Бывает в том случае когда человек проигрывает какой то родительский девиз

Обновлено: 03.05.2024

В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно, и мы диагностируем то, что можем.

Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован («загрязнен»). Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называет их предрассудками. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность.

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря, как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например: (Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с: (Д) «Я никому никогда не верю». Или: (Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с: (Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».

Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением.

Транзакции. Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Таким образом, транзакцию можно определить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.

Параллельные (дополняющие) транзакции. Этот вид транзакций определяется следующим образом: параллельная транзакция — это такая транзакция, в которой транзакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое они направлены, является источником реакции (рис. 2.3, 2.4).

Рис. 2.3. Параллельная транзакция Р — Д, Д — Р.

Рис. 2.5. Пересекающаяся транзакция В — В, Р — Д.

Рис. 2.6. Пересекающаяся транзакция Р — Д, В — В.

Второе правило коммуникации говорит: при пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эгосостояния.

Рис. 2.7. Двойная скрытая транзакция Социальный уровень: В — В, В — В Психологический уровень: Р — Д, Д — Р.


это может вам помочь Как вернуть мужа и сохранить отношения Часто бывает так, что муж уходит из семьи. Как его вернуть и наладить отношения.

Структурная патология

О тдельно Э. Берн рассматривал случаи, когда у человека могут смешиваться эти Я-состояния, а также когда он не может войти или выйти из какого-либо Я-состояния. Эти проблемы обозначаются как контаминация и исключение. Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.

КОНТАМИНАЦИЯ - это вторжение одного Я-состояния в границы другого. В таком случае человек может принять содержание Дитя или Родителя за содержание Взрослого.


Контаминация Родителем происходит тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы за реальность (рис.2). Берн называл их предрассудками. Например: "Людям нельзя доверять", "Мир ужасен", "Нельзя показывать людям свои чувства" и т.п.


Много ненужного делается человеком из-за необоснованных страхов Ребенка. При контаминации Дитя взрослое мышление затуманивается заблуждениями из детства (рис.3). Они представляют собой фантазии, принимаемые за реальную действительность. Такие заблуждения Берн обозначал как иллюзии. Например: "Я хуже других", "Я не нравлюсь людям", "Я плохо умею делать что - либо (писать, считать, владеть иностранным языком)".

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним с верой Дитя и ошибочно принимает это за действительность (рис. 4). Например: Родительское "Людям нельзя доверять" в сочетании с Детским "Я никогда никому не верю". При такой структуре Взрослый не может принимать правильное решение. Невроз по Э. Берну возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитя и Родителя теряет инициативу.


ИСКЛЮЧЕНИЕ - это процесс, когда человек выключает одно или более из своих Я-состояний. Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать по готовым жизненным принципам (рис. 5). Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя свои собственные принципы. Эти люди - ведущие политики, преуспевающие бизнесмены, боссы мафии.


При исключении Взрослого человек теряет способность апробировать действительность (рис. 6). Вместо этого он слышит лишь внутренний диалог Родитель-Дитя. В результате его действия, чувства и мысли будут отражать постоянную борьбу.

При исключении Ребенка человек "выключает" хранимые им воспоминания детства (рис. 7). На вопрос: "Какое у вас было детство?" такой человек ответит: "Я не знаю. Я ничего об этом не помню". У него возникают сложности при выражении чувств. Поэтому человек с исключенным Дитя часто производит впечатление "холодного" или ''бесчувственного".

Если исключены два из трех Я-состояний, то действующее Я -состояние называется Константным.

Человек с константным Родителем будет жить только по Родительским принципам. На вопрос: "Как вы себя чувствуете?", он ответит: "В такие времена надо сохранять спокойствие, не правда ли?". Такой человек не способен испытывать удовольствие. Вместо этого он только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию. Человек в константном Дитя будет всегда действовать, как будто он еще находится в детстве. Такого человека другие люди будут рассматривать как "незрелого" или "истеричного". Исключения не бывают тотальными, оно во многом зависит от конкретной ситуации. Когда говорится о человеке с "исключенным Дитя", на самом деле имеется в виду тот факт, что он редко бывает в Я-состояний Дитя.

Целью структурного анализа является овладение (но не обязательно решение) внутреннего конфликта с помощью диагноза состояния Я, его обеззараживание, действие на его границы и стабилизация тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых состояниях. При таком анализе возможно восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших Родительских программ, мешающих жизни. Одна из задач транзактного анализа состоит в том, чтобы дать человеку достаточно легкий доступ и возможность выбора Я-состояния, которое бы соответствовало его нуждам и желаниям.

ИЗМЕНИ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ

ИЗМЕНИ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ вернуться к странице

ИЗМЕНИ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ

ИЗМЕНИ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ запись закреплена

ЧТО ТАКОЕ КОНТАМИНАЦИЯ?

Всегда ли можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого: Взрослого от Родителя и от Ребенка. Человек не всегда может выйти из одного эго-состояния и войти в другое, потому что два эго-состояния могут быть смешаны друг с другом, и тогда возникают проблемы. Эрик Берн назвал эти проблемы контаминацией (смешением).
Контаминация- это когда мы принимаем содержание Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В таком случае наш Взрослый контаминирован (загрязнен).

Обратите внимание на рисунки. На них показаны контаминация Родителем, контаминация Ребенком, и двойная контаминация, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.

КОНТАМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЕМ происходит, когда мы ошибочно принимаем Родительские девизы за реальность Взрослого, предрассудки принимаем, как реальные факты. Например: «Мир ужасен»; «Людям нельзя доверять»; «Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще».
Когда человек говорит о себе безлично, употребляет безличные предложения, вместо того чтобы говорить «я», то содержание его речи контаминировано Родителем. Например, человек рассказывает о своей жизни: «Нужно делать то, что говорят, и не показывать людям свои чувства». Этим двум девизам он обучился у своих родителей, которые полагали, что эти высказывания отражали реальность.

ДВОЙНАЯ КОНТАМИНАЦИЯ бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность.
Например:
(Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с:
(Д) «Я никому никогда не верю». Или:
(Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с:
(Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».
Содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. Их называют сценарными убеждениями.

УПРАЖНЕНИЕ. Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который. ». Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе «войти» во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Посмотрите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком. Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, какова реальная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: «Я человек, который не умеет ладить с людьми», то это предложение можно переделать так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми». Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.

А теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. Как и раньше, «включите» Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии с взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: «Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще» и написать вместо этого: «Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получилось».
Это упражнение можно делать в часы отдыха.
По материалам "Современный трансактный анализ"

Если вы хотите укрепить Взрослую позицию, приглашаем вас в группу Ирины Кранк "Матрица жизненного сценария". 8 903 406 60 89

Реабилитационный центр "Берег Надежды"

Реабилитационный центр "Берег Надежды"

вернуться к странице

Реабилитационный центр "Берег Надежды"

Реабилитационный центр "Берег Надежды" запись закреплена

При контаминации Ребенком человек затуманивает свое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями) о себе и об отношении к себе окружающих. Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Например: «Я не нравлюсь людям», «Я не могу бросить курить (похудеть, бросить выпивать)», «У меня нет склонности к иностранным языкам», «Всем будет лучше, если я умру» и т.д. Берн иногда использовал слово «иллюзия» для описания этого вида заблуждений.

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность.
Например:
(Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с:
(Д) «Я никому никогда не верю». Или:
(Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с:
(Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать»

Читайте также: