Девиз 5 симфонии через борьбу к

Обновлено: 03.05.2024

2. Вспомните определение "Симфония" и её строение.

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение.

Классическая симфонии состоит из 4-х частей, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека.

1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, как правило, пишется в сонатной форме.

2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям.

3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.

4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке.

3. Запишите тему урока " Симфония №5 Людвига ван Бетховена"

4. Прочитайте, выпишите текст в рамочке в тетрадь.

Симфония №5 Людвига ван Бетховена

Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека. Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.

Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая». Героическим, мятежным духом проникнуты и увертюра «Эгмонт», и Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».

Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы» сегодня известна каждому.

«Так стучится к нам в дверь судьба» — по свидетельству современников, так Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии № 5. Сочиняя ее, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки.

В этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии — к звездам».

Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.

Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.

Современники композитора, жившие в XIX в., видели в герое Симфонии 5 человека, в самом себе черпающего силы и мужество для борьбы с тяжелой действительностью. Подкрепившись сознанием своей нравственной связи с Божеством, он воспевает вечное превосходство добра и внутреннюю свободу. Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его. В начале XX в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему. В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» — мотив судьбы, - олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки. Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии — к звездам». Сегодня, в XXI в., для людей, стремящихся к духовному возрождению. Симфония № 5 обретает особый, нравственный смысл. Развитие музыки Симфонии показывает, что есть нечто высшее — совести человека - голос Бога и его собственная воля. Судьба властвует над человеком? Против нее человек бессилен? В Симфонии кипит борьба. кого с кем или с чем. Все это вопросы, которые задает себе современный слушатель.

5. Запишите слушание: Симфония №5 Л. Бетховена (фрагмент 1 части)

1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.

Девятая симфония – потрясающее произведение, которое Людвиг ван Бетховен «вынашивал» многие годы и «разродился» им, когда жизнь подходила к своему завершению. Это - не только итог его жизненного и творческого пути, но и взгляд в будущее.
Все годы он не оставлял мысли о написании такого монументального полотна, которое вобрало бы в себя всё пережитое им: любовь, юношеские страдания, несбывшиеся надежды 1ой до-мажор и 2ой ре-мажорной симфоний; героику, скорбь 3ей симфонии ми бемоль мажор - «Героической»; лирику 4ой си бемоль мажор– чистый цветок, хранящий благоухание тех дней, когда Людвиг едва не обручился с Терезой Брунсвик, озарённых светом, жаждой счастья; перенесённые им удары Судьбы 5ой симфонии до минор – одно из самых мощных по накалу страстей сочинений автора; дыхание Природы в симфонии №6 (фа мажор) «Пасторальной»; одухотворённость, тонкий лиризм 7ой (ля мажор); иронию, игривость, пародийность 8ой фа-мажорной симфонии-юморески.

Во всём этом ощущаются почти осязаемые глубина мысли, железная воля, сила страсти в радости или в страдании, величие в любви или скорби и каждодневная непрекращающаяся борьба. Этой симфонии по накалу страстей в Мире нет равных.

Бунтарский дух Бетховена проявился ещё в, полных драматического накала, увертюрах "Кориолан"(по драме В. Шекспира) и "Эгмонт" (трагедия В. Гёте), в "Героической" и 5 ой симфониях он с потрясающей силой заявил о себе, в 9 ой же он потряс Вселенную.

«Девятая симфония - это – слияние рек. В ней встретилось и смешалось множество потоков из самых отдалённых и разнообразных стран – мечты и желания людей всех возрастов». /Р.Роллан. Собр. Соч. т.12 М.1957/

Мы не ставили себе задачу проникнуть в эти видимые и невидимые потоки, оставим это для исследователей, которых было и ещё будет предостаточно,
цель этого очерка рассказать «рядовому» читателю о гениальном творении, чтобы тот, слушая его, имел бы о нём хоть какое-то представление.
Дело в том, что такая крупная форма как симфония очень сложна для понимания, Бетховенская Девятая тем более. Даже Рихарду Вагнеру, композитору, непревзойдённому мастеру оркестровки, не сразу удалось оценить её по достоинству в исполнении Лейпцигского оркестра в «Гевандхаус». И лишь через время в Париже в блестящем исполнении симфонии оркестром Гранд Опера он как будто «прозрел», или «созрел»[ В.Р.] для понимания. Ничто так не портит музыку, как посредственное исполнение. Но я не думаю, что Лейпцигский оркестр так уж плох, возможно всё дело в готовности слушателя к восприятию.

Итак, в основе этого произведения лежит ИДЕЯ создания Земного Рая, так сказать Царствия Божьего на Земле. Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.

Чтобы оказаться в этой Райской обители, человечество должно пройти сложный путь, устранить множество препятствий, которые готовит ему Судьба. Но Бетховен готов к испытаниям и смело вступает в битву со «Злыми силами». Иной раз ловишь себя на мысли, что перед нами Дон Кихот. Да, Бетховен неисправимый романтик. Его роман с Джульеттой Гвиччарди наглядное тому подтверждение. Возникшее между ними чувство, так скоро перешедшее в физическую близость, разочаровало, чтобы не сказать оскорбило его эстетическую натуру. Как благородный рыцарь он хотел бы поклоняться своей возлюбленной, ухаживать, дарить цветы,пойти под венец. Но мечтам не суждено было сбыться. И несмотря на унижение, которое он испытал от отказа любимой на предложения руки и сердца, (ему она предпочла "это ничтожество графа Гелленберга", и в самом деле на кой ей нужен этот чудак, этот одержимый, путь даже гений), он не ожесточился. Удар, нанесённый в самое сердце, не сломил Людвига. В этом «кухаркином» дитяти оказалось больше благородства, чем у всех известных ему «графьёв» и «князьёв» вместе взятых. Когда семья его бывшей возлюбленной, по прошествии многих лет, испытывала материальные затруднения, он, не задумываясь, одолжил у друзей 600 флоринов и передал ей.

Бетховен - борец. Его девиз – «Никогда не сдаваться!» Судьба уготовила ему жестокое испытание, лишив музыканта слуха. Другой бы на его месте отступил. Но только не он.
«Нужно схватить Судьбу за глотку!», - говорил Бетховен. И в самом деле он хватал Её, как лягушонок заглатываемый цаплей, и держал, крепко сдавливая горло, не давая протолкнуть добычу в пищевод. Да, он бывал смешон, углублённый в себя чудак, которому, казалось, никакого нет дела до окружающих. И в самом деле, ведь он думал обо всём человечестве.

Девятой он подводит итог всей титанической работы, проделанной им за всю свою жизнь. Как Прометей, давший людям огонь, он мечтает подарить людям Мир, Радость и Счастье - Рай на Земле.

Симфония состоит из 4 частей, исполнение длится 1 час 15 минут (самое длинное из оркестровых произведений).

Первая часть [Allegro ma non troppo, un poco maestoso (18:29)], что означает «быстро, но не слишком, величаво», вводит нас в атмосферу библейской тайны.
«Земля …была пуста. Дух Божий носился над водами» /Библия, кН.1, гл1, ст.2й/
Начало похоже на заклинание Духов. Вступают струнные, деревянные духовые, валторны
Кажется, что музыканты настраивают инструменты, но это автор обозначает контуры поля, на котором и будет происходить действие.
Продолжительное звучание целых долей постепенно усиливается, усиливается…
Усиливается и напряжение сначала медленно, затем стремительно возрастает, пока не захватывает вас целиком и не увлекает за собой. И вдруг, как будто молния разрезает небо сверху вниз, пронзает скопище туч и гремит гром. Так Дух возвещает о себе нисходящей субдоминантой ля. Боль, отчаяние, трагизм собраны в следующем арпеджированном аккорде, похожем на крик души. И когда позже вступает главный мотив, подчиняющий укрощённую душу, это уже не мрачный ре-минор, а ре-мажор, которым и начинается героическое восхождение к свету.

Бетховен как будто с вершины горы, поднявшись над временем, заново оглядывает весь свой жизненный и творческий путь.
Здесь и ранняя смерть матери, трудное детство, когда подвыпивший отец заставлял его, маленького мальчика, по ночам заниматься музыкой, и заботы о близких также в раннем возрасте, и первые разочарования в любви, и немыслимые страдания в связи с надвигающейся глухотой.
Тема Судьбы, звучавшая в 5 симфонии, видоизменённая, звучит и в 9й, затем её ожидает цепь метаморфоз во 2й и в 4й части.
Маршеобразный ритм первой части суровый, боевой, и смысл её, - по выражению А. Н. Серова, - «борьба всего человечества с самим собой»
С первого и до последнего тактов автор держит вас в напряжении и не отпускает не на секунду. Вот как он обрисовал содержание первой части: «Это глубочайшее философское воплощение в звуках тёмных страниц истории человечества, страниц вечной борьбы, вечных сомнений, вечного уныния, вечной печали, среди которых радость, счастье мелькает мимолётным, как молния, проблеском» /А.Н.Серов. «Девятая симфония, её склад и смысл»/. В этой части Бетховен показал, что «Царство свободы и единения должно быть завоёвано» / там же/.

Вторая часть [Molto vivace, что означает очень живо (12:18)] состоит из разнообразных ритмов. Из начальной темы скерцо на шорохе струнных pianissimo зарождается «метелица» фугато. Затаённая звучность, подобно шелесту, «искорки» отрывистых удвоений у флейт и гобоев, подчёркивающие первые доли каждого такта, громовые удары – всё это создаёт сумрачный колорит. Зловеще-тревожное настроение музыки отмечают многие исследователи.
Однако главной мрачной теме в ре-минор противопоставлена побочная светлая, ясная, полная энергии тема в до-мажоре. Она предшествует «теме Радости» 4-й части. Эта мелодия носит русский характер. А.Н.Серов находил в ней сходство с «Камаринской». Прелестный подголосок усиливает впечатление пасторальности, которое вызывает тема трио.
Только единожды в средней части скерцо – (трио), как бы вскользь, в ткань мягкой лирической мелодии единственной строчкой вкраплена «Марсельеза». Может быть, из соображений конспирации автор не стал развивать революционную тему. Особый интерес вызывает и факт ввода «русской» темы. Возможно Бетховен, разочарованный и даже раздражённый коронацией Героя, которому он посвятил Третью симфонию, искренне был рад появлению русской армии в Париже, поскольку с большой любовью он развивает эту тему и неоднократно возвращается к ней.
Завершается вторая часть мощной вихревой каруселью, вовлекающей в своё движение всё большее число участников, и властвует до самого конца скерцо.

Однако не могу не заметить, что автор книги «Жизнь Бетховена» Б.Кремнев видит в финале «…грозные возгласы… зловещие удары литавр…беспощадный вихрь, непреклонный и необоримый. От мирной, счастливой жизни не осталось и следа»

В третьей части симфонии [Adagio molto e cantabile (медленно певуче)]
три основных образа:
- мелодия (кантабиле) - подражающая пению
- медленная танцевальная тема
- третий образ – призыв-сигнал
Третья часть Девятой симфонии – вершина философской лирики в музыке, считает Серов.

Первая тема адажио – широкая, неторопливая, напевная.
Вторая, приходящая ей на смену, но более оживлённая, очаровывает своей красотой.
Воображение рисует полную чудес зелёную долину, опоясанную цепью гор, со сверкающими серебром снежными вершинами, сбегающими вниз водопадами - Рай на Земле. Картина похожая на знаменитое описание Данте Алигьери Рая на Небесах.
И вот мирную тишь нарушает торжественные фанфары - глашатай возвещает
грядущий приход Радости. Снова льётся пленительная мелодия адажио, постепенно замирающая в нежном пианиссимо.

4. Presto - 'O Freunde, nicht diese Toene!' - Allegro assai (final chorus from Schiller's 'Ode to Joy' (25:34) что означает «Быстро! «О, Друзья, не эти тона!»- (заключительный хор из Шиллера "Ода к радости").

В заключительную часть, состоящую, по сути, из 2 частей, Бетховен (впервые в симфонической практике) вводит хор, который исполняет, написанную на слова Шиллера, «Оду к радости».
Финал венчает борьбу, которая кипела на протяжении всей симфонии. Он связывает все её части воедино.
Стихают звуки умиротворяющего адажио, и как будто страшный взрыв расколол тишину зала. Вдруг весь оркестр разразился диссонирующим аккордом. Р.Вагнер метко окрестил его «фанфарой ужаса». И сразу же все силы добра вступают в схватку с этим непрошенным гостем. Новый взрыв ярости и снова смелый и непреклонный ответ басов оркестра враждебным силам. Как воспоминание, как отзвуки прошлого, одна за другой проходят темы предыдущих 3-х частей. Их прерывают речитативы, как бы говоря, не время оглядываться назад. Кларнеты, гобои, фаготы вначале робко, пугливо, будто спотыкаясь, начинают новую песню, в которой чувствуется дыхание приближающейся весны – первый проблеск той самой темы «Радости». Услышав этот нежный мотив, басы смягчаются. А «Радость», обретя новое, более сильное звучание, спускается с Небес на Землю. Её перехватывают альты, виолончели и несут дальше. Она уже звучит октавой выше, поддержанная контрабасами и фаготами. Затем в новой (третьей вариации), подхваченная всем оркестром, она размеренно величаво проплывает над залом, преображаясь в ликующий марш.

И в этот момент раздаётся вопль той самой «фанфары ужаса». Он обрывается также внезапно, как и появился. Оркестр сразу смолкает, воцаряется тишина. Ждёшь, что этому воплю ответят басы. Но ему отвечают не они, а человеческий голос…
«Эффект, который всегда производит его появление, сразу прерывающее бурный поток симфонии, - пишет Ромен Роллан, - не имеет ничего общего с чисто физическим ощущением. Это нравственное потрясение». В своей симфонии Бетховен воплотил мысль, что Радость неотделима от Мира и Свободы.
Звучит песнь, написанная Бетховеном на стихи Ф.Шиллера «Ода к радости» в исполнении хора. В инструментальном произведении это применено впервые.

А вот как характеризует это произведение` С.И. Танеев:
«если бы на земле появились жители других планет, которым следовало за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Бетховена, которая красноречивее речей и докладов напоминает о высших идеалах и о пути к их осуществлению»

Эта «Ода к Радости» станет впоследствии гимном Европейского военно-политического союза.
«Обнимитесь миллионы», - пели натовские люфтваффе, швыряя бомбы на Белград, -
«слейтесь в радости людской» - заходились в восторге они, проделывая то же в Ираке, Ливии, Сирии и т.д. Где будет остановка? Да и будет ли она?

Ода к радости. Ф.Шиллер:

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, -
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!
Хор
Всё, что в мире обитает,
Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвездный край,
Где Неведомый витает.
Мать-природа всё живое
Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою
Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,
Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму,
Сладострастие червю.
Хор
Ниц простерлись вы в смиренье?
Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его;
В небесах Его селенья.
Радость двигает колёса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам
Недоступной высоте.
Хор
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!
С ней мудрец читает сферы,
Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры
Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна
Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой
У разверзшихся могил.
Хор
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, -
Там награда и возмездье!
Не нужны богам рыданья!
Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья
Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы!
Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы
И печаль не тяготит.
Хор
В пламя, книга долговая!
Мир и радость – путь из тьмы.
Братья, как судили мы,
Судит Бог в надзвёздном крае.
Радость льётся по бокалам,
Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам,
Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, - пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!
Хор
Вознесём Ему хваленья
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвездные селенья!
Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой –
Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана
(Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана,
Слава праведным делам!
Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь
И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём
Звёздным Судиёй клянитесь!

© Copyright: Вадим Ильич Росин, 2014
Свидетельство о публикации №114112608415 Рецензии

Спасибо на добром слове. Я тоже воздаю хвалу Судьбе.

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Классическое наследие: Бетховен. Пятая симфония

Свой девиз – «Через борьбу - к победе!» Бетховен очень ясно выразил в Пятой симфонии. Она была посвящена известным меценатам - князю Лобковицу и графу Разумовскому, и впервые прозвучала в авторской академии в Вене 22 декабря 1808 года. Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Одна из них проходит через всю симфонию. Об этой теме, своего рода лейтмотиве (ведущий мотив) из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из современников, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Первую часть симфонии (Allegro con brio) открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы. Перед нашими глазами зримо возникает картина упорной борьбы.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой. С новой силой наступает «мотив судьбы», вновь звучат его яростные угрозы. Не находит ответа жалоба, еще более робкая и несмелая. Судьба безжалостна, до победы еще далеко.

Медленная вторая часть (Andante con moto) дает нам передышку, борьба как будто временно прекращается, хотя и здесь как напоминание звучит мотив судьбы. Эта часть написана в форме вариаций на две темы. Первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную. Вторая приобретает героические черты, она очень похожа на марш, причем марш, в котором маршируют массы народа.

Третья и четвертая части (Allegro) следуют друг за другом без перерыва. С удивительным мастерством осуществляет этот переход Бетховен. В истории музыки нет больше такого crescendo (усиливая звук) от ррр к FFF. Поэтому финал поражает ослепительно ярким светом. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша.

Живо и непосредственно отражена здесь музыка Французской революции - марши, шествия, массовые празднества победившего народа.

Рассказывают, что. Исполнение Пятой симфонии в Вене посетили наполеоновские гренадеры. Когда раздались первые ослепительные звуки финала симфонии, они вскочили с мест и отдали честь.

Весь финал объединяет ликующий характер, пока в нее не вторгается «мотив судьбы». Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующие реприза и кода утверждают победу народа.

Классическое наследие: Бетховен. Пятая симфония, до минор (соч. 67)

В сопровождении Берлинского симфонического оркестра под руководством великого дирижера Герберта фон Карояна, вы совершите красочное путешествие по местам Чехии, Австрии и Германии, связанным с разными периодами жизни композитора.

Пятая симфония Бетховена - одна из самых драматичных, созданных когда-либо. Яркость звуковых красок, монументальность структуры, развитие сюжета – «преодоление судьбы». Начальные такты Пятой хорошо знакомы слушателям.

Символ классической музыки композитор создавал несколько лет. Первые наброски появились в 1804 г., а публичное исполнение состоялась в 1808 г. на венском концерте-бенефисе Бетховена. Премьера оказалась неудачной… так сложились обстоятельства.

Но через полтора года, симфония «собрала» восторженные рецензии: «…неописуемо глубокая, великолепная… дивное творение… скорбь и радость, облеченные в звуки». В 1859 г. музыковед А. Маркс придумал афоризм, выражавший самую суть произведения: «От мрака к свету, через борьбу к победе!»

Развитие музыкальной линии от патетического начала к победоносному финалу, где усиливают ощущение триумфа инструменты, ранее не используемые в классических симфониях: тромбоны, флейта-пикколо, контрфагот.

Сам композитор говорил о мотиве первой части: «так в дверь стучится судьба». Его жизнь уже осложнялась прогрессирующей глухотой. Пятая значилась в премьерной программе концерта как «Большая симфония до минор».

Параллельно с исполнением Шестой образовался контрастный диптих: грохочущая, ревущая медью Пятая — и почти идиллическая Шестая, названная «Пасторальной».

Четыре части произведения неразрывно едины. В нем воплощена основная тема всего творчества Бетховена – героика и трагедия борьбы. Композитор нетрадиционно трактует непримиримый конфликт: человек и рок судьбы. Мотив судьбы – гениальная бетховенская находка. От начальных звуков и до финала он звучит тревожно и резко. Финал Пятой более других произведений маэстро приближен к духу и стилю музыки Французской революции: гимны с фанфарами, трубная мощь оркестра.

Первое издание Пятой симфонии (1809) имеет посвящения князю Лобковицу и графу Разумовскому.

Героико-трагическое произведение и ныне остается любимым и популярным в мировом симфоническом репертуаре.

Читайте также: