Чтение песенок и речевок про радугу в старшей группе
Обновлено: 14.11.2024
Конспект занятия предусматривает, развитие познавательных способностей и творческой активности детей в процессе ознакомления с природными явлениями.
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия старшая группа "Что такое радуга" | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»
Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.
-уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;
-формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;
- закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;
- продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;
-расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).
- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
- развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;
- закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
-воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл ( №1 мелодия к прогнозу погоды)
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?
(За дверью воспитатель в серебристом наряде)
Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?
Радуга: Я на небе засиделась,
Во все серое оделась.
Жду я лета, не дождусь
Когда цветною обернусь
Мне бы солнышка – хоть лучик
Ну и капельку из тучи.
Тогда стану я другой, -
Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )
Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?
Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.
Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?
Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.
Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?
(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)
Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)
Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)
Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)
Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.
Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.
Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:
1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)
Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.
В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!
2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7 )
Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.
4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.
5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.
6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .
7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.
8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.
Радуга: А давайте немножко поиграем.
Физминутка (стоя в кругу)
Мы летим над облаками
Мы хватаемся руками
Задеваем головой – ой!
Если дома не сидится,
По планете голубой (поклон)
Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)
Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)
Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!
Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?
(Выслушать предположения детей)
- А может мы попробуем что-нибудь сделать?
Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?
Дети: Вода, солнечные лучи.
Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?
(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?
Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?
Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.
Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:
Игра «Передача настроения»: Мы согреваем ладошки своим теплом (дети греют руки), передадим тепло друг другу (дети дотрагиваются до ладошек других детей). А вы бы хотели поделиться этим теплом с нашей гостьей? Передайте ей свое настроение.
Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.
Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.
Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)
Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)
Давайте сделаем радугу из цветных лент.
Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?
(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.
Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?
(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)
Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.
Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.
Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. ( Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).
Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)
Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные
радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).
Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала
радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).
Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.
Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!
Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.
Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!
Создадим кольцо из рук!
Из пылающих сердец
Создадим большой дворец.
Мы златое пламя звезд
Создаем из радуг мост.
Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).
Что еще интересного вы знаете о радуге?
- Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)
- О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)
- 20 июля отмечается праздник «День радуги». (СЛАЙД 17)
- Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)
(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)
Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".
А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.
Елена Новикова
НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Сказка цвета радуги».
Тема. «Сказка цвета радуги».
1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. 2. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве, артикуляционную моторику.
1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации к сказке, конверты с дугами из разноцветной бумаги, кружки и карточки для игры «Что какого цвета?», разноцветные ленты, магнитофон, запись пьесы «Синева» (группа «Спейс»).
Методы и приёмы:
Словесный: вопросы к детям, использование художественного слова, напоминание, уточнение, диалог, беседа.
Наглядный: картинный материал.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
Игровой: игры-упражнения, дидактические игры.
Метод контроля: анализ деятельности, самоанализ детей.
1.Организационный момент:(Логопед демонстрирует детям кубик с разноцветными гранями).
Ребята,ответьте на вопрос: какой цвет вам нравится больше всего? А вы бы хотели, чтобы вокруг вас всё было… (зелёного) цвета? (Ответы детей).
Логопед читает стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски».
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди белым, желтых, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке».
2. Развитие мышления, памяти, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед. Чтобы попасть в эту сказку вы должны выполнить одно задание. Сейчас каждый из вас возьмёт из разноцветной коробочки один цветной кружок, вспомнит, как называется этот цвет, подойдет к столу и найдет предмет, который нужно разукрасить в этот цвет.
(Дети вытаскивают кружки и находят на столе карточки с картинками: помидор, огурец. цыплёнок, морковь. слива,)
Логопед: Расскажите, что за предметы у вас и какие они по цвету?Свой ответ начните со слов: «Я бы разукрасил… в красный цвет помидор» и т. д.
Логопед: Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие.
3. Развитие слухового внимания, диалогической речи. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
Дети присаживаются на стулья. Логопед выставляет иллюстрацию к «Разноцветной сказке» на наборное полотно и читает сказку.
РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА
«В выходные дни Ариша с папой и мамой приехали на дачу. Утром девочка проснулась, надела разноцветный плащ и вышла на улицу.
Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Трава была еще ЗЕЛЕНОЙ, а вот листья на деревьях уже ПОКРАСНЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ. На дорожках стояли СИНИЕ лужи. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли ФИОЛЕТОВЫЕ астры. Они качали головками от ветра.
Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.
Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики.Ариша посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны. Девочка помахала им рукой и пошла домой. Вот такая история произошла с Аришей.
-Вы обратили внимание, на то, что все предметы в этой сказке были разного цвета?
- Как бы вы назвали сказку, которую я прочитала?
Дети. «Разноцветная сказка», «Радужная сказка», «Приключения Ариши» и т. д.
- О каких цветах шла речь в сказке?
Дети. Речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленом, фиолетовом, голубом цветах.
-Ребята, помогите мне пожалуйста составить картину к нашей «Разноцветной сказке». Перед вами находится мольберт и заготовки элементов сказки. Давайте вспомним всё по порядку!
-Итак в середину нашей картину я помешаю Аришу, которая приехала с родителями на дачу.
-Какой же стоял тогда день? С помощью чего можно изобразить солнечный день? (Солнце).
-Что плыло по голубому небу? (Дети располагают облака).
-Хотя трава была ещё зелёной, но какие же были листья на деревьях (Красные и жёлтые).
-А что виднелось на дорожках (На дорожках виднелись синие лужи).Какие листья плавали в лужах? (Оранжевые кленовые листья).
-Что росло вдоль дорожки? (Вдоль дорожки росли фиолетовые астры).
-А что же вдруг произошло в небе? (Появилась разноцветная радуга).
- Ребята, какой получилась у нас картина (Разноцветной, красивой, замечетельной)
4. Развитие зрительного внимания и памяти.
-Какие вы молодцы! Посмотрите еще раз на картинку и постарайтесь за-помнить, в каком порядке расположены цвета радуги. (В течение одной минуты дети смотрят на картинку.)
(Логопед убирает картинку.) Теперь возьмите конверты, достаньте цветные дуги и сложите каждый свою радугу. (Звучит аудиозапись)
Дети выкладывают радугу. Логопед помогает тем, кому нужна помощь. Затем картинка выставляется снова и дети проверяют себя. Те дети, которые допустили ошибки,объясняют: «Я поменял местами желтые и красный цвета». И т. п.
Краски сегодня ужасно устали: радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета!
(Дети перечисляют цвета радуги).
5. Координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
- А теперь давайте выполним упражнение «Радуга». (на полу расположена радуга из разноцветных лент.) Дети выполняют движения согласно тексту. (то-же самое упражнение возможно выполнять пальчиками).
Здравствуй, радуга-дуга, (Медленно делают двумя руками дугу в воздухе.)
Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга, Принимай нас в гости! (Поклон.)
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бег по «радуге» с высоким
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу. (8 перекрестных прыжков через «радугу».)
И опять бегам, бегом
По дуге босяком! (Бег по «радуге» с высоким подниманием колена.)
Логопед. А теперь давайте немного отдохнем. Присядьте на стулья. Расслабьтесь. Опустите руки ладошками вниз. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком белом облачке. (Звучит аудиозапись). Вдруг подул осенний ветерок и облако улетело.
7. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих.
- Вы немного отдохнули. Теперь — поиграем. Вспомните, как мы делали упражнение «Маляры». Представьте, что вы рисуете радугу на нёбе. Язычок двигается вперед-назад, вперед-назад(5-6 раз).
-Ничего мы не забыли? Всё вспомнили?
8. Закрепление согласования прилагательных с существительными,
закрепление знания названий некоторых полевых цветов.
Логопед. А хотите посмотреть, какой разноцветный букет нарисовала девочка после того, как пришла с прогулки?
Логопед выставляет иллюстрацию на наборное полотно. Дети рассматривают букет и называют цветы:
— Это красный мак.
— Это оранжевый ноготок.
— Это желтый лютик. И т. п.
9. Организация окончания занятия.
-Ребята, на этом наше путешествие по сказке заканчивается. Но Аришке очень бы хотелось узнать, помните ли вы как называется её сказка? А что больше всего вам понравилось? Вы сегодня были ещё внимательнее! Спасибо.
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха «Мойдодыр». Тема: Понимание письменного.
Конспект подгруппового творческого логопедического занятия по развитию связной речи «Цвета у радуги» (старшая логогруппа) Цвета у радуги Цель: заучивание стихотворения «Цвета у радуги» с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей запоминать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные наших лесов». Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» Конспект занятия по.
Конспект занятия по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с детьми старшего возраста Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков героев. Задачи: познакомить детей со сказкой В. Г. Сутеева.
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи на тему «Мой город» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осьминожка» компенсирующей направленности тема:"Мой любимый город" Цель: формировать.
Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Правила Дорожного Движения» Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря.
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.
Обобщающее занятие по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности 3–4 лет «Сказки — добрые друзья» Задачи. 1. Закреплять и расширять представление детей о знакомых сказках. 2. Развивать память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук,.
Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг» Пояснительная записка: Актуальность. Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.
Афанасьева Галина Александровна
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Творчество».
Раздел: «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим миром», «Музыка», «Рисование».
Тема: «Радуга».
1. Продолжать знакомить детей с таким явлением природы, как радуга, с цветами спектра.
2. Вызвать интерес к изображению радуги.
3. Учить передавать цвета радуги в определённой последовательности.
4.Обогатить словарь детей новыми словами: охотник, фазан, врата, коромысло.
5. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.
6. Развивать чувство цвета, память, творческое мышление.
7. Развивать навыки песенной импровизации.
8. Воспитывать эстетическое и бережное отношение к природе.
Билингвальный компонент: радуга - кемпіроса, солнце –кн.
Словарная работа: охотник, фазан, врата, коромысло.
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей. Чтение и разучивание стихов, отгадывание загадок. Тонирование бумаги, рисование пейзажей на свободную тему.
Материалы, инструменты,оборудование: Кукла Радуга, модель радуги, нотки, сказка «Пробуждение Земли», фонограммы песен, рисунки детей. Гуашь, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, фломастеры, восковые мелки, подставки для кисточек.
К нам сегодня на занятие торопиться гостья. Но наша гостья, хочет, чтобы вы угадали, кто она. Для вас она прислала свою сказку. Предлагаю послушать её.
Сказка «Пробуждение Земли».
Однажды в воздухе послышалась звонкая песенка. Это пел жаворонок. И от его песенки проснулся ветер, наполненный тёплым, ласковым воздухом, и полетел над Землёй.
Взошло на небе ясное, лучистое, жаркое солнце. Земля пригрелась, потянулась, весело улыбнулась солнцу и ветру. Сразу же на Земле запели звонкие говорливые ручейки, запели и побежали в разные стороны. И капельки – снежинки растаяли и вместе с ручейками стали вливаться в голубые речки, синие моря и океаны.
Где они пробегали, Земля становилась, влажной, наполнялась живительной силой и энергией. Дала вода жизнь зелёным травам, душистым цветам, могучим деревьям.
И тогда Земля широко улыбнулась, протянула ладони к солнцу, и оно подарило ей разноцветную радужную дугу.
Засверкал волшебный мост-дуга красным, оранжевым и жёлтыми цветами, в которых были тепло огня и сила солнца. Прохладой лесов, запахом полевых цветов, нежностью шёлковых трав повеяло от зелёного цвета. Тишину и спокойствие принесли голубая и синяя дуги. Вера в чудо и сказку зажглась от фиолетовой.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в этой сказке? Почему?
А какое время года сейчас у нас?
Что же это за разноцветная радужная дуга?
Как вы думаете, кто же передал нам эту чудесную сказку?
Кукла Радуга: Здравствуйте, ребята! Как я рада нашей встрече!
Воспитатель: Здравствуй Радуга! Мы тоже рады встрече с тобой. Сегодня у нас проводится занятие на тему: «Радуга-дуга». Оставайся с нами! И ты узнаешь много интересного. Наша группа тоже называется, как?
А на казахском языке радуга - кемпіроса,
2. Организационно-поисковая деятельность.
а). Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»?
(Солнечная дуга, дуга солнца, дуга радости, радостная дуга).
б). Чтение стихотворения «Семицветное чудо».
Ах, надо же было
Семь перьев в пути
А ветер нашёл их,
Присвистнул: «Откуда»?
И кто потерял семицветное чудо?
В вышине полукругом
И радуга вспыхнула
в). Скажите, кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии. Где это было, когда? Шёл ли в это время дождик, или светило солнышко? А какие чувства вызвала радуга у Вас?
(рассказы детей)
г). Давайте поговорим о радуге, как об атмосферном явлении.
Когда можно наблюдать радугу? В какое время года? А как же образуется радуга?
Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко. Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и образуется радуга.
д). А наша гостья Радуга интересуется, знаете ли вы цвета радуги? И всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке? Или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке?
Давайте вспомним порядок следования цветных дуг? Радуга просит назвать цвета, начиная с верхней дуги?
Дети называют цвета радуги, составляя,на мольберте и читают четверостишья:
Красная редиска выросла на грядке, Глаза голубые у куклы моей,
Рядом помидоры – красные ребятки. А небо над нами ещё голубей.
Красные тюльпаны на окне стоят, Оно голубое, как тысячи глаз.
Красные знамёна за окном горят. Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Оранжевой лисице В синем море – островок,
Всю ночь морковка снится – Путь до острова далёк.
На лисий хвост похожа: А на нём растёт цветок -
Оранжевая тоже. Синий-синий василек.
Жёлтое солнце на землю глядит, Фиолетовой фиалке надоело жить
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. в лесу.
Жёлтые груши на ветках висят. Я сорву её и маме в день рожденья
Жёлтые листья с деревьев летят. принесу.
С фиолетовой сиренью будет
У нас растёт зелёный лук жить она
И огурцы зелёные, На столе в красивой вазе около
А за окном зелёный луг окна.
И домики зелёные.
е). А какой шуточный текст, вы знаете, который помогает нам запомнить порядок расположения цветов в радуге.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
(первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком (буквой) в названии цвета).
ж). Сколько цветов в радуге? (7)
Что ещё бывает по 7? (семь дней в неделе, семь нот)
Давайте послушаем песенку радуги. Каждая дуга поёт свою песенку. Проигрывается гамма, и на каждую ноту показываю соответствующий цвет.
Игра «Посади нотку на свою дугу».
Песня «Радуга».
Сегодня мы продолжим экспериментировать и научимся составлять новые цвета: оранжевый и зелёный.
Показываю детям, как одна дуга накладывается на другую и в результате получаются новые цвета (красная на жёлтую, жёлтая на синюю).
и). Давайте нашу гостью порадуем своими рисунками. Нарисуем на своих рисунках красивую радугу.
3. Рефлексивно-корригирущая деятельность.
Предлагаю подарить свои рисунки Радуге.
Чтение стихотворения «Цветные стихи» А. Венгера.
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
Для гостей ребята приготовили загадки,которые сейчас загадают:
• На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.
• Что за чудо – красота?
Появились на пути
Но, ни въехать, ни пройти.
• Красное коромысло через реку повисло.
• Через поля, через луга легла красивая дуга.
• Расписные врата – всему миру красота.
Знать: цвета радуги в определённой последовательности.
Иметь: представление о природном явлении - радуга.
Уметь: самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами.
Публикации по теме:Конспект занятия по ПДД Цель: Закрепление правил дорожного движения на практике. Задачи: Систематизировать занятия детей о правилах дорожного движения. Развивать.
Конспект занятия «Волшебная страна Гимнастика» ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ГИМНАСТИКА. Цель: создать условия для расширения представлений детей о видах спорта обогатить двигательный опыт детей старшего.
Конспект занятия открытого занятия в старшей группе «Чудеса воды» Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды» Тема: «Чудеса воды» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных.
Конспект открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» в средней группе Конспект занятия для открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» средней группы. Цель : формировать семейные ценности,.
Конспект занятия логоритмического занятия «Кто где живет» по стихотворению С. Еремеевой Конспет занятия по логоритмике в средней группе «Кто где живет?»(по мотивам стихотворения С. Еремеева.) Воспитатель: Волегова Е. А. Задачи:.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Улицы моего города». Коллективная работа .
Конспект занятия по ФЭМП Цели: Упражнять детей в количественном счёте, отсчитывании в пределах семи; находить число в числовой цепочке. Упражнять в ориентировке.
Конспект занятия по ПДД Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Правила дорожного движения» «Путешествие в страну правил дорожного движения».
Конспект занятия комплексного занятия «Рассматривание игрушки «Кошка» Тема: «Мурка в гостях у ребят» Цель: Ознакомление детей с домашним животным-кошкой. Задачи: • Учить узнавать и называть кошку. • Обучать.
Конспект занятия «Заколдованный лес» Тема: "Заколдованный лес" Программное содержание: 1. Посредством экологических игр: дидактических, игры – путешествия, применения методов.
Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 591.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«В гостях у радуги»
Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.
Грамматика. Учить детей понимать и употреблять в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.
Словарь . Развивать и обогащать активный словарь детей.
Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного
звука Р, а также звука Ш в словах.
Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.
Оборудование и материалы: цветные карандаши (цвета спектра); картонный макет радуги на магнитах; опорные картинки – дождь, луг, насекомые, солнце, радуга; дидактическая игра «Волшебные цветы»; картонный макет дома; детский стульчик, украшенный аппликацией; аудиозапись песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг».
Предварительная работа: изучение цветов спектра; рассматривание иллюстрации «Радуга»; рассказ воспитателя «Как появилась радуга»; дидактическая игра «Бабочки и цветы»; разучивание речевых упражнений по звукопроизношению; загадывание загадок о временах года; словесная игра «Скажи наоборот»; разучивание стихотворений Кондратьева «Здравствуйте!», «Добрый день»; чтение В.Осеевой «Волшебное слово»;беседа с детьми на тему «Как надо называть человека».
Воспитатель: / держа в руках коробку с цветными карандашами / Ребята, сегодня для занятия я приготовила цветные карандаши, но рисовать ими мы не будем. Сегодня мне хочется прочитать вам сказку о словах, которые помогут нарисовать мир в красках и без цветных карандашей.
Воспитатель читает детям сказку М. Стояна, по ходу чтения выставляя на магнитной доске картонный макет радуги
Часто во время дождя,
ты стоишь у окна,
и тебе начинает казаться,
что у всех вещей есть голос,
что все они разговаривают
и твои карандаши, правда?
Слышишь, говорит красный:
Я – мак, я – огонь, я – знамя…
Вслед за ним откликается оранжевый:
Я – апельсин, я – морковь, я – лиса…
Жёлтый тоже не молчит:
Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце…
И зелёный шелестит:
Я – трава, я – сады, я – леса…
И синий не отстаёт:
Я – колокольчик, я – небо, я – море…
И фиолетовый шепчет:
Я – сумерки, я – сирень в цвету, я – слива…
Но вот дождь смолкает,
И вместе с ним смолкают цветные карандаши.
- Смотрите! – говорит красный,
- И я, - добавляет оранжевый.
- И я, - улыбается жёлтый.
- И я, - ликует зелёный.
- И я, - кричит голубой.
- И я, - веселится синий.
- И я, - смеётся фиолетовый.
Воспитатель: Что у нас получилось? Крашенное коромысло через реку повисло. Что это? Правильно, это радуга! А вы когда-нибудь видели радугу? / ответы детей / Кто из вас расскажет, когда её можно увидеть?
Дети: Радугу можно увидеть после дождя, если выглянет солнце.
Воспитатель: Правильно. Давайте вместе придумает рассказ о радуге, а картинки нам помогут. / выставляет картинку с изображением дождя / Кто начнёт?
Дети: Однажды над лугом шёл сильный дождь.
Воспитатель: А кто на лугу был рад дождю? / выставляет картинку с изображением цветущего луга /
Дети: Трава и луговые цветы были рады дождю. Вода напоила землю, зазеленела трава, распустились цветы.
Воспитатель: Кто на лугу испугался дождя? / картинка с изображением насекомых: бабочек, мух, стрекоз/
Дети: Бабочки, стрекозы, мухи испугались дождя. Они спрятались под листочками, в щёлках и норках. Насекомые не смогут летать, если дождь намочит их крылья.
Воспитатель: Что же было дальше? / картинка с изображением солнца, голубого неба/
Дети: Дождь кончился, небо вновь стало голубым. Засияло яркое, лучистое солнце.
Воспитатель: Но мы же знаем, что если после дождя выглядывает солнце, то … / картинка с изображением радуги /
Дети: На небе появилась разноцветная радуга.
Воспитатель: Рассказ получился просто замечательный. А теперь представьте, что на этом лугу оказались и мы с вами. Я приглашаю вас на луг,
Упражнение на релаксацию
«Нарисуем то, о чём мы говорили»
Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» дождь, цветы и траву, насекомых, солнце и т.д.
Игра «Похвали соседа»
Дети, сидя в кругу, хвалят своих соседей, характеризуя их с помощью прилагательных, согласовывая прилагательные с существительными, например: Саша – смелый, Никита – добрый и сильный, Настя – ласковая, Ирина – весёлая и т.д.
Воспитатель: В волшебной стране все умеют правильно и красиво говорить, выговаривают все звуки. А вы умеете? Давайте потренируемся чётко выговаривать звук Ш
Упражнение на звукопроизношение
Крылышки у мошки, Кошка у Луши,
Пушинки у кошки, Мышка у Танюши,
Камешки у Маши, Ушки у мишки,
Шкатулка у Наташи, Хвостик у мартышки.
Воспитатель: А ещё в этой стране живут разные звери. Они хотя и рычат, но никого не кусают, потому что страна эта добрая. Вспомните и назовите таких зверей, которые умеют рычать.
Дети: тигры, медведи, львы, волки, пантеры ит. д.
Воспитатель: А теперь встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапами» свои «мордочки». Поиграем в игру.
Физкультминутка. Игра «Звери»
Воспитатель стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверей», произнося слова: Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери!
Если будете стучать –
Звери могут зарычать!
После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат: Р – Р – Р!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необыкновенные цветы растут в волшебной стране. В серединке цветка вопрос – «Когда?», значит мы с вами будем на него отвечать. Сколько лепестков, столько вопросов. Слушайте первый вопрос.
Нам вставать уже пора
Петушок поёт с …./утра/;
Мы обедать все идём
И бывает это…./днём/ и т. д.
Воспитатель: А в серединке следующего цветка вопрос «Как?».
Давайте и на него попробуем ответить.
Как пищит мышка? /тихо/
Как рычит лев? /громко/
Как бежит заяц? /быстро/
Зимой на улице как? /холодно/
А вы отвечаете как? /правильно/ и т. д.
Воспитатель: А какие яркие и нарядные дома в стране у радуги. Давайте рассмотрим вот этот дом и ответим на вопрос, который написан на его крыше: «Где?»
Где фундамент дома? /внизу/
Где крыша? /вверху/
Где крылечко? /слева/ и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вы старательно отвечали на вопросы, а теперь отдохнём и поиграем в игру с мячом.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дети стоят в кругу. Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, называя наречие, дети должны вернуть мяч, подобрав противоположное по значению наречие. Например: тепло – холодно, грязно – чисто, быстро – медленно и т. д.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение – загадку
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то – как на грех –
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят…/спасибо/
Правильно, это вежливое слово «спасибо». Обитатели волшебной страны знают и очень часто говорят вежливые или, как их ещё называют, волшебные слова. Мы с вами тоже знаем такие слова. Вспомните их и назовите.
Дети: Пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, спасибо и т. д.
Воспитатель: Молодцы, много слов вспомнили. А теперь послушаем стихотворения о вежливых словах.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель: И действительно, добрые слова словно связывают нас друг с другом, получается цепочка доброты.
Психогимнастика «Цепочка доброты»
- Давайте, ощутим теплоту друг друга. Закроем глаза и представим, как теплота распространяется по всему телу, а теперь постараемся передать это тепло соседу путём прикосновения ладошки или поглаживания по руке, можно обняться, и тогда тепло и доброта передастся всем по цепочке, от одного к другому. Итак, волшебные слова стали нашими друзьями, и в наших сердцах осталось так много доброты.
Раздаётся стук в дверь и появляется плачущая девочка. Роль исполняет воспитатель или ребёнок подготовительной группы.
Воспитатель: Что случилось? Кто ты и почему плачешь?
Катя: Меня зовут Катя, а плачу я потому, что девочки, с которыми я играла во дворе, называют меня Катькой. Мне это совсем не нравится, я не Катька, а Катя.
Воспитатель: Я знаю, что делать, мы возьмём тебя с собой в волшебную страну, ведь там есть волшебный чудо-стульчик, а он-то поможет нам успокоить и порадовать тебя.
Воспитатель показывает детям стул, украшенный цветной аппликацией
Воспитатель: Этот чудо-стульчик не простой, того, кто на нём сидит можно называть только добрыми ласковыми словами. Давайте посадим на него Катю и позовём её.
Дети: Катя, Катюша, Катенька и т. д.
Воспитатель: Но человека можно называть не только по имени, но и другими ласковыми словами, например, солнышко, лапушка. Может быть кого-то из вас тоже называют таким ласковым словом? Давайте попробуем найти такие слова и для Кати.
Дети: Котёнок, лапочка, заинька и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Катя уже не грустит, она улыбается. А кто из вас хочет посидеть на чудо-стульчике?
Игровое упражнение «Чудо – стульчик»
Дети поочереди садятся на стульчик, а остальные стараются позвать их ласково по имени или как-то иначе.
Воспитатель: Вот какие интересные имена у наших ребят! Как красиво и ласково можно их называть! Будет очень хорошо, если мы в группе будем называть друг друга ласковыми, нежными и добрыми словами. Тогда и наше настроение будет добрым и радостным. Таким, что захочется петь и танцевать, как сейчас.
Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы побывали сегодня в гостях у радуги. Радуга» мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов, с которыми м
Читайте также: