Атрибуты скаутского движения галстук флаг девиз будь готов придумал

Обновлено: 27.11.2024

Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и символы, соблюдает свои особые скаутские церемонии. Нет в мире ни одной молодежной организации, которая бы столь свято соблюдала, гордилась и демонстрировала свою принадлежность к ней.

Скаутская эмблема

Скаутская эмблема широко известна во всем мире. Красивая белая лилия с тремя лепестками на фиолетово-лиловом фоне. Этот знак принадлежит только Всемирной Организации Скаутского Движения и признается всеми как символ Всемирного Скаутского Движения. Данная скаутская эмблема стала символом Движения с момента его зарождения. 250 миллионов скаутов носили эту эмблему, 16 и более миллионов скаутов во многих странах мира носят ее сейчас.
Как появилась эмблема? Лорд Баден Пауэл сам дал ответ на этот вопрос: "Наш знак мы взяли от Полярной Звезды!"
Все дело в том, что в давние времена трилистник лилии обозначал стрелку компаса, ориентирующую на Север, на Полярную звезду. За две тысячи лет до нашей эры у китайцев этот символ был указывающим знаком. Он найден также в римских и этрусских орнаментах, на древних монументах в Индии и Египте. Говорят, что Марко Поло привез знак на компасе из своих путешествий. А в знаменитой энциклопедии "Британика" пишется, что его заимствовали от Розы ветров - знака более древнего, чем компас, также впервые появившегося у мореплавателей. Восемь главных ветровых направлений изображались греческими буквами, а северный ветер маркировался буквой „Т", т.е. „Трамонтана", которая украшалась стрелочками. Этот знак в давние времена использовался очень часто. Он причудливо вплетался в рисунчатые версии геральдических гербов, во многие декоративные изображения, иногда представлял конец копья, метательного дротика, лилию и т.д. Его можно отыскать на старинных предметах, в книгах и на картах.
В Скаутском Движении трилистник обозначает путь к дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, а также показывает дорогу другим. Три лепестка лилии представляют три элемента скаутской клятвы, концы лепестков похожи на стрелку компаса. Две звезды символизируют правду и жизнь на природе, десять концов звездочек - десять заповедей скаутского Закона.
Во Всемирной Скаутской эмблеме другим элементом является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом, обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Цвета Всемирного Скаутского Движения - белый и лиловый. Белая лилия на лиловом фоне - глубоко символично: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский лиловый - лидерство и помощь другим.

Скаутский Девиз - "Будь готов!"

Лорд Баден Пауэл объяснял так: „Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо, помочь другим". Чем больше скаутских навыков в запасе, тем больше увереность в том, что возможно жить в соответствии с девизом. Ты готов помочь, когда с кем-то случается несчастье, так как специально тренировался и владеешь навыками по оказанию первой медицинской помощи. Ты можешь спасти ребенка, упавшего в воду, потому что ты получил подготовку по спасению на воде. Если в помещении возник пожар, ты тоже готов помочь, потому что ты знаешь, что нужно делать при пожаре. Но каждому человеку хорошо подготовить себя не только к чрезвычайным ситуациям, но и к тому, чтобы стать полезным гражданином родины и участвовать в создании счастливой жизни для себя и других. Быть готовым к жизни - значит жить счастливо, без огорчений, понимая, что сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз.

Скаутский знак

Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире. Каждый раз он сопровождает Обещание, которое скаут дает перед другими. Этот знак делается правой рукой: подними руку прямо вверх и не сгибай в локте. Правая рука открыта ладонью вперед, а три выпрямленных пальца сжаты вместе. Этот знак символизирует три части скаутского Обещания - Долг перед Богом, перед самим собой и перед другими. А на языке жестов это означает - мудрость. Высоко поднятая рука - сигнал „внимание!" Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему таким же скаутским знаком, оставляют дела - и вокруг наступает полная тишина.

Скаутский салют

Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, ты демонстрируешь уважение твоему государству. Салютуя твоему скаутскому лидеру и другим лидерам-скаутам, ты заявляешь о своей принадлежности к Скаутингу. Скаутский салют отдается правой рукой, согнутой в локте и поднесенной к правой брови лица, ладонью вперед.

Скаутское рукопожатие

Скаутское рукопожатие - признак проявления дружелюбия. При скаутском рукопожатии левая ладонь крепко пожимает левую же ладонь другого скаута. Баден Пауэл перенял традицию пожатия левой рукой от одного африканского племени. Обычно воины этого племени держали щит в левой руке, а оружие в правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать доверие к нему и дружеское расположение, воин брал щит в правую руку, лишая себя защиты, и здоровался левой рукой.

Сегодня рукопожатие левой рукой - знак принадлежности к особому духу Скаутского Братства.

Скаутский знак отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специальности. Специальность - это знания, навыки и умения скаутов в том или ином направление скаутской деятельности. Для любой скаутской специальности (например, оказание первой медицинской помощи, ремонт машин, поварское дело, альпинизм, плавание и т.д.) существуют требования, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право носить на левом рукаве знак отличия. Знак говорит о разряде, который имеет скаут в том или ином деле.

Скаутский галстук

Каждый скаут обязательно носит шейный платок (галстук). Именно этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой: галстуки различных скаутских патрулей и групп отличаются по цвету. Они могут иметь цвета герба твоего края, города, местности. Галстук - это равнобедренный треугольник, размер которого может быть любым, но лучше, если концы повязанного галстука заканчиваются выше пояса, а его угол виден на спине. Иногда в прямом углу изображается имя патруля. Скаутский шейный платок завязывается особым образом: 1. Возьми платок за два угла. 2. Закрути валиком приблизительно 6 раз, чтобы остался виден небольшой треугольник. 3. Надень галстук под воротник формы и скрепи два конца платка зажимом (он может быть металлическим или кожаным, с изображением эмблемы скаутской группы или скаутской лилии).

Скаутская форма

С момента зарождения Скаутского Движения скауты с большим удовольствием носят свою скаутскую форму и относятся к ней с уважением. В начале Движения форма была строго определенной для всех: широкополая шляпа, рубашка, брюки или шорты цвета хаки, носки и туристские ботинки. Сейчас форма изменилась, она соответствует времени, местным условиям, национальным традициям. Различная цветовая гамма формы отличает Национальные Скаутские Ассоциации разных стран. Каждый патруль может придумать свою особую форму. Но форма должна обязательно быть символом принадлежности к единой Национальной Скаутской Организации Всемирного Скаутского Движения.

Колонна велосипедистов не поделила дорогу с дальнобойщиками в Подмосковье

В Приморье члены ОПГ перекрывали дорогу и вымогали деньги у дальнобойщиков

Игривый котёнок напугал дремлющего мужчину

Loading.

Случай или судьба: три необъяснимых совпадения в истории (4 фото)

Не принимать подарков и не пить вина: с чем связаны такие 15-октябрьские запреты?

16 финалистов конкурса фотографий дикой природы

Милонов угодил под каток Джигурды, теперь победитель хочет Соловьёва

Оползень в Сочи: власти ввели локальный режим ЧС

Bugatti EB112 — отполированный кусок мыла для четверых

Красавицы времен красных пиджаков: ностальгия по начесам, лосинам и прочему кошмару 90-х

C.C. Catch: что стало с «королевой диско 80-х»

Уолтер Кин: одна из самых грандиозных афер в искусстве XX века

Panhard Dyna Z — автомобиль, сияющий улыбкой

Авария дня. Внедорожник влетел в стоящий «Жигуль»

16 примеров того, как мастера дали старым татуировкам новую жизнь

«Гонщица» улетела с дороги и исполнила акробатические кульбиты

Как мост, возведенный без единого гвоздя, стоит в Дагестане уже более 200 лет

Джаред Летов и Люмьер, снявшие "Матрицу": учитель истории из "Слабого звена" поразил своими знаниями

Трейлер фильма "По соседству" (2021)

«Просто беру и е***ник разбиваю»: физрук замахнулся на школьника и пригрозил разбить лицо

Немного перепутал: шутка над детенышем обезьяны

В Бразилии футболисту грозит тюремный срок за нападение на арбитра во время матча

В Китае сотни дронов сошли с ума прямо во время представления и стали падать на головы людям

Грузовик с щебнем опрокинулся в Первоуральске

Авария дня. Автомобилистка сбила пенсионера с собакой в Красноярском крае

Новые иллюстрации от Васи Ложкина

Мигрант избил и похитил петербурженку за отказ от свиданий

Почему мост в Уругвае имеет круглую форму?

Трейлер фильма "Не время любить" (2019)

В Красноярском крае подросток воткнул школьнику в ногу иголку и убежал

Прирожденный сторож

Певица Ин-Грид. Забытая звезда корпоративов

Почему листья у герани становятся желтыми?

Переборщили с обработкой: 15 провальных примеров

Редкие фотографии политиков

Как жили простые американцы во время Великой депрессии

20 монстров и кракозябр из страшного сна сантехника, поклоняющегося богу Хаоса

Жителей Иваново пугают соцрекламой

Сальвадор начал официально майнить биткойны с помощью энергии вулканов

Невнимательность водителя самосвала, при перестроении на МКАДе, привела к ДТП

Dowsett Comet, построенный в стиле английских спорткаров 60-х, продадут с аукциона в Сильверстоуне

Пляж, который стал популярным, потому что с него запрещают убирать стёкла

15 добрых историй, которые согреют вам душу

Предполагаемый сын Джона Делориана построил трёхколёсный DMC-12 и попал под суд

Слова «скаут» и «пионер» означают практически одно и то же: «разведчик-следопыт» и «первооткрыватель». Звонкие горны, высокие костры, галстуки, речовки, многие черты кодекса поведения (вплоть до девиза: «Будь готов - всегда готов») создатели советской пионерии с некоторыми изменениями позаимствовали у дореволюционного скаутского движения. Даже известная песня про «картошку - пионеров идеал» пришла оттуда. Более того, одним из основателей пионерской организации стал скаут - Иннокентий Жуков. Впрочем, многие его бывшие соратники оказались по другую сторону «эры светлых годов».

Первое детское организованное движение в России было не скаутским. В 1908 году по указу Николая II для подростков создаются «потешные войска». Основателем становится инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, идейный монархист Антиох Луцкевич. Идея ранней военно-патриотической подготовки была прозрачной и правильной. Однако воплощение устроило далеко не всех отроков и родителей: отставные унтеры обучали ребят «шагистике», приемам с деревянными ружьями и военным песням - все слишком смахивало на армейскую муштру. Гвардейские полки устанавливали шефство над «потешными», командируя штатных офицеров-наставников. Появились методички, журнал «Потешный» и. яростная критика.

Просуществовав до 1917-го и даже сыграв определенную роль в Первой мировой войне, «потешники» сильно уступили в широкой популярности другому детскому движению - скаутов, или «разведчиков», инициированному капитаном Лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона Олегом Пантюховым. Скаутизм он перенял, творчески дополнив, у британского полковника Роберта Баден-Пауэлла. Тот, в свою очередь, позаимствовал «пионеринг», то есть выживание среди дикой природы с обучением сопутствующим навыкам в игровой форме, у канадского натуралиста Сетона-Томпсона.

В 1909 году в Царском Селе стараниями Пантюхова возник первый отряд русских скаутов из семи мальчиков под названием «Бобер». У английских собратьев была позаимствована методика «скаутинга»: обучение через дело, выполнение личных обещаний, «патрульная система», занятия на природе, взаимопомощь. Также с небольшими изменениями переняли и атрибутику: костры с песнями, треугольные флаги, шорты и широкополые шляпы, галстуки. Кстати, последние были не украшением, а подручным «инструментом». Можно перевязать рану, снять горячий котелок, вытащить утопающего. Скаутский галстук закреплялся самодельным легкосъемным зажимом. Узел же завязывался только в напоминание обещанного доброго дела. Девиз «Будь готов» означал ежеминутную жажду подвига, а три лепестка лилии на эмблеме движения символизировали триединство скаутской клятвы: долг перед собой, ближними и Богом. Кстати, позже они перекочевали в три языка пламени на пионерском значке. Небесным покровителем русские «разведчики» взяли Великомученика Георгия Победоносца.

Николай II проявил живой интерес к движению, встречался с Пантюховым, приказал разослать книгу Баден-Пауэлла «Юный разведчик» по гимназиям. В скауты приняли и цесаревича Алексея. В Первой классической гимназии Петербурга преподавателем латыни Василием Янчевецким (будущим писателем, лауреатом Сталинской премии Яном) был организован «легион юных разведчиков», и к началу войны скаутские отряды возникли во всех крупных городах империи. В 1914-м создается Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» под председательством вице-адмирала И.Ф. Бострема (ранее курировавшего «потешников»). К осени 1917-го в 143 населенных пунктах движение насчитывало порядка 50 000 членов.

Грянувшая революция стала для большинства ребят трагедией - ибо развела их по разные стороны баррикад, многим стоила жизни. В повести Анатолия Рыбакова «Кортик» ярко описана драка между пионерами и скаутами. Одно из первых движений внутри советской пионерии так и называлось: «Бей скаутов!». Эта коллизия стала уже послесловием Гражданской войны, когда значительная часть юных «разведчиков» оказалась в рядах Белого движения, погибла или эмигрировала.

В 1921 году Надежда Крупская предложила комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Идею руководство партии поддержало не сразу, хотя немалая часть «разведчиков» к тому времени «покраснела», создав крыло «юкистов» - то есть «юных коммунистов - скаутов». Тем не менее 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция РКСМ одобрила опыт создания пионерских отрядов, призвав распространить его на всю страну. Эта дата считается днем рождения пионерской организации.

Скаутские отряды были запрещены, однако вплоть до 1927-го некоторые действовали в подполье. Например, «Братство костра», члены которого сочинили такой гимн: «Нас десять, вы слышите, десять! / И старшему нет двадцати. / Нас можно, конечно, повесить, / Но надо сначала найти!». Рано или поздно их находили и либо «перековывали», либо отправляли на Соловки.

Тем временем оказавшееся в эмиграции движение «разведчиков» разделилось на два крыла. Идейное монархическое - Национальная организация русских скаутов под руководством того самого Олега Пантюхова - грезило падением коммунизма на Родине. Миссионерское - «Витязи» - ставило целью нести свет православия за рубежом. Когда в 1990-м скауты были официально разрешены в СССР, сначала вернулись именно последние, открыв Санкт-Петербургский округ Витязей при Братстве св. Анастасии Узорешительницы. Немало подобных дружин созданы и продолжают возникать при приходах РПЦ во многих городах России, объединяясь Братством православных следопытов, действующим по благословению Патриарха.

Мнения

Походная романтика, костры, галстуки, девиз «Будь готов» — всё это мы привычно считаем атрибутами советской пионерии, родившейся в России в 1922 году. Однако на самом деле придумали это раньше — и вовсе не пионеры. Ровно сто лет назад, в 1909 году, в Российской империи появились первые отряды подростков, названные на английский манер скаутами. Отряды разведчиков — так называли они сами себя по-русски.

Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей. Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.

Движение скаутов основал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», в 1909 году был устроен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул «старший русский скаут»). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В советское время скаутинг был запрещен, большинство скаут-мастеров в 1926 году были арестованы. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС). Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

Приблизительная численность российских скаутов на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Самыми крупными православными российскими организациями являются Организация Российских юных разведчиков, Братство Православных следопытов, Национальная Организация витязей, Национальная организация добровольцев «Русь», а также действуют множество светских скаутских организаций.

«Около Павловского вокзала мы увидели много детей и подростков, качающихся на качелях, играющих в мяч. Молодежь обступила нас, и я рассказал собравшимся о наших кавказских походах, разведках, лагерях, беседах у костра. Я видел, что глаза у молодежи заблестели, и я не мог не предложить желающим начать со мною “разведку”, — вспоминал Олег Иванович Пантюхов (старший русский скаут) и тут же продолжал: — Так было положено основание первому в России отряду русских разведчиков-скаутов, разросшемуся вскоре в Царскосельскую Дружину разведчиков». Непродолжительная беседа с детьми о дружеской компании в Тифлисском кадетском корпусе, воспитанником которого был Пантюхов, рассказ о веселых приключениях, в которых кадеты ставили перед собой высокие цели самосовершенствования, помощи ближним, служение Родине, — все это стало точкой отсчета в истории детской организации, получившей признание в Российской империи.

Имя Олега Пантюхова известно всем, кто знаком с историей скаутинга. Так же, как и Максима Агапова, успешно совмещавшего практическую работу с детьми и теоретические разработки в области философии, педагогики и психологии; и Бориса Солоневича, которого по праву считают первым историком скаутинга; и расстрелянного коммунистами старшего скаутмастера Крыма генерал-майора Смольянинова. Советская власть преследовала их и десятки и сотни других людей за их приверженность к скаутингу — движению, которое Смольянинов называл «христианством в действии».

Но особенно скауты гордятся историей епископа Василия Кинешемского, прославленного в лике святых. В его житии содержится ответ на вопрос, откуда пошло скаутское движение, в чем его основное отличие от пионерской организации. И главное — какие люди воспитывали юных разведчиков.

«Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность», — писал будущий владыка Василий Кинешемский об английских скаутах, которых увидел в 1914 году в Англии.

Примечательно, что путь русского духовного воспитательного движения начинается именно с православного епископа, в миру Вениамина Сергеевича Преображенского, выходца из семьи священника; выпускник Киевской Духовной семинарии, магистр богословия, он хотел посвятить свою жизнь Богу.

Приехав в Англию с целью совершенствования в иностранных языках, он там познакомился с английскими скаутами. Наблюдая за их жизнью, видя их серьезное отношение к вере и молитве, Преображенский загорелся идеями скаутинга. Он пришел к убеждению, что для России, где проблемы воспитания всегда стояли остро, этот педагогический опыт воспитания детей в вере будет востребован.

«Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, то есть активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер, — писал он позже в своей книге «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы». — Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны».

Будущий владыка всецело посвящает себя этой теме. Он несколько раз побывал в Англии, где не только непосредственно общался с детьми и наблюдал за ними, но и слушал лекции полковника сэра Роберта Баден-Пауэлла и других скаутмастеров. И сегодня именно Преображенскому мы благодарны за два серьезных труда, которые и теперь остаются основными учебными пособиями по скаутингу.

Святитель и скаутмастер Василий (Преображенский), епископ Кинешемский.

Впрочем, мирной история русского скаутинга была недолго. Сначала Первая мировая война, затем октябрьский переворот и гражданская война — все это сделало невозможной обычную работу по воспитанию детей. Для многих вообще единственным вопросом тогда остался вопрос о том, как жить дальше. С каждым днем становилось лишь труднее. Большевики своим главным идейным противником считали Церковь. Начались преследования верующих.

Череда этих страшных событий, развернувшихся на глазах Преображенского, до такой степени потрясла его душу, что он уже не мог жить своей обычной жизнью. Решив, что его обязанность, как выпускника Духовной академии, стать священником и заботиться о духовном просвещении народа, он всецело посвятил себя служению Церкви, прекрасно понимая, что быть священником значило быть гонимым. Он уехал в родную Кинешму, где в возрасте 45 лет был рукоположен в священный сан, затем принял монашеский постриг с именем Василий. В 1921 году он стал епископом Кинешемским.

Епископ Василий поселился на окраине города в баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки. Спал на голом полу, положив под голову полено, вставал до рассвета и шел пешком через город к храму. Впрочем, он не бравировал этим и скрывал свой образ жизни от окружающих, поэтому принимал просителей в канцелярии рядом с Вознесенской церковью. При этом он не оставлял своей педагогической деятельности. Десятки кружков по изучению Священного Писания, открытые епископом, постоянные встречи с людьми, простое и душевное общение — весь воспитательный опыт и скаутское прошлое владыки вновь были востребованы. Ведь скаут однажды — скаут навсегда. Но теперь он общался уже не с детьми, а со взрослыми, с теми, кому важно было знать и помнить о христианстве.

Судьба епископа, может, и не была столь трагична, как у многих в те времена, но и легкой ее не назовешь. Активная общественная деятельность владыки не осталась незамеченной ГПУ и вызвала у властей крайнее беспокойство.

В 1923 году он был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. Из ссылки владыке Василию уже не дадут вернуться. Усть-Кулом, Анаполь, Урал, Орел, Вязники, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Бутырка — ссылки, лагеря, тюрьмы… Село Бирилюссы Красноярского края стало последним пристанищем владыки, который умер 31 июля 1945 года. Умер далеко от тех мест, где прошла вся его жизнь, — от Англии, Кинешмы, Киевской Духовной академии.

Среди русских скаутов были, безусловно, выдающиеся педагоги, хотя историки не успели еще оценить роль этих людей. И скаутское движение, насильственно прекращенное в России, на самом деле продолжало существовать. У нас в стране — в виде пионерской организации, сохранившей многое из внешней атрибутики юных разведчиков. Но духовность и православное воспитание большевики заменили верностью партии и коммунистической идеологии. А на Западе эмигрантские организации скаутов, сохраняя верность Православию, продолжали искать и накопили огромный опыт воспитания и общения с детьми. Но при этом они переживали серьезные трудности, поскольку были оторваны от родины, к которой сохраняли любовь и уважение.

Сейчас скаутинг возрождается в России. И важно понять суть этого движения. Это не просто английская система работы с детьми, основанная на дисциплине и умении разжигать костры. Это, прежде всего, попытка обратиться к детским сердцам с вестью о Боге и научить их в трудных обстоятельствах жизни, в любой обстановке и ситуации быть верующим, не оставлять надежды и любить Бога.

23 апреля 1917 года Георгиевский парад на Крестовом острове (cв. Георгий считается небесным покровителем скаутов-разведчиков России). На смотрах скаутских парадов бывал император Николай II, который после знакомства с Баден-Пауэлом позволил цесаревичу Алексею стать скаутом, и тот был зачислен «урядником» в один из петроградских отрядов.

фото из архива ОРЮР

30 апреля 2009 года в Павловском парке прошел юбилейный парад, приуроченный к 100-летию со дня основания первого отряда русских скаутов.

фото из архива ОРЮР

В эмиграции ежегодно организовывались летние лагеря. «Фабрегас», проходивший во Франции в 1930-е годы, считается одним из самых известных.

фото из архива ОРЮР

Походный скаутский иконостас, который каждый отряд разведчиков устанавливает на месте своей лагерной стоянки.

фото Максима Федичкина

Следопытский костер на берегу Черного моря в лагере «Фанагория».

фото из архива БПС

После революции скауты-разведчики вынуждены были покинуть Россию и продолжать свою работу в эмиграции. На фото — Первый Бельгийский отряд разведчиков. 1929 г.

фото из архива ОРЮР

В августе 2007 года на остров Коневец на Ладожском озере в лагерь «Русский Браунси» съезжались скауты, чтобы отметить 100-летие мирового скаутского движения.

фото из архива ОРЮР

(1 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка. 28 августа 2009 Автор: ЕРШОВА Анна Журнал№: № 8 (76) август 2009 Журнал№: № 8 (76) август 2009 Елена Золотарёва 3 года назад Ответить Вы можете поддержать «Фому»

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Читайте также: