Желтая стрела притча или антиутопия

Обновлено: 14.11.2024

Да, перед нами все тот же «депрессивный» и «желчный» Пелевин, который режет правду-матку об упадочном состоянии духа цивилизации. Нет в нем надежды, говорят красношляпые, нет выхода: «Ну хорошо, допустим, все плохо, а дальше что? Чем удивишь, остряк, не видишь, что нам от абсурда тошно, хочется светового шоу радужных красок или хотя бы огонька зажигалки в темной-темной комнате». И можно понять этот праведный гнев: пелевинская проза в моде, но надежды на светлое будущее она не дает. Но в случае со «Стрелой» так ли это? Так ли непроходим пессимизм новой литературы? Да нет… «Желтая стрела» как раз таки заканчивается традиционно для ЛР: герой покидает не только вагон, но и поезд под влиянием Сонечки Мармеладовой или Дмитрия Лопухова в образе Хасана, столь же призрачного и нереального, сколь Гораций для Гамлета – всегда собеседник, но никогда не действующее лицо.

Сказка – ложь, да в ней намек: каждый может выбраться из своего футляра, движущегося в Тар-тар. Андрей хоть и рождается в рамках стереотипов, проникается дрожащим, как ложка в граненом стакане, миром, но не перестает размышлять, совершенствоваться и находит свое освобождение в прыжке на дикую, неизведанную землю за пределами тюрьмы на колесах. Раз за разом предпринимая попытки бегства, герой не сдавался и преуспел. Духовная эволюция, диалектика души, открытый, но по-Достоевски положительный финал. Родион раскаялся, Марья Болконская вышла замуж.

Похожая притча

Все ли ты понял по повести Пелевина «Желтая стрела»? Часть вопросов к вам, в том числе и наводящие:
1) В чем заключается жизнь людей в поезде? Как поезд меняет людей?
2) Какое символическое значение того, что люди в поезде перестают слышать стук колес?
3) Чем является поезд «Желтая стрела»для пассажира?
4) Что значит быть пассажиром поезда?
5) К чему Андрей в ресторане думает о желтых стрелах? Связь этого размышления с названием поезда, которое он НЕ ПОМНИТ (!).
6) Путь исканий героя ;
7) Значение того, что и Андрей уже перестал слышать стук колес до встречи с Ханом.
8) Значение слов собеседника из ресторана (как потом оказалось – проводника): «Человек, даже хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается в опоре, в чем-то таком, что сделает его существование осмысленным. Ему нужно увидеть отблеск высшей гармонии во всем, что он делает. В том, что он изо дня в день видит вокруг.» был ли Андрей слаб, был ли он один, нашел ли он опору, стало ли его существование осмысленным, нуждался ли он в этом «отблеске высшей гармонии»? Что такое «отблеск высшей гармонии»? почему Андрей смеется над этим сочетанием (не как, а почему)? Как реагирует на смех Андрея проводник? какой выход проводник предлагает Андрею? Следуют ли словам проводника пассажиры? Почему Андрей не может согласиться со словами проводника? Почему другие пассажиры смирились с жизнью в поезде? Почему Андрей не может смириться с жизнью на поезде?
9) Кто, кроме Андрея хочет попасть наружу? Как на это реагируют окружающие?
10) Изменился ли Андрей во время нахождения в поезде?
11) Что мешает сойти с поезда?
12) Почему Хан не соглашается с Андреем, когда он говорит «для нас тоже ничего нет, кроме поезда». Как отреагировал Хан на слова Андрея: «Если, конечно, не обманывать самих себя». Почему Хан считает, что обманывать себя можно? Является ли обман самого себя необходимым условием сойти с ума? Вспомни надпись на стене: «ВЕСЬ ЭТОТ МИР – ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЕЛТАЯ СТРЕЛА». Так может это и есть то, о чем говорит Хан: называемое «самим собой» обманывает нас? Может поэтому мы думаем, что «для нас тоже нет ничего, кроме поезда»?
13) Выполнима ли миссия, сформулированная Ханом: «ехать в поезде и не быть его пассажиром»?
14) Что значит «сойти с поезда»?
15) Что такое разрушенный мост, к которому едет поезд?
16) Одна из главных явных загадок повести – надпись на стене. Расшифруй ее смысл строчку за строчкой.
17) Тематика поезда в повести (передачи, песни по радио, фильмы, газетные статьи, надпись «ЛОКОМОТИВ – ЧЕМПИОН»).
18) Значение прогулок по крыше поезда. По словам Хана сойти с поезда они не помогут. Зачем тогда они нужны?

Это не все вопросы. Каждый может обнаружить еще огромное количество загадок. Да и ответы на некоторые вопросы можно сначала не обнаружить правильно… и… думаю краткими фразами от этих вопросов не отделаться. Вопросы, разумеется, очень примерные и просто не много предлагают поразмыслить над повестью Пелевина, понять ее они помогут, если брать их в комплексе, разумеется… а еще… одно прочтение не поможет разгадать смысл элементов, ведь только зная вывод, ты сможешь проникнуться в смысл элементов, ведущих к нему.

Пелевин «Желтая стрела». Только что прочитала, прямо сейчас еще раз перечитаю, чтобы понять значение символов, ситуаций и др. (07.08.2008 0:58)
Жизнь в поезде. Жизнь людей не меняется, сегодняшний день всегда такой же, как и вчерашний, завтрашний, такой же как сегодняшний. Каждое утро – обычная очередь в туалет, обычный шум. Иногда люди умирают и их выкидывают в окно – это такой ритуал. Каждый приспосабливается к этой жизни, как может: кто-то торгует собой, кто-то пытается продать туалетную бумагу, сунуть проводнику, выкупить у него подстаканники и затем продать их. Приспосабливаются все по-разному, но дело ведь в том, что, хоть и по-разному, но все они приспосабливаются. Им не приходит в голову, что можно жить как-то по-другому, не приспосабливаясь. Очень символично, что они забывают, что они едут в поезде и перестают слышать стук колёс.
Поезд – то, что заключает в себя человека, отделяет его от мира, преграждает ему путь за пределы себя. Ресурсы, кстати, ограничены же в поезде. Есть только то, что люди могут создать сами в этих условиях. Того, что они смогут где-то там люди не видят. (На государство похоже: что-то люди тут делать могут, но не всё и они не видят, что они могут делать за границами его, без него). Поезд – своеобразная тюрьма, в которой люди заключены пожизненно (а родившиеся в поезде – ещё и с самого рождения – для них это уже дом), если они забудут, что они находятся в тюрьме. Если они помнят, они могут, по крайней мере, попытаться освободиться.
Проблема! К чему Андрей в ресторане (11) думает о жёлтых стрелах, угасающих «на отвратительных останках вчерашнего супа», сравнивает с жёлтой стрелой себя. Может это размышление Андрея помогает показать читателю, что «жёлтая стрела» - это не просто название поезда, это метафора, которая имеет отношение не только к этому постоянно движущемуся средству передвижения. Хотя больше это наверное показывает, что словосочетание «жёлтая стрела» осталось в подсознании у Андрея, хотя сознание его не помнит.
Путь исканий героя. Андрей уже начал переставать слушать стук колёс, когда он сидит в ресторане (11), ему кажется, что только голоса посетителей нарушают тишину.
Собеседник из ресторана (как потом оказалось проводник), говорит, что всем людям мешает одна и та же проблема: «Человек, даже хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается в опоре, в чём-то таком, что сделает его существование осмысленным. Ему нужно увидеть отблеск высшей гармонии во всём, что он делает. В том, что он изо дня в день видит вокруг».
Да, действительно, сделать свое существование осмысленным – это выход (правда, выход, разумеется, из положения, а не из поезда). Сделать своё существование в поезде осмысленным – это повод смириться с жизнью в поезде, приспособиться под неё. Выход из поезда представляется нереальным, так давайте же найдем смысл существования здесь – такая ведь логика? Друг Андрея Антон нашёл себе смысл в жизни, которым он может оправдать своё нахождение на поезде (хотя этот же смысл может быть вне поезда и это не повод смиряться): «Так что вагоны я только на пивных банках останавливаю, опять-таки потому, что о ребёнке думаю, который вот в этом настоящем вагоне будет дальше ехать». Антон не слышит стук колёс.
Андрей не хочет искать смысл, которым оправдает своё смирение и подчинение поезду, для него это не выход. Андрей иронизирует надо гармонией – с этим он не согласен.
Нахождение человека в поезде «принуждает думать о множестве вещей, которые его совершенно не интересуют». Оно забивает голову человека всякими жизненными мелочами и заставляет забыть главное: то, что он едет в поезде и то, что пока он в нём едет ничего на самом деле не меняется, создаётся только видимость этого (кого-то побили, кто-то спёр подстаканники, дети растут, люди умирают). (как и в жизни в государстве опять) Слова Андрея: «лично я помню себя пять лет назад точно таким же, как сейчас… А ведь ещё пять лет пройдут, и то же самое будет, понимаешь?» То же самое – потому что жизнь, а точнее сказать существование протекает внутри Желтой стрелы (жизнь то вне её) и мысли все находятся тоже внутри этого самого поезда.
Как сойти с поезда. Ты не сможешь сойти с поезда, если ты примешь своё нахождение в нём как данность, если признаешь себя пассажиром («им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них, ничего, кроме поезда просто нет» (Хан). Сознание уже обмануто поездом, невозможно его покинуть.
Хан говорит, что «Если мы не будем обманывать самих себя, нас немедленно обманут другие. И вообще, суметь то, что ты называешь «самим собой» обмануть – это очень большое достижение, потому что обычно бывает наоборот – это оно нас обманывает».
Хан предостерегает Андрея, говорит, что важно не перестать видеть реальность: «Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром». «Остаётся самое сложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его пассажиром». (Хан)
Сойти с поезда (значение) – значит не быть его пассажиром, перестать верить в неизбежность нахождения на поезде, невозможность сойти с него. Но взрослые корчат из себя серьёзных и умных людей, понимающих всю неизбежность, невозможность и т.п. Только девочка кричит: «я хочу туда» и только Андрей взгляд её матери (приглашающий улыбнуться детской наивности) не поддерживает: «я, может, тоже туда хочу».
Слова со стены (значение):
ТОТ, КТО ОТБРОСИЛ МИР,
(перестал воспринимать мир как отдельное целое, стал воспринимать его только как поезд)
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЕЛТОЙ ПЫЛЬЮ
(том, что окружает «желтую стрелу», но по значимости стало всего лишь пылью за окном)
ТВОЕ ТЕЛО ПОДОБНО РАНЕ
(тебя заставили болеть, заключили в болезнетворные цепи поезда – рану наносят другие - много разных ран может подразумеваться, в т.ч. и рана – что человек себя калечит, соглашаясь ехать и становясь пассажиром)
А САМ ТЫ ПОДОБЕН СУМАСШЕДШЕМУ
(согласился с навязанной тебе этой участью – это может сделать только ненормальный)
ВЕСЬ ЭТОТ МИР –
(то, что кажется тебе миром, а на самом деле не мир – ЭТОТ мир, а не мир вообще имеется в виду)
ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
(сам этот поезд, проникший внутрь тебя, влияющий на тебя и формирующий тебя на свое усмотрение, поезд попал в тебя – ты чувствуешь себя пассажиром и подчинён поезду – поэтому поезд кажется тебе миром. Кстати, примечательно, что описаний поезда много, а описаний Андрея и его действий меньше. Пассажиры поезда приравниваются к самому поезду (не все люди, а именно пассажиры.)
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НА КОТОРОМ
(а желтая стрела – никакой не мир, а всего-навсего поезд. Кстати, поезд называется почему-то не просто стрела, а именно желтая. Для чего-то был дан цвет. Всё, что могу предположить по этому поводу – цвет психбольниц, но не утверждаю, что именно по этому принципу поезд назван так)
ТЫ ЕДЕШЬ К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ
(итог, который тебя ждёт. А разрушенный мост… это случайно не мост ли между поездом и миром, не переход из надуманного мира в настоящий? А если ехать будешь, то дойдёшь до того, что мост будет разрушен)
Кстати, всё в поезде, передачи, песни по радио, фильмы, газетные статьи связано с поездом и это ускоряет становление человека пассажиром.
Прогулки по крыше вагона. Имеют ли они смысл? Ведь сойти с поезда таким образом не получится, по словам Хана (хотя человек с соломенной шляпой именно прыгнул с крыши в месте, где были низкие ограждения). Так почему люди поднимаются на крышу? Может это уход от того надуманного мира поезда? Попытка почувствовать, даже, наверное, не почувствовать, а ощутить настоящий мир вокруг себя.
Уход с поезда Андрея. Андрей перестал воспринимать себя как пассажира: «я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого – просто сумасшествие. И я знаю, что эта фраза – «я хочу сойти с поезда живым» - имеет смысл, хотя слова, из которых она состоит смысла не имеют. Я даже не знаю, кто такой я сам. Кто тогда будет выбираться отсюда? И куда?
В последний день на поезде Андрей долго смотрит в окно. Он говорит о тои, что за окном лежит как выкинутое давно, так и выкинутое недавно. Мы понимаем, что поезд всё время едет по тем же самым местам, по которым он уже n-нное количество раз ехал (если сравнивать с государством: то на поезде движение циклическое, прогресс не светит никак). Андрей подобно автору подаренной ему книги описывает всё то, что видит за окном.
Письмо от Хана Андрей распечатывает не сразу, тянет. Это однозначно имеет значение. Боится ли он, оттягивает ли сладостный момент, мучают ли его сомнения – что-то происходит в его душе и он тянет вместо того, чтобы кинуться читать это письмо, т.к. в любом случае он уверен, что в этом письме подсказка к выходу. Возможно, ему уже тяжело расстаться с поездом, его хотят удержать привычки и др.
Текст письма поменялся. Ещё одна важная подробность, имеющая большое значение, причём автор замечает «текст, естественно, остался прежним», т.е. Андрей этой перемены в тексте не заметил. Возможно, второй вариант письма – то, как понял текст письма Андрей.
«В прошлое время люди часто спорили, существует ли локомотив, который тянет нас за собой в будущее»
ПРОШЛОЕ – ЭТО ЛОКОМОТИВ, КОТОРЫЙ ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ БУДУЩЕЕ (тянется будущее за прошлым, т.е. становится таким же, идентичным ему, жизнь циклична. В отличие от первого варианта письма, где просто что-то тянет нас в будущее, здесь поясняется, что именно прошлое тянет нас в будущее.)
«Бывало, что они делили прошлое на своё и чужое». (отличали своё прошлое от прошлого других людей)
БЫВАЕТ, ЧТО ЭТО ПРОШЛОЕ ВДОБАВОК ЧУЖОЕ (т.е. ЧУЖОЕ прошлое тянет за собой ТВОЁ будущее! Представляются дети, родившиеся в поезде. Из-за того, что их родители ничего не сделали для того, чтобы покинуть поезд, они вынуждены всю жизнь влачить жалкое существование пассажира поезда.)
«Но всё осталось за спиной: жизнь едет вперед, и они, как видишь, исчезли. (ты не видишь прошлого – оно за спиной)
ТЫ ЕДЕШЬ СПИНОЙ ВПЕРЁД И ВИДИШЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО УЖЕ ИСЧЕЗЛО ( ты не видишь ни настоящего, ни будущего, вся твоя жизнь – прошлое, которое повторяется изо дня в день)
«А что в высоте? Слепое здание за окном теряется в зыби лет». (высота – крыша поезда? Высота сойти не поможет).
«Нужен ключ, а он у тебя в руках – так как ты его найдешь и кому предъявишь? Едем под стук колес, выходим пост скриптум двери». (Чтобы выйти нужен ключ, а ключ есть – желание ли сойти этот ключ, знание ли того, что нельзя быть пассивным пассажиром, осознание ли того, что люди уже выходили – Хан - , но он есть. Его предстоит найти (т.е. понять, что именно это и есть ключ) – ключ внутри тебя, другой ключ – не проблема – и предъявить… кому предъявить? Да наверное самому себе, в поезде догадка вокруг самого себя и вертится. Едем под стук колёс – слышим и осознаём этот звук, не забываем, что мы в поезде. «Выходим пост скриптум двери». Может имеется в виду: если едем под стук колес, то выходим? Пост скриптум двери – указание на то, что выходить надо через двери. Ещё вариант, кому предъявить ключ: проводнику.
А ЧТОБЫ СОЙТИ С ПОЕЗДА, НУЖЕН БИЛЕТ. ТЫ ДЕРЖИШЬ ЕГО В РУКАХ, НО КОМУ ТЫ ЕГО ПРЕДЪЯВИШЬ (в руках герой держит записку от Хана, можно ли ее считать за билет или всё сложнее? Билеты предъявляют проводнику (у него ключ?) Предъявить билет некому, т.к. проводник в отключке – в неподвижном состоянии).
Текст записки поменялся после того, как Андрей увидел в окне людей. «в поезде, кроме него, нет ни одного человека» Это была остановка «Разрушенный мост»?
Постскриптум, приснившийся Андрею: «P.S. Все дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать».
(Мы выехали в прошлое, в то, что уже было. Мы постоянно отправляемся в прошлое.
Вечный цикл жизни – вечная жизнь прошлым.) Андрей вырвался из цикла. Время остановилось. Точнее, вечное прошлое мира «желтой стрелы» остановилось, выпустило того, кто её пассажиром больше не был и полетела в «путешествие, которое закончилось за секунду до того», как поезд выехал.
Андрея «жёлтая стрела» больше не волнует, он полон ощущений нового, настоящего мира: «сухой стрекот в траве, шум ветра и тихий звук собственных шагов». (07.08.2008 03:01)


Описание поезда, жизни в нём (всё это, разумеется, влияло на Андрея, но не помогало ему вырваться из «тюрьмы», играло роль обстановки, в которой происходит действие и было ситуацией, поставившей Андрея в такое положение) – 963.
То, что влияло на Андрея. Размышления Андрея, разговоры с Ханом прогулки по крыше и иные события, влияние их на изменение сознания Андрея. Размышление о жёлтых стрелах. Разговор с проводником. Общение с Ханом, размышление около слов на стене, прогулка по крыше, часть разговора с Антоном, вопрос Петру Сергеевичу: «куда мы едем», последнее утро в поезде (что касается размышлений Андрея) – 881.
Обстановка описывается, чтобы погрузить читателя в нужную атмосферу, показать, как всё в поезде изнутри.
Пелевин приводит нам немаленькую статью «Тотальная антропология», рассказывает о многом из жизни вагона, чтобы мы смогли представить обстановку. Девочка на похоронах не является фактором, влияющим на изменение сознания Андрея, т.к. в этот момент он ничего нового для себя не решил, это только показывает состояние мыслей и сознания Андрея, уже сформировавшихся: он только высказывает, что он тоже хочет туда, а решил он это еще раньше.
Поезд – это рамки, в которые добровольно заключил себя человек, покорно превратившийся из человека в пассажира (или гражданина?). Поезд как государство (власть, граждане, по умолчанию ощущение безнадёжности), но Пелевин же показывает, что выйти из поезда можно.

За что я люблю Пелевина ч4 : "Этот поезд во мне, и нам не на что больше жать!"

Добрый день, дорогой читатель.

Вчера я не писала отзывы.

Я пыталась "поднять" такую тяжеленную глыбу, как роман "Чапаев и Пустота".

Каменюка понималась с трудом, отзыв "шел" еле-еле, "со скрипом" и где-то даже со "скрежетом зубовным".

Потратив несколько часов на "муки творчества", я поняла, что если не напишу отзывы на такие повести как: "Желтая стрела", "Принц Госплана" и рассказ "Проблема Верволка в средней полосе", то я не расскажу про "Чапаева" никогда.

Почему все так:

У Пелевина в книгах существует некая вселенная, со своими законами и особенностями. Практически все повести для этой вселенной важны. Все взаимосвязано, и космогония автора движется во времени. но об этом я еще скажу пару слов.

Итак, повесть "Желтая стрела", я прочитала лет в шестнадцать.

У меня был сборник, где было три небольших произведения.

Собственно сама стрела, "Затворник и Шестипалый" и "Принц госплана".

Итак : Желтая Стрела,

Издание:

Я была хозяйкой небольшого синего томика, с желтым поездом на обложке. (см. картинку ветки)

Желтая стрела, Виктор Пелевин

Аннотация:

Коротко и по существу. Наверное, так и нужно писать превьюшки для автора, без кучерявостей и лишних экивоков.

Ну собственно, прибавить к аннотации мне практически нечего, чуть-чуть расскажу про самое начало книги.

Итак, в чистом поле мчится поезд. На первых страницах книги мы знакомимся с незадачливым пассажиром "Желтой стрелы" - Андреем.

Он едет в купе вместе со своим соседом, и в самом начале кажется, что это обычная, но уж какая-то очень длинная поездка. Позже, становится понятно, что пассажиры едут всю жизнь, и с ними путешествует все население земли. (во как!)

В какой-то момент, наступает понимание, что весь текст сплошь иносказание и притча, но потом книга совершает кульбит и становится похожа на роман "Опрокинутый мир", ибо нам показывают подробности жития-бытия на гигантском поезде.

стрела

На страницах книги, повествование совершает еще несколько метаморфоз: от притчи к реальности и наоборот, и наблюдать за этими поворотами уж очень интересно.

начало

Ах да, поезд едет к разрушенному мосту, и уже в самом начале мы узнаем, что все пассажиры заранее обречены.

Что мне понравилось в этом романе:

  • Понятно, что под поездом писатель подразумевает нашу жизнь, а точнее то вязкое болото "зоны комфорта" из которой люди так боятся выйти.
  • В книге очень много скрытых аллюзий и параллелей, которые очень забавно подмечать, много интересных наблюдений автора, при этом сюжет, подобно "Желтой стреле" движется из пункта А в пункт Б.
  • Повесть не затянута, но и не коротка, скромна по своему объему (где-то 150-200) страниц, и ее можно прочитать за пару часов, при этом чтение будет увлекательным и насыщенным.

Что мне не понравилось в романе:

  • "Желтая Стрела" - это все же образчик раннего творчества автора. Тут нет еще всех "пелевинских" фишек, его увлекательной космогонии, вечного тандема учитель-ученик, и проч.
  • Маловато юмора. Обычно читая пелевинские тексты, постоянно хмыкаешь, хихикаешь, а иногда и смеешься в голос, в "стреле" же много пафоса и очень серьезных "щей".
  • Непродуманны некоторые деталей. Поезд-город у Пелевина намного реальней подобной же махины, из романа Приста "Опрокинутый мир", но все равно, остается много вопросов, особенно в моменты, когда повествование перестает походить на притчу.

Персонажи:

Я не хочу сейчас описывать всех соседей по купе, расскажу только о главном герое.

Андрей - типичный персонаж у автора.

Этот пассажир "Желтой стрелы", относится к крепкому среднему классу, т.е живет в купейном вагоне. Как и все герои автора, много разговаривает и рефлексирует, но пасует, когда дело касается решительных действий.

Фишка книги:

Мне очень понравилась концовка. Автор очень логично развязал все узлы, и сделал финал, просто шикарным!

Даже не верится, что можно было так тонко и ювелирно закончить довольно сложное и многоплановое произведение, которое балансирует на грани притчи и утопии.

Мысли книги:

  • Наша жизнь зачастую идет как по рельсам, мы живем как будто в полусне и не видим, что перед нами простирается огромный дивный мир.
  • Человек так завяз в свое зоне комфорта, так привык видеть постоянно одни и те же лица, что уже смирился, что его судьба прямая как стрела, и не в силах противостоять ей.

Я так понимаю, у писателя в повети еще полно размышлений о судьбе России и ее особом пути, но я эти размышления практически не вычленяю из бурной рефлексии и болтовни главного героя. А герой, как часто у Пелевина бывает, много болтает но мало делает.

В шестнадцать-семнадцать лет: книга мне показалась новаторским и очень необычным текстом. До того момента я не читала ничего подобного.

Но практически сразу, я открыла для себя Град Обреченный: Стругацких, там аллюзий еще больше, да и произведение еще сложней, необычней.

Что я думаю сейчас: Настоящие шедевры автор стал выдавать начиная с романа "Чапаев и Пустота".

Я даже как-то рисовала для дочери: Кривую шедевров Пелевина, рассказывая ей, про то, что Пелевин настоящий гробокопатель для эпохи. Если он пишет на стыке двух эпох - то у него получаются отличные книги, а если описывает уже почившую "в бозе" веху, то "выдает" шедевр.

А вот и Кривая шедевров. (для ОМ, ну художник я так себе не судите строго).

кривая Шедевров Пелевина Вердикт: Если вам хочется почитать чего-то коротенького, но забористого и неглупого, (и при этом не заумного), то "Желтая Стрела" - повесть именно для вас. Настоящие "нетленки" автор стал писать чуть позже.

Для ОМ: Сюжет я никак не раскрывала, все приключения Андрея в поезде остались за бортом, все фото - это скрины с элементами интерфейса. Рисунок же, прошу не судить строго.

Похожая притча

Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло. (с)

Желтая стрела- это второе произведение Пелевина, которое попало мне в руки. Первым был Шлем ужаса как можно пройти мимо такого названия?. Впрочем, об этом в другой раз.

Я не могу сказать, что я такая фанатка творчества Пелевина. Я прочитала у него много чего, и да, мне не все понравилось. Иное не произвело впечатления и вызвало что-то вроде недоумения- а чего там находят-то? Бред какой-то. Но есть и то, что я читала и перечитывала (и еще буду) с удовольствием. Желтая стрела- как раз из таких книг.

Сюжет, если в двух словах и без спойлеров, прост. Действие происходит в поезде под названием "Желтая стрела", и все бы ничего, но поезд едет неизвестно куда, и никогда не останавливается. Вся жизнь проходит в поезде, под стук колес. Люди рождаются в поезде, живут в нем, там же и умирают, у них нет и не было другого дома, можно даже сказать, что другого мира. Они даже не помнят, что они пассажиры. С поезда можно сойти только мертвым. Главный герой повести, по имени Андрей, тоже живет так, но однажды он задумывается о том, куда, собственно, он едет.

Собственно, метафора общество как поезд, не новая, были в литературе сравнения социума с каретами, телегами и прочими средствами передвижения и до этого. Желтая стрел- просто вариация на тему. На первый взгляд может показаться, что поезд этот- просто аллегорическое изображение России времен перестройки и тех самых лихих 90-х, когда каждый выживает как может, люди озабочены только повседневным, все, что их волнует, это то, как бы выжить, а о чем-то ином у них просто нет времени, сил и желания подумать. Но, если покопаться, станет ясно, что нет разницы, какой год на календаре. Люди, и то, как и чем они живут, все те же. Все то же повседневное, привычное, и некогда задуматься, кто ты есть, для чего здесь, куда идешь и чего на самом деле хочешь. Некогда оглянуться и подумать, может, там, за окнами, есть другая жизнь, которую уже привычно не замечаешь. Или хотя бы подумать, а кто же есть ты сам?

Главный герой однажды задумывается именно об этом, начинает думать, что же там, снаружи, понять, куда, зачем и почему он едет, и искать способ сойти с поезда. Живым. И пока не поздно. Потому что поезд едет в никуда.

Нельзя сказать, что повесть понравится всем, она написана своеобразно, здесь много характерных для Пелевина метафор, и иногда не сразу понятных аллегорий, и психоделическим чем-то, как опять же, принято у этого автора, отдает, язык тоже далек от языка русских классиков (кого шокируют выражения покрепче, не читайте). Но написано интересно и внятно, и до сих пор актуально, хотя на дворе уже не 90-е давно.

И цитаты, да :

*** Ты когда-нибудь думал, куда делись последние 5 лет?

*** Нормальный пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Поэтому, если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Им никогда не придет в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет.

*** Я хочу сойти с этого поезда живым. Я знаю, что это невозможно, но я этого хочу, потому что хотеть чего-нибудь другого просто сумасшествие. И я знаю, что эта фраза – «я хочу сойти с поезда живым» – имеет смысл, хотя слова, из которых она состоит, смысла не имеют. Я даже не знаю, кто такой я сам. Кто тогда будет выбираться отсюда? И куда?

*** Прошлое — это локомотив, который тянет за собой будущее.Бывает, что это прошлое вдобавок чужое.Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло.А чтобы сойти с поезда, нужен билет. Ты держишь его в руках, но кому ты его предъявишь?

Похожая притча

Читайте также: