Чтение песенок и речевок про радугу в старшей группе

Обновлено: 14.11.2024

Конспект занятия предусматривает, развитие познавательных способностей и творческой активности детей в процессе ознакомления с природными явлениями.

ВложениеРазмер
конспект занятия старшая группа "Что такое радуга" 25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»

Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.

-уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;

-формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;

- закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;

- продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;

-расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).

- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;

- развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;

- закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

-воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл ( №1 мелодия к прогнозу погоды)

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?

(За дверью воспитатель в серебристом наряде)

Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?

Радуга: Я на небе засиделась,

Во все серое оделась.

Жду я лета, не дождусь

Когда цветною обернусь

Мне бы солнышка – хоть лучик

Ну и капельку из тучи.

Тогда стану я другой, -

Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )

Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?

Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.

Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?

Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.

Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?

(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)

Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)

Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)

Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)

Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.

Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.

Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:

1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.

В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!

2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7 )

Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.

3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.

4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.

5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.

6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .

7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.

8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.

Радуга: А давайте немножко поиграем.

Физминутка (стоя в кругу)

Мы летим над облаками

Мы хватаемся руками

Задеваем головой – ой!

Если дома не сидится,

По планете голубой (поклон)

Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)

Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)

Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!

Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?

(Выслушать предположения детей)

- А может мы попробуем что-нибудь сделать?

Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?

Дети: Вода, солнечные лучи.

Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?

(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)

Дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?

Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?

Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.

Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:

Игра «Передача настроения»: Мы согреваем ладошки своим теплом (дети греют руки), передадим тепло друг другу (дети дотрагиваются до ладошек других детей). А вы бы хотели поделиться этим теплом с нашей гостьей? Передайте ей свое настроение.

Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.

Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.

Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)

Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)

Давайте сделаем радугу из цветных лент.

Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?

(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.

Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?

(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)

Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.

Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.

Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. ( Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).

Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)

Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные

радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).

Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала

радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).

Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.

Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!

Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.

Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!

Создадим кольцо из рук!

Из пылающих сердец

Создадим большой дворец.

Мы златое пламя звезд

Создаем из радуг мост.

Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).

Что еще интересного вы знаете о радуге?

- Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)

- О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)

- 20 июля отмечается праздник «День радуги». (СЛАЙД 17)

- Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)

(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)

Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".

А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.

Елена Новикова
НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Сказка цвета радуги».

Тема. «Сказка цвета радуги».

1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. 2. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве, артикуляционную моторику.

1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Иллюстрации к сказке, конверты с дугами из разноцветной бумаги, кружки и карточки для игры «Что какого цвета?», разноцветные ленты, магнитофон, запись пьесы «Синева» (группа «Спейс»).

Методы и приёмы:

Словесный: вопросы к детям, использование художественного слова, напоминание, уточнение, диалог, беседа.

Наглядный: картинный материал.

Практический: самостоятельная деятельность детей.

Игровой: игры-упражнения, дидактические игры.

Метод контроля: анализ деятельности, самоанализ детей.

1.Организационный момент:(Логопед демонстрирует детям кубик с разноцветными гранями).

Ребята,ответьте на вопрос: какой цвет вам нравится больше всего? А вы бы хотели, чтобы вокруг вас всё было… (зелёного) цвета? (Ответы детей).

Логопед читает стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски».

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди белым, желтых, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке».

2. Развитие мышления, памяти, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед. Чтобы попасть в эту сказку вы должны выполнить одно задание. Сейчас каждый из вас возьмёт из разноцветной коробочки один цветной кружок, вспомнит, как называется этот цвет, подойдет к столу и найдет предмет, который нужно разукрасить в этот цвет.

(Дети вытаскивают кружки и находят на столе карточки с картинками: помидор, огурец. цыплёнок, морковь. слива,)

Логопед: Расскажите, что за предметы у вас и какие они по цвету?Свой ответ начните со слов: «Я бы разукрасил… в красный цвет помидор» и т. д.

Логопед: Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие.

3. Развитие слухового внимания, диалогической речи. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

Дети присаживаются на стулья. Логопед выставляет иллюстрацию к «Разноцветной сказке» на наборное полотно и читает сказку.

РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА

«В выходные дни Ариша с папой и мамой приехали на дачу. Утром девочка проснулась, надела разноцветный плащ и вышла на улицу.

Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Трава была еще ЗЕЛЕНОЙ, а вот листья на деревьях уже ПОКРАСНЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ. На дорожках стояли СИНИЕ лужи. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли ФИОЛЕТОВЫЕ астры. Они качали головками от ветра.

Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.

Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики.Ариша посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны. Девочка помахала им рукой и пошла домой. Вот такая история произошла с Аришей.

-Вы обратили внимание, на то, что все предметы в этой сказке были разного цвета?

- Как бы вы назвали сказку, которую я прочитала?

Дети. «Разноцветная сказка», «Радужная сказка», «Приключения Ариши» и т. д.

- О каких цветах шла речь в сказке?

Дети. Речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленом, фиолетовом, голубом цветах.

-Ребята, помогите мне пожалуйста составить картину к нашей «Разноцветной сказке». Перед вами находится мольберт и заготовки элементов сказки. Давайте вспомним всё по порядку!

-Итак в середину нашей картину я помешаю Аришу, которая приехала с родителями на дачу.

-Какой же стоял тогда день? С помощью чего можно изобразить солнечный день? (Солнце).

-Что плыло по голубому небу? (Дети располагают облака).

-Хотя трава была ещё зелёной, но какие же были листья на деревьях (Красные и жёлтые).

-А что виднелось на дорожках (На дорожках виднелись синие лужи).Какие листья плавали в лужах? (Оранжевые кленовые листья).

-Что росло вдоль дорожки? (Вдоль дорожки росли фиолетовые астры).

-А что же вдруг произошло в небе? (Появилась разноцветная радуга).

- Ребята, какой получилась у нас картина (Разноцветной, красивой, замечетельной)

4. Развитие зрительного внимания и памяти.

-Какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинку и постарайтесь за-помнить, в каком порядке расположены цвета радуги. (В течение одной минуты дети смотрят на картинку.)

(Логопед убирает картинку.) Теперь возьмите конверты, достаньте цветные дуги и сложите каждый свою радугу. (Звучит аудиозапись)

Дети выкладывают радугу. Логопед помогает тем, кому нужна помощь. Затем картинка выставляется снова и дети проверяют себя. Те дети, которые допустили ошибки,объясняют: «Я поменял местами желтые и красный цвета». И т. п.

Краски сегодня ужасно устали: радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета!

(Дети перечисляют цвета радуги).

5. Координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

- А теперь давайте выполним упражнение «Радуга». (на полу расположена радуга из разноцветных лент.) Дети выполняют движения согласно тексту. (то-же самое упражнение возможно выполнять пальчиками).

Здравствуй, радуга-дуга, (Медленно делают двумя руками дугу в воздухе.)

Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга, Принимай нас в гости! (Поклон.)

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком. (Бег по «радуге» с высоким

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу. (8 перекрестных прыжков через «радугу».)

И опять бегам, бегом

По дуге босяком! (Бег по «радуге» с высоким подниманием колена.)

Логопед. А теперь давайте немного отдохнем. Присядьте на стулья. Расслабьтесь. Опустите руки ладошками вниз. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком белом облачке. (Звучит аудиозапись). Вдруг подул осенний ветерок и облако улетело.

7. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих.

- Вы немного отдохнули. Теперь — поиграем. Вспомните, как мы делали упражнение «Маляры». Представьте, что вы рисуете радугу на нёбе. Язычок двигается вперед-назад, вперед-назад(5-6 раз).

-Ничего мы не забыли? Всё вспомнили?

8. Закрепление согласования прилагательных с существительными,

закрепление знания названий некоторых полевых цветов.

Логопед. А хотите посмотреть, какой разноцветный букет нарисовала девочка после того, как пришла с прогулки?

Логопед выставляет иллюстрацию на наборное полотно. Дети рассматривают букет и называют цветы:

— Это красный мак.

— Это оранжевый ноготок.

— Это желтый лютик. И т. п.

9. Организация окончания занятия.

-Ребята, на этом наше путешествие по сказке заканчивается. Но Аришке очень бы хотелось узнать, помните ли вы как называется её сказка? А что больше всего вам понравилось? Вы сегодня были ещё внимательнее! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр». Тема: Понимание письменного.

Конспект подгруппового творческого логопедического занятия по развитию связной речи «Цвета у радуги» (старшая логогруппа) Цвета у радуги Цель: заучивание стихотворения «Цвета у радуги» с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей запоминать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные наших лесов». Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» Конспект занятия по.

Конспект занятия по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с детьми старшего возраста Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков героев. Задачи: познакомить детей со сказкой В. Г. Сутеева.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи на тему «Мой город» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осьминожка» компенсирующей направленности тема:"Мой любимый город" Цель: формировать.

Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Правила Дорожного Движения» Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Обобщающее занятие по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности 3–4 лет «Сказки — добрые друзья» Задачи. 1. Закреплять и расширять представление детей о знакомых сказках. 2. Развивать память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук,.

Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг» Пояснительная записка: Актуальность. Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Афанасьева Галина Александровна

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Творчество».

Раздел: «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим миром», «Музыка», «Рисование».

Тема: «Радуга».

1. Продолжать знакомить детей с таким явлением природы, как радуга, с цветами спектра.

2. Вызвать интерес к изображению радуги.

3. Учить передавать цвета радуги в определённой последовательности.

4.Обогатить словарь детей новыми словами: охотник, фазан, врата, коромысло.

5. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.

6. Развивать чувство цвета, память, творческое мышление.

7. Развивать навыки песенной импровизации.

8. Воспитывать эстетическое и бережное отношение к природе.

Билингвальный компонент: радуга - кемпіроса, солнце –кн.

Словарная работа: охотник, фазан, врата, коромысло.

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей. Чтение и разучивание стихов, отгадывание загадок. Тонирование бумаги, рисование пейзажей на свободную тему.

Материалы, инструменты,оборудование: Кукла Радуга, модель радуги, нотки, сказка «Пробуждение Земли», фонограммы песен, рисунки детей. Гуашь, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, фломастеры, восковые мелки, подставки для кисточек.

К нам сегодня на занятие торопиться гостья. Но наша гостья, хочет, чтобы вы угадали, кто она. Для вас она прислала свою сказку. Предлагаю послушать её.

Сказка «Пробуждение Земли».

Однажды в воздухе послышалась звонкая песенка. Это пел жаворонок. И от его песенки проснулся ветер, наполненный тёплым, ласковым воздухом, и полетел над Землёй.

Взошло на небе ясное, лучистое, жаркое солнце. Земля пригрелась, потянулась, весело улыбнулась солнцу и ветру. Сразу же на Земле запели звонкие говорливые ручейки, запели и побежали в разные стороны. И капельки – снежинки растаяли и вместе с ручейками стали вливаться в голубые речки, синие моря и океаны.

Где они пробегали, Земля становилась, влажной, наполнялась живительной силой и энергией. Дала вода жизнь зелёным травам, душистым цветам, могучим деревьям.

И тогда Земля широко улыбнулась, протянула ладони к солнцу, и оно подарило ей разноцветную радужную дугу.

Засверкал волшебный мост-дуга красным, оранжевым и жёлтыми цветами, в которых были тепло огня и сила солнца. Прохладой лесов, запахом полевых цветов, нежностью шёлковых трав повеяло от зелёного цвета. Тишину и спокойствие принесли голубая и синяя дуги. Вера в чудо и сказку зажглась от фиолетовой.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в этой сказке? Почему?

А какое время года сейчас у нас?

Что же это за разноцветная радужная дуга?

Как вы думаете, кто же передал нам эту чудесную сказку?

Кукла Радуга: Здравствуйте, ребята! Как я рада нашей встрече!

Воспитатель: Здравствуй Радуга! Мы тоже рады встрече с тобой. Сегодня у нас проводится занятие на тему: «Радуга-дуга». Оставайся с нами! И ты узнаешь много интересного. Наша группа тоже называется, как?

А на казахском языке радуга - кемпіроса,

2. Организационно-поисковая деятельность.

а). Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»?

(Солнечная дуга, дуга солнца, дуга радости, радостная дуга).

б). Чтение стихотворения «Семицветное чудо».

Ах, надо же было

Семь перьев в пути

А ветер нашёл их,

Присвистнул: «Откуда»?

И кто потерял семицветное чудо?

В вышине полукругом

И радуга вспыхнула

в). Скажите, кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии. Где это было, когда? Шёл ли в это время дождик, или светило солнышко? А какие чувства вызвала радуга у Вас?

(рассказы детей)

г). Давайте поговорим о радуге, как об атмосферном явлении.

Когда можно наблюдать радугу? В какое время года? А как же образуется радуга?

Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко. Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и образуется радуга.

д). А наша гостья Радуга интересуется, знаете ли вы цвета радуги? И всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке? Или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке?

Давайте вспомним порядок следования цветных дуг? Радуга просит назвать цвета, начиная с верхней дуги?

Дети называют цвета радуги, составляя,на мольберте и читают четверостишья:

Красная редиска выросла на грядке, Глаза голубые у куклы моей,

Рядом помидоры – красные ребятки. А небо над нами ещё голубей.

Красные тюльпаны на окне стоят, Оно голубое, как тысячи глаз.

Красные знамёна за окном горят. Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Оранжевой лисице В синем море – островок,

Всю ночь морковка снится – Путь до острова далёк.

На лисий хвост похожа: А на нём растёт цветок -

Оранжевая тоже. Синий-синий василек.

Жёлтое солнце на землю глядит, Фиолетовой фиалке надоело жить

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. в лесу.

Жёлтые груши на ветках висят. Я сорву её и маме в день рожденья

Жёлтые листья с деревьев летят. принесу.

С фиолетовой сиренью будет

У нас растёт зелёный лук жить она

И огурцы зелёные, На столе в красивой вазе около

А за окном зелёный луг окна.

И домики зелёные.

е). А какой шуточный текст, вы знаете, который помогает нам запомнить порядок расположения цветов в радуге.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

(первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком (буквой) в названии цвета).

ж). Сколько цветов в радуге? (7)

Что ещё бывает по 7? (семь дней в неделе, семь нот)

Давайте послушаем песенку радуги. Каждая дуга поёт свою песенку. Проигрывается гамма, и на каждую ноту показываю соответствующий цвет.

Игра «Посади нотку на свою дугу».

Песня «Радуга».

Сегодня мы продолжим экспериментировать и научимся составлять новые цвета: оранжевый и зелёный.

Показываю детям, как одна дуга накладывается на другую и в результате получаются новые цвета (красная на жёлтую, жёлтая на синюю).

и). Давайте нашу гостью порадуем своими рисунками. Нарисуем на своих рисунках красивую радугу.

3. Рефлексивно-корригирущая деятельность.

Предлагаю подарить свои рисунки Радуге.

Чтение стихотворения «Цветные стихи» А. Венгера.

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета.

Для гостей ребята приготовили загадки,которые сейчас загадают:

• На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

• Что за чудо – красота?

Появились на пути

Но, ни въехать, ни пройти.

• Красное коромысло через реку повисло.

• Через поля, через луга легла красивая дуга.

• Расписные врата – всему миру красота.

Знать: цвета радуги в определённой последовательности.

Иметь: представление о природном явлении - радуга.

Уметь: самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ПДД Цель: Закрепление правил дорожного движения на практике. Задачи: Систематизировать занятия детей о правилах дорожного движения. Развивать.

Конспект занятия «Волшебная страна Гимнастика» ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ГИМНАСТИКА. Цель: создать условия для расширения представлений детей о видах спорта обогатить двигательный опыт детей старшего.

Конспект занятия открытого занятия в старшей группе «Чудеса воды» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды» Тема: «Чудеса воды» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» в средней группе Конспект занятия для открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» средней группы. Цель : формировать семейные ценности,.

Конспект занятия логоритмического занятия «Кто где живет» по стихотворению С. Еремеевой Конспет занятия по логоритмике в средней группе «Кто где живет?»(по мотивам стихотворения С. Еремеева.) Воспитатель: Волегова Е. А. Задачи:.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Улицы моего города». Коллективная работа .

Конспект занятия по ФЭМП Цели: Упражнять детей в количественном счёте, отсчитывании в пределах семи; находить число в числовой цепочке. Упражнять в ориентировке.

Конспект занятия по ПДД Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Правила дорожного движения» «Путешествие в страну правил дорожного движения».

Конспект занятия комплексного занятия «Рассматривание игрушки «Кошка» Тема: «Мурка в гостях у ребят» Цель: Ознакомление детей с домашним животным-кошкой. Задачи: • Учить узнавать и называть кошку. • Обучать.

Конспект занятия «Заколдованный лес» Тема: "Заколдованный лес" Программное содержание: 1. Посредством экологических игр: дидактических, игры – путешествия, применения методов.

Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx 591.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«В гостях у радуги»

Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.

Грамматика. Учить детей понимать и употреблять в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.

Словарь . Развивать и обогащать активный словарь детей.

Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного

звука Р, а также звука Ш в словах.

Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.

Оборудование и материалы: цветные карандаши (цвета спектра); картонный макет радуги на магнитах; опорные картинки – дождь, луг, насекомые, солнце, радуга; дидактическая игра «Волшебные цветы»; картонный макет дома; детский стульчик, украшенный аппликацией; аудиозапись песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг».

Предварительная работа: изучение цветов спектра; рассматривание иллюстрации «Радуга»; рассказ воспитателя «Как появилась радуга»; дидактическая игра «Бабочки и цветы»; разучивание речевых упражнений по звукопроизношению; загадывание загадок о временах года; словесная игра «Скажи наоборот»; разучивание стихотворений Кондратьева «Здравствуйте!», «Добрый день»; чтение В.Осеевой «Волшебное слово»;беседа с детьми на тему «Как надо называть человека».

Воспитатель: / держа в руках коробку с цветными карандашами / Ребята, сегодня для занятия я приготовила цветные карандаши, но рисовать ими мы не будем. Сегодня мне хочется прочитать вам сказку о словах, которые помогут нарисовать мир в красках и без цветных карандашей.

Воспитатель читает детям сказку М. Стояна, по ходу чтения выставляя на магнитной доске картонный макет радуги

Часто во время дождя,

ты стоишь у окна,

и тебе начинает казаться,

что у всех вещей есть голос,

что все они разговаривают

и твои карандаши, правда?

Слышишь, говорит красный:

Я – мак, я – огонь, я – знамя…

Вслед за ним откликается оранжевый:

Я – апельсин, я – морковь, я – лиса…

Жёлтый тоже не молчит:

Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце…

И зелёный шелестит:

Я – трава, я – сады, я – леса…

И синий не отстаёт:

Я – колокольчик, я – небо, я – море…

И фиолетовый шепчет:

Я – сумерки, я – сирень в цвету, я – слива…

Но вот дождь смолкает,

И вместе с ним смолкают цветные карандаши.

- Смотрите! – говорит красный,

- И я, - добавляет оранжевый.

- И я, - улыбается жёлтый.

- И я, - ликует зелёный.

- И я, - кричит голубой.

- И я, - веселится синий.

- И я, - смеётся фиолетовый.

Воспитатель: Что у нас получилось? Крашенное коромысло через реку повисло. Что это? Правильно, это радуга! А вы когда-нибудь видели радугу? / ответы детей / Кто из вас расскажет, когда её можно увидеть?

Дети: Радугу можно увидеть после дождя, если выглянет солнце.

Воспитатель: Правильно. Давайте вместе придумает рассказ о радуге, а картинки нам помогут. / выставляет картинку с изображением дождя / Кто начнёт?

Дети: Однажды над лугом шёл сильный дождь.

Воспитатель: А кто на лугу был рад дождю? / выставляет картинку с изображением цветущего луга /

Дети: Трава и луговые цветы были рады дождю. Вода напоила землю, зазеленела трава, распустились цветы.

Воспитатель: Кто на лугу испугался дождя? / картинка с изображением насекомых: бабочек, мух, стрекоз/

Дети: Бабочки, стрекозы, мухи испугались дождя. Они спрятались под листочками, в щёлках и норках. Насекомые не смогут летать, если дождь намочит их крылья.

Воспитатель: Что же было дальше? / картинка с изображением солнца, голубого неба/

Дети: Дождь кончился, небо вновь стало голубым. Засияло яркое, лучистое солнце.

Воспитатель: Но мы же знаем, что если после дождя выглядывает солнце, то … / картинка с изображением радуги /

Дети: На небе появилась разноцветная радуга.

Воспитатель: Рассказ получился просто замечательный. А теперь представьте, что на этом лугу оказались и мы с вами. Я приглашаю вас на луг,

Упражнение на релаксацию

«Нарисуем то, о чём мы говорили»

Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» дождь, цветы и траву, насекомых, солнце и т.д.

Игра «Похвали соседа»

Дети, сидя в кругу, хвалят своих соседей, характеризуя их с помощью прилагательных, согласовывая прилагательные с существительными, например: Саша – смелый, Никита – добрый и сильный, Настя – ласковая, Ирина – весёлая и т.д.

Воспитатель: В волшебной стране все умеют правильно и красиво говорить, выговаривают все звуки. А вы умеете? Давайте потренируемся чётко выговаривать звук Ш

Упражнение на звукопроизношение

Крылышки у мошки, Кошка у Луши,

Пушинки у кошки, Мышка у Танюши,

Камешки у Маши, Ушки у мишки,

Шкатулка у Наташи, Хвостик у мартышки.

Воспитатель: А ещё в этой стране живут разные звери. Они хотя и рычат, но никого не кусают, потому что страна эта добрая. Вспомните и назовите таких зверей, которые умеют рычать.

Дети: тигры, медведи, львы, волки, пантеры ит. д.

Воспитатель: А теперь встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапами» свои «мордочки». Поиграем в игру.

Физкультминутка. Игра «Звери»

Воспитатель стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверей», произнося слова: Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери!

Если будете стучать –

Звери могут зарычать!

После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат: Р – Р – Р!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необыкновенные цветы растут в волшебной стране. В серединке цветка вопрос – «Когда?», значит мы с вами будем на него отвечать. Сколько лепестков, столько вопросов. Слушайте первый вопрос.

Нам вставать уже пора

Петушок поёт с …./утра/;

Мы обедать все идём

И бывает это…./днём/ и т. д.

Воспитатель: А в серединке следующего цветка вопрос «Как?».

Давайте и на него попробуем ответить.

Как пищит мышка? /тихо/

Как рычит лев? /громко/

Как бежит заяц? /быстро/

Зимой на улице как? /холодно/

А вы отвечаете как? /правильно/ и т. д.

Воспитатель: А какие яркие и нарядные дома в стране у радуги. Давайте рассмотрим вот этот дом и ответим на вопрос, который написан на его крыше: «Где?»

Где фундамент дома? /внизу/

Где крыша? /вверху/

Где крылечко? /слева/ и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы старательно отвечали на вопросы, а теперь отдохнём и поиграем в игру с мячом.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Дети стоят в кругу. Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, называя наречие, дети должны вернуть мяч, подобрав противоположное по значению наречие. Например: тепло – холодно, грязно – чисто, быстро – медленно и т. д.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение – загадку

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то – как на грех –

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят…/спасибо/

Правильно, это вежливое слово «спасибо». Обитатели волшебной страны знают и очень часто говорят вежливые или, как их ещё называют, волшебные слова. Мы с вами тоже знаем такие слова. Вспомните их и назовите.

Дети: Пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, спасибо и т. д.

Воспитатель: Молодцы, много слов вспомнили. А теперь послушаем стихотворения о вежливых словах.

Дети читают заранее выученные стихотворения:

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель: И действительно, добрые слова словно связывают нас друг с другом, получается цепочка доброты.

Психогимнастика «Цепочка доброты»

- Давайте, ощутим теплоту друг друга. Закроем глаза и представим, как теплота распространяется по всему телу, а теперь постараемся передать это тепло соседу путём прикосновения ладошки или поглаживания по руке, можно обняться, и тогда тепло и доброта передастся всем по цепочке, от одного к другому. Итак, волшебные слова стали нашими друзьями, и в наших сердцах осталось так много доброты.

Раздаётся стук в дверь и появляется плачущая девочка. Роль исполняет воспитатель или ребёнок подготовительной группы.

Воспитатель: Что случилось? Кто ты и почему плачешь?

Катя: Меня зовут Катя, а плачу я потому, что девочки, с которыми я играла во дворе, называют меня Катькой. Мне это совсем не нравится, я не Катька, а Катя.

Воспитатель: Я знаю, что делать, мы возьмём тебя с собой в волшебную страну, ведь там есть волшебный чудо-стульчик, а он-то поможет нам успокоить и порадовать тебя.

Воспитатель показывает детям стул, украшенный цветной аппликацией

Воспитатель: Этот чудо-стульчик не простой, того, кто на нём сидит можно называть только добрыми ласковыми словами. Давайте посадим на него Катю и позовём её.

Дети: Катя, Катюша, Катенька и т. д.

Воспитатель: Но человека можно называть не только по имени, но и другими ласковыми словами, например, солнышко, лапушка. Может быть кого-то из вас тоже называют таким ласковым словом? Давайте попробуем найти такие слова и для Кати.

Дети: Котёнок, лапочка, заинька и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Катя уже не грустит, она улыбается. А кто из вас хочет посидеть на чудо-стульчике?

Игровое упражнение «Чудо – стульчик»

Дети поочереди садятся на стульчик, а остальные стараются позвать их ласково по имени или как-то иначе.

Воспитатель: Вот какие интересные имена у наших ребят! Как красиво и ласково можно их называть! Будет очень хорошо, если мы в группе будем называть друг друга ласковыми, нежными и добрыми словами. Тогда и наше настроение будет добрым и радостным. Таким, что захочется петь и танцевать, как сейчас.

Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы побывали сегодня в гостях у радуги. Радуга» мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов, с которыми м

Читайте также: