Девиз духовно нравственного воспитания в школе

Обновлено: 01.05.2024

«Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. В программе должно быть четко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает»

В. А. Сухомлинский

«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Д. С. Лихачёв

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, и т. д. Важнейшей проблемой современного образования является проблема определения его цели. Достаточно обобщенно и широко она представлена как главная цель воспитания в современном мире и состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Эта работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования; в работу общественных объединений с подростками и молодёжью; взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.

В качестве основных направлений выделены:

• Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.

• Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.

• Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

• Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

• Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.

• Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма.

Условно духовно-нравственные ценности можно представить в виде трёх направлений:

семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших поколениях и опеку пожилых и немощных, уважение старшего поколения;

культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре;

патриотические ценности, ориентирующие подрастающее поколение на любовь к Родине, уважительное отношение к законам родной страны.

Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Процесс духовно-нравственного воспитания довольно протяженный по времени, ведь основы его заложены в дошкольном периоде, «укоренение» первых нравственных понятий происходит в младшем школьном возрасте, осознание причинно-следственной связи наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируется личность. С раннего возраста человек сталкивается с проявлением отдельных чувств, в дальнейшем управляющих его нравственной позицией. К ним отнесём, например, совесть. Функционирование совести связано с внутренним различением понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь». С усвоения первых нравственных понятий идёт формирование духовности человека. Духовность можно определить как потребность к самосовершенствованию собственной личности через систему нравственных ценностей.

Воспитание «идеальной», правильной, гуманной личности в рамках образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях.

1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения, основ религий.

2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).

3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).

Конечно, процесс воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия осуществляется и при создании благоприятного микроклимата внутри класса, группы (дружеские отношения, при создании условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания, однако его основу в школьные годы воспитываемых составляют: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников обращает внимание на то, что «. основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.».

К таким «событиям» внеурочной деятельности можно отнести (экологические, волонтёрские десанты, различные экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера, патриотические акции; спортивные соревнования). Остановимся на некоторых из них.

Экскурсии как воспитательные мероприятия могут быть очень полезны. Основная цель педагога – составить такой маршрут экскурсии, который позволит осуществлять духовно-нравственное воспитание. Согласно точке зрения Е. Н. Барышникова, воспитательная экскурсия – это особый вид воспитательного мероприятия, форма учебной и воспитательной работы. Структурно экскурсии можно представить в трёх этапах: «Путешествие» (этап 1) - это дорога к определенному объекту, основной цели экскурсии; «Встреча» (этап 2) - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение «объекта», общение, изучение информации; «Возвращение» (этап 3) - итоговый компонент экскурсии, связанный с успешным возвращением домой, осмыслением увиденного, осознанного.

Какие экскурсии могут формировать у школьников духовно-нравственные ценности? Это посещение мест боевой славы, захоронений воинов (патриотическое воспитание, уважение к родному народу, родной истории, любовь к Родине). Экскурсии – посещение художественных галерей, музеев, направленные на развитие эстетических чувств (ценностное отношение к прекрасному). Экскурсии – «паломничества» по православным храмам, нацеленные на знакомство с православной культурой, знание истории своего края, города, на духовные беседы о таких нравственных ценностях, как «милосердие», «любовь к ближнему»; о таких этико-философских понятиях, как «смысл жизни», «толерантность» (воспитание этического сознания, духовные ценности «любовь», «милосердие», понятие добродетели). Краеведческие экскурсии – посещение памятных мест родного села, города, области. (уважение к исторической памяти, к родной истории, сознание долга перед памятью о предках).

Осуществлению духовно-нравственного воспитания помогает такая форма внешкольной деятельности, как волонтёрство (трудовой десант, который можно совмещать с различными видами экскурсий (краеведческие, экологические, посещение братских захоронений). Организация уборки замусоренной территории, окультуривание природной зоны (парк, берег реки, детской площадки, наведение порядка на местах воинских захоронений, высаживание аллей…Осознавая свой вклад в общее дело, помогая, ребята воспитывают в себе трудолюбие, формируют «здоровую» общественную (гражданскую) позицию в правильности своего поведения, осознают важность участия в добрых делах.

Необходимо отметить, что в проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности роль учителя неоспорима. Важно понимать, что, организуя мероприятия внешкольного характера и ли внеурочную деятельность, учитель остаётся наставником и образцом поведения. Пример учителя, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося пример учителя имеет ещё и потому, что ученик всегда доверяет учителю (образцу поведения, способному «прививать» нравственность.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха».

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.

Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, детском саду, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.

Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению православной веры, свободы, семьи, родины.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

2. Беседа по страницам любимых книг «Что такое дружба» .

3 .Изучение правил для учащихся

4. Ролевая игра « В лесу».

5. Закончи историю «Девочка и мальчик».

6. Рисунки «Подарок другу».

7. Поход в школьный сад.

Мы должны понять, зачем человеку друг, кто такой друг, какие существуют произведения о детской дружбе. Всем ребятам необходимо вспомнить правила поведения в школе, чтобы стать ещё лучше.

Все ребята трудились дружно, мы узнали много нового и интересного. Нас порадовало выступление Ярослава, он сообщил о том, какие подарки можно дарить другу. Иван принёс книги с пословицами о дружбе, Кирилл познакомил с разнообразными рассказами о дружбе. Очень весело совершили поход в школьный сад. Маргарита готовит проектную работу по теме «Зачем деревьям листопад?»

Мы расскажем вам о том, как в нашей школе выстроена система добротворческой, совместной со взрослыми постоянной деятельности детей по духовно- нравственному воспитанию учащихся под девизом «Стань гражданином России».

Мы проводим встречи- беседы с людьми творческих профессий, циклы классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты». Конкурсы рисунков «Солнышко в душе», « Сад доброты», читательские конференции по книгам детских авторов «Так поступать нельзя!», благотворительные акции «Доброе сердце», «Твори добро на всей земле!», праздники «День Матери», «Мама, папа и я – спортивная семья!»,»Новогоднее путешествие к елки»,»Светлый праздник Рождества», «Масленица». Все эти мероприятия ориентированы на доброту, Любовь, истину, уважение к другим людям, сострадания, сочуствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно- нравственное его совершенствования.

1 ​ чел . Кружится планета

Каждый день и век

За неё в ответе

2 чел . Мы в мир этот светлый пришли, чтобы жить

Чтоб родине нашей достойными быть

Стараться учиться, ценить каждый час

Чтоб в будущем школа гордилась за нас.

3 чел . В сознание наше, конечно, не зря

Привить нам стараются учителя

Уходить от плохого, даже бежать

Хорошее сердцем воспринимать

4. Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присущи такие высокие, благородные качества, как:

Вместе: Этому всему нас учит школа.

5. ​ Школа учит, быть сердцем добрей

И во всём соблюдать красоту.

Уважать стариков и детей,

Прилагая старанье к труду.

6. ​ Каждый школьный урок учит нас нравственности – а по сути дела учит правильно жить.

7. Мы твёрдо усвоили «золотое правило жизни»: «Относись к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе».

8. Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку культуры своей Родины, изучать свой род, свою историю.

9. И чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет.

10 . На Руси в старину говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,— это творение будущего и взгляд в будущее.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Нравственная ценность воспитания

Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания.

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Воспитание сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Воспитание — лучший припас к старости.

Понятие, основания, цель воспитания; всестороннее и гармоничное развитие человека

Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила нравственности.

Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать.

Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка.

Привычка — наша вторая натура, и она-то меняет на-туру первоначальную. Но что такое человеческая натура? И разве привычка не натуральна в человеке? Боюсь, что эта натура — наша самая первая привычка, меж тем как привычка — наша вторая натура.

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.

Воспитание личности — это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

в. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие,— одних расчетливых эгоистов.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность.

Человек воспитывается для свободы.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей.

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими.

Создайте человеку гармоническое соединение твердо выработанной мысли с твердо выработанной практикой чувств, и перед вами будет человек, какого искал Диоген 21.

3. Воспитание и образование, добродетель и знание

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Образованный человек скромен, глубокая река спокойна.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.

Невежество бывает двоякого рода: одно — безграмотное, предшествует знанию; другое — чванное, следует за ним.

Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

ж. ж. РУССО (Л. н. ТОЛСТОЙ)

Невежество ближе к спасению, нежели полузнание.

Благодаря одному только знанию того, что добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же в поступках, точно так, как не становятся здоровее и закаленнее, зная, что такое «здоровье» и «закалка».

Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

Научиться можно только тому, что любишь.

Чем глубже и полнее должно быть знание, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь, более того — страсть.

Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения все, чем высоко и свято бытие человеческое.

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Воспитательная работа может идти только двумя путями — путем физического воспитания и путем эмоционального воспитания, т. е. воздействия на человеческое сердце, возбуждения в том, кого вы воспитываете, чувства негодования, радости, дружбы, ненависти и печали — всей гаммы различных страстей.

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ

Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью.

Нравственное воспитание должно выработать волю.

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.

Тот, кто лучше всего знает сам себя, тот менее всего себя и уважает.

Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.

Высочайшее назидание — это научить человеческое сердце самопознанию через сострадание и гнев; и чем глубже это самопознание, тем человек мудрее, справедливее, искреннее, терпимее и добрее.

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни.

Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.

Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

Советуйся с невежественным, как со знающим.

Тот, кто не знает ни добра, ни зла, думает, что он все знает.

Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.

Древнеиндийский афоризм
Воспитание — дело совести; образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.

И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно.

Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему.

Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым.

Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.

Цель истинного воспитания — не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и жаждать справедливости.

Д. РЁСКИН (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.

Д. МАДЗИНИ (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот из нас и воспитан лучше всех; отсюда следует, что истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру.

Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.

Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю.

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. И это же есть самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей.

Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру.

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем.

Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими.

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

Мы рождаемся слабыми,— нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными,— нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными,— нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием.

Читайте также: