Афоризм как разновидность текста

Обновлено: 18.04.2024

© Copyright: Борис Бейнфест, 2016
Свидетельство о публикации №216081401543

Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. С изобретением письменности и книгопечатания афоризмы оформляются в тематические и авторские сборники. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, антики, учёные и поэты средневекового Востока, полководцы и авантюристы Европы эпохи Просвещения, мыслители и романисты XX века. По мнению некоторых исследователей современный афоризм претерпел влияние со стороны научных открытий, сделанных в кибернетике, математической лингвистике и т. п.

В русском языке слово «афоризм» известно с XVIII века. В словарях его начинают отмечать с 1789 г.

Примеры современного афоризма об афоризме:

Афоризм - это граненый алмаз мудрости. (Гарун Агацарский)

Афоризм - это алгебра мыслей. (Георгий Александров)

Афоризм - это мысль, исполняющая пируэт. (Жорис де Брюйн)

Афоризм - это результат флирта мысли со словом. (Ашот Наданян)

Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим лишь одну сторону дела. (Энтони Бёрджесс)

Хорошие афоризмы - горькое лекарство в приятной оболочке, которое лечит, не оскорбляя вкуса. (Вильгельм Швебель)

Афоризм - как пчела: в нем и золотистый мед, и ядовитое жало. (Кармен Сильва)

Афоризм - слово-парадокс, выраженный в нескольких словах. (Аркадий Давидович)

Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех афоризмов состоит из 3-5 слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и самостоятельно:

«Бездарность легче прощают человеку, чем талант» (Эмиль Кроткий);

«Глупы из скандалистов оба» (И.А.Крылов);

«Каждый слышит только то, что он понимает» (Иоганн Вольфганг Гёте);

«Высказывание Л. Вовенарга «Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет» как нельзя лучше характеризует одну из особенностей жанра афоризма.

1.Интересная история возникновения афоризма «А все-таки она вертится!»

Католическая церковь принудила великого итальянского физика и астронома Галилея (1564-1642) отречься от учения Коперника о том, что Земля подвижна, что она вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Перед лицом смертельной опасности семидесятилетний мудрец отступил. Но народ не поверил, что это случилось. Сложилось предание, будто, произнеся отречение, старый ученый в ярости топнул ногой и воскликнул: "Е pur si muovef"- то есть, если переводить дословно: "А все же она движется!" Так это было или не так, но упрямое восклицание пережило века. Оно значит теперь: "Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!"

2.Афоризм «Авгиевы конюшни» возник на основе древнегреческой легенды

Жил-был в стране Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом. По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому. Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь. Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами (см. «Геркулеса подвиги»), а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка. Греческая легенда, рассказывающая об очистке Гераклом Авгиевых конюшен, прожила века. Мы и сейчас часто говорим, примерно, так: «Ну, чтобы очистить авгиевы конюшни в твоем шкафу, нужен гераклов труд!»

3.Афоризм «Адамово яблоко»

Кадык на шее мужчины иногда называют адамово яблоко. Это можно объяснить жадностью прародителя мужской половины человечества. Когда Ева предложила Адаму яблоко из райского сада, тот почему-то решил проглотить запретный плод целиком. Яблоко, естественно, застряло у него в горле. Так и торчит там до сих пор. О широком распространении этого поверья свидетельствуют аналогичные названия кадыка в разных языках: немецкое Adamsapfel, французское pomme d Adam, английское Adam s apple и т. д. 2.4. Афоризм «Алгеброй гармонию проверить» означает безнадежную попытку судить о художественном творчестве, основываясь только на рациональном начале, исключая чувства, бессознательное, проверять разумом, точным расчётом то, что выражено чувством.

Первоисточник - трагедия «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина. Слова Сальери (сцена 1): Ремесло… Поставил я подножием искусству: Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты.

В наши дни афоризм используется современными авторами, например: Евгений Лесик написал в своем стихотворении:

Проверю алгеброй гармонию души, Лекалом ритма - сердца стук и песню. И к строкам ямба приложив размер-аршин, Замру над результатом неизвестным. Ведь даже мудрый счет не даст уму ответ - Как, почему, зачем приходят строки. И отчего души струится яркий свет Из каждой буквы, словно из протоки. И почему стихов, живущих, словно вязь, На полотне расчерченной бумаги, Касается небес таинственная связь И ставит рунами загадочные знаки. Проверю алгеброй гармонию души. Замру над результатом неизвестным… Построят стих прекрасный строки-этажи - Поднимут храм под куполом небесным!

4.Афоризм «Александр Македонский герой, но зачем, же стулья ломать?»

афоризм текстовой комедия

Цитата из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852). Слова Городничего о местном учителе (действ. 1, явл. 1): А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо. Не вспомню его фамилию, никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру, не сделать гримасу.

Конечно, если ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, - это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем, же стулья ломать? От этого убыток казне. - (Сквозник-Дмухановский, городничий).

Выражение используется: как комментарий к чьей-либо чрезмерной увлеченности чем-то - полемикой, спором в шутливо-ироничной форме.

Позднее этот афоризм использовал Ф. М. Достоевский в "Преступлении и наказании" - как прямую отсылку к Гоголю. Необыкновенная свирепость, с которою принимал этот «задушевный» смех Разумихин, придавала всей этой сцене вид самой искренней веселости и, главное, натуральности. Разумихин, как нарочно, еще помог делу. - Фу, черт! - заревел он, махнув рукой, и как раз ударил ее об маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю. Всё полетело и зазвенело. - Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! - весело закричал Порфирий Петрович 2.6. Афоризм «Аннибалова (Ганнибалова) клятва.

Аннибал (Ганнибал) - сын карфагенского полководца Гамилькара Барки, жил в III веке до нашей эры. Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске. Но в конце концов победа осталась за Римом. Ганнибал умер в борьбе - отравился, чтобы не попасть в руки врагов. С той поры аннибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь. В нашей истории известна аннибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. Выражение «аннибалова клятва» означает твердую решимость бороться с кем или чем-либо.

Афоризм «Антимонии разводить», означает занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, на которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо не менее скучно хвалить кого-то.

Определение из толкового словаря: Разводить антимонии (антимонию) - вести пустые, ненужные и излишние разговоры, когда требуются определенные решения, какие-либо действия. Скорее всего, странное слово происходит от греческого "антифон" - заунывное церковное пение с бесконечными повторами. То есть, первоначально разводили антифонии. Есть и другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) - алхимическое название сурьмы и её препаратов. Наиболее известным препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом. В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине антимоний. Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось ровно сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был самый долгий судебный процесс за всю историю человечества, и он конечно достоин, войти в поговорку.

Возможно также что, слово «антимония» в этом обороте представляет собой искажённую форму слова «антиномия» (т. е. неразрешимое противоречие). В произведении Ю.Бондарева "Батальоны просят огня": "А! Hекогда мне тут с тобой антимонии разводить! Hекогда! - Гуляев вдруг с силой толкнул Жорку локтем. - Поехали! Спишь? Гони, гони! Что смотришь?"

Почему афоризмы передаются из века в век? Афоризмы интересуют человечество потому, что афоризмы затрагивают те проблемы, которые связаны со всеми сторонами нашей жизни и которые волнуют каждого из нас. Что такое афоризмы и каковы их особенности? По определению, афоризмы - это оригинальная законченная мысль, высказанная или запечатленная на бумаге в лаконичной форме и впоследствии не раз упоминающаяся другими людьми. Люди использовали афоризмы во все времена для толкования круга определенных понятий, относящихся к человеку и его жизни.

Каждый из нас выбирает свои афоризмы. Каждый школьник и студент использует определённые афоризмы. Термины и афоризмы различаются тем, что афоризмы понятны абсолютно всем. Студенты не владеют необходимой строгостью понятий, а потому с затруднением воспринимают некоторые лекции. Но афоризмы понятны всем. Так же и в жизни необходимы жизненные словари для понимания некоторых сторон нашей сложной жизни. Нет науки под названием «жизнь», но есть афоризмы, которые можно назвать словарём жизни. Науку о жизни не изучают ни в школе, ни в вузе. Но ведь жизнь - это самая сложная наука, которую человеку приходится познавать на собственном опыте, который передаётся через афоризмы.

Об этом свидетельствует и то, что афоризмы о жизни представлены в самом большом количестве. И если для изучения психологии необходимо знать терминологическую базу этой науки, которую можно почерпнуть в словарях или учебниках, то для изучения жизни такой базой могут стать именно афоризмы.

Для всех, кто хочет понять свою жизнь во всей ее многогранности и сложности проявлений, существуют афоризмы. Зачем нам знать, что думали люди в прошлом? Ведь у нас совершенно другие условия и проблемы. Но ведь афоризмы основаны на жизненном опыте. Да, условия иные, но жизненные проблемы, которые формально определяются как социальные, остались теми же. И великие мысли великих людей - афоризмы - помогают нам понять наше сложное сегодняшнее бытие.

Цитата — это точ­ное повто­ре­ние выска­зы­ва­ния с ука­за­ни­ем авто­ра или дослов­ная выдерж­ка отрыв­ка текста.

Выясним, что такое цита­та в лите­ра­ту­ре, если сна­ча­ла обра­тим­ся к про­ис­хож­де­нию это­го тер­ми­на. Позднелатинское сло­во citatio вос­хо­дит к латин­ско­му cito, что бук­валь­но зна­чит «при­во­жу в дви­же­ние», «при­зы­ваю».

Цитата может пред­став­лять собой соче­та­ние несколь­ких слов, пред­ло­же­ние или отры­вок тек­ста, кото­рый дослов­но пере­да­ет мысль, выска­зан­ную опре­де­лен­ным автором.

Цитата это

В речи цита­ту исполь­зу­ют в каче­стве доку­мен­таль­но­го аргу­мен­та для под­твер­жде­ния точ­но­сти, пра­виль­но­сти выска­зан­но­го суждения.

Великий фило­соф древ­но­сти Цицерон выска­зал муд­рое наблю­де­ние: «Человеку свой­ствен­но оши­бать­ся, а глуп­цу — наста­и­вать на сво­ей ошибке».

Как видим, цита­та при­во­дит­ся обя­за­тель­но с ука­за­ни­ем её авто­ра. Этим она кар­ди­наль­но отли­ча­ет­ся от кры­ла­тых выра­же­ний фольк­ло­ра — посло­виц и поговорок.

Откуда мы чер­па­ем цита­ты, что­бы уси­лить воз­дей­ствие сво­ей речи на слушателя?

Происхождение цитат

На про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии чело­ве­че­ство скру­пу­лёз­но отби­ра­ло и усва­и­ва­ло муд­рые мыс­ли наи­бо­лее пере­до­вых его пред­ста­ви­те­лей. Впоследствии мет­кие суж­де­ния, кры­ла­тые фра­зы, зафик­си­ро­ван­ные и пере­да­ва­е­мые из поко­ле­ния в поко­ле­ние, ста­ли сви­де­тель­ством муд­ро­сти их авто­ров и сохра­ни­лись в веках как бес­цен­ное обще­ствен­ное достояние.

Примеры цитат

С этой точ­ки зре­ния источ­ни­ком цитат, во-первых, все­гда слу­жи­ла Библия и свя­щен­ные писания.

В поте лица будешь есть хлеб свой.

Время раз­бра­сы­вать кам­ни, вре­мя соби­рать камни.

Цитируются кры­ла­тые фра­зы, выска­зан­ные по какому-либо пово­ду муд­ре­ца­ми древ­но­сти, фило­со­фа­ми, исто­ри­че­ски­ми личностями.

Деяние есть живое един­ство тео­рии и прак­ти­ки (Аристотель).

Невежество — ночь ума, ночь без­лун­ная и без­звёзд­ная (Цицерон).

Если не выска­за­ны про­ти­во­по­лож­ные мне­ния, то не из чего выби­рать наи­луч­шее (Геродот).

Для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи мож­но чер­пать мно­же­ство цитат из литературы.

Душа чело­ве­ка заклю­ча­ет­ся в его делах (Г. Ибсен).

Хотеть недо­ста­точ­но, надо дей­ство­вать (И. Гёте).

В цити­ро­ва­нии не прой­дем мимо суж­де­ний зна­ме­ни­тых людей.

Смысл име­ет лишь жизнь, про­жи­тая ради дру­гих (Альберт Эйнштейн).

Только нау­ка изме­нит мир. Наука в широ­ком смыс­ле сло­ва: и как рас­щеп­лять атом, и как вос­пи­ты­вать людей…И взрос­лых тоже (Николай Амосов).

Я верю, что могу­ще­ство сме­ха и слёз смо­жет стать про­ти­во­яди­ем от нена­ви­сти и стра­ха (Чарльз Чаплин).

Множество цитат при­над­ле­жит кине­ма­то­гра­фу. Емкие выра­же­ния кино­ге­ро­ев ухо­дят в народ и в под­хо­дя­щем слу­чае охот­но цитируются.

Элементарно, Ватсон («Шерлок Холмс и док­тор Ватсон»).

Я тре­бую про­дол­же­ния бан­ке­та! («Иван Васильевич меня­ет профессию»).

Чтобы гене­раль­шей стать, надо за лей­те­нан­та замуж выхо­дить («Москва сле­зам не верит»).

Правила цитирования

В каче­стве дослов­ной пере­да­чи суж­де­ния опре­де­лён­но­го авто­ра цита­та обя­за­тель­но заклю­ча­ет­ся в кавычки.

Кавычки

В тек­сте цита­ту мож­но офор­мить тре­мя способами:

  • пря­мая речь
  • кос­вен­ная речь
  • пред­ло­же­ние с ввод­ны­ми словами.

Правила цитирования

Рассмотрим деталь­но зна­ки пре­пи­на­ния при каж­дом спо­со­бе цитирования.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся ука­за­ние на авто­ра цита­ты. В таком слу­чае цита­та оформ­ля­ет­ся как пря­мая речь. Слова авто­ра могут пред­ва­рять цита­ту, нахо­дить­ся внут­ри её или заклю­чать предложение.

Понаблюдаем за поста­нов­кой зна­ков препинания:

Педагог А.С. Макаренко счи­тал: «Только живой при­мер вос­пи­ты­ва­ет ребён­ка, а не сло­ва, пусть даже самые хоро­шие, но не под­креп­лён­ные делом».

«Когда я пишу свои пес­ни, — делил­ся с совре­мен­ни­ка­ми Эдвард Григ, — глав­ное для меня состо­ит не в том, что­бы сочи­нить музы­ку, а в том, что удо­вле­тво­рить сокро­вен­ней­шим наме­ре­ни­ям поэта».

«Превратить сло­во в дело гораз­до труд­нее, чем дело в сло­во», — утвер­ждал писа­тель М. Горький.

Цитата может вво­дит­ся в текст в виде кос­вен­ной речи с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за. Цитирование оформ­ля­ет­ся в виде при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния. Перед под­чи­ни­тель­ным сою­зом ста­вит­ся запя­тая, а цита­та заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки и начи­на­ет­ся со строч­ной бук­вы.

В. Г. Белинский счи­тал, что «толь­ко труд может сде­лать чело­ве­ка счаст­ли­вым, при­во­дя его душу в ясность, гар­мо­нию и доволь­ство самим собой».

Если цита­те пред­ше­ству­ет ввод­ное сло­во­со­че­та­ние или пред­ло­же­ние, то после него ста­вит­ся запя­тая, а дослов­ный текст автор­ской фра­зы начи­на­ет­ся со строч­ной буквы.

По мне­нию Виктора Гюго, «лень — это мать. У неё сын — воров­ство и дочь — голод».

Как отме­ча­ет фран­цуз­ский писа­тель Гастон де Левис, «празд­ность — это ржав­чи­на души».

Если цити­ру­ет­ся сти­хо­твор­ный текст с точ­ным соблю­де­ни­ем строк и строф ори­ги­на­ла, то после слов авто­ра ста­вит­ся двое­то­чие, а кавыч­ки для оформ­ле­ния цита­ты не употребляются.

Русский поэт Ф. И. Тютчев фило­соф­ски рас­суж­да­ет о природе:

Не то, что мни­те вы, природа:

Не сле­пок, не без­душ­ный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Если под­лин­ник вклю­чен в автор­ский текст без соблю­де­ния строк, то такая цита­та оформ­ля­ет­ся как пря­мая речь.

Николай Заболоцкий пишет о кра­со­те чело­ве­че­ских лиц:» Есть лица — подо­бья лику­ю­щих песен. Из этих, как солн­це, сия­ю­щих нот состав­ле­на пес­ня небес­ных высот».

Цитата и многоточие

В цити­ро­ва­нии часто при­ме­ня­ет­ся мно­го­то­чие, если мысль авто­ра при­во­дит­ся не пол­но­стью. Например, нача­ло цита­ты не исполь­зу­ет­ся. В таком слу­чае после автор­ских слов откры­ва­ют­ся кавыч­ки, ста­вит­ся мно­го­то­чие, а частич­ная цита­та начи­на­ет­ся со строч­ной буквы.

Л. Н. Толстой писал: «…мне под вли­я­ни­ем музы­ки кажет­ся, что я чув­ствую то, что соб­ствен­но не чув­ствую, что я пони­маю то, что я не пони­маю, что могу то, чего не могу».

Если непол­ная цита­та начи­на­ет пред­ло­же­ние, то её пред­ва­ря­ет мно­го­то­чие, а пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, даже если в ори­ги­на­ле оно начи­на­ет­ся со строч­ной буквы.

«…Пусть каж­дый совер­ша­ет свой путь подоб­но звёз­дам спо­кой­но, не торо­пясь, но бес­пре­рыв­но стре­мясь к наме­чен­ной цели», — утвер­ждал И. Гёте.

Многоточие ста­вит­ся в сере­дине цита­ты, если в ней про­пу­ще­ны неко­то­рые слова.

Ф. Шиллер счи­тал: «Театр нака­зу­ет тыся­чи пороков…и реко­мен­ду­ет тыся­чи доб­ро­де­те­лей, о кото­рых умал­чи­ва­ет закон».

Неполная цита­та завер­ша­ет­ся мно­го­то­чи­ем, после кото­ро­го закры­ва­ют­ся кавыч­ки и ста­вит­ся точка.

М. В. Ломоносов был уве­рен: «Наука есть ясное позна­ние исти­ны, про­све­ще­ние разу­ма, непо­роч­ное уве­се­ле­ние жиз­ни, похва­ла юно­сти, ста­ро­сти подпора…».

Итак, цита­ты не толь­ко раз­но­об­ра­зят и укра­ша­ют нашу речь, но и дела­ют её более убе­ди­тель­ной и содер­жа­тель­ной, напол­нен­ной сокро­вен­ным смыс­лом. Высказывания извест­ных людей, писа­те­лей и поэтов, поли­ти­че­ских и обще­ствен­ных дея­те­лей явля­ют­ся поис­ти­не интел­лек­ту­аль­ной сокро­вищ­ни­цей чело­ве­че­ства, к кото­рой все­гда мож­но обра­тить­ся в поис­ке под­хо­дя­щей цитаты.

Видео «10 цитат для сочинения ЕГЭ»

Афоризмы — это лако­нич­ные изре­че­ния, содер­жа­щие глу­бо­кую мысль, осно­ван­ную на житей­ском опыте.

Узнаем, что такое афо­риз­мы в речи, их виды и осо­бен­но­сти. Приведем при­ме­ры афоризмов.

Наша речь состо­ит не толь­ко из эпи­те­тов, мета­фор и оли­це­тво­ре­ний как худо­же­ствен­ных средств, слу­жа­щих для при­да­ния ей осо­бой выра­зи­тель­но­сти. В сво­ей речи мы опе­ри­ру­ем как отдель­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми в пред­ло­же­ние, так и гото­вы­ми язы­ко­вы­ми стро­е­вы­ми еди­ни­ца­ми — фра­зео­ло­гиз­ма­ми и язы­ко­вы­ми афоризмами.

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния язы­ко­вые афо­риз­мы делят­ся на посло­ви­цы и пого­вор­ки и на кры­ла­тые выра­же­ния. Рассмотрим виды афо­риз­мов в рус­ском язы­ке, выяс­ним их отли­чия друг от друга.

Афоризм это

Пословицы и поговорки — это языковые афоризмы

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся выра­же­ни­ем дли­тель­но­го обще­ствен­но­го опы­та людей. Они фор­ми­ро­ва­лись и шли­фо­ва­лись, как алма­зы, в тече­ние веков, акку­му­ли­ро­ва­ли кол­лек­тив­ный чело­ве­че­ский опыт, пере­да­ва­лись от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Эти язы­ко­вые еди­ни­цы слу­жат источ­ни­ком изу­че­ния исто­рии и куль­ту­ры носи­те­лей язы­ка. В крат­кой фор­ме в посло­ви­це или пого­вор­ке выра­жа­ет­ся веко­вая житей­ская муд­рость народа.

Пословицы и пого­вор­ки — это язы­ко­вые афо­риз­мы, вос­хо­дя­щие к фольклору.

К при­ме­ру, при­ве­дем обще­из­вест­ную пословицу:

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Эта посло­ви­ца исполь­зу­ет­ся в виде жиз­нен­но­го сове­та: преду­смот­реть всё надо зара­нее, что будет необ­хо­ди­мо в будущем.

Определение Пословица — это крат­кое народ­ное изре­че­ние, име­ю­щее одно­вре­мен­но пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние или толь­ко переносное.

Например, посло­ви­ца «Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напить­ся» име­ет как бук­валь­ный смысл, так и ино­ска­за­тель­ный: «не делай зла нико­му, не вре­ди, так как в буду­щем можешь лишить себя помо­щи или под­держ­ки».

Пословица пред­став­ля­ет собой не поня­тие, а связ­ное опре­де­лен­ное суж­де­ние. Как язы­ко­вой афо­ризм, она в лако­нич­ной фор­ме харак­те­ри­зу­ет явле­ния, кон­ста­ти­ру­ет свой­ства людей, даёт им оцен­ку или пред­пи­сы­ва­ет образ действия:

Старый конь бороз­ды не испортит.

Этим посло­ви­цам харак­тер­на своя син­так­си­че­ская фор­ма — повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние.

Другие посло­ви­цы име­ют вид сове­та, предо­сте­ре­же­ния, поэто­му они оформ­ле­ны как побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния:

На Бога надей­ся, а сам не плошай.

Поговорками явля­ют­ся язы­ко­вые афо­риз­мы, отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой крат­ко­стью и име­ю­щие толь­ко бук­валь­ное содержание.

Как уже выяс­не­но, у посло­виц и пого­во­рок нет кон­крет­но­го авто­ра. С этой точ­ки зре­ния посло­ви­цы и пого­вор­ки как фольк­лор­ное насле­дие отра­жа­ют бога­тую куль­тур­ную исто­рию наро­да. Известный фольк­ло­рист В. П. Аникин так пишет о позна­ва­тель­ной цен­но­сти посло­виц и поговорок:

Историк ищет в посло­ви­цах и пого­вор­ках сви­де­тельств о далё­кой ста­рине и памят­ных собы­ти­ях древ­но­сти. Юрист ценит посло­ви­цы и пого­вор­ки как непи­сан­ные зако­ны народ­ной жиз­ни. Этнограф усмат­ри­ва­ет в народ­ных изре­че­ни­ях и мет­ких образ­ных опре­де­ле­ни­ях и харак­те­ри­сти­ках отра­же­ние уже исчез­нув­ших обы­ча­ев и поряд­ков. Философ через посло­ви­цы и пого­вор­ки пыта­ет­ся понять строй народ­но­го мышления.

Эти язы­ко­вые стро­е­вые еди­ни­цы харак­те­ри­зу­ют­ся посто­ян­ством фор­мы и обла­да­ют свой­ством вос­про­из­ве­де­ния. К при­ме­ру, если в раз­го­во­ре при­ве­сти нача­ло посло­ви­цы «Чему быть…», то ваш собе­сед­ник вполне пой­мет, о чем идет речь, и даже может под­хва­тить вашу мысль и закон­чить её сам: «…того не мино­вать».

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся мас­со­вы­ми афо­риз­ма­ми в отли­чие от инди­ви­ду­аль­ных афо­риз­мов, кото­рые часто назы­ва­ют кры­ла­ты­ми выражениями.

Афоризмы — это крылатые выражения

Индивидуальные афо­риз­мы, или кры­ла­тые выра­же­ния, обя­за­тель­но име­ют сво­е­го авто­ра. Эта груп­па афо­риз­мов объ­еди­ня­ет кры­ла­тые выра­же­ния, вошед­шие в нашу речь из лите­ра­ту­ры, изре­че­ния исто­ри­че­ских лиц, крат­кие цита­ты, образ­ные выра­же­ния. Человечество на про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии отби­ра­ло, филь­тро­ва­ло и усва­и­ва­ло ори­ги­наль­ные мыс­ли луч­ших сво­их представителей.

Крылатые выра­же­ния широ­ко исполь­зу­ют­ся в речи, но в отли­чие от посло­виц и пого­во­рок у них обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет­ся или суще­ству­ет кон­крет­ный автор:

Есть еще порох в поро­хов­ни­цах (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Какая смесь одежд и лиц (А. С. Пушкин «Братья-разбойники»).

Кричали жен­щи­ны: ура!
И в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Определение Итак, афо­ризм — это ори­ги­наль­ное автор­ское изре­че­ние в лако­нич­ной фор­ме, кото­рое запо­ми­на­ет­ся и вос­про­из­во­дит­ся дру­ги­ми людьми.

Афоризмы исполь­зу­ют­ся в речи для дости­же­ния эффек­та инфор­ма­тив­но­сти, точ­но­сти и образ­но­сти. Крылатые выра­же­ния вно­сят струю эмо­ци­о­наль­но­сти в любую речь, текст или выступ­ле­ние. А ещё афо­риз­мы под­креп­ля­ют мне­ние гово­ря­ще­го, исполь­зу­ют­ся для боль­шей убе­ди­тель­но­сти его слов.

Истина — это то, что выдер­жи­ва­ет про­вер­ку опы­том (А. Эйнштейн).

Человек есть не что иное, как ряд его поступ­ков (Г. Гегель).

Надежда живёт даже у самых могил (И. Гёте).

Примеры афоризмов

Опираясь на народ­ный опыт или фило­соф­скую мысль извест­но­го чело­ве­ка, ора­тор дости­га­ет наи­боль­шей убе­ди­тель­но­сти и выра­зи­тель­но­сти сво­ей речи. В каче­стве при­ме­ров при­ве­дем кры­ла­тые выра­же­ния вели­ких людей о смыс­ле жиз­ни и жиз­нен­ных ценностях.

Афоризмы о смысле жизни

Жить — это бороть­ся; бороть­ся — это жить (П. Бомарше).

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

Чтобы дой­ти до цели, надо преж­де все­го идти (О. Бальзак).

В жиз­ни нуж­но стре­мить­ся обго­нять не дру­гих, а само­го себя (М. Бабкок).

Кто хочет мно­го достиг­нуть, дол­жен ста­вить высо­кие тре­бо­ва­ния (И. Гёте).

Истинное назна­че­ние чело­ве­ка — жить, а не суще­ство­вать (Джек Лондон).

Человек живет на зем­ле не для того, что­бы стать бога­тым, но для того, что­бы стать счаст­ли­вым (Стендаль).

Никакая цель не высо­ка настоль­ко, что­бы оправ­ды­вать недо­стой­ные сред­ства для её дости­же­ния (А. Эйнштейн).

Читая кни­гу или ста­тью, мы раду­ем­ся вер­ной и глу­бо­кой мыс­ли, мет­ко­му выра­же­нию, умно­му и ярко­му срав­не­нию авто­ра, обле­чен­но­му в лако­нич­ную фор­му. Такие корот­кие фра­зы лег­ко усва­и­ва­ют­ся и запо­ми­на­ют­ся и впо­след­ствии поки­да­ют стра­ни­цы печат­но­го изда­ния и ста­но­вят­ся кры­ла­ты­ми выражениями.

Вспомним сло­ва Л. Н. Толстого, кото­рый считал:

Настоящая муд­рость немногословна.

Итак, афо­риз­мы — это муд­рость чело­ве­че­ства, про­се­ян­ная сквозь сито времени.

Особенно часто цити­ру­ет­ся Иван Андреевич Крылов, кото­рый в сво­их нра­во­учи­тель­ных бас­нях сочи­нил мно­же­ство выра­же­ний, полу­чив­ших вто­рую жизнь вне тек­ста его про­из­ве­де­ний и став­ших впо­след­ствии афоризмами.

Афоризмы И. А. Крылова

А вы, дру­зья, как ни сади­тесь, всё в музы­кан­ты не годитесь.

Беда, коль пиро­ги нач­нёт печи сапож­ник, а сапо­ги тачать пирожник.

Из даль­них стран­ствий возвратясь.

Кукушка хва­лит пету­ха за то, что хва­лит он Кукушку.

Наделала сини­ца сла­вы, а моря не зажгла.

От радо­сти в зобу дыха­ние спёрло.

Чем куму­шек счи­тать тру­дить­ся, не луч­ше ль на себя, кума, оборотиться?

Читайте также: