Д мамин сибиряк аленушкины сказки присказка 3 класс конспект урока
Обновлено: 14.11.2024
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.
1.Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2.Речевая разминка.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
- Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
- Прочитайте загадку орфографически.
- Прочитайте загадку орфоэпически.
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
- Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
- Прочитайте загадку орфографически.
- Прочитайте загадку орфоэпически.
- Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
- Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
- С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН)
Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что - же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова (МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?». (ПУШКИН)
Известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История, рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
- Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
- Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
- Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
- Прочитаем об этом на стр.180.(Чтение теста по ролям заранее подготовленных учеников).
2. Беседа после чтения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
- На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
- В чём их отличие?
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.
- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
- Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. («Серая шейка»).
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг.)
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новым материалом.
- «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.
- Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно)
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения,воспитания. На данном уроке я использую в работе с детьми планшетные компьютеры. Цель моей работы - показать школьникам, что их давний друг может помочь им в усвоении знаний,расширить кругозор, сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Внедрение в образовательный процесс планшетных компьютеров позволяет увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов,более наглядной подачи метериала за счет мультимедиа,повышает мотивацию у слабоуспевающих учащихся, и как результат, повышает качество обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
Информатизация учебного процесса на уроках в начальной школе | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Автор: Медведева Е. В.
Тема урока : Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.
Тип урока : проблемный.
книги с различными видами сказок , планшетные компьютеры, карточки с разными присказками, карточки самооценки участия в групповой работе, паспорта для работы в группах, русский народный платок для сказительницы.
ознакомление детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, использование информационной литературы для открытия «тайны неизвестного» жанра – присказка.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся, умение сравнивать различные виды жанров устного народного творчества; расширение и обогащение словаря читателя; помочь в освоении позиции читателя-исследователя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
1.формирование умения сравнивать жанры устного народного творчества;
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- участвовать в учебном диалоге.
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
- «Работа с различными видами сказок»
- «Проблемный вопрос»
- «Читаем и анализируем».
- «Наш театр»
Мотивация к учебной деятельности.
Цель – мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- слушать в соответствии с целевой установкой;
нацеливание на успешную деятельность.
- выделять существенную информацию из текста загадки.
-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Учитель: Ребята, повернитесь, поздоровайтесь и поприветствуйте гостей.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения.
Урок мне хочется начать словами Жан – Жака Руссо. Помогите мне вставить нужные слова в текст.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные , как хорошо умеете работать , если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению . »
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Мы проведем разминку. У вас на партах лежат скороговорки. Возьмите их. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали их чтение ясно и понятно.
(Дети «жужжащим» чтением читают скороговорки.)
- Тишина. Какое сегодня число? (Ответ: 15)
- У кого номер 15 начинает. А остальные ребята внимательно слушают и мы будем оценивать друг друга.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Что прочитали? (Пословицу)
- Что такое пословица? ( Народная мудрость)
- Чему она учит? ( Что в семье главное любовь и дружба.)
- Первый вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией. (Дети читают)
- Второй вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с утвердительной интонацией. ( Дети читают.)
- Попробуйте прочитать эту пословицу наоборот.
(Дети «жужжащим» чтением читают пословицу.)
Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте звёздочку с руки! Повторите 3 раза.
(На доске открываются звёздочки с буквами «Литературные сказки»)
Поворот к гостям и поклон головой.
Настрой на работу.
Вставляют нужные слова.
Отрабатывают чтение скороговорок, представляют результат, оценивают чтение друг друга.
Словарная работа. Отвечают на вопросы, используя свои знания и свой жизненный опыт.
Чтение пословицы с разной эмоциональной окраской.
II. Введение в тему .
Цель: Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок.
-принимать и сохранять учебную задачу.
- нацеливание на успешную деятельность.
- ориентироваться в своей системе знаний
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учитель: Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.
-С какими произведениями мы будем знакомиться в том разделе? (Сказками)
- А что такое «сказка»? (Вид устного народного творчества)
- Какие ещё бывают сказки? Нам расскажут знатоки.
- На какие две группы разделены сказки?
- У вас на партах лежат книги, распределите их на группы.
-Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.)
Учитель: Наши мнения совпали? (Да)
Давайте похвалим друг друга за активную работу. ( Дети хлопают в ладоши.)
Читают с доски «Литературные сказки»
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы
Заранее подготовленные учащиеся инсценируют вступительную статью учебника стр. 180
Раскладывают книги на группы.
III. Определение темы и цели урока.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
Цель: Включение учащихся в повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Интегрированный урок литературного чтения по сборнику сказок Д. Н. Мамина - Сибиряка "Алёнушкины сказки" (присказка) и музыки по теме "Колыбельные песни" с использованием произведений устного народного творчества с опорой на мультимедийную презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.pptx | 509.54 КБ |
integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya_i_muzyki.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературное чтение Музыка 3 «Д» класс Учитель: Истомина Светлана Леонидовна , г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 34»
Речевая разминка Стучит-бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке Скачет по дорожке. ПОТЕШКА
Работа в группах Задание: разгадать кроссворд, определить ключевое слово
КРОССВОРД ПЕ С НЯ ПЕСТУШ К А ПОСЛОВИЦ А З АГАДКА К НЕБЫЛИЦ А
СКАЗКИ НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ)
С. 179 Литературные сказки
А Л Ё Н У Ш К И Н Ы С К А З К И (присказка) Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк
Дмитрий Наркисович с дочерью Алёнушкой
Вот и сказке конец, А кто слушал ….
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и музыки
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».
Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка,
расширение знаний о русских народных колыбельных песнях.
Оборудование: кроссворды для учащихся, мультимедийная презентация
- Организационный момент
- Определи, как называется такое стихотворение.
Стучит-бренчит на улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Скачет по дорожке.
(Короткое стихотворение весёлого содержание, название произошло от слова «тешить» - смешить, веселить)
- Как нужно читать это стихотворение?
- Актуализация знаний и постановка проблемы
- – Вспомним и другие жанры устного народного творчества, для этого
… И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился …
- Имя героя сказки, который передвигался на печи
- Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль
- Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком
- Титул (почётное звание) Гвидона
1.Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко …»
- Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.
… И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился …
- Титул (почётное звание) Гвидона.
- Титул Салтана
… И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился …
- Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.
- Имя героя сказки, который передвигался на печи.
- Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»
- Титул (почётное звание) Салтана
1. Продолжи: «Дед Мазай и …»
2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.
3. Имя героя, который оборачивался мухой, комаром и шмелём.
… И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился …
5. Титул (почётное звание) Салтана
… И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился …
2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, содержащее мораль.
3. То, что было на самом деле
4. Автор стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»
5. Титул (почётное звание) Салтана
(каждая группа сообщает своё ключевое слово,
составляется общий кроссворд)
- Какое ключевое слово получилось?
- С каким литературным жанром будем работать на уроке?
(группы рассаживаются по местам)
- Совместное «открытие» знаний
- – На какие две группы делятся все сказки?
- Как их различить?
(Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)
- – Откройте учебники на странице 179, прочитайте с какими сказками мы будем работать.
- – С сегодняшнего урока начинаем знакомиться с циклом сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». (с. 182)
- Какие присказки вы знаете?
(«В некотором царстве, в некотором государстве …», «Жили-были …»)
Д. Н. Мамин-Сибиряк
- Почему писатель назвал так свои сказки?
- Что ещё запомнили о Д. Н. Мамине-Сибиряке?
– Прочитаю присказку, а вы ответьте, в какой момент происходят события.
- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказку?
Вывод: эта присказка сразу к нескольким сказкам, в ней собираются герои
этих сказок, с которыми нам предстоит познакомиться на следующих
- Почему слова Мышка-норушка, Сверчок, Воробей, скворец написаны с
- – Вспомните, с какой интонацией я читала эту присказку.
- Почему я так читала?
- Что напоминает эта присказка?
- – Что вам известно о колыбельных песнях?
Вывод: Колыбельная песня – передаёт мир, любовь, доброту, нежность,
ласку, от матери к ребёнку. Колыбельные – самые древние песни
человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола
«колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая песня
малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца
колыбельная была своя – её при рождении сочиняла мать.
Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет оберегом ребёнка.
- Вспомните, какие колыбельные песни пели вам?
- А кто пел вам колыбельные песни?
7. – Предлагаю вам прослушать колыбельную песню и определить, похожа ли
эта песня на ту, которую пели вам?
(русская народная колыбельная песня «Баю, доченька моя»)
8. Работа в группах
(каждая группа получает для выучивания отрывок из колыбельной песни, после разучивания – исполнение группами по очереди)
а) Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
б) Стали гули ворковать,
Стали доченьку качать,
Стали доченьку качать,
Стала дочка засыпать.
в) Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
г) Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
д) Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра .
4.3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина–Сибиряка.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам».
7. Беседа по прочитанной присказке.
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1. Организация детей на работу
У. На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2. Речевая разминка
Причитайте текст медленно жужжащим чтением.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Что вы прочитали? К какому жанру относится этот текст? Сказка
А из какой сказки этот текст? «Маша и медведь»
Прочитайте текст медленно жужжащим чтением.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Что вы прочитали? Из какой сказки эти строчки? «По щучьему велению»
Что объединяет эти сказки? Это русские народные сказки
Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? Над сказками
3. Актуализация знаний. Введение в тему
С какими сказками мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (Приложение 1).
Вопросы к кроссворду:
1. Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. Лев
2. Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. Билибин
3. Без чего не бывает басня? Морали
4. Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова. Мазай
5. Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. Тучка
6. Известный русский баснописец. Крылов
7. В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. Зеркало
Попробуйте догадаться какое ключевое слово спряталось в кроссворде? Литературные
Кто попробует полностью сформулировать тему урока? Литературные сказки
4. Изучение нового материалом
4.1. Работа с учебником
Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника. Откройте страницу 179 и прочитайте как называется новый раздел учебника. «Литературные сказки»
Как вы думаете, что такое литературные сказки? Это авторские сказки, их написали писатели
Прочитаем об этом на стр.180. Открываем учебники. Читаем по цепочке.
4.2. Беседа после чтения
На какие две группы можно разделить сказки? Народные и авторские. Авторские сказки еще называют литературными сказками.
В чём их отличие? Народные сказки появились давным-давно. Долгое время народные сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – особая сказка. Она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее всегда есть автор.
А какие еще бывают сказки? Сказки о животных, бытовые, волшебные
Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Что это за сказки?
Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
4.3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка
Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1582-1912)
Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем. Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке - «Серая шейка». На выставке
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». На выставке. Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. Представлена выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка: Присказка, Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Сказочка про Козявочку, Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост
5. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
6. Знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам»
Ребята, что есть в любой сказке? Вступление, основная часть, заключение
Как называется вступление? Зачин
Какие зачины вы помните? «В некотором царстве…», «Жили-были…»
Ребята, а у некоторых сказок кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится к целому сборнику сказок, с присказкой к «Алёнушкиным сказкам».
Прочитаем присказку на стр.182 вслух, по цепочке.
7. Беседа по прочитанной присказке.
Понравилась ли вам присказка?
В чём особенность присказки писателя? Особенность ее в том, что она сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок.
Читайте также: