Честь родине жизнь никому девиз

Обновлено: 14.11.2024

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 6 января в 15:56

ВОЕВОДА КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ГОРБАТЫЙ-ШУЙСКИЙ

Одним из самых ярких военных талантов середины 16 в. был воевода князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский, происходивший из суздальских князей. Однако что мы о нём знаем? Практически ничего. Его казнил царь Иван Грозный. Но в чём была боярская вина? Неужели он был заговорщиком?. Давайте разбираться. Впервые князь Александр Горбатый-Шуйский упомянут в летописях в связи с походом 1538 г. к Коломне. В это время он уже командовал сторожевым пол

Московское стрелецкое войско (зарисовка)

ПЕРВЫЕ ПОХОДЫ НА КАЗАНЬ

Дальнейшая деятельность Александра Борисовича была тесно связана с покорение Казанского ханства. В феврале 1547 г. в первом походе на Казань он командовал большим полком и вел его из Нижнего Новгорода. Сложные погодные условия заставили царское войско отступить. Однако кн. Горбатому удалось обратить на себя внимание царя. По его приказу он успешно провёл операцию в стране горных черемисов. Отряды к

Класс 39

добавлена 8 октября 2020 в 19:22

ДЕРЕВНЯ ЕЩЕ БОЛЕЕТ, НО ПОМИРАТЬ УЖЕ ПЕРЕДУМАЛА Дмитрий Грунюшкин, писатель, 13 сентября 2020 Уже пару десятков лет я ежегодно езжу по одним и тем же местам – к маме в Мордовию и к теще на Вологодчину. В нулевых гонял по федеральным трассам, потому что съехать с «федералки» было не самым разумным поступком. Напрочь раздолбанные дороги, где, кажется, еще танки Тухачевского размесили вдрызг булыжное покрытие времен Иоанна Васильевича. Полное отсутствие даже намека на придорожный сервис, в том чис

Но потом что-то начало меняться. Стал осторожно пробовать другие маршруты. Нырять, как в омут, в ту самую Русь. В атласе, а потом в навигаторе, появились другие названия, тревожащие и сладкие на звук. Настоящие. Грязовец, Юрьев-Польский, Муром, Навашино, Кулебаки, Выкса, Теньгушево, Дивеево, Темников. Нырнул – и не выплыл. Тут она, Русь, просто спряталась подальше от алчных и вечно злых глаз. Коровы на дороге, избы, поленницы, колодцы. Узкие дороги и вековые леса. И деревни вовсе не убогие, креп

Класс 53

добавлена 25 августа 2020 в 19:47

Сегодня утром о забастовках на белорусских заводах и фабриках ничего не слышно, однако председатели стачкомов заявляют, что это еще не конец и они.

Onliner

Класс 7

добавлена 25 августа 2020 в 09:26

ПРОВАЛ БЛИЦКРИГА В БЕЛАРУСИ.. Бурные события в Белоруссии и блицкриг путчистов по свержению Лукашенко явно провалился. На улицах городов исчезли боевики, нет противостояния с правоохранителями, мирные протесты продолжаются, но уже не носят той остроты. Когда все начинались, массовость протестов говорила о серьезном неприятии в обществе действующего режима, казалось, что Лукашенко сметут, ему уже не устоять.

По сегодняшнему состоянию внутри страны, по действиям властей и оппозиции, по отношению Запада и России видно, что поставленная задача свержения Лукашенко не достигнута, основные силы путчистов дезорганизованы и деморализованы, отступают и зализывают раны. О полной победе говорить пока рано, отголоски путча еще какое-то время будут распространяться по стране и будоражить общество, но режиму «последнего диктатора Европы» удалось устоять. Промахи оппозиции Что же способствовало победе Лукашенко?

Класс 19

добавлена 24 августа 2020 в 18:50

ОППОЗИЦИОНДЕРЫ ОБМАНУЛИ И ПОДСТАВИЛИ УЧАСТНИКОВ ЗАБАСТОВОК В БЕЛАРУСИ.. Прозападные оппозиционеры обманули и подставили забастовщиков в Белоруссии. Теперь по факту этих забастовок будут разбираться в законном порядке компетентные органы страны, потому что требования участников этих акций на заводах в перечень легальных не входят. Такое заявление сделал политический комментатор Владимир Трухан в эфире интернет-канала PolitWera.

Обман заключается в том. что подстрекатели убеждали работников предприятий, что право на забастовку предусмотрено конвенцией Международной организацией труда (МОТ). Между тем, белорусские прокуроры имеют на этот счет иное мнение. Ни одной конвенцией МОТ прямое право на проведение забастовок не предусмотрено. Согласно параграфу 151 общего обзора конвенции МОТ, на который ссылались организаторы, гласит, что должно быть право на забастовку, однако его должно регулировать именно национальное законо

Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году, актуален навсегда.

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.
10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой.
12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.
16. Будь всегда начеку и не распускайся.
17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали.
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!

Ч то такое честь, откуда появилось это понятие у наших предков и почему она считается стержневым качеством офицера?

Святыня ратного сословия

Еще в эпоху Древней Руси сложилось сословие ратников-профессионалов – княжеских и боярских дружинников, для которых являлось правилом наряду с боевым мастерством гордиться соблюдением правил воинской чести. Киевский князь Святослав Игоревич (IX век), собираясь на битву с превосходящими силами противника, обратился к своему войску со словами: «Не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми. Мертвые бо сраму не имут. У нас нет обычая бегством спасаться. Станем крепко». Вдохновленные этими словами, дружинники выстояли под натиском врага и непобежденными вернулись в родные края.

Так, очевидно, впервые в отечественной истории была четко сформулирована и документально зафиксирована в русских летописях одна из важнейших для избравшего ратную стезю человека аксиом. Не будешь ее соблюдать – и какая тогда у тебя воинская честь. Заметьте, что Святослав ведет речь о сраме (стыде). Это не случайно. Наши предки больше всего стремились не поступаться совестью, потеря которой рождала срам, после чего и сама жизнь теряла смысл. Ибо честь и совесть не существуют раздельно и всегда ставились на самое высокое место в перечне обязательных для русского воина добродетелей.

Об офицерской, воинской чести много писали наши знаменитые полководцы XVIII–XIX веков, военные деятели, ученые, публицисты и писатели того времени. Вот как удивительно проникновенно сказал о ней, например, полковник Генерального штаба М. С. Галкин: «Честь – святыня офицера… она высшее благо… честь – награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей… честь не терпит и не выносит никакого пятна».

Петр Великий, создатель русской регулярной армии, требовал от офицеров «блюдения чести», прекрасно понимая, что без нее нет как такового и офицера.

Честь человека в погонах, как лакмусовая бумажка, прежде всего должна проявиться в бою, при выполнении боевой задачи. По мнению А. В. Суворова, который, на мой взгляд, был эталоном офицера, именно чувство чести подвигало воинов на ратные дела. В боевых условиях честь в первую очередь выражается через личное мужество, храбрость, стойкость, самообладание, готовность к самопожертвованию. Во имя успеха боя русские офицеры, увлекая своим примером солдат, преодолевали, казалось бы, непреодолимые преграды (вспомним потрясающий пример перехода суворовских чудо-богатырей через Альпы). И чем труднее складывалась обстановка, тем тверже было стремление офицера выполнить приказ любой ценой – ведь на кону стояла честь! Честь личная, честь полка, честь всей армии.

Коллаж Андрея Седых

Запаниковавшему в сложных климатических условиях австрийскому генералу Меласу Суворов шлет такое исполненное едва скрытого презрения письмо: «За хорошей погодой гоняются женщины, щеголи и ленивцы. Большой говорун, который жалуется на службу, будет, как эгоист, отрешен от должности… Италия должна быть освобождена от ига безбожников и французов: всякий честный офицер должен жертвовать собой для этой цели…» Заметьте, по Суворову, честный офицер – это и есть носитель офицерской чести.

Военный обязан быть честным, хранить свою незапятнанную репутацию, где бы он ни находился: на поле боя, в компании сослуживцев, в быту, где никто из товарищей его не видит, и даже… оказавшись в плену. Здесь можно вспомнить подвиг генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева, будучи контуженным, в бессознательном состоянии был пленен немцами. Ничто не смогло поколебать мужественного военачальника, заставить его пойти на компромисс с совестью, нарушить присягу, чтобы согласиться служить врагу! Он был зверски замучен, но не стал предателем, сохранил офицерскую честь.

Нет права на сделку с совестью

Хотя в мирное время военнослужащий не стоит перед выбором – честь или измена Родине и нарушение присяги. Однако даже в современных условиях, чтобы сохранить свою честь, требуется мужество. Потому что проявляться «блюдение чести» прежде всего должно в неукоснительном выполнении человеком в погонах служебных обязанностей, приказов и распоряжений начальства. А это нелегко!

Но недаром существует такое определение: выполнение поставленной задачи – дело чести! Данное требование вызвано особым статусом офицера, который не имеет права отказаться, уклониться от порученного дела, потому что он – государев человек, не принадлежащий сам себе. С таким утверждением трудно согласиться: как так – не принадлежать себе?! Однако в этом тоже есть особое проявление чести, своего рода привилегия – если не мы, то кто? А вспомните известный девиз русского офицерства: «Душу – Богу, жизнь – Отечеству, честь – никому!». Не каждому по зубам такие жесткие требования, вот почему офицер – это не просто профессия, как врач или учитель. Офицер – становой хребет армии – щит Отечества, а щит должен быть без изъяна.

Об этом ему напоминали форма, которую он не имел права снимать, погоны, а также находящееся при нем личное оружие (все вместе ко многому обязывало), славная история полка, его традиции, знамя и сами сослуживцы – боевые товарищи. А способствовали формированию чувства гордости корпоративность, сословность (уже первый офицерский чин вплоть до середины XIX века давал право на потомственное дворянство), осознание себя «благородием» (принадлежность к благому – доброму роду защитников Отечества), сложившаяся система обучения и воспитания. К сожалению, многие из этих принципов были разрушены и со временем утрачены, и нынешних офицеров, на первый взгляд, трудно сравнить с блистательными кавалергардами прошлого. Однако преемственность поколений, единая цель и наличие офицерской чести, безусловно, объединяют и роднят их, ставят в один ряд.

Именно от офицеров общество ждет подвига, готовности на самопожертвование. Почему? Ответ один – они не имеют права отказаться, увильнуть в сторону, спрятаться за чью-то спину, потому что честь имеют! При этом неважно, что у военнослужащего низкий оклад, нет квартиры, куча других нерешенных проблем, что, конечно, само по себе отвратительно. Парадокс в том, что виноваты в этом государство (но не Родина, не Отечество), чиновники, которых он же защищает, может быть, даже его старшие начальники. Но даже это не дает права настоящему человеку в погонах идти на сделки с совестью, подличать, пятнать свою честь недостойными поступками.

Увы, в последнее время появился режущий слух термин – «офицерская преступность». По данным Главной военной прокуратуры, ныне каждое третье преступление в армии, большинство из которых имеет корыстную направленность, совершается офицерами. Этот страшный бич, поразивший наши Вооруженные Силы и Внутренние войска, безусловно, связан с потерей военнослужащими чувства чести. Ведь совершая подобное преступление, офицер одновременно лишается чести, бесчестит свое имя. Почему же он не задумывается над этим, не дорожит своим добрым именем?

Скорее всего такой человек изначально не имел чувства обладания честью и не испытывал по этому поводу никакого внутреннего дискомфорта. Ведь честь не вручается автоматически вместе с лейтенантскими погонами. Такое чувство вырабатывается только вследствие достойно пережитых им различных ситуаций в период службы или в бою. И если офицер не перемог их, не сдал столь важного экзамена, то гипотетическая потеря незапятнанной репутации его волнует мало. Для него честь – то, что правильнее назвать воинским приветствием. Отдал – и пошел дальше по своим делам.

«…Не жирные оклады, а идейное служение»

Именно наличием в строю определенного числа военнослужащих с атрофированным и невостребованным понятием чувства чести и объясняется безрадостная картина роста офицерской преступности. Поэтому остановить этот процесс, помимо принимаемых военной прокуратурой и командованием мер, можно только возвращением, а в большинстве случаев укреплением у людей в погонах этого чувства.

Почему в прежние времена о таких позорных явлениях было практически не слышно? Думаете, потому, что офицеры лучше жили? Может быть, отчасти это и так, но разве служить шли только из-за выгоды и корысти? К счастью, отечественная история, в которой огромную роль сыграли люди ратного труда, опровергает этот довод. Офицерами были почти все мореплаватели и землепроходцы, полярные исследователи и космонавты, многие писатели, поэты, художники, композиторы. Я уже не говорю о государственных деятелях. Престиж офицерской профессии прежде всего держался на праве обладать особым статусом, правами и честью. Иметь честь – это привилегия только офицера, что закреплено и в нынешних уставах. И настоящие офицеры дорожили этим исключительным правом. К чему это обязывает?

Честь недаром называют святыней офицера. Понятием святыни для человека, воспитанного в традиционной вере, семье и школе, было то, что нельзя нарушить, переступить, потому что это являлось грехом и влекло за собой неминуемое наказание – гибель души. «Начало премудрости – страх Господень!» – написано в Библии. Потеря страха перед Богом, устранение идеи греха и свободное толкование стыда, отрицание души как самостоятельной бессмертной субстанции закономерно облегчили компромиссы с совестью, а значит, и с честью. «Если Бога нет, то все дозволено», – заметил по этому поводу Ф. М. Достоевский, тоже, кстати, офицер запаса.

Человеку с подобным мировоззрением трудно понять, что такое святость. Если нет Бога, значит, нет и святости. А если ничего не свято, то честь – это всего лишь эфемерное понятие. Каждый сам себе бог, сам себе судья и законодатель. Поэтому со временем понятие святости лишилось смысла и в дальнейшем полностью обесценилось, стало поминаться всуе. В этом причина того, что большинство офицеров, которым говорят о святости, долге и чести, остаются невосприимчивыми к призывам. Они по большому счету не понимают, о чем идет речь, видят за этим понятием пустоту.

И таким офицерам трудно объяснить, что желание обладать, например, более престижной маркой сотового телефона или автомобиля называется страстью. Что готовность ради удовлетворения этой страсти нарушить закон для офицера не только преступление, но и позор, бесчестие. Какие-либо оправдания таким поступкам можно принять от гражданского человека, ведь он не давал присягу, не носит погоны, не обязан блюсти честь. Для офицера же они становятся неприемлемыми. Почему? Да все потому же – он имеет честь, и это обязывает его быть честным всегда и во всем!

Мотивация службы офицера, по мнению известного дореволюционного военного теоретика полковника В. Райковского, исключительно одна: «Не жирные оклады и личные благополучия материального характера… а идейное служение делу». А оно без высочайшего понятия чести невозможно. Отсюда традиции беззаветного служения. Кому? Не Иван Ивановичу, не своему командиру, а Отечеству! Что может быть выше на земле? Именно от осознания этой высоты сердце Суворова было переполнено чувствами, когда он писал в своей «Науке побеждать»: «Господа офицеры, какой восторг!». Офицер от своей причастности к святому и ответственному делу – защите Родины исполнялся чувством гордости. Да, именно он – тот человек, который готов выполнить свой долг до конца – отдать жизнь за Родину. За это он себя и уважает, и имеет честь!

Понятие чести, неотделимое от честности и совести, нужно воспитывать с детства, взращивать его, как терпеливый садовник растит фруктовое деревце, тогда оно вырастет и принесет плоды. Процесс воспитания офицера – человека чести, конечно, должен быть налажен и поставлен на поток. Где? Разумеется, в военных институтах. Но еще в начале ХХ века, накануне потрясших страну революционных событий полковник Генерального штаба М. С. Галкин сетовал по этому поводу: «В военно-учебных заведениях подготовка нравственной стороны обязанностей офицера занимает очень мало места. Все внимание обращено на ремесло, на техническую сторону, на науку…» Извлекая уроки из ошибок прошлого, сегодня необходимо создавать для этого все условия.

Огромную воспитательную роль играет личность курсового офицера, преподавателя, а непосредственно в войсках – наставника, начальника. Если у него слова не расходятся с делом, он сдержан в разборе ошибок подчиненных, всегда подтянут, корректен и бодр духом – все это вкупе с личностью носителя данных качеств рождает прекрасный образец для подражания.

А когда сам начальник не является хозяином своего слова, чванлив, в разговоре с подчиненными постоянно срывается на крик, не сдерживает себя в крепких выражениях даже в присутствии женщин, публично унижает человеческое достоинство подчиненных, пускает в ход кулаки – каким он может быть примером офицерской чести? Только отрицательным.

Вопрос воспитания офицера как человека чести – ключевой для Вооруженных Сил. Армия, управляемая бесчестными офицерами, обречена на потерю доверия у народа и авторитета в обществе и как следствие этого – на поражение в любой грядущей войне. Не нужно ждать указаний сверху и соответствующих приказов. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Спасение престижа армии, войск – дело самих военнослужащих.

У армии, государства в целом нет будущего, если его офицеры не будут иметь чувство чести. Товарищи офицеры, задумаемся об этом! Честь имею!

Так звучит фраза из кодекса чести русского офицера, который был составлен в 1804 году, но актуален навсегда.

На самом деле его текст состоит из 25 пунктов. И если сейчас взять и начать следовать каждому пункту, то насколько сильно изменилось бы общество. Но даже тогда это не было законом, а лишь предписаниями и пожеланиями этикета. Как в «Пиратах Карибского моря» был пиратский кодекс, но капитан сказал, что это не свод чётких правил, а лишь пожелания.

Вот его текст, листайте вправо.

И в этой главной фразе есть такое слово, как «Честь». Честь - никому ! Моё внимание это сразу привлекло и я задумался, что же такое честь на самом деле. Ведь есть фраза «Береги честь смолоду», но речь же не о женской целомудренности, ведь кодекс офицерский.

Если посмотреть в словаре Даля, то " Честь" - внутреннее нравственное достоинство человека , доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью.

И тут возникает другое слово, которое можно почти поставить синонимом - совесть .

Нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка.
Фото с просторов интернета Фото с просторов интернета

Прозвучала фраза: «Способность распознавать качество поступка» . Ох, как этого не хватает, этих внутренних ориентиров в современном мире. Иногда мне кажется, что некоторые люди просто действительно не способны распознавать качество своего поступка. Для них он не плохой и не хороший, он нормальный. Вкусно поесть - нормально, пнуть безобидную собаку - тоже нормально.

И что же всё-таки значит фраза «Честь никому»? Для себя я её определил так - ни перед кем и не перед чем офицер, мужчина, человек не должен терять осознания качества своего поступка. Это компас, это ориентир и это маяк. «Честь никому» значит, что нельзя врать себе, выдавая плохой поступок за норму , или выставлять хороший плохим.

Всё конечно относительно, и что одному человеку хорошо, то другому не очень. Но вот это и есть внутренняя работа духа, понимать, чувствовать ситуацию и принимать порой не простые решения.

Степан Корольков Степан Корольков
Понимаю, что сейчас это звучит, как утопия, но… Я стараюсь применять эти принципы, мои друзья стараются им следовать (а порой это очень не просто) вот и вы, кто сейчас читает, может быть задумаетесь вновь о словах честь и совесть. Хотя, думаю, что и так меня читают те люди, для которых это не пустые слова.

А как вы считаете, что такое честь?

Быть Добру, Друзья!

Читайте также: