Афоризмы житейской мудрости рецензия

Обновлено: 12.05.2024

Моё первое знакомство с Шопенгауэром. Я пока в процессе чтения (эту книгу надо читать осознанно, думая, не в спешке), но уже восхищаюсь этим философом!

Очень много умных мыслей, заставляет задуматься над многими вещами, по-другому взглянуть на жизнь.
Зная, что Шопенгауэра считают главным мизантропом и пессимистом, я ожидала чего-то соответствующего и в этой его работе. Но в итоге получила нечто совершенно другое, - что-то типа инструкции по жизни, учебник мудрости. Об этом хорошо сказано в аннотации: "В этой работе автор в некоторой степени отходит от собственной пессимистической философской концепции, и показывает, что жизнь все же может быть приемлемой и даже приносить радость".
В общем, покупкой очень довольна. Буду дочитывать и вникать.

Издание очень понравилось! Небольшой формат (удобно брать с собой), офсетная бумага (немного просвечивает, но это не мешает при чтении), приятный шрифт, красивое оформление.
В тексте вставлены цитаты философа, в конце также собраны его лучшие цитаты.

Меня вдохновила и поразила эта вещь! Все, что описывает и о чем говорит автор применимо в наши дни. Мудрость, которую невозможно объять. Настолько возвысить человека может только Шопенгауэр. Если Платон и Аристотель писали в основном о государстве, то в этом труде речь о человеке.

О его мыслях, о его быте, о его слезах и улыбках. Такое отношение к личности заставляет задуматься даже ленивого. Даже тех, кто далек от философии. Написано все очень простым и понятным языком. Мне кажется в любом обществе можно "блеснуть" знаниями об этом философском трактате. Стиль хороший. Изложение ясное. Не нудное. Не теряется мысль во время чтения. Много рассуждений о простых бедных людях. Раскрыта понятия счастья и смысла жизни как такового. Точнее лишь версия автора. Как мы знаем, никто не знает смысла жизни и тем более никто еще не постиг абсолютного счастья. Но, если регулярно перечитывать Шопенгауэра, то можно оказаться где-то рядом с истиной. Главное- не испугаться этой истины, ведь у каждого из нас своя правда. «Афоризмы житейской мудрости» - философия для тех, кто потерял ориентиры в жизни. Кто заблудился в собственной лени и погряз в неудачах. Кто не верит в Бога. Кто не любит себя. Произведение достойно внимания несомненно. Читайте, делайте записи, потом перечитывайте - будет вам осмысленное чтение одного из самых популярных философов.

Теперь перейдем к содержанию. В книге даны четкие правила поведения, необходимые в той или иной ситуации. При условии, что вы умный человек и немного мизантроп, что при уме естественно. Главным условием счастья автор считает личность, ее особенности: здоровье, легкий или тяжелый нрав, темперамент, досуг, степень общительности и т. д. Мне очень понравилось, как в 4-й главе Шопенгауэр рассуждает о том, что важно не зацикливаться на мнениях людей о себе. "Придавать чрезмерную ценность мнению других — всеобщий предрассудок".

Собственно, книгой я осталась довольна. Мне, как меланхолику и немного мизантропу, она была очень полезна. Людям активным и общительным она может показаться скучной.

Напоследок несколько цитат:
"Большие духовные задатки отчуждают человека от остальных людей и их интересов, т. к. чем больше кто имеет в себе самом, тем меньше он может найти в других".
"Ибо досуг человека имеет ту же цену, как и сам человек".


Иногда прямо тянет почитать что-нибудь умное, чтобы мозг удивился, мобилизовался и немного поработал. А тут ещё и дорогой декан подкинула Шопенгауэра, о котором слышали почти все мои знакомые, но никто не знает, что именно он писал. Порадовало меня и название. Афоризмы ведь читать проще, чем объёмный труд. Мир как воля и представление , например. Только я обманулась. Уважаемый философ, видимо, пошутил, назвав «Афоризмами» не краткие философские высказывания, а полноценный философский труд.

Говорить понравилось мне прочитанное или нет я не стану. Философские произведения, вообще, не следует оценивать с такой точки зрения. С ними только можно соглашаться или нет, они ценны в любом случае, как точка зрения определённого человека.

Шопенгауэр называют пессимистом, утверждающим, что миру плевать на судьбы людей, он не унижает их сознательно так же, как самого человека не волнуют страдания и переживания муравьёв под его ногами. Иногда в минуту отчаяния, действительно, хочется согласиться, что человек лишь пылинка в чуждой ему вселенной. А значит нет ни смысла, ни цели его существования. И тогда почти по Достоевскому «если Бога (высшей силы, вселенского разума) нет, то всё дозволено». Становится по-настоящему страшно и хочется отыскать хоть какой-то смысл жизни, как-то зацепится за этот мир, обосновать своё существование. Для Шопенгауэра судьба большей частью лишь глупые поступки людей. К тому, что такое человек, он и обращается в своих «Афоризмах».

Всё, чем обуславливается различие в судьбе людей Шопенгауэр сводит к трём категориям:
1. Что такое человек (здоровье, сила, красота, ум, темперамент и т. п.)
2. Что человек имеет (имущество)
3. Каким является человек в представлении других людей.

Сущность человека — воля. Разум, как функция мозга, вторична. Воля и бесконечные стремления человека упираются в несовершенство мира и это превращает жизнь в бесконечные страдания. Духовная жизнь связана с интеллектом. Интеллектуальная жизнь представлена различными ступенями развития. Низшие — простое собирание, высшие — творчество. Но только тогда человек станет жить жизнью высшего порядка, когда будет иметь свободное время для интеллектуального развития и будет избавлен от забот по поиску средств к существованию.

Счастье человека зависит более от его свойств, чем от того, что он имеет или чем представляется. Поэтому главные качества для человека «обусловленный полным здоровьем и счастливой орга­низацией спокойный и веселый нрав, ясный, живой, проницательный и верно схватывающий ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть», которые не могут заменить никакое богатство и положение в обществе. Похвальная мысль, но я сразу вспоминаю биографию самого Шопенгауэра и его характер, описываемый как эгоистичный, недоверчивый и крайне честолюбивый. Сам он стремился именно к славе и высокому положению в обществе, что побуждает меня относиться к его философии с некоторым недоверием.

Читайте также: