Что думает пилат о виновности иешуа после его признаний

Обновлено: 06.05.2024

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе, сравнение библейского сюжнта и романа; формирование у учащихся своего видения нравственно- философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Задачи урока:

- через анализ содержания отдельных глав произведения рассмотреть нравственно-филосовские проблемы романа;

- рассмотреть новаторство Булгакова в изображении библейского сюжета;

- развивать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать творческое воображение и ассоциацио-логическое мышления учащихся;

- воспитать такие нравственные качества личности, как умение любить и сострадать; уяснить нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель: ценность человеческой личности, ответственность человека перед Богом и совестью за свои поступки.

Методы, применяемые на уроке:

Формы работы:

Средства обучения:

- текст художественного произведения;

- иллюстрации к роману;

- картина Ге «Что есть истина. Пилат и Христос»»

- фрагменты одноимённого фильма Владимира Бортко.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

І . Организационный момент

ІІ . Мотивация познавательной деятельности

Определение своеобразия жанра и композиции: роман в романе.

Слово учителя. На доске есть иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», есть эпиграф:

«Каждому будет дано по его вере» ( М.А.Булгаков).

Беседа по вопросам.

- К какой сюжетной линии романа они имеют отношение? (К библейской); к каким главам? (ершалаимским).

- Что представляют собой ершалаимские главы, введенные в роман «Мастер и Маргарита»? (Это роман, написанный Мастером).

- Какое название дает мастер своему роману? Каким образом вплетаются главы романа в общий ход повествования, как называются эти главы? (4 главы романа «Понтий Пилат» органично входят в произведение следующим образом: глава 2 «Понтий Пилат» - рассказ Воланда на Патриарших прудах; глава 16 – « Казнь»;

глава 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кариафа» и глава 26 «Погребение» - как страницы, возрожденные Воландом из пепла и перечитываемые Маргаритой).

ІІІ. Определение темы, определение задач урока.

(Учащиеся определяют тему урока).

Постановка проблемного вопрос а

- Итак, нам предстоит ответить на вопрос: почему так сурово был наказан прокуратор Иудеи Понтий Пилат? Какую роль в романе играют главы, посвященные Пилату и Иешуа Га-Ноцри?

- В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе «Мастер и Маргарита»?

І V . Анализ содержания романа

4.1 . Знакомство с героями ершалаимских глав.

Запишите действующих лиц, с которыми вы встречаетесь в этих главах.

- Почему Понтий Пилат – главный герой этих глав?

- Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится всё произведение. В его основу положены определённые главы Нового Завета. Но расхождения художественного произведения с богословским текстом очевидно. Давайте мы найдём эти расхождения. От Вас никто не требует точного знания Библии, эти сведения вы получите. От вас требуется знание текста.

4.2. Работа с таблицей (Приложение 2) .

- У вас на столах имеются карточки с таблицей, две графы которой заполнены, ваша задача – заполнить третью графу.

(Все участники команды работают на одном листе бумаги с таблицей, по очереди вписывая по одному пункту).

4.3. Работа с главами романа (Приложение 3).

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? Откройте предложенные главы романа, внимательно просмотрите их и ответьте на вопросы.

V . Анализ второй главы романа

5.1. Беседа по вопросам. Работа в парах

1. Вспомните, что является одним из основных способов раскрытия характера героя; в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. (Литературный портрет).

2. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью пятый прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки. Найдите во второй главе портретное описание Иешуа и Понтия Пилата. Сделайте вывод. (Самостоятельная работа).

3. Как портрет раскрывает характеры героев? Сравнивая портреты, подумайте, какой приём используется автором? (Работа в группах).

1 команда. Иешуа Га-Ноцри. Зачитать от слов «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его…» до слов «Приведённый с тревожным любопытством…» (подчёркивается невинность, беззащитность).

2 команда. Понтий Пилат: « В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». (Обращает на себя внимание: подбой кровавый, не красный, не яркий, не багровый. Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», - бесстрашный волк, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копьё». Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять в себе то, что говорят о нём другие: «свирепое чудовище». Пилат – человек сильный, наделён огромной властью. Двухцветность подчеркивает противоречивость героя).

Вывод. Прием, используемый автором, – антитеза.

4. Но сейчас Пилат страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета. Какой? (Глазам).

Второй прием, раскрывающий характер героя. Художественная деталь, как вы понимаете, играет огромную роль в произведении. Проследите по тексту, выделяя ключевые слова, как меняются глаза Понтия Пилата (Работа с текстом).

(Учащиеся зачитывают: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…», «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта…», «Он смотрел мутными глазами на арестованного…»).

Вопросы к классу:

1. Почему Понтий Пилат отнесся к Иешуа не так, как относился к подобным людям раньше» Чем Иешуа заинтересовал его? ( Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них. Но не только – Иешуа заинтересовал его еще и речами).

2. Боится ли Иешуа Понтия Пилата? (Нет. Он без страха будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его).

3. Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма).

5.2. Просмотр кадра из фильма В. Бортко.

- Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм старой веры и создается храм истины»).

Прозвучало слово «истина». И Понтий Пилат задает вопрос Иешуа: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления» Что такое истина?».

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Родион Раскольников, Александр Андреевич Чацкий).

Художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину «Что есть истина? Пилат и Христос». (Ученик представляет репродукцию картины и объясняет ее понимание учащимся).

5.3. Работа в тетрадях.

- А что истина, по вашему мнению? Запишите свой ответ.

5.4. Выразительное чтение эпизодов «Что есть истина?».

Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина?

«Истина, прежде всего в том…» до «… И тут говорящий позволил себе улыбнуться…»; «Чем хочешь, чтобы я поклялся?»; «Не знаешь ли ты таких?»; «Итак, говорил он, – отвечай, знаешь ли ты некого Иуду…?».

5.5. Беседа по содержанию произведения.

1. Как вы поняли, что такое истина для Иешуа? (Учащиеся записывают в тетрадь: «Злых людей на свете нет», «Нельзя распоряжаться чужой жизнью», «Не будет ничьей власти над людьми»).

2. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?

(Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа после его признаний, он решает объвить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).

3. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказываться от своего первоначального решения?

(Понтий Пилат получит донос на Иешуа от Иуды из Кириафа «об оскорблении величества». Во время чтения у Понтия будет видение головы кесаря Тиберия: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризною губой». И дальше Пилатом будет руководить страх. Будучи смелым воином но поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти).

4. Перед какой нравственной проблемы встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? (Понтий Пилат встаёт перед выбором, спасити ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью).

5. Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа, чтобы спасти себя, спасти Иешуа (ведь во время допроса первые мысли прокуратора были: «Погиб! Потом погибли!». Свои слова подтвердите текстом. (Он предлагает Иешуа компромисс, он подсказывает ему слова, которые тот должен произнести: « Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил? Или… не… говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем-это полагалось на суде, и послал Иешуа в своём взгляде, какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту».)

6. Почему прокуратор хочет спасти Иешуа? (Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он одинок. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом, поэтому Пилат решает спасти Иешуа от казни.)

7. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? (Компромисс для Иешуа невозможен. Пойти на компромисс – значит пойти против истины. Истина для него оказывается дороже жизни.)

8. Как реагирует на это прокуратор, какое принимает решение, какой делает выбор между смертью физической и смертью нравственной? («Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор…» до «Я твоих мыслей не разделяю!». Подписав смертный приговор, Иешуа, прокуратор подписал смертный приговор и себе, потому что впереди его ждет нравственная смерть.)

9. Есть люди, которые спокойно совершают нехорошие поступки, и даже подлые, предают. Так, например, Иуда, предав Иешуа, не страдает нравственно. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Иммануил Кант в свое время сказал о совести так: «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к этому закону». Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа. Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? (Ссорится со священником Каифой. Попытается спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи, но вместо Иешуа помилование получит мятежник и убийца Варравван.)

10. Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? (Когда казнь уже предотвратить невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа: после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа лёгкую смерть, приказывает совершить погребение тел, казнённых в тайне. Санкционирует убийство предавшего его Иуды: эту обязанность возлагает на Афрания. Подбрасывает деньги Каифе. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совесть.)

11. За что наказан Пилат? (За трусость. Воланд в сцене ночного полёта (глава 32) повторяет: «Трусость – самый тяжкий порок».)

12. В чем заключается наказание Понтия Пилата? Как воспринимает герой свое наказание? (Наказание Пилата – в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессметрие, ибо это бессметрие предателя.)

13. Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата. Чтение отрывка «»Вам не надо просить за него…».

14. Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают историю Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершает роман, написанный Мастером? Чтение отрывка из «Эпилога» от слов «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога…» (Здесь говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев, уже не Иван Бездомный).

- Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

- В начале урока мы оствили без ответа вопрос: почему прокуратор Иудеи, а не Га-Ноцри, - главный герой для самого автора? Почему? (С образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе.)

- Перечислим проблемы и запишем в тетрадь, так как они будут решаться содержанием всего романа:

1. Проблема личного выбора.

2. Проблема ответственности за содеянное.

3. Проблема власти.

4. Проблема веры и безверия.

5. Проблема истины (что такое истина?).

6. Проблема смысла жизни, человеческого существования.

7. Проблема верности и предательства.

8. Проблема добра и зла.

9. Проблема милосердия и всепрощения.

- Добро и зло не только у Булгакова, а вообще в мире находится в постоянной борьбе, в постоянном противостоянии. И мне хотелось бы в этой связи привести слова Бориса Пастернака:

«Верю, я придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра!».

VI . Подведение итогов урока.

6.1. Заполнение листа самооценивания на уроке:

Знание содержание романа (домашнее задание).

Работа в команде.

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Участие в диалоге.

6.2. Рефлексия.

Роман посвящен вечным проблемам, они существуют и в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

Запишем выводы по первой сюжетной линии романа: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадания, истины и внутренней свободы. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности за свои поступки. Самый большой порок – трусость.

Как Понтий Пилат выносит приговор Иешуа.
Глава 2. Понтий Пилат. Деталь.

«- Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов?
- Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю».

Вера в единого бога довольно популярное утверждение среди прихожан различных конфессий. Обычно так говорят верующие, чтобы избежать бессмысленных споров о том, чей бог истинный.
В действительности, каждая из известных современных мировых религий заявляет, что именно провозглашённый ими Бог и есть тот самый единственный на весь мир Всевышний Господь, а люди, верующие в другого Бога, как они считают заблуждаются.
Человек, утверждающий, что он верит в некоего абстрактного единого Бога, попросту лукавит, прикрывая этой фразой свою истинную веру либо пряча под ней свой оголтелый атеизм.
Никакого другого смысла утверждение «бог один в него я верю» не содержит. Это пустая отговорка, не обозначающая ничего.
Здесь Иешуа этими словами заявляет прокуратору, что они верят в разных богов, значит их понятия о нравственности, добре и зле, не совпадают.

«- Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем… - тут голос Пилата сел

(тот Бог, в которого верит Иешуа, не имеет понятия о милосердии),

- это не поможет. Жены нет? – почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит

(без бога, без семьи, без царя в голове, одними иллюзиями и жаждой власти живет Иешуа).

- Нет, я один.
- Ненавистный город… - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их

(язык тела Пилата говорит о том, что вызывает в нём брезгливость Иешуа),

- если бы тебя зарезали перед твоим свиданием с Иудою из Кириафа, право, это было бы лучше

(надо было давить в зародыше коммунистические бредни сожалеет прокуратор).

- А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант

(это лицемерная игра),

и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить

(проверяет произведенное впечатление Иешуа, должен он быть уверен, что попадет под покровительство Афрания, не должен его защищать и оправдывать прокуратор).

Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:
- Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

(к сожалению, много раз в истории отпускал и миловал царь Николай Второй людей, говоривших куда более страшные вещи)

О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?

(пришло время, и царь занял это место)

Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня!

(самой смерти недостаточно Иешуа, столь опасны его речи для здоровья общества)

Повторяю тебе: берегись!
- Игемон…
- Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон

(изо всех сил гонит от себя несчастный отец в отчаянии иллюзорную надежду на исцеление сына, снова и снова терзающую его душу).

– Ко мне! – крикнул Пилат.
И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га-Ноцри, и секретарь записал сказанное Пилатом.

Перед какой нравственной проблемой встает Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия?

когда и почему меняеться отношение прокуратора к бродячему философу?

Лучший ответ

В тот самый момент, когда Пилат осознал, что императору донесут, что он, Пилат, мог помиловать опасного преступника, рассуждавшего о государственной власти ("настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть"), - Пилат понимает, что нет другого выхода, кричит: "На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! ". и все кончено для Иешуа.
Пилат ИСПУГАЛСЯ, а трусость - самый тяжкий грех.

Остальные ответы

башка болел

Забота такая- в любом случае кто то пострадает, либо Иешуа, либо сам Пилат. И Иешуа жалко, но и "своя рубашка ближе к телу". Вот и думай, то ли спасать Иешуа, пожертвовав собой, то ли "Умыть руки". Пилат "умывает руки",но позже в записях Левия видит выскзывание "Нет худшего порока чем трусость.. "-и ему становится совсем хреново. Плюс в довершение проблем болит голова, и так ни до чего. А отношение меняется оттогочто так как Пилат по сути честный человек, воин, он винит что проповедь Иешуа по сути мирная, добрая,

Пилат стоит перед выбором: казнить или спасти. Хочет спасти, потому что знает, что Иешуа не виновен (сам Пилат разделял многие идеи Иешуа) , он чудаковат, наивен. его взгляды противоречат устройству общества, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора (поэтому изменил отношение) ! И у Понтия Пилата сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет (не помню куда) . Но какой-то там Иуда его оклеветал, и Пилат боясь доноса, боясь погубить собственную карьеру, пошел против своих убеждений и приговаривает Иешуа к казни. И после этого мучается (ему снились какие-то сны, где они вместе шли по лунной дорожке и беседовали)

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри – важные персонажи в системе образов знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересен спор героев, конфликт их мировоззрений, который превращает героев в отличных собеседников.

Конфликт

М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.

Для Иешуа человек по своей природе добр, «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». Не обладают счастьем они потому, что подвержены гнету власти, которая «является насилием над людьми». Понтий Пилат, который и является представителем этой власти, не согласен с Га-Ноцри. Он показывает, что реальность слишком жестока, что Иешуа арестовали эти «добрые люди», которые таковыми на самом деле не являются.

Иешуа же говорит Пилату о том, что жизнь может отнять только тот, кто ее дал человеку, то есть Бог. Га-Ноцри отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь. Иешуа Га-Ноцри и арестовали за его взгляды, которые касаются власти: «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». При разговоре с Иешуа Понтий Пилат утверждает: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!». Он говорит, что совершенно не верит в слова бродяги, что царство истины никогда не настанет. Иешуа же искренне верит в собственные слова, он надеется, что настанут времена, когда людьми не будут управлять, а они будут жить сами «по доброй воле».

Казнь

Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

Или ты думаешь, что я готов занять твое место?». Страх за свою жизнь и боязнь потерять свое властное место заставляют принять прокуратора Иудеи неверное решение: он утверждает смертный приговор. Однако он надеется на то, что Иешуа, согласно обычаям, оставят в живых. Но Синедрион делает выбор в пользу другого преступника. Га-Ноцри казнят.

Раскаяние

Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.

Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.

Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.

Он раскаивается за свой поступок, пытается загладить свою вину перед казненным Иешуа и приказывает убить Иуду из Кириафа, который являлся предателем Га-Ноцри.

Все это не избавляет Понтия от угрызений совести, он продолжает испытывать чувство стыда. Раскаяние – вот главная тема, связанная с образами Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Именно оно способно привести общество к тому, о чем проповедовал Иешуа. Идея героя романа «Мастер и Маргарита» оказалась не такой бессмысленной, как это предполагал Понтий Пилат.

В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.

Читайте также: