Афоризмы с обособленными определениями

Обновлено: 27.11.2024

Обособленные обсто­я­тель­ства — это обсто­я­тель­ства, кото­рые выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунктуации.

Прежде чем вести раз­го­вор, что такое обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства и в каких слу­ча­ях они выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый зави­сит от слов со зна­че­ни­ем при­зна­ка, дей­ствия или состо­я­ния и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, а так­же сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или признака.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в предложении.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам предложения.

Определение

Обстоятельство, кото­рое по смыс­лу выде­ля­ет­ся с помо­щью инто­на­ции и зна­ков пре­пи­на­ния, назы­ва­ет­ся обособленным.

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

    и дее­при­част­ные обороты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные конструкции);
  • срав­ни­тель­ные обороты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обстоятельств:

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопросы:

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на деревьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный обо­рот — это обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем с зави­си­мым словами.

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры предложений.

Правило

Обстоятельство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его середине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воробей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за горизонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду деревьями.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му правилу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от подвала.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на старушку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со сказуемым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за другом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не знакомясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным оборотом.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неудаче.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го оборота.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной работе.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запятыми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рукава.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голову?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми препинания.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту корабля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запятыми.

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к островку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солнце.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го положения.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факультативно.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны сочны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тканью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкусной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла руками.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшельник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

а) Обособление – это выделение с помощью логического ударения части высказывания.

б) Обособление – это один из способов смыслового (и интонационного) выделения членов предложения.

в) Обособление – это выделение знаками препинания не членов предложения.

2.Сравните пары предложений и выпишите предложения с обособленными определениями:

а) Жёлтые и красные листья клёна покрыли все дорожки. Листья клёна, жёлтые и красные, покрыли все дорожки.

б) Трудно было погасить разбушевавшееся от ветра пламя. Трудно было погасить пламя, разбушевавшееся от ветра.

в) Мы увидели только что отъехавший от остановки автобус. Мы увидели автобус, только что отъехавший от остановки.

3. Выпишите предложения, в которых есть члены предложения, которые надо обособить. Расставьте знаки препинания в выписанных предложениях.

а) Антон Чехов загримированный прокурором произнёс обвинительную речь.

б) Неясный свет зловещий и холодный то убывал, то разгорался.

в) Каждую минуту больной и печальный художник чувствовал поддержку своей подруги.

г) Художник быстро сбежал с лестницы насвистывая весёлый марш.

Обособленные члены предложения 8 класс

1. Выберите правильные ответы:

Обособление – это смысловое выделение с помощью

а) интонации; б) знаков препинания; в) особого шрифта; г) членов предложения; д) слов, грамматически не связанных с членами предложения.

2. Выпишите предложения, в которых определения - причастные обороты стоят после определяемого слова, и расставьте знаки препинания:

а) Мы наслаждались панорамой открывшейся перед нашими взорами.

б) Туристы всегда поражались чрезвычайно ухоженными скверами и бульварами.

в) Дверь открыла неряшливо одетая хозяйка.

г) Ему хотелось увидеть женщину певшую так звонко и красиво.

3. Выпишите предложения, в которых есть члены предложения, которые надо обособить. Расставьте знаки препинания в выписанных предложениях.

а) За красками наложенными на полотно Левитан видел другие.

б) Он шёл не замечая людей на окраину города.

в) Кипренский жил вместе со всеми приподнятой и бессонной жизнью.

г) Кипренский отравленный славой растерялся в загадочном Риме.

д) Гимназисты и девушки дурачились и ссорились доигрывая партию в крокет.

е) Он бродил по парку светлый и улыбающийся.

ж) Мальчишки гоняли красных от заката голубей.

Обособленные члены предложения 8 класс №3

1.Соотнесите начало и конец утверждений:

2) не обособляются

б) приложения с союзом «как» в значении качества

в) любые определения и приложения, если относятся к личному местоимению

г) несогласованные распространённые определения, если относятся к имени собственному

2. Укажите номера предложений, в которых определения относятся к личным местоимениям и являются обособленными. Знаки препинания не проставлены: а) Он первое время даже не замечал прекрасных оттенков серого и сизого цвета свойственных ненастью. б) Незримый ты мне был уж мил. в) Он кружился над сценой ослеплённый сотнями огней. г) Без воды люди здоровые и сильные проживут три дня. д) Беспечный и весёлый он совсем было упал духом.

3. Спишите предложения, подчеркните обособленные определения, приложения, обстоятельства и расставьте знаки препинания, если они необходимы:

а) Время проведённое в Крыму представлялось ему непрерывным утром. б) Пароход качаясь на волнах причалил у горбатого острова чёрным камнем торчавшего из воды. в) Громадный город холодный и блистательный первое время пугал Шевченко. г) Несмотря на сердечную боль больной чувствовал себя лучше. д) Мы писатели чувствуем большую ответственность перед своими читателями. е) Он бежал сломя голову. ж) Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу. з) …Ленский везде был принят как жених.

Обособленные члены предложения 8 класс №4

1. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения и приложения стоят после определяемого слова (знаки препинания не расставлены): а) Так началась длившаяся много лет борьба за свет. б) Итальянское утро полное солнца и отблесков воды наполнило тихую избу. в) Только жёлтые вспышки орудий разрывали замешанный на пепле дым. г) Пыль розовая от блеска молний неслась по земле. д) Мы долго смотрели вслед поражённые этим зрелищем. е) Инженер и его помощник белобрысый техник предпочитали спать на улице. ж) Одинокий опальный поэт бродил по еловой аллее Михайловского парка.

2. Объясните причину обособления определений: а) Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. б) Торжественный и прямой, он двинулся вперёд под унылый перезвон колоколов.

3. Укажите цифру (-ы) постановки знаков препинания при обособлении: Дубову (1) как человеку только одного своего лесного дела (2) казалось (3) что он будет выглядеть среди писателей (4) как житель тайги. Самойлова вошла в холодную комнату гостиницы (5) села (6) не раздеваясь (7) в кресло. Она (8) молча (9) смотрела на Потапова тёмными внимательными глазами. 4. Спишите, расставьте, где нужно запятые:

а) Мальчик осторожно подымался на террасу и прижав лоб к холодному стеклу дверей долго рассматривал старинные портреты. б) Петров постучал но не получив ответа пошёл через чёрный вход. в) Внезапно Россия показалась мне страной любимой до боли в сердце. г) Вопреки предсказанию моего путника погода прояснилась.

а) Листья клёна, жёлтые и красные, покрыли все дорожки.

б) Трудно было погасить пламя, разбушевавшееся от ветра.

в) Мы увидели автобус, только что отъехавший от остановки.

а) Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь.

б) Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался.

г) Художник быстро сбежал с лестницы, насвистывая весёлый марш.

а) Мы наслаждались панорамой, открывшейся перед нашими взорами.

г) Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и красиво.

а) За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие.

б) Он шёл, не замечая людей, на окраину города.

г) Кипренский, отравленный славой, растерялся в загадочном Риме.

д) Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию в крокет.

е) Он бродил по парку, светлый и улыбающийся.

а) Время, проведённое в Крыму, представлялось ему непрерывным утром. б) Пароход, качаясь на волнах, причалил у горбатого острова, чёрным камнем торчавшего из воды. в) Громадный город, холодный и блистательный, первое время пугал Шевченко. г) Несмотря на сердечную боль, больной чувствовал себя лучше. д) Мы, писатели, чувствуем большую ответственность перед своими читателями. е) Он бежал сломя голову. ж) Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу. з) …Ленский везде был принят как жених.

а) – определение со значением причины;

б) относится к личному местоимению

а) Мальчик осторожно подымался на террасу и, прижав лоб к холодному стеклу дверей, долго рассматривал старинные портреты. б) Петров постучал, но, не получив ответа, пошёл через чёрный вход. в) Внезапно Россия показалась мне страной, любимой до боли в сердце. г) Вопреки предсказанию моего путника, погода прояснилась.

1 слайд

Описание слайда:

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Обособление определений и приложений
,
,

2 слайд

Описание слайда:

ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ВЫГЛЯДЯТ ТАК:

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

3 слайд

Описание слайда:

В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. (3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

4 слайд

Описание слайда:

B11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. (3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности, таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины.

5 слайд

Описание слайда:

Основные правила
ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИИ
Обособление - смысловое выделение или уточнение части высказывания

В устной речи обособленные члены выделяются интонационно, на письме – запятыми, реже – тире

Обособленными могут быть только второстепенные члены: Океан под ясною луной. Теплой и высокой, бледнолицей, льется гладкой, медленной волной, опираясь жаркою зарницей (И. Бунин).

Выделенные слова являются обособленным определением и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

6 слайд

Описание слайда:

Определение и приложение
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже (например, газета «Комсомольская правда», учитель Иванова и т. п.). Может быть одиночным или распространенным

Обособленные определения чаще всего выражаются причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), прилагательными (одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми словами), существительными с зависимыми словами

7 слайд

Описание слайда:

Обособление определений
Определения обособляются (то есть выделяются на письме) в следующих основных случаях:

Если оно относится к личному местоимению (я, ты, вы, мы, он, она, они, оно)
Например: Как, бедной, мне не горевать (И.А. Крылов). А он, мятежный, ищет бури. (М.Ю. Лермонтов). Волнуемый воспоминаниями, я забылся. (М.Ю. Лермонтов)

2. Причастный оборот перед определяемым словом имеет дополнительное значение причины или уступки
Например: Обессиленный мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье (В. Катаев). (Дедушка впадал в забытье ПОЧЕМУ? Так как был обессилен мыслью о парусе).

8 слайд

Описание слайда:

3. Обособляются после определяемого слова

распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Например: Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам.
два или более однородных согласованных нераспространенных прилагательных, прилагательное с зависимыми словами. Например: Внешний вид рощи, влажной от дождя, постоянно менялся под лучами выглянувшего солнца. Мне нравится его речь, простая и эмоциональная.
определения, которые выражены существительным в косвенном падеже с предлогом или без него (несогласованные). Например: Тот самый матрос, с парусом на руке, сидел на ступеньках трапа (В. Катаев).

9 слайд

Описание слайда:

4. Будет обособляться любое определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения. Например: Несколько раз, одинокий и таинственный, появлялся мятежный броненосец на горизонте (В. Катаев).

5. Обособляются распространенные приложения в любом случае, после определяемого – одиночное, выраженное нарицательным существительным. Например: Волга, великая русская река, не может не поражать своей красотой и величием. Наша хозяйка, старушка, была всегда оживлена.

10 слайд

Описание слайда:

Особые случаи пунктуации при приложениях
Выделяются запятыми распространенные приложения в любом случае. Например: Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин).
Если приложение дополняет содержание, то используются тире. Например: Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (М.Лермонтов).
Постановка дефиса и кавычек. Сравни:
Волга-река но: река Волга
Антон-кучер но: кучер Антон
красавица зорька но: зорька-красавица
программа «Время», балет «Лебединое озеро»

11 слайд

Описание слайда:

Обособляются приложения с союзом КАК, если они имеют оттенок причины.

Например: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу (И.Тургенев). - Дали косу ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Так как все знали, что он отличный работник.

2. Не обособляются приложения с союзом КАК, если союз как имеет значение в качестве.
Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был
принят как жених (А.Пушкин).

Обособляются приложения со словами то есть, даже, например, в особенности, по имени, в том числе, или (=то есть).
Например: Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту (И.Тургенев).

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому,(5) и ребенку,(6) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.
Ответ: 1,2

14 слайд

Описание слайда:

Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения.
Ему оставалось одно средство — (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!
Ответ: 1

15 слайд

Описание слайда:

Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан,(1) но есть звуки и нити,(2) соединяющие русского человека на русской земле,(3) и они звучат в каждом из нас от рождения,(4) да вот выразить их,(5) донести до моря людского не каждому дано.
Ответ: 2,3

16 слайд

Описание слайда:


Найдите предложение с обособленными однородными определениями.
(8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся. (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться. (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
Ответ: 8

17 слайд

Описание слайда:

Найдите предложение с обособленным определением.

(26)Тронутые этой любовью и трудом матери Терезы, благотворители со всего мира жертвовали немалые средства, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим. (27)Ей дарили драгоценности, машины, а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали. (28)Ей говорили: «Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне».
Ответ: 26

18 слайд

Описание слайда:

Найдите предложение с обособленным определением.
(23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах. (25) Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно.
(26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька. (27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля.
Ответ: 27

19 слайд

Описание слайда:

Примеры из
тестов ЕГЭ 11 класс

20 слайд

Описание слайда:

А20 -1. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Мы (1) вошли в Суглинку (2) чистую и пустынную деревню (3) вымощенную торцами.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3
3) 2, 3
4)3
Ответ: 3
А20 -2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
И елка(1) залитая огнями(2) и озарявшая все вокруг(З) так и манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.
1)1,2,3,4
2) 3, 4
3) 1, 4
4)1,3
Ответ: 4

21 слайд

Описание слайда:

А20-3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дождь (1) наполнивший (2) свежестью грудь (3) и покрывший мельчайшей водяной пылью чугунные решётки сада (4) прекратился.

22 слайд

Описание слайда:

А20 -3. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Поспешно умываясь (1) и (2) с смирением одеваясь в самое дурное свое платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещенные утренней зарей.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 4, 5, 6
3) 1, 2, 4, 5, 6
4) 1, 4, 5, 6

23 слайд

Описание слайда:

А20 - 2. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мы смели веником снег с ботинок (1) и (2) несколько смущённые (3) вошли в дом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Обособленные опре­де­ле­ния — это опре­де­ле­ния, кото­рые выде­ля­ют­ся инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Укажем в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния обособ­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Что такое определение?

В про­стом пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют или под­ле­жа­щее, или ска­зу­е­мое. Если вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (суще­стви­тель­но­му или дру­го­му сло­ву, высту­па­ю­ще­му в роли суще­стви­тель­но­го), то назо­вем его определением.

Определение — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, харак­те­ри­зу­ет под­ле­жа­щее или дру­гой член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным, и отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей?

Восходившее солн­це золо­ти­ло сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

  • Солнце какое? восходившее;
  • вер­ши­ны какие? сосновые.

Причастие «вос­хо­див­шее» отно­сит­ся к суще­стви­тель­но­му «солн­це». Оно нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи согла­со­ва­ния с глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щим), опре­де­ля­ет его, назы­вая при­знак пред­ме­та. То же самое мож­но ска­зать о при­ла­га­тель­ном «сос­но­вые», кото­рое нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи со сло­вом «вер­ши­ны», вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (допол­не­ни­ем). Эти сло­ва явля­ют­ся определениями.

Обособленные определения

Определения могут быть необособ­лен­ны­ми и обособ­лен­ны­ми, когда в пред­ло­же­нии они инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния выде­ля­ют­ся, что при­да­ет им боль­шую смыс­ло­вую нагруз­ку. Сравним:

Стоявшие по коле­но в сугро­бах ели были гро­мад­но высоки.

Ели, сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах, были гро­мад­но высо­ки (В. Катаев).

В пер­вом пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот «сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах» явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным опре­де­ле­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к сло­ву «дере­вья», пояс­ня­ет его. Данный при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и не выде­ля­ет­ся ни по смыс­лу, ни интонационно.

Во вто­ром слу­чае при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (опре­де­ле­ни­ем), так как смыс­ло­вое его выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но. На пись­ме обособ­лен­ное опре­де­ле­ние выде­ля­ет­ся запятыми.

Видеоурок

Определения, выраженные причастным оборотом

Если при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, такой обо­рот под­ле­жит обя­за­тель­но­му выде­ле­нию зна­ка­ми препинания.

Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром (В. Катаев).

За эти­ми луга­ми вид­не­лись дру­гие луга, еще не тро­ну­тые косой (Г. Данилевский).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное зим­ни­ми звез­да­ми (В. Катаев).

От све­жих золотисто-белых щепок, гру­да­ми лежав­ших око­ло влаж­ных пней, вея­ло осо­бен­ным, чрез­вы­чай­но при­ят­ным горь­ким запа­хом (И. Тургенев).

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­реть­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом

Такое опре­де­ле­ние явля­ет­ся обособ­лен­ным, если име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия или уступ­ки.

Обрадованная, мать уве­рен­но отве­ти­ла: «Найду что ска­зать!» (М. Горький).

Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги (М. Шолохов).

Высокий, кост­ля­вый и блед­ный, Степан Бояркин пошел, при­хра­мы­вая, к теле­ге (М. Бубеннов).

Обвешанный уби­ты­ми пти­ца­ми, в мок­рых сапо­гах с при­лип­шей к ним болот­ной тра­вой, охот­ник неспеш­но шагал по доро­ге (В. Лидин).

Определения, выраженные одиночными прилагательными

Нераспространенные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Обратим вни­ма­ние, что такие опре­де­ле­ния часто нахо­дят­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Дождь , нуд­ный и бес­ко­неч­ный , все еще лил и лил (Э. Казакевич).

Это была счаст­ли­вая жизнь, неза­тей­ли­вая, конеч­но, не бога­тая, но радост­ная, све­жая, чест­ная, ничем не сму­ща­е­мая (А. Куприн).

И гла­за его, малень­кие и свет­лые, ост­ро поблёс­ки­ва­ли в глу­бо­ких глаз­ни­цах (Ю. Нагибин).

Соскакиваем пря­мо в воду, мут­ную и холод­ную (В. Некрасов).

Особую слож­ность пред­став­ля­ет пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии, в кото­ром у суще­стви­тель­но­го уже име­ет­ся одно опре­де­ле­ние, а после­ду­ю­щие оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, например:

Была белая ночь, облач­ная и тихая (В. Вересаев).

Над дома­ми висе­ли мут­ные обла­ка, а вни­зу лежал белый снег, пуши­стый и холод­ный (В. Короленко).

К двум годам Бим стал отлич­ной охот­ни­чьей соба­кой, довер­чи­вой и чест­ной (Г. Троепольский).

Пройдя узкую тро­пин­ку, мы вышли на лес­ную доро­гу, чер­ную от гря­зи, всю истоп­тан­ную сле­да­ми копыт и избо­рож­ден­ную коле­я­ми, пол­ны­ми воды, в кото­рой отра­жал­ся пожар вечер­ней зари (А. Куприн).

Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами

Выделяются запя­ты­ми рас­про­стра­нён­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, сто­я­щие после опре­де­ля­е­мо­го слова.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье, почти неза­мет­но теряя на кру­гах высо­ту (М. Шолохов).

Мало най­дет­ся в нашей лите­ра­ту­ре таких щемя­щих рас­ска­зов, пол­ных скры­той люб­ви к про­сто­му чело­ве­ку (К. Паустовский).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

Давно он не бывал здесь, в этих местах, зна­ко­мых с дет­ских лет (А. Кузнецова).

Определения относятся к личному местоимению

Одиночные и рас­про­стра­нен­ные опре­де­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к лич­но­му место­име­нию, неза­ви­си­мо от их место­на­хож­де­ния в пред­ло­же­нии все­гда обособ­ля­ют­ся запятыми.

Огромное, теря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно [море] лежа­ло глу­бо­ко вни­зу, дале­ко белея сквозь сумрак бегу­щи­ми к зем­ле гри­ва­ми пены (И. Бунин).

И теперь, заня­тая хло­пот­ли­вы­ми обя­зан­но­стя­ми хозяй­ки, она часто с забот­ли­вой любо­вью погля­ды­ва­ла через две­ри в гости­ную, где в углу над шах­мат­ным сто­ли­ком скло­ни­лась боль­шая, харак­тер­ная голо­ва Рязанцева с откры­тым шиш­ко­ва­тым лбом мыс­ли­те­ля и с дет­ски­ми гла­за­ми, голу­бы­ми и ясны­ми (А. Куприн).

И, мрач­нее чер­ной ночи, он поту­пил гроз­ны очи, стал кру­тить свой сивый ус (А. Пушкин).

Иногда, не доволь­но теп­ло оде­тый, я не чув­ство­вал холо­да насту­па­ю­ще­го нояб­ря (С. Аксаков).

Расстроенные и недо­уме­ва­ю­щие, вышли они на ули­цу (М. Прилежаева).

Возбужденные, мы сели с лес­ни­ком на пова­лен­ный вет­ром ясень, что­бы обсу­дить про­ис­шед­шее (В. Песков).

Через мину­ту кук­ла уже была во двор­це. Веселая и жиз­не­ра­дост­ная, она шла мимо стра­жи, чинов­ни­ков, кото­рые улы­ба­лись впер­вые в жиз­ни (Ю. Олеша).

Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова

В такой син­так­си­че­ской ситу­а­ции, когда оди­ноч­ное опре­де­ле­ние или обо­рот рас­по­ло­же­ны дистан­ци­он­но по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му им сло­ву, эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны так­же выде­ля­ют­ся запятыми.

Я шел и поми­нут­но огля­ды­вал­ся, пора­жен­ный мрач­ной пре­ле­стью при­ро­ды (А. Пушкин).

На лав­ке, раз­бро­сан­ные, лежа­ли порш­ни, ружье, кин­жал, мешо­чек, мокрое пла­тье, тряп­ки (Л. Толстой).

Два часа спу­стя он уже шагал вдоль реки, высо­кий, жили­стый и узнав­ший вели­чай­шее чудо (В. Лидин).

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обычно такие несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, осо­бен­но если они отно­сят­ся к име­ни соб­ствен­но­му или лич­но­му местоимению.

Карл Иваныч, с очка­ми на носу и кни­гой в руке, сидел на сво­ем обыч­ном месте (Л. Толстой).

Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, Дымов казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным (А. Чехов).

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу (М. Горький).

Шпаковский, в шля­пе, в корот­ком паль­то, в шер­стя­ном шар­фе и кожа­ных пер­чат­ках, смот­рел неодоб­ри­тель­но, как Марченко, оде­тый в гид­ро­ко­стюм, бул­ты­ха­ет­ся в гряз­ной воде (В. Кожевников).

И весь он, в руба­хе, выпу­щен­ной поверх шта­нов и рас­пах­ну­той на гру­ди, был, как дуб, кря­жи­стый, устой­чи­вый (В. Солоухин).

Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»

Читайте также: