое Училище и в МГТУ имени Н. Э. Баумана, сегодня известное высшее учебное заведение России. 21 апреля 1764 г. состоится торжественное открытие Екатериной Второй Воспитательного Дома, на котором М. В. Ломоносов в честь будущего заведения напишет оду:

Блаженство общества всемирно возрастает;

Монархия труды к трудам соединяет;

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печётся малых чад;

Дабы в отечестве оставлено презренно,

Приобрело сему сокровище бесценно,

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих презирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера -

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите мудростью, как верностью за ней.

XIX век

В 1826 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремёсел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома. С этой целью известным московским архитектором Д. И. Жилярди был отстроен сгоревший ещё в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И. П. Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.
В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведёт своё летоисчисление нынешний МГТУ.

Генеалогическое древо МГТУ

В 1868 году был утверждён Устав, в первом параграфе которого было сказано: «Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов». Первыми кафедрами в училище были кафедры высшей математики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Высокий авторитет профессорско-преподавательского состава и уровень подготовки выдвинули ИМТУ в ряд ведущих политехнических школ Европы.
Выпускник МРУЗ Д. К. Советкин предложил систему практического обучения профессии, сочетавшую педагогические и технологические требования. Усовершенствованная профессорами ИМТУ, она была включена в подготовку инженеров и сочеталась с теоретическими курсами. Эта система инженерного образования принесла училищу мировую известность (Большая золотая медаль Всемирной выставке в Вене в 1873) и получила название русской. В конце XIX — начале XX столетий роль ИМТУ в технической и научной жизни страны постоянно возрастает. В училище формируются фундаментальные научные школы, вызванные к жизни интенсивным ростом промышленности и привлечением в училище ведущих учёных, главным образом, воспитанников Московского университета. В области теоретической механики и аэромеханики работает «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский. Физическое направление представлено трудами Д. Н. Лебедева, П. П. Лазарева, В. С. Щегляева, С. И. Вавилова. Благодаря трудам А. С. Ершова, П. Л. Чебышёва, Н. Е. Жуковского, Н. И. Мерцалова рождается отечественная наука о теории механизмов и машин. Работы Д. Н. Лебедева, А. И. Сидорова, П. К. Худякова закладывают базу для совершенствования расчётов сопротивления материалов и деталей машин. Развиваются теплотехническое направление, работы в области электротехники, химии и химической технологии.

XX век

Копия Р-7 в Москве на ВДНХ

После 1917 года училище пережило ряд преобразований, оно стало называться Московское высшее техническое училище (МВТУ) приём студентов осуществлялся на 4 факультетах: механический, инженерно-строительный, химический, электротехнический. Отделились аэрогидродинамическая, автомобильная, химико-технологическая лаборатории, которые дали жизнь таким научно-исследовательским институтам, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационных моторов (ЦИАМ), Научный автомоторный институт (НАМИ).

Радикализм некоторых руководителей Наркомпроса в «пролетаризации» высшей школы, попытки решения её проблем методами политического давления и административного вмешательства вызвали протесты многих профессоров и преподавателей. В начале 20-х гг. многие из них подверглись репрессиям.

В 1929 году контингент студентов составлял свыше 7 тысяч. Серьёзным трансформациям училище подверглось в 1930 году, когда на базе МВТУ были организованы технические вузы, ставшие в дальнейшем крупнейшими учебными заведениями: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Академия противохимической защиты и др. Оставшийся от МВТУ в прежнем здании механический факультет переименовали в Московский механико-машиностроительный институт (МММИ) и в том же 1930 году присвоили ему имя революционера-ветеринара Н. Э. Баумана [18] .

17 ноября 1933 года постановлением ЦИК СССР МММИ им. Н. Э. Баумана за особые заслуги в социалистическом строительстве был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

С 1934 года в училище проводится обучение плохо слышащих студентов. В 1938 году в МММИ взамен общетехнического факультета были открыты сразу три оборонных факультета: танковый, артиллерийский и боеприпасов. В 1943 году МММИ было возвращено прежнее название — МВТУ.

Привет, Geektimes! Честно скажу — далеко не каждый день удаётся начать с приветственного поста в блоге одного из самых крутых технических вузов России. Ощущения как перед сессией — от волнения могу перепутать десятичный логарифм с натуральным, а за день до экзамена попытался хотя бы вкратце прочитать все лекции семестра необъятное — историю этого самого вуза, а она, стоит признать, действительно необъятная. Но назад дороги нет — МГТУ им. Н.Э. Баумана открывает свой блог на Geektimes, а я в качестве одного из гостей проведу наноэкскурсию.

Под катом много фоток. Всем, кто дочитает и найдёт все пасхалки — зачёт автоматом.

Вообще, я больше привык писать про офисы IT-компаний, нежели про университеты, но как говорится, а почему бы и нет. Тем более, что именно Университет им. Н.Э. Баумана как никакой другой похож на офисы ИТ-компаний и даже превосходит их именно по духу и концентрации лучших студентов технических специальностей России. Вы только представьте: идёшь ты по коридору, а недалеко стоит группа студентов — и среди них будущие сотрудники крупнейших ИТ-компаний, поисковиков, инженеры и изобретатели. То есть те, кто непременно будет определять, каким оно станет, наше ближайшее технологическое будущее.

А между тем, у Бауманки большое и славное прошлое. Начну с небольшого исторического экскурса. Всё случилось в далёком 1826 году, когда императрица Мария Фёдоровна (жена Павла I) велела учредить большие мастерские разных ремёсел для мальчиков-сирот из Воспитательного дома. Под это дело известный архитектор Д. И. Жилярди отстроил сгоревший ещё в 1812 году Слободской дворец. А 13 июля 1830 года император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении» — с этой даты и началось летоисчисление нынешнего МГТУ.


В таком виде дворец предстал перед первыми учениками. Фото отсюда.

В 1868 году вышел Устав, первый параграф которого гласил: «Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов». Первыми кафедрами в училище стали кафедры высшей математики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Оттуда и повелась традиция выпускать самых крутых инженеров страны, изобретателей и просто профессионалов с большой буквы.

С тех пор учебное заведение неоднократно переименовывали, а всевозможные «ответвления» впоследствии стали вполне себе самостоятельными вузами. Например, вот так выглядит «генеалогическое дерево Бауманки», которое находится в главном учебном корпусе:


[Кликабельно] Было непросто, но я нашёл исходник этой картинки — посмотрите, интересно.


Был удивлён, узнав, что и мой институт (МЭИ ТУ) является лишь одним из многочисленных «отростков».

С 1918 по 1930 и с 1943 по 1989 заведение называлось МВТУ (Московское Высшее Техническое Училище, старшее поколение до сих пор называет так МГТУ), хотя альтернативная расшифровка этой аббревиатуры звучит как «Мужество, Воля, Труд и Упорство» — сейчас эта фраза является девизом университета).

В Москве находятся несколько зданий МГТУ — это учебные и учебно-лабораторные корпуса, хотя некоторые отраслевые факультеты расположены в разных подмосковных городах на различных предприятиях (Алмаз-Антей, РКК Энергия и т.д.). Также у университета есть три филиала — Калужский (на 7 корпусов, 5 факультетов), Дмитровский (недалеко от Радиотелескопа им. Н.Э. Баумана) и Мытищинский (на 2 факультета; бывший Лестех).

В Университете идёт обучение более чем по 70 специальностям, преподавательский состав — более 4500 профессоров и преподавателей (450 из которых — доктора наук, около 3000 — кандидаты). Ежегодно в университете учится около 20 000 студентов!

Моё знакомство с «Бауманкой» началось с главного учебного корпуса (он же ГУК), который состоит из двух частей:

— старейшая (также называемая дворцовой) — представляет собой Слободской дворец XVIII—XIX веков, эта часть обращена фасадом на 2-ю Бауманскую улицу;

— вторая более поздняя (так называемая «циркульная» или «высотная») часть ГУК состоит из 12 этажей и построена уже в советское время, обращена фасадом на набережную Яузы — именно с этого ракурса «Бауманка» наиболее узнаваема.

Строительство началось с левого крыла, которое носит название «северное», позже было закончено строительство правого крыла, как не сложно догадаться, «южного» (аудитории, расположенные в этом крыле, нумеруются с суффиксом «ю»). В этом же здании находится музей МГТУ, а на верхнем этаже — тир на 25 (для пистолетной стрельбы) и 50 метров (для винтовок). Каждый, кто проезжал по набережной и видел корпус Университета, обязательно замечал 6 статуй над главным входом — представители специальности. Их бауманские традиции тоже не обошли стороной и дали весьма специфическое название «шестеро непьющих».


Ну или «Семеро непьющих» — подразумевая под седьмым непьющим то памятник Королёва, то ректора университета, чьи окна выходят сюда :) Фото отсюда.

В ГУК хоть и действует общее правило нумерации аудиторий, среди корпусов университета он является одним из самых запутанных. Номер аудитории ГУК состоит из номера этажа (первая цифра) и порядкового номера аудитории. Порядковые номера аудиториям присваиваются в шахматном порядке. Чётные номера располагаются справа при движении по циркульной части в направлении от центральной лестницы высотного здания ГУК.

Там же — небольшая библиотека с современной технической и околотехнической литературой и небольшой стеллаж со старинными железяками.

Сейчас я делаю ремонт дома, поэтому без особых проблем учуял по запаху свежую штукатурку — некоторые этажи (и главная лестница) здания только-только после ремонта, причём, по меркам учебных заведений выглядит всё очень дорохо-бохато. Вот, например, «зал славы», в котором висят портреты основателей научных школ:


Известных учёных очень много, чтобы сразу всех запомнить. Н.Е. Жуковский, Н.И. Мерцалов, С.А. Чаплыгин, С.И. Вавилов. П.А. Велихов и многие другие.

А вот отдельная галерея для выдающихся воспитанников: С.П. Королёв, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, В.Г. Шухов, П.О. Сухой, Н.А. Доллежаль и другие талантливые инженеры, конструкторы и пионеры авиции.

Рядом с залом славы висят несколько наград самого университета, похвастаться которыми могут не только лишь все: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени и Орден Октябрьской Революции.

Кстати, «Бауманка» — один из немногих университетов, в котором высшее техническое образование могут (аж с 1934 года) получить люди с ограниченными слуховыми возможностями — для них есть особые лаборатории, преподаватели и специально разработанные образовательные программы.

У бауманцев очень много традиций, а по всему главному корпусу расположено много интересных мест с необычным названием. Здесь есть и своё «метро», и «сачкодром» и даже своя «Красная площадь» — одно из мест в главном корпусе (с красными стенами), где студенты часто договариваются о встрече.

Рядом с «красной площадью» находится «обжорный ряд», который состоит из 4 столовых, пельменной, блинной, кафетерия и парочки буфетов. Мм, вам тоже только что захотелось пельменей? )


В главном корпусе есть места, которые даже старшекурсник найдёт не с первого раза: аудитории 501Ю и 502Ю, 316, 323 и 327 (для неё висит отдельный указатель).


Страшный сон перфекциониста )

А вот как выглядит одно из мест, где студенты списывают друг у друга делают лабораторные работы по физике. Помимо основного помещения (в центральной части которого висит маятник Фуко), есть и отдельные помещения, в зависимости от факультетов. Всего в университете, хотите верьте хотите нет — почти 300 лабораторий!

Все лаборатории оснащены необходимым современным оборудованием и измерительной техникой — это даёт возможность получить практические навыки с первого года обучения и научиться взаимодействовать с техникой и приборами, а не подгонять результаты (признайтесь, вы ведь тоже делали так в школе или вузе?)).

Большинство аудиторий в Университете — лекционные, они вмещают в себя целый поток — это около шести групп по 25 человек. Главным отличием таких лекционок являются доски. Они трёхэтажные и перемещаются с помощью специального механизма.

В главном здании находятся две самые старые аудитории с уникальным потолком, где ещё учились знаменитые Шухов, Королёв и Туполев. Именно эти аудитории обычно попадают под прицел всех киносъёмок, происходящих в МГТУ («Мой парень ангел», «С 8 марта, мужчины», «Дом солнца», «Аватар» и другие).

В одном из научно-образовательных центров (их всего в МГТУ около пятнадцати) встретилась довольно интересная экспозиция — вариант того, как мог бы в будущем выглядеть район, в котором находится университет. Если кто не увидел, то сам университет находится вооооон там, с левой стороны. Кстати, и всё-таки ветряки вращаются.

Приятно удивило техническое оснащение некоторых кабинетов — аккуратные парты, цифровая доска, проектор, шумозащитные стеклопакеты. Эх, в моём институте ничего подобного не было. Равно как ещё не было всяких там Google Docs и ноутбуков, способных работать по 8 часов от батарейки — сейчас с таким оснащением я с удовольствием поучился бы ещё раз, но уже «более вдумчиво».


Во всём университете сейчас делают прозрачные двери, в том числе в рабочих кабинетах и аудиториях — тем самым руководство символизирует свою открытость.

А вот, например, кабинет для важных переговоров. Больше похоже на кабинет директоров в какой-нибудь крупной компании:

Я уже собирался уходить, как вдруг мне сказали «А хочешь ещё кое-что интересное покажем?» — разве при подобной постановке вопроса можно как-то отказаться? )


Дорога к главному зданию. Справа (не видно) находится памятник Н.Э. Бауману, который студенты называют «Нога». За ним находится фонтан и сквер — тот самый «сачок».

Через пару минут мы уже ехали в сторону учебно-лабораторного корпуса (в нём в основном учатся младшие курсы), перед которым стоит памятник одному из «выпускников» — Сергею Павловичу Королёву.

Данный корпус студенты называют «Крейсером», «Титаником» или «Ледоколом» — за схожесть с корпусом корабля и расположения (на берегу Яузы). А вот оснащение действительно как на «Титанике»: общая площадь — более 80 тысяч метров, готовность к одновременному приёму более 5 тысяч студентов. В корпусе 100 аудиторий, 20 компьютерных классов, 19 лифтов, библиотека (на 800 тысяч томов книг), читальный зал на 680 мест, концертный актовый зал почти на 1194 места, конференц-зал на 126 мест и ряд других помещений. Кстати, Яуза тут совсем не лишняя — именно в неё, согласно поверью, студенты бросают тубусы после того, как выпьют из них шампанское за защищённый диплом (слухи требуют подтверждения выпускниками в комментариях! И про тазики расскажите, а?)


Ночной «Титаник». Фото отсюда.

Но мне не стали показывать все эти аудитории и залы, а повели в одно относительно небольшое помещение, находящееся где-то в подвале здания. То, что я увидел, я ожидал увидеть меньше всего.

МГТУ им. Баумана возвращается на Хабр, и мы готовы делиться самыми актуальными новостями, рассказывать о самых современных разработках и даже пригласить вас «прогуляться» по научным центрам и лабораториям Университета.

Если вы еще не знакомы с нами, обязательно прочитайте обзорную статью о легендарной Бауманке «Alma Mater технического прогресса» от Алексея Boomburum.

Сегодня мы хотим рассказать об уникальном факультете ГУИМЦ, возможностях, которые предоставляет университет молодым людям с нарушением слуха, и об адаптированных образовательных программах, не имеющих аналогов во всем мире.



Первое учебное заведение страны для глухих и слабослышащих

ГУИМЦ — это головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

История инклюзивного образования в МГТУ началась в 1934-м году — тогда в вуз были зачислены первые 11 человек с инвалидностью по слуху, из которых была сформирована учебная группа. Сегодня в МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы уникальные, не имеющие аналогов в отечественной и мировой практике инклюзивного образования условия для обучения студентов.

Адаптированные программы. Как на них поступить и в чем особенность?

При поступлении в МГТУ каждый абитуриент с ограниченными возможностями здоровья сам выбирает, в каком формате он хочет проходить обучение: вместе с большинством студентов или по инклюзивным (адаптированным) профессиональным образовательным программам. Здраво оценивая свои возможности, поступающий выбирает либо классический, привычный всем формат, либо обучение с поддержкой факультета ГУИМЦ.

Главная особенность адаптированных программ — дополнительный год обучения. То есть учеба по программам бакалавриата длится 5 лет, а по программам специалитета — 7. Основное преимущество «введения» в учебный план дополнительного года — снижение трудоемкости первого года обучения.

В МГТУ учиться совсем не просто: первокурсники сталкиваются с большой нагрузкой, новыми предметами и непростыми задачами. Распределяя самые сложные дисциплины первого года обучения на два, факультет ГУИМЦ дает своим студентам возможность освоить материал в более комфортном для них режиме. Также в первые два года обучения факультет вводит дополнительные дисциплины в зависимости от потребностей студентов. Большинство студентов факультета имеют нарушения слуха, и специально для них проводятся занятия по изучению технических средств, которые им нужны: по использованию слуховых аппаратов, где обсуждаются все возможности таких девайсов и новинки рынка; по семантике технических текстов и пр.

Первые два года студенты ГУИМЦ учатся в небольших группах не более 12 человек с частичной интеграцией в общие потоки. Эти группы собираются из разных направлений подготовки в зависимости от образовательных потребностей. Как правило, набор на первый курс выглядит так:

1-я группа: студенты с полной потерей слуха, которым нужно полное сопровождение сурдопереводом;
2-я группа: слабослышащие студенты, которым сурдоперевод не требуется;
3-я группа: студенты с инвалидностью, вызванной другими заболеваниями, которым нужна особая организация учебного процесса (большой перерыв на обед, специальным образом составленное расписание и др.).

Так как первые курсы обучения состоят из схожих дисциплин, студенты с разных кафедр, могут учиться вместе в таких малочисленных специальных группах.

После окончания первых двух лет освоения программы первого курса, студенты полностью вливаются в группы 2-го курса общего потока своей выбранной специальности и оставшиеся курсы учатся инклюзивно. То есть — посещают все пары со студентами групп других факультетов, но присутствуют на занятиях с переводчиком или специальной аппаратурой, которая позволяет четко и без шумов слышать речь преподавателя. Она состоит из парной системы микрофона, который преподаватель надевает в начале занятия, и непосредственно слухового аппарата студента.

Также факультет ГУИМЦ предоставляет возможность обучаться и по программам магистратуры.

Какие существуют направления обучения (специальности)?

Абитуриенты могут выбрать любое направление подготовки, доступное в МГТУ, однако, существуют некоторые особенности и рекомендации. Студентам с полной потерей слуха рекомендуется выбирать из трех наиболее перспективных направлений подготовки: «Информатика и вычислительная техника» (каф. ИУ5), «Автоматизация технологических процессов и производств» (каф. РК9), «Материаловедение и технологии материалов» (каф. МТ8). Это связано с ограниченным количеством сурдопереводчиков Центра — таким студентам они нужны на протяжении всего срока обучения, в том числе, в общих потоках на старших курсах.

Те, кому сурдоперевод не требуется, могут выбирать абсолютно любую специальность инженерного профиля — первые два года такие студенты будут учиться в группах ГУИМЦ, после чего уйдут в общие потоки. Тем не менее, слабослышащим абитуриентам также рекомендуется выбирать одно из перечисленных выше — преподавательский состав этих кафедр за годы обучения студентов ГУИМЦ накопили значительный опыт и разработали собственные методики преподавания дисциплин. Помимо указанных выше, большим опытом обладают кафедры «Информационная безопасность» (каф. ИУ8) и «Метрология и взаимозаменяемость» (каф. МТ4).

В этом году 33 первокурсника поступили на факультет ГУИМЦ. Среди них — студентка с нарушением слуха, поступившая на кафедру «Социология» (каф. СГН2). Для нее был составлен индивидуальный учебный план на 5 лет. Первокурсница будет посещать пары со студентами факультета СГН. На них она будет, как и все, полностью погружена в учебный процесс, а факультет ГУИМЦ будет предоставлять ей дополнительные девайсы и слуховые аппараты, которые будут настроены и индивидуально адаптированы под особенности слуха девушки.

В следующей статье мы покажем вам, как выглядит сам Учебный центр со всеми технологическими особенностями, расскажем об умных аудиториях факультета и познакомим с некоторыми специалистами, работающими в сфере инклюзивного образования.

Предлагаю вашему вниманию заметку про кафедру «Компьютерные системы и сети» (ИУ6) МГТУ им. Баумана, которую я закончил три года назад. Прокомментировал основные предметы и учебный процесс в целом. Рассказал то, о чем не говорят в приемной комиссии. Бесспорно, что в Бауманке есть очень сильные преподаватели, идущие в ногу со временем, на лекциях которых по-настоящему интересно. Но, к сожалению, для кафедры ИУ6 это редкость…

Общие предметы

Фундаментальная база (математика, физика, теоретические основы электротехники и др.) дается в полном объеме. Зависит от преподавателя, но в целом фундаметальные науки даются на высоком уровне.
Два семестра черчения. Согласен, что будущий инженер должен иметь базовое понятие об инженерной графике, но два семестра это перебор.
Основы конструирования приборов. Здесь под прибором подразумевается комбинация шестеренок и валов. Заставляют делать домашние задания по расчетам этих валов. Не имеет никакого отношения к электронике и к специальности. Не понятно, как это предмет вообще попал в программу.
Очень радует, что нет сопроматата, материаловедения и других не нужных ИТ-шнику предметов (в МГТУ сопромат преподается на 90% специальностей).
Про общие гуманитарные предметы ничего не говорю, потому что термин «Университет» подразумевает их изучение.

Специальные предметы

Алгоритмические языки программирования

Два семестра.
Первый семестр — Паскаль. Все понравилось: структурировано и понятно.
Второй семестр — Си. Препод мешал с и с++ в одну кучу, рассказывая про циклы, функции, классы, виртуальные методы. О том, что между этими двумя языками есть разница, ничего не говорилось. Проверка знаний слабовата: самое сложное, что нужно было сделать на экзамене это написать код объявления класса А с двумя числовыми полями, от которого наследуется класс Б с одним дополнительным полем.
Считаю большой ошибкой преподавать основы программирования и рассказывать про классы, но ничего не говорить о базовых принципах ООП и паттернах проектирования. Других предметов, которые могли бы дать хотя бы основу ООП и культуры программирования, в учебном плане не предусмотрено.
На изучение классических алгоритмов и структур данных (списки, деревья и т.п.) в учебном плане тоже нет ни малейшего намека.

Системное программирование

Изучение ассемблера x86, очень полезный курс, т.к. дает представление о том, что скрывается за каждой строчкой кода на c/pascal.

Компьютерная графика

Препод выдает каждому чертеж некоторой плоской фигуры (деталь станка в разрезе, например) с проставленными размерами. Нужно написать скрипт для автокада на АвтоЛиспе, который эту фигуру будет чертить.
Для сравнения: на втором курсе ВМК МГУ студентам предлагалось тогда написать на с++ распознавание образов и рендеринг различных сцен в directx/openGL.

Периферийные устройства

1) ЛАБА: накопитель на магнитной ленте, записать несколько байт информации, прочитать эти байты, посмотреть сигнал с магнитной головки еле живым осциллографом, на котором ничего не видно, зарисовать осциллограмму в отчет и «сделать выводы» — конечный пункт, который должен быть в любой лабе по каждому предмету.
2) на лекциях читал фрагменты из избранных прошлогодних рефератов студентов под диктовку, убеждал нас, что нужно записывать каждое слово, потому что «британские ученые доказали, что при таком подходе лучше запоминается»
3) реферат. Содержание почти не проверяется, необходимые и достаточные требования: наличие титульного листа, оглавления и списка литературы.

Информационная безопасность

1) 15 лекций, на которых препод давал под диктовку выдержки из законодательства РФ на тему коммерческой тайны, создания вредоносного ПО и другой воды, которая на раз ищется в гугле. Не было ни слова про алгоритмы защиты и шифрования.
2) Лаба. Выбрать алгоритм и написать утилиту шифрования и дешифрования. Похожесть программ среди студентов и правильность работы не проверялась. Только бумагу переводили, печатая отчеты с текстами программ.

Научная организация инженерного труда

Половина лекций — чтение гостов под диктовку и регулярное напоминание о том, как важно их соблюдать. Особенно убил семинар, на котором препод полтора часа диктовал и показывал примеры, как надо оформлять «список использованных источников информации» в конце курсовика или домашнего задания.

Конструирование ЭВМ

1) Лекции проходили в диком темпе, рисовались сложные чертежи и формулы в полдоски о водном охлаждении, расчете нагрузок и т.д… Препод говорил по 200 слов в минуту. Записать все нереально, а разобраться по обрывкам еще сложнее. Список рекомендуемой литературы, на мой взгляд был слишком большим, чтобы успеть его осилить к экзамену за 1 семестр.
2) Экзамен. Пишешь ответ на билет, подходишь к преподу, он его молча читает, затем берет зачетку и ставит оценку. Если студент понимает что написал, но по невнимательности в формуле пропустил букву, то преподу это не важно — минус балл. На пятерку нужно почти дословно воспроизвести материал лекции. К счастью, в программе бакалавров по этому предмету был зачет. Экзамен сдавали только инженеры. По-моему, среди тех, кто не списывал, все получили тройки или ниже. Единственную пятерку в потоке получил отъявленный двоечник: потому что содержание шпоры на этот билет было идеальным.

Операционные системы

1) Лекции достаточно интересные, преимущественно по книге Таненбаума.
2) Лабы были связаны с Win98, например: конфигурирование автоматической установки системы или изучение лога загрузки (был 2004й год).

Электроника

Основы полупроводниковой техники. Как работают транзисторы, усилители, генераторы и др. Раньше этот курс был три семестра, потом план изменился и курс стал один семестр. Но преподаватель количество материала не уменьшил, отсылал студентов к книгам. Вопросов к экзамену, если не изменяет память, было порядка двухсот. Даже если тратить все свободное время в течение семестра, то все равно можно не успеть осилить.

Схемотехника

Промежуточное звено между транзистором и арифметико-логическим устройством. Материал читается очень доступно и понятно. К слову: электронику, схемотехнику и основы построения ЭВМ читают три разных преподавателя.

Основы построения ЭВМ

1) 30 летняя давность, почти во всех блоках использовались линии задержки, которые уже давно нигде не применяются
2) на экзамене требуется ответ слово в слово, а рисунки должны быть изоморфными: если ты придумал «сумматор» оптимальнее, чем было рассказано на лекции — получаешь двойку, потому что «я такое не рассказывал, вы не знаете что такое сумматор. »
3) человек, который занимался разработкой прошивок для больших ПЛИС ходил к этому преподу пересдавать экзамен несколько раз.
4) ЛАБА: выдается задание написать программу для микроконтроллера MK51, к примеру вычисляющую a*a + 3*a + 5. Проводится на старейших стендах, программу в микроконтроллер вбивают посредством hex-кодов. Т.е. требуется не просто написать программу, а перевести ее по таблице из ассемблера в коды команд и посимвольно ввести ее в память. Одна ошибка по невнимательности — ничего не будет работать и все нужно делать заново.

Микропроцессорные системы

Материал про микроконтроллеры дается структурировано и понятно. Курсовые проекты у всех разные, меняются почти каждый год, и имеют связь с реальностью. Лабы наш поток проходил на устаревших стендах, но слышал, что новые поколения проходили эти лабы на свежекупленных design kit-ах с AVR микроконтроллерами, что гораздо интереснее и приятнее.

Параллельные вычислительные системы

Задумка хорошая прочитать такой курс, но реализация не удалась. Сложилось впечатление, что лектор, который читал этот курс, не разбирался в предмете. Читал его по методичке, написанной другим человеком, постоянно ошибался. Связность материала была слабая. Студенты, кому было интересно, разобрались сами и поправляли препода во время лекции. Оценка на экзамене складывалась из личной симпатии и посещаемости. Были люди, которые готовились к экзамену, отвечали достойно, а препод ставил три, приговаривая «вы не правильно говорите, все на самом деле не так!».

Локальные и Глобальные сети

Здесь нужно было расписываться в листе посещения на лекциях.
Те, кто прогуляли половину лекций, но все выучили, сдавали этот экзамен очень тяжело. Даже при правильном ответе препод кричал «нет, неправильно», а на просьбу объяснить почему, продолжал «да ты вообще ничего не знаешь, я не буду на эту тему говорить».
С теми, кто посещал, дело было по-другому. Реальная беседа препода со студентом, посетившим все лекции:
П: какая скорость у Fast Ethernet?
С: ыыыы… не знаю
П: какая скорость у Gigabit Ethernet?
С: ыыыы… гигабит
П: молодец… давай зачетку, пять

Корпоративные сети

Один из немногих предметов, где преподается актуальный материал. Объем большой, но эти знания реально могут пригодиться каждому. Мне очень пригодилось, когда я настраивал домашную сеть из 4 узлов, часть из которых должны была выходить через VPN с британским адресом.
На экзамене есть вопросы как по настройке различных служб (DHCP, DNS, Active Directory, и т.д.), так и об общих принципах построения корпоративных сетей. Отвечать нужно письменно и подробно, расписывая каждый шаг настройки. Лабы интересные, нужно настроить сетевые службы между несколькими виртуальными машинами.

Цифровая обработка сигналов

Очень интересный курс. Лектор руководит отделом, который занимается очень интересными вещами и высокопроизводительными системами на базе DSP.
Лабораторные работы проходят на современных design kit-ах от Texas Instruments.

Госэкзамен бакалавров

Письменный. Три предмета (операционные системы, локальные сети и схемотехника). Билеты почти в точности повторяли то, что было ранее на экзаменах по этим предметам (т.е. объем материала по каждому предмету не уменьшился — фактически три экзамена в один день). Билеты выдали за 10 дней. Только два человека (один из них я) решились сдать этот экзамен без списывания. По одному предмету (сети) мне поставили 3 бала, потому что я написал ответ своими словами, опуская очевидные для себя вещи. Аппеляция все поставила на свои места, но остался неприятный осадок. Те, кто нашли в своих шпорах правильный ответ, получили пятерки.
Интересно, что ожидали преподы от студентов, когда сообщают им о тройном экзамене за 10 дней? Что они все возьмут и выучат, особенно когда им через две недели диплом защищать надо?

Об учебном процессе в целом

— препователи говорят «мы учим вас учиться, добывать знания самостоятельно», хотя значительная часть экзаменов сводится к тому, что нужно дословно воспроизвести материал лекции. Если рассказал другими словами — можно получить три.
— лучше получить двойку, потому что тройки и четверки деканат разрешал пересдавать только в исключительных случаях: если на последнем курсе видно, что у человека мог бы быть красный диплом, но одна тройка мешается.
— если делать домашние задания добросовестно, то это отнимает безумное количество времени, а на изучение чего-нибудь интересного времени почти не остается. Большинство из предлагаемых заданий и курсовиков мало чему учат, кроме как ходить по несколько раз к преподу и стоять в очереди, чтобы показать черновик.
— как правило, при сдаче курсовиков и домашних заданий препода больше всего интересует оформление, титульный лист и точное соблюдение гостов в тексте, формулах и рисунках. Гост на оформление текстовых документов менялся раза три за последние 20 лет. Не каждый преподаватель следил за новыми гостами, поэтому частенько приходилось дискутировать с ними на эту тему, иногда было проще сделать по старым гостам.
— преподы очень косо, некоторые даже с ненавистью, смотрят на работающих студентов, особенно если они не смогли посетить какую-нибудь его лекцию или вовремя сделать курсач.
— на многих предметах присутствующие студенты расписываются в листочках посещения. Тех у кого в листочке есть пропуски (у каждого лектора по-разному, но в среднем три и более), препод специально валит на экзамене, даже если человек самостоятельно осилил две толстых книги и отвечает верно.
— на большинстве экзаменов дополнительных вопросов не задают, хорошо написанный ответ на вопрос билета это скорей всего 4 или 5. Другими словами, если предмет не учил, но хорошо списал и сделал умный вид перед преподом, то получишь хорошую оценку. Из исключений (где дополнительные вопросы могли кардинально изменить оценку) помню только матан и теоретические основы электротехники. Это я к тому, что проверка знаний здесь, на мой взгляд, слабая. Один из преподов нашей кафедры говорит «раньше задавал дополнительные вопросы, но потом перестал, чтобы не расстраиваться лишний раз».

Курьезы в деканате

— одногруппник поехал на два года стажировки во Францию, после возвращения должен был доучиться последний курс. Когда возвращается из Франции, и приходит учиться в сентябре, его ожидает сюрприз: по бумагам два года назад он ушел в академ и не вернулся из него. Кто-то что-то перепутал в деканате, работая с бумажками. В конце концов ему удалось восстановиться, но ценой немыслимого количества нервов: бегать с ворохом бумажек из кабинета в кабинет и доказывать, что не верблюд, а тети сильно нервничают, потому что их оторвали от пасьянса.
— у одного студента была тройка на первом курсе, на четвертом он решил ее пересдать, чтобы получить красный диплом бакалавра. Пересдал. Ему выдали диплом с красными корочками, но с тройкой во вкладыше.
— другому в середине третьего курса сказали, что не допустят к сессии, потому что у него якобы до сих пор не сдан экзамен за первый курс — просто какая-то бумажка потерялась.
— понимаю, что люди не железные и никто в деканате не застрахован от ошибок, но на мой взгляд, их было слишком много за время нашей учебы.

Читайте также: