Что являлось источником родного языка и культуры песни считалки сказки рассказы очевидца

Обновлено: 12.11.2024

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с конкретного жизненного образа. Используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

7. Для чего нужны загадки?

А) Многие дети и взрослые любят загадки потому, что это интересно и занимательно.

Б) Процесс отгадывания, поиска ключа к недоговоренному, зашифрованному улучшает настроение и тренирует ум.

В) Хорошие загадки расширяют кругозор и развивают наблюдательность.

Г) Кто отгадывает загадки регулярно – развивают логику, скорость мышления, сообразительность и находчивость.

8. Что общего у сказки с небылицей?

Б) есть концовка

В) есть фантастические превращения

Г) очень долгий сюжет

9. Каких из перечисленных героев сказок вы отнесёте к героям русских народных сказок?

А) Финист –ясный сокол

Г) Черная курица

10. Назовите отличия литературной сказки от фольклорной

В) Имеет связь с бытом, поведением людей

Г) Имеет зачин и концовку

11. В книге Н. М. Карамзина «История государства российского» говорится следующее: «Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. …. , …. охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников;» Вставьте вместо пропусков нужные слова.

А) Купцы, ремесленники

Б) Крестьяне, паломники

В) Бояре, помещики

12. Как называли древние славяне Богов Солнца, Огня, Воды?

13. Найдите среди данных праздников основные славянские праздники

А) Красная горка

14. Каких зайцев М. Пришвин назвал «зайцы-профессора»?

Г) Выживщих зайцев после отстрела их охотниками

15. Назовите приемы создания комического эффекта в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах».

Цель проведения – установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся 5-х классов по родной литературе в объеме, установленном обязательным минимумом содержания основного общего образования Государственного образовательного стандарта.

Итоговая аттестация проводится в 5-х классах, изучающих родную литературу, в форме экзамена по текстам контрольно-измерительных материалов (КИМ).

СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение итогового тестирования: определить уровень образовательных достижений обучающихся по родной литературе за курс 5 класса основной школы.

2.Документы, определяющие содержание итогового тестирования

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждённый Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г №1644, от 31 декабря 2015 года № 1577.

Рабочая программа по родной литературе 5 класс, утверждённая приказом № от

Учебное пособие Р.И. Альбеткова «Русская словесность» (от слова к словесности) Москва, Дрофа, 2013

3. Структура итогового тестирования

КИМы состоят из трех частей А,В,С.

В первую часть включены 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Во второй части содержится 1 задание с кратким ответом. Задания частей А и В соответствуют уровню базовой подготовки обучающихся.

Задание части С представляет собой развернутое рассуждение на предложенную тему и выполняется на отдельном листе со штампом образовательного учреждения.

4. Распределение заданий по содержанию

Элементы содержания

Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности .

А.Н. Афанасьев «Вещее слово» Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка. Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка. Народные сказки. "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол". Сказка и правда. Небылицы.

Особенности языка сказок. Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

О физическом и нравственном характере древних славян. Н.М. Карамзин «История государства российского» (фрагмент). Осознание собственной жизни на фоне жизни родного народа и человечества во всей его целостности и взаимосвязях.

Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. П.И. Мельников (Андрей Печерский) «В лесах» (фрагмент). Картина языческих представлений о мире, ее отражение в преданиях, поверьях, обычаях, обрядах, поэзии народа.

Христианская вера. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Истоки и начало христианской веры, ее связь с рождением древнерусской литературы, религиозно-духовные корни литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе и христианской вере Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Славянский календарь. Основные славянские праздники. А.Н. Афанасьев «Древо жизни» (фрагмент). Внимательное отношение к природе, забота о человеке. Наблюдение человека за природными изменениями и отражение этих изменений в календарных обрядах и обрядовой поэзии.

Семья. Семейно-бытовые обряды В. Белов Жизненный круг (из книги «Лад»). Формирование представлений о внутренней и внешней жизни семьи, об авторитетах, о взаимоотношениях членов семьи, о нравственных основах, которые скрепляют союз людей.

Защита индивидуальных проектов «Обряды моей семьи».

Художественная проза о человеке и природе. М.М. Пришвин «Зайцы профессора». Мастерство художественной речи. В. Драгунский «Кот в сапогах». Приемы создания комического эффекта в рассказе. Художественная проза о взаимоотношениях человека и животного Приемы создания комического эффекта в сказке. Р. Киплинг "Кошка, которая гуляла сама по себе". К. Паустовский "Кот-ворюга"

Литературная сказка. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Губарев «Королевство кривых зеркал».

Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Лирическое произведение. Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. Стихи о животных. Н. Рубцов «Коза», «Воробей».

Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени»

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

• Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

• Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

• Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

• Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора.

• Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

На выполнение итоговой работы отводится - 45 минут

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Оценивание работы осуществляется по принципу «сложения», оно зависит от количества заданий, которые учащийся выполнил верно.

За каждое верно выполненное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задание второй части считается выполненным верно, если записан правильный ответ в специально отведенное для этого место.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. Максимальное количество баллов задания уровня С – 5 баллов.

Критерии оценки:
“5” – 16 -21 баллов;

“ 4” - 15 - 10 баллов;
“3” – 9 - 7 баллов;
“2” - 6 и менее баллов.

1. Что явилось источником родного языка и культуры?

Г) рассказы очевидцев

2. Что такое слово?

А) единица языка

Б) морфологическая едицица

В) синтаксическая единица

Г) выражение чувств

3. Что такое словесность?

А) явления, описанные с помощью слов

В) искусство слова

Г) художественное творчество

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут. »

6. Определи, что это?

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

7. Для чего нужны загадки?

А) Многие дети и взрослые любят загадки просто потому, что это интересно и занимательно.

Б) Процесс отгадывания, поиска ключа к недоговоренному, зашифрованному улучшает настроение и тренирует ум.

В) Хорошие загадки расширяют кругозор и развивают наблюдательность.

Г) Кто отгадывает загадки регулярно – развивают логику, скорость мышления, сообразительность и находчивость.

8. Что общего у сказки с небылицей?

Б) есть концовка

В) есть фантастические превращения

Г) очень долгий сюжет

9. Каких из перечисленных героев сказок вы отнесёте к героям русских народных сказок?

А) Финист –ясный сокол

Г) Черная курица

10. Назовите отличия литературной сказки от фольклорной

В) Имеет связь с бытом, поведением людей

Г) Имеет зачин и концовку

11. В книге Н.М. Карамзина «История государства российского» говорится следующее: «Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. …. , …. охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников;» Вставьте вместо пропусков нужные слова.

А) Купцы, ремесленники

Б) Крестьяне, паломники

В) Бояре, помещики

12. Как называли древние славяне Богов Солнца, Огня, Воды?

13. Найдите среди данных праздников основные славянские праздники

А) Красная горка

14. Каких зайцев М. Пришвин назвал «зайцы-профессора»?

Г) Выживщих зайцев после отстрела их охотниками

15. Назовите приемы создания комического эффекта в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах».

А) Несоответствие ожидаемого и реального.

1. Сказка «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редьярда Киплинга - чудесная история о том, как дикие животные стали домашними и о хитрости дикой кошки. Назовите животных, которых приручила умная женщина.

Чему учит рассказ К. Паустовского "Кот-ворюга"? Составь ответ в виде мини сочинения, используя вступление, основную часть, заключение.

Цель проведения – установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся 7-х классов по родной литературе в объеме, установленном обязательным минимумом содержания основного общего образования Государственного образовательного стандарта.

Итоговая аттестация проводится в 7-х классах, изучающих родную литературу, в форме экзамена по текстам контрольно-измерительных материалов (КИМ).

СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение итогового тестирования: определить уровень образовательных достижений обучающихся по родной литературе за курс 7 класса основной школы.

2.Документы, определяющие содержание итогового тестирования

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждённый Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г №1644, от 31 декабря 2015 года № 1577.

Рабочая программа по родной литературе за 7 класс, утверждённая приказом № от

Учебное пособие Р.И. Альбеткова «Русская словесность» (от слова к словесности) Москва, Дрофа, 2013

3. Структура итогового тестирования

КИМы состоят из трех частей А,В,С.

В первую часть включены 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Во второй части содержится 1 задание с кратким ответом. Задания частей А и В соответствуют уровню базовой подготовки обучающихся.

Задание части С представляет собой развернутое рассуждение на предложенную тему и выполняется на отдельном листе со штампом образовательного учреждения.

4. Распределение заданий по содержанию

Элементы содержания

Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности .

А.Н. Афанасьев «Вещее слово» Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка. Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка. Народные сказки. "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол". Сказка и правда. Небылицы.

Особенности языка сказок. Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

О физическом и нравственном характере древних славян. Н.М. Карамзин «История государства российского» (фрагмент). Осознание собственной жизни на фоне жизни родного народа и человечества во всей его целостности и взаимосвязях.

Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. П.И. Мельников (Андрей Печерский) «В лесах» (фрагмент). Картина языческих представлений о мире, ее отражение в преданиях, поверьях, обычаях, обрядах, поэзии народа.

Христианская вера. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Истоки и начало христианской веры, ее связь с рождением древнерусской литературы, религиозно-духовные корни литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе и христианской вере Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Славянский календарь. Основные славянские праздники. А.Н. Афанасьев «Древо жизни» (фрагмент). Внимательное отношение к природе, забота о человеке. Наблюдение человека за природными изменениями и отражение этих изменений в календарных обрядах и обрядовой поэзии.

Семья. Семейно-бытовые обряды В. Белов Жизненный круг (из книги «Лад»). Формирование представлений о внутренней и внешней жизни семьи, об авторитетах, о взаимоотношениях членов семьи, о нравственных основах, которые скрепляют союз людей.

Защита индивидуальных проектов «Обряды моей семьи».

Русская литература XIX века

Тургенев И. С. "Певцы"

Салтыков-Щедрин М. Е. «Сказки»

Толстой Л.Н. "Хаджи-Мурат

Куприн А. "Изумруд"

Русская литература XX века

Бунин И. "Сны Чанга"

Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"

Розов В. "В добрый час!"

Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"

Зарубежная литература

Сент-Экзюпери А. "Планета людей"

Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени»

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

• Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

• Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

• Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

• Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора.

• Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

На выполнение итоговой работы отводится - 45 минут

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Оценивание работы осуществляется по принципу «сложения», оно зависит от количества заданий, которые учащийся выполнил верно.

За каждое верно выполненное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задание второй части считается выполненным верно, если записан правильный ответ в специально отведенное для этого место.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. Максимальное количество баллов задания уровня С – 5 баллов.

Критерии оценки:
“5” – 24 -25 баллов;

“ 4” - 23- 18 баллов;
“3” – 17 - 11 баллов;
“2” – 10 и менее баллов.

1. Что явилось источником родного языка и культуры?

Г) рассказы очевидцев

2. Что такое слово?

А) единица языка

Б) морфологическая едицица

В) синтаксическая единица

3. Что такое словесность?

В) искусство слова

Г) художественное творчество

4. Что это за вид устного народного творчества?

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

5. Что это за часть сказки?

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут. »

6. Определи, что это за художественное выразительное средство?

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

7. Для чего нужны загадки?

А) Многие дети и взрослые любят загадки просто потому, что это интересно и занимательно.

Б) Процесс отгадывания, поиска ключа к недоговоренному, зашифрованному улучшает настроение и тренирует ум.

В) Хорошие загадки расширяют кругозор и развивают наблюдательность.

Г) Кто отгадывает загадки регулярно – развивают логику, скорость мышления, сообразительность и находчивость.

8. Что общего у сказки с небылицей?

Б) есть концовка

В) есть фантастические превращения

Г) очень долгий сюжет

9. Каких из перечисленных героев сказок вы отнесёте к героям русских народных сказок?

А) Финист – ясный сокол

Г) Черная курица

10. Назовите отличия литературной сказки от фольклорной.

В) Имеет связь с бытом, поведением людей

Г) Имеет зачин и концовку

11. В книге Н.М. Карамзина «История государства российского» говорится следующее: «Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. …. , …. охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников;» Вставьте вместо пропусков нужные слова

А) Купцы, ремесленники

Б) Крестьяне, паломники

В) Бояре, помещики

12. За что решила отомстить княгиня Ольга древлянам?

А) за убийство мужа

Б) за хвастовство

В) за захват её земель

Г) за неодобрительные слова о княжении

13. Как называли древние славяне Богов Солнца, Огня, Воды?

14. Найдите среди данных праздников основные славянские праздники

А) Красная горка

15. Чьи это слова?

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, ты помогаешь строить мир»…

Б) А. Сент-Экзюпери

Г) М.Е. Салтыков-Щедрин

1. «Страдовала и моя старшая тетка, оставив дома ребятишек»…. Как звали детей тетки? (В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке»)

2. «Если человек остается один, он рискует попасть на плохую дорогу», — подумал Филька, оставшись совершенно один на пустынной улице, по которой обычно возвращался вместе с Таней из школы. Целый час прождал он ее, стоя на углу возле лотка китайца. Липучки ли из сладкого теста, грудой лежавшие на лотке, сам ли китаец в деревянных туфлях отвлек внимание Фильки, но только теперь он был один и Таня ушла одна, и это было одинаково плохо для обоих. В тайге Филька бы знал, что делать. Он пошел бы по ее следам. Но здесь, в городе, его, наверно, примут за охотничью собаку или посмеются над ним. И, подумав об этом, Филька пришел к горькому заключению, что он знал много вещей, которые в городе были ему ни к чему. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?

3. Кто на вопрос учителя о том, какая профессия ему по душе, ответил: «Кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине»? (из драмы В. Розова «В добрый путь!»)

4. Как звали лучшего певца в околотке, который показал своё мастерство?

… . В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская душа звучала в нём и хватала за сердце. У всех на глазах выступили слёзы. (И. С. Тургенев «Певцы»)

5. Главный герой этой повести - реальное историческое лицо, наиб Шамиля, в 1851 году перешедший на сторону русских, а в следующем году погибший при попытке бежать в горы. Кто автор и как называется эта повесть?

Дать письменный связный ответ на вопрос: «С чем сравнивает автор историю жизни Хаджи – Мурата? Почему? Что общего видит в их судьбах?». При ответе используйте вступление, основную часть и заключение

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «Родная (русская) литература», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Характеристика структуры и содержания диагностической работы

Работа охватывает содержание курса родной (русской) литературе

Общее число заданий – 15.

Работа состоит из 3 частей.

Часть А содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех или трёх предложенных).

Часть В состоит из заданий, где требуется краткий ответ.

Часть С состоит из задания на умение выражать свое мнение, мысли.

Распределение заданий по частям контрольной работы

Максимальный первичный балл

Один верный ответ из четырех или трёх предложенных

С кратким ответом

3. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

знание текста художественных произведений (автор, название произведения, персонаж, художественная деталь, содержание).

умение определять теоретико-литературные понятия (тема, идея, проблема, портрет, герой, элементы сюжета и композиции, тропы, жанры, роды).

умение создавать письменное высказывание на основе художественного произведения.

4. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания.

Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе состоит из вопросов и заданий трех уровней.

Часть А – базовый уровень, часть В – повышенный уровень, часть С- высокий уровень.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется по 2 балла. Максимальное количество баллов – 8. Примерное выполнение задания 10 минут.

Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений. Задание части С оценивается максимум 13 баллами. Время выполнения части С – 15-20 минут.

Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 22 баллов, время выполнения – 40 минут.

Шкала оценивания

13 и ниже – оценка «2»

Критерии оценивания развернутого ответа

Критерии оценивания

Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

Допущена одна логическая ошибка

Допущено более 1 логической ошибки

Точность и выразительность речи

Однообразие грамматического строя речи

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи

Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

Допущено 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

Допущены 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

Допущены 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)

Допущены 1-2 ошибки

Допущено более 2 ошибок

Максимальное количество баллов

6. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по русской (родной) литературе

Обозначение заданий в работе: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.

Читайте также: