День народного единства девиз

Обновлено: 05.05.2024

Попытки сделать этот день праздничным предпринимались еще в 1649 году. Почти пятьсот лет назад! Тогда царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) — День Казанской иконы Божией Матери — государственным праздником. В народе жила уверенность, что победа в 1612 году (о ней расскажем ниже) была одержана именно благодаря этой иконе.

Однако после революции 1917 года традиция отмечать праздник пресеклась.

И только в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства. Государственный выходной день с 7-го ноября перенесли на 4-е.

Из истории праздника День народного единства

Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Но потомков он не оставил, и династия Рюриковичей прервалась.

Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Федора. В народе стали поговаривать, что он, может быть, вовсе и не умер. С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.

На русском престоле началась настоящая чехарда. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики.

Цель способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям, а также развитию навыков и умений работы в команде.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей празднования Дня народного единства;
  • создать условия для применения учащимися, с одной стороны, знаний, умений и навыков по истории России, а с другой – показать многонациональность и поликонфессиональность российского народа;
  • объяснить важность и значимость Дня народного единства для консолидации общества и развития государства.

Формы организации деятельности детей – квест-технология, командообразование.

Ход мероприятия

Построение команд и их представление (возможны девизы, эмблемы, названия команд, символизирующие День народного единства)

Ведущий: Наша страна - это большая территория, на которой живёт много людей, разных национальностей, культур, характеров.

Вопрос к аудитории: А сколько разных традиций на нашей родной земле?!

Наверное, десятки, сотни, тысячи! Но не всегда было так. Сначала Восточно-Европейская равнина была заселена разными племенными союзами, которые зачастую враждовали между собой, а позже благодаря стараниям первых князей Русская земля начала постепенно складываться в единое государство с определенными очертаниями границ, ценностями и установками. Однако, постепенно удельные князья захотели больше власти, и каждый «тянул на себя одеяло», ранее существовавший союз начал распадаться, и наступил удельный период отечественной истории. Позже, благодаря человеческому прозрению и ордынской угрозе русский народ начал объединяться против нависшей угрозы, а благодаря народным ополчениям наше государство уцелело в период Смуты.

Сегодня мы с вами, дорогие друзья, попробуем изучить историю этого праздника, познакомимся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа, которые способствовали развитию нашего единства и толерантного отношения друг к другу.

Обращение к капитанам. Капитаны команд, пожалуйста, возьмите материалы, необходимые для прохождения непростого пути знаний.

Командам выдаётся шифр, который команды должны разгадать, а также дорожную карту, благодаря, которой команды будут знать, в каком направлении двигаться. После вручения необходимых материалов, команды приступают к прохождению испытаний.

Рисунок 1

Отгадка: Дружба народов - их богатство (башкирская пословица)

Пример. ДОРОЖНАЯ КАРТА КОМАНДЫ № 1

Рисунок 2

***Распределение кабинетов, а также порядок их прохождения зависят от каждой конкретной ситуации и материально-технических условий образовательного учреждения. Оптимально, чтобы время пребывания на одной станции было примерно одинаковым или же в разных местах (аудиториях можно организовать несколько похожих станций)

Станция № 1

Команду встречает модератор станции. Детям предлагается подобрать к началу пословицы их окончания, склеивая их прозрачных скотчем, друг за другом. Если последовательно собрать все пословицы, и склеить их, то сзади получится ключ-подсказка для разгадки шифра.

Примерные пословицы для сопоставления:

  • Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.
  • Единство братьев крепче каменного утеса.
  • Если сердца отца и сына едины — земля превратится в золото, если братья приложат силы — гора превратится в яшму.
  • Если враг у ворот - на защиту весь народ.
  • Мир охнет, так лес засохнет.
  • Доброе братство лучше богатства.

Пример оформления

Рисунок 3

По окончании задания команда получает ключ 16-О.

Далее модератор предлагает отгадать загадку и получить еще одну подсказку.

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)

На обратной стороне откидной половины доски приклеить листок с алфавитом, чтобы натолкнуть команду к разгадке шифра.

Станция № 2

Модератор станции рассказывает команде о том, что такое Смута, в котором будут содержаться ответы, а после даёт участникам собрать несколько разрезанных картинок, которые нужно собрать и сказать, каким образом эти изображения относятся к периоду Смуты.

Рассказ:

После смерти Ивана Грозного не оказалось наследников, способных продолжить его политику. Федор Иоаннович и Борис Годунов не смогли удержать в стране порядок, в связи с этим наступила Смута, т.е. исторический период, когда не было единого правителя, а на престоле друг друга сменяли самозванцы-Лжедмитрии. Но народ этого терпеть не мог, т.к. положение осложнялось тем, что в наши государственные дела лезли другие государства (например, Польша), пытались отвоевать наши территории, и вот, в начале1611 году было собрано первое народное ополчение под руководством Прокопия Ляпунова против иностранных захватчиков, но ничем это не закончилось, оно распалось из-за неорганизованности действий. Уже осенью того же года собралось Второе ополчение под руководством посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, и в 1612 году Москва была освобождена от поляков, которые творили многочисленные бесчинства. В 1613 г. был созван Земский Собор, по решению которого на престоле воцарилась новая династия – Романовы и её первый представитель Михаил Федорович. В 1625 г. по распространенному мнению среди историков, в честь изгнания из Москвы польско-литовских захватчиков был построен Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве на средства князя Дмитрия Пожарского.

Рисунок 4

(Собор Казанской иконы Божией Матери в г. Москве)

Рисунок 5

(Памятник Минину и Пожарскому)

Рисунок 6

(Михаил Фёдорович Романов)

Станция № 3

Модератор: На этой станции попробуем размять не наш мозг , а показать, какая вы команда. Напомните свой девиз!

Дети повторяют свой девиз.

Хмм, молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей, а теперь предлагаю выполнить упражнение «Остров».

Условия: на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4.

Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 3 минут.

(можно, чтобы дети стояли на этом острове одной ногой или держали друг друга, главное, чтобы ноги не выступали за границы этих листов)

Команда, выполнившая задание получает очередной код-подсказку: 15-Н.

Станция № 4

Необходимо соотнести портрет и деятеля эпохи Смуты или современности, после соотнесения команда получит последовательность цифр, которая позволит получить ключ от сундучка, где спрятан код

(ключ находится у модератора станции, портреты и имена размещаются на доске при помощи магнитов или скотча)

Рисунок 7

Команда, выполнившая задание получает очередной код-подсказку: 5-Д.

Станция № 5

Модератор: Ребята, а давайте сейчас немного поиграем, и в конце вашего путешествия покажем, как вы можете прислушиваться друг к другу, поддерживать, быть единым и по-настоящему дружным коллективом!

Задание: необходимо построить без использования слов древнерусский терем с помощью простых бумаг без клея, скрепок и т.д.

Пример выполнения

Рисунок 8

Команда, выполнившая задание получает заключительную код-подсказку: 1-А.

Далее команды разгадывают шифр.

После прохождения всех станций команды сдают путевые листы (см. приложение 1), жюри подсчитывают результаты, засчитывают или не засчитывают разгаданный шифр. Победителем признается команда, которая разгадала шифр, и выполнила задания максимально быстро + команда может получить бонусные баллы от модераторов за качество выполнения задания. (1 балл)

Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. На станциях вы познакомились с историей Смуты, посмотрели, какой вклад был внесен героями того времени, а также немного сдружились друг с другом. Правда? (вопрос к командам)

А теперь подведем итоги. (подводятся итоги, объявляются победители, каждому члену команду выдаются ленточки-триколор, и грамоты за участие, победителям выдаются ценные подарки)

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Цель: создание условий для сохранения исторической памяти у подростков о событиях Смутного времени в России, роли и места русского народа в победе над польскими и шведскими интервентами.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя у подростков для празднования «Дня народного единства», а также условий для повышения мотивации к дальнейшему изучению истории;
  • организовать активную пропаганду грамотности в подростковой и молодежной среде в области знаний по истории России;
  • создать условия для интеллектуальной, творческой самореализации подростков при изучении истории России и формирования умений выступать перед аудиторией, формулировать собственную точку зрения на исторические события.

Классы: 6 – 11.

Количество участников:команды по 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные: соотносить единичные исторические факты и общие явления на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений в период Смутного времени и современности; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День народного единства»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;
  • домашнее задание для прохождения одного из этапов игры.

Домашнее задание: артистичное прочтение одного из предложенных на выбор стихотворений о периоде Смутного времени и празднике Дня народного единства (Приложение 1).

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание учебно-исследовательской интеллектуальной игры «День народного единства»

Учебно-исследовательская интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана отделения). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;

Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и допускается к игре.

2.2. Этапы (станции) реализации учебно-исследовательской интеллектуальной игры «День народного единства»:

  • 1-й этап – Видео-конкурс (команда просматривает видеоролик «Смутное время. Видео-конкурс» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 2-й этап – Конкурс картографов (команда выполняет задание по картам [Приложение 3]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – Памятник героев (команда собирает пазл памятника Минину и Пожарскому (заранее заламинированный и разрезанный, а затем составляет интеллект-карту «История памятника героев Дня народного единства», используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], а также уже собранный пазл. По окончанию выполнения задания команда презентует свою интеллект-карту эксперту. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 4-й этап – конкурс ораторского мастерства (домашнее задание: чтение стихотворения о Дне Народного единства. Командам предоставляется выбрать стихотворение из предложенных [Приложение 1] или подготовить своё). За выполнение задания команде дается от 1 до 5 баллов. Максимальная сумма: 5 баллов;
  • 5-й этап – Лента «Смутного времени» (команды одновременно составляют ленты времени по событиям Смутного времени, используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов.
  • 6-й финальный этап – Интеллектуальный блицтурнир по истории Смутного времени. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 6]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Цель мероприятия: расширение представления детей о государственных праздниках.

  • раскрыть понятие «единство» через понятие «дружба»;
  • развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны;
  • воспитывать чувство любви и патриотизма к родной стране, уважение к её праздникам и традициям;

Форма организации деятельности детей – праздник (духовно-нравственное направление)

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня праздник, а какой догадаетесь сами, если послушаете стихотворение. (слайд)

Ребёнок.

Дружба, доброта, терпенье,
Мир, согласье, уваженье,
Сострадательность, прощенье!
Эти слова объединил я не зря,
Жить в единстве народов призываю я!

(автор стихотворения: учитель Дьяченко Л.В.)

(Дети называют праздник.)

Ведущий. Верно, 4 ноября мы вместе со всей нашей страной отмечаем праздник, который называется День народного Единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Посмотрите на карту нашей Родины (слайд). Какая большая наша страна! Она простирается от Северного Ледовитого Океана до южного Чёрного моря, на востоке доходит до Тихого океана, а на западе - до Балтийского моря. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране. (клик/слайд)

Ребёнок. Родина (Т. Бокова)

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий. А что для вас означает слово «Родина»? (ответы детей) Как называется наша Родина? (Россия)

Исполняется песня «Моя Россия». Слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве. (слова песни в приложении)

Ведущий. День Единства – это праздник. А какой праздник в России без гостей? Вот и к нам гостья пожаловала.

(Под фонограмму песни Е. Гомоновой «Осень в гости к нам идёт» танцуя заходит Осень. Фонограмма в приложении).

Ребёнок.

Вот и осень прилетела,
Всем наряды принесла.
Расскажи нам, где летала?
Где же, Осень, ты была?

Осень.

За морем, за Чёрным пролетала я.
Повстречалась на пути мне Украинская земля.
Там красивые просторы. Рощи и луга
В платья разноцветные нарядила я.

(слайды об Украине)

Исполняется украинский народный танец «Гопак»

Осень. Пролетая над Кавказом, разноцветные листочки подарила я жителям одной удивительной республики – Дагестан (слайды о Дагестане). А они мне подарили свой народный танец «Лезгинка»

Исполняется танец «Лезгинка».

Осень. Пролетаю над разными народами, и от каждого у меня есть свой народный подарок. Я знаю одну интересную игру, а научили меня в неё играть татары. А я хочу научить в неё играть вас. (слайды о Татарстане)

Осень знакомит ребят с правилами. Проводится народная татарская игра «Тимербай» (правила игры в приложении).

Ведущий. Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно! (слады о России)

Исполняется русский народный танец «Ложки».

Ребёнок. Родимая страна (А. Прокофьев).

Родимая страна
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Ведущий. Осень, мы жители донского края, замечательного уголка нашей России. Наш край, как и вся Россия, многонациональный. И здесь, в донской станице, живут представители разных национальностей.

Осень. Да, здесь живут и татары, и армяне, и украинцы, и дагестанцы, и русские. И как замечательно, что все они живут в мире и согласии. Совсем не важно, к какой национальности относится человек. Главное, чтобы он был добрым, отзывчивым, и тогда рядом с ним будут настоящие друзья.

Ведущий. Ребята, как вы понимаете слово «единение»? (ответы детей) Верно. Единение – это когда все люди вместе.(слайд)

Дети (поочередно)

Будь добрее, терпеливей,
Стань от этого счастливей.
Будь заботливей, щедрей,
Сердце чистое имей.
Так ты станешь толерантным
Вежливым и элегантным.
Знай, в конфликтах жить нельзя,
Возьмёмся за руки, друзья!

(автор стихотворения: учитель Дьяченко Л.В.)

Дети становятся вкруг, держаться за руки. Интерпретация общеизвестного танца «Буги – вуги».

Исполняется танец «Дружба», движения выполняются под слова музыки «Танец Дружба» (музыка в приложении).

Ведущий.

Дружба не знает границ никогда!
Народы России – вместе всегда!

Мероприятие заканчивается слайдами под текст песни "МОЯ РОССИЯ" от Элеоноры Дядюры.

Читайте также: