Притча о касьяне и николае
Обновлено: 14.11.2024
29 февраля празднуется день Святого Касьяна-угодника, и мудрые люди советуют вообще не выходить в этот день из дома. Дело в том, что Касьян в этот день любит на мир посмотреть. Взгляд у Касьяна недобрый: если он взглянет на скотину -- околеет скотина, взглянет на лес -- засохнет лес и погибнет, взглянет на человека -- будет тому человеку великое несчастье.
Надо сказать, что сам Касьян косоглаз. Если уж посмотрит на человека, то так сглазит, что что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут.
Вначале Касьян был у бога в любимцах, от того знал все его дела. Но узнав, что решил бог с небес прогнать всех восставших ангелов, пошел к дьяволу и всё ему рассказал. Впрочем, потом раскаялся и бог его, конечно, простил. Но на всякий случай заковал в цепи и приставил ангела-хранителя который бьет Касьяна тяжелым молотом в лоб три года подряд, а на четвертый (високосный) отпускает отдохнуть на волю.
маленького роста, косоглазый, весь какой-то черный, ну и святой! маленького роста, косоглазый, весь какой-то черный, ну и святой!Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать
В високосный год Касьян занимается тем, что что ходит по миру, завидует людям, насылает ветра и болезни, вообще имеет склочный характер. Однажды он не помог мужику с застрявшим возом, а шедший за ним Николай-угодник вытащил воз, весь при этом измазавшись в грязи. Увидев такое, господь дал Николаю второй день в году для почитания, а у Касьяна забрал, оставив один день раз в четыре года.
Святой Касьян не помогает людям. Святой Касьян не помогает людям.Вот такой он, святой. Касьян-Немилостивый, Касьян-Скупой, Касьян-Завистник.
Человек же Иоа́нн Кассиа́н Ри́млянин жил себе поживал в Массалии (будущий Марсель) примерно с 360 года н.э. То есть к моменту, когда Рим пал под натиском готов Алариха , а в Галлии бушевали восстания самозванцев и шныряли орды варваров ему было где-то 45-50 лет, и он заведовал двумя монастырями, которые же сам и основал. Известен он по своему описанию монашеского быта а так же участием в великом споре, который сотрясал в те годы христианскую церковь.
Пелагий, то ли галл, то ли бритт. Приехал в Рим ужаснулся разврату, а римляне ему в ответ - мы не виноваты, природа греха слишком сильна. Пелагий, то ли галл, то ли бритт. Приехал в Рим ужаснулся разврату, а римляне ему в ответ - мы не виноваты, природа греха слишком сильна. Сам Пелагий кстати спорщиком не был, скандал раздули его ученики и последователи Сам Пелагий кстати спорщиком не был, скандал раздули его ученики и последователиПелагий споря с римлянами о том, что нельзя жить во грехе и ссылаться на замысел божий дошел до того, что человек чуть ли не сам может спастись, да и спасает себя в итоге сам, самостоятельно выбирая грешить ему или нет. Да и греха Адама Пелагий не признавал, он не верил, что детки сразу рождаются грешниками (из за Адама) и их надо срочно крестить. Вообще у него Бог это добряк который следит как мы спасаем свои души и радуется за нас, а Иисус просто показал нам пример спасения. Ух, еретик!
Ну, этого доброго христианина вы уже знаете. "Куда вы лезете со своей волей? Всё происходит так, как задумал Бог." Ну, этого доброго христианина вы уже знаете. "Куда вы лезете со своей волей? Всё происходит так, как задумал Бог."Августин ( с которым мы знакомимся в статье по ссылке ) в ответ перегнул палку в другую сторону и сказал, что без ведома бога ничего не происходит. Ну а то, что что из концепции предопределения следовало, что Бог является источником зла, что нельзя называть Бога благим, если он предопределил кого-то к погибели, и что предопределение делает покаяние и праведную жизнь бесполезной Августин не задумывался. Католичество, кстати, поддержало Августина.
Так вот Кассиан пробовал сгладить учение Августина и всё таки не быть так категоричным. Его, как очень уважаемого богослова, еретиком не признали, но журили, даже называли полупелагианином и, в итоге, в католичестве святым его не почитают.
Однако могилку охраняют и вообще в Марселе очень уважают. Однако могилку охраняют и вообще в Марселе очень уважают.Кстати, протестанты века спустя всколыхнули этот полузабытый спор и даже Мартин Лютер начинал с полупелагианства. Вот такой вот странный святой жил в начале темных веков, писал книги и письма, размышлял о вечности и душе, а по Галлии мимо него шли самозванцы императоры, вандалы, свевы, аланы, бургундцы, готы, гунны. Умер Кассиан около 435 года, прожив долгую и праведную жизнь.
Вот такая маленькая зарисовка в дополнение к истории тёмных веков , за которой вы можете следить на нашем канале. Подписывайтесь, ставьте лайки, порадуйте автора, заранее спасибо!
Похожая притча
Совсем недавно в книге "Предания русского народа" прочитала легенду, записанную подвижником русской культуры С. Максимовым.
Предание гласит:"В ряду святых угодников,чтимых православным народом, Касьян занимает исключительное место. Он нелюбимый святой, "немилостивый". В некоторых губерниях,например Пензенской, он не считается святым, а само имя Касьян слывет как позорное. В Вологодской же губерниии его считают как бы "опальным" и рассказывают следующую легенду:"Святой Касьян сначала был добрым ангелом, поэтому Бог не таил от него свои планы и намерения. Но затем святой соблазнился на обещания и уловки нечистой силы,перешел на сторону дьявола и шепнул ему,что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба. Но впоследствии Касьян раскаялся в своем предательстве. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним.,но. из осторожности,все-таки не приблизил к себе,а приставил к нему ангела-хранителя,которому приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю"
Но не это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных людей к Касьяну.Вот что говорит на этот счет другая легенда,записанная в Зарайском уезде Рязанской губернии. "Однажды Касьян с Николаем Чудотворцем шел по дороге, и встретился им мужичок,у которого воз увяз в грязи. - "Помогите, - просит мужичок, - воз поднять". а Касьян ему: " Не могу,боюсь испачкать об твой воз свою райскую ризу.как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?"
Николай же Чудотворец ни словечка мужику не ответил,а только уперся плечом,натужился,налег и помог вытащить воз.
Пришли Николай-угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся риза в грязи испачкана. Бог увидел и спрашивает: - "Где это ты, Микола, выпачкался?" "Я, - говоритНиколай, - мужику воз помогал из грязи вытаскивать". - "А у тебя почему риза чистая, ведь вы вместе шли?" - спрашивает Господь Касьяна. - "Я, Господи, боялся ризу запачкать". Не понравился этот ответ Богу, увидел Он,что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю-угоднику,за его доброту,два раза в год". Хотя эта легенда пользуется на Руси самым широким распространением,но все-таки есть места,где ее не знают. Так в Новгородской губернии несколько иначе объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется раз в четыре года(29 февраля). Сам Касьян, - говорят они, - три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде - вот почему и положено ему быть именинником через три года раз"
Сообразно с такой оценкой нравственных качеств Касьяна установилось и отношение к нему: крестьяне не только не любили, но и боялись этого святого. Они говорили:"На что Касьян не взглянет, - все вянет. У Касьяна недобрый взгляд: если он взглянет на скотину, - околеет скотина, взглянет на лес, - засохнет лес и погибнет,взглянет на человека - будет человеку великое несчастье.Крестьяне считали "Глаз Касьяна" настолько опасным, что 29 февраля они не советовали выходить из избы,чтобы не случилось несчастья; в особенности до солнечного восхода. В Вологодской губернии прибавляют еще одну черту,которая рисует этого святого врагом рода человеческого. Здесь существует легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двенадцати цепях,за двенадцатью замками В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор. В Вятской же губернии к зтой легенде присовокуплят, что сам Бог приказал образ святого Касьяна ставить в церквях на задней стене,то есть над входной дверью.
При таком воззрении народа на святого Касьяна немудрено, что високосный год повсюду на Руси считается несчастным и опасным, а самый опасный день в зтом году - Касьянов.
Но это все только легенды. Но все-таки всем желаю быть осторожными,внимательными к родным, близким, друзьям. Да хранит Вас Бог.
Похожая притча
Раз в осеннюю пору вёз мужик воз по дороге. Известно, какие дороги были на Руси; а эта история случилась осенью, в распутицу, вот воз и увяз. Мимо шел Касьян-угодник. Мужик не узнал святого и давай его просить: «Помоги, родимый воз вытащить!».
– Поди ты, – сказал ему Касьян-угодник, – есть мне когда с вами валандаться!
Да и пошел своей дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник. «Батюшка, – завопил опять мужик, – батюшка! Помоги мне воз вытащить!». Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к богу в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?»– спросил бог. «Я был на земле, – отвечает тот, – случилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он попросил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья».
– Ну а ты где выпачкался? – спросил бог у Николы-угодника.
«Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз», – ответил Никола-угодник.
– Слушай, Касьян, – сказал тогда бог, – не помог ты мужику. За это будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз тащить, будут служить молебны два раза в год.
С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный год служат молебны, а Николе два раза в год.
Похожая притча
Согласно народным поверьям, святой Касьян обладал смертоносным, косым, дурным взглядом. «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет». По одной из народных легенд Бог приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвёртый год давал ему отдых. Здесь любопытно то, что ангел бил Касьяну молотом именно по лбу. Поэтому святого Касьяна сравнивают с гоголевским Вием или персонажем русской народной сказки «Иван Быкович», старика, которому поднимали длинные ресницы и густые брови железными вилами двенадцать богатырей. Сама сказка «Иван Быкович» состоит как-бы из двух частей. Первая часть этой сказки похожа на сказку «Бой на Калиновом мосту», «Иван – коровий сын», «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо». А вторая часть сказки напоминает сказки «Летучий корабль» и «Семь Симеонов». И здесь опять много есть похожего из древнеиранской мифологии. Поединок Ивана –коровьего сына с Чудом-юдом напоминает поединок иранского Фаридуна с Зохаком. У Фаридуна были два старших брата Пормайе и Кеянушу, которые потом пытались его убить. В младенчестве Фаридун скрывался у волшебной коровы Бермайе. Несовпадение лишь в том, что Фаридун в конце концов приковывает Зохака к скале над пропастью, а Иван – коровий сын расчленяет, разрубает Чудо-юд на части. Есть и другой момент, в сказке «Иван Быкович» старик с тяжелыми ресницами и бровями является отцом жен чудо-юд и хранителем «летучего корабля».
Разумеется, такой персонаж мифов есть у других народов, например, Балор у кельтов. Здесь как раз наблюдается любопытная связка Балор, дед и его внук Луг. У Балора, по легенде, его тяжелые веки могли поднять только несколько сильных мужчин. Известно, что Луг убил Балора камнем, выпущенным из пращи, попав в его «дурной глаз», затем отрубил его голову. Схожий сюжет не обошел и мифы Древней Греции, который известен как миф о Персее. Здесь эта пара выражена в связке Акрисий, дед и его внук Персей. Согласно мифам, Персей убил своего деда Акрисия, попав диском в его голову. Да и сами обстоятельства рождения Персея очень похожи на обстоятельства рождения кельтского Луга. Там и там деды получили предсказание, что погибнут от руки своего внука. Там и там деды запирают своих дочерей в высокие башни или пещеры. Только в греческой мифологии к дочери Акрисия проникает бог Зевс в виде золотого дождя, а в кельтской мифологии, к дочери Балора Этлинн проникает Киан, сын бога-врачевателя Диан Кехта. Только в греческой мифологии в качестве носителя «дурного глаза» выступала известная Медуза Горгона, которую убил тот же герой Персей. В этом сюжете в греческой мифологии очевидна наслойка нескольких сюжетов и их переработка в дальнейшем. Такой популярный сюжет не мог, разумеется, обойти и Библию, Ветхий Завет. Это всем известный поединок Давида и Голиафа, в котором почти безоружный Давид побеждает Голиафа, выпустив камень из пращи, а потом осек голову Голиафа мечом. В индийской мифологии есть сразу два персонажа с «дурным глазом», это бог Шани, и легендарный царь лунной династии Нахуша. В этом мифе Нахушу низвергает с поста царя богов риши Агастья, когда тот случайно коснулся его ногой. Среди индийских богов «дурным глазом» обладает бог Шани, сын Вивасвата и тени его жены Саранью, Санджни. В мифологии бог Шани осуществляет правосудие в мире живых людей, когда его брат Яма осуществляет правосудие в мире мертвых людей. Шани изображается худощавым, высоким мужчиной с темной кожей в черной одежде, хромающим на одну ногу. В руках Шани держит меч, два кинжала и стрелы, а ездовым животным у него является черный ворон. У древних римлян правосудие осуществлялось богиней Юстиция, которая изображалась с повязкой на глазах, держащей в руках меч и весы, а вот у греческой богини Фемиды вместо меча имелся рог изобилии. У древних греков бог богатства Плутос так же был слеп и имел атрибут рог изобилия.
Так, когда же возник этот культ бога с «дурным глазом»? Если внимательно проанализировать легенды и мифы, то можно найти любопытную закономерность, что бог возникает во время царствования первого царя, при переходе общества от власти судей-жрецов к власти царя. В дальнейшем этот первый царь впал в грех и его пришлось свергать. И в этом свержении как раз участвовал бог с «дурным глазом». Сохранились сведения о таком обычае, свергать царя за «грехи» и потом приносить его в качестве человеческого жертвоприношения у некоторых народов. Правда потом это реальное жертвоприношение царя было заменено на мнимое, когда вместо реального царя приносился мнимый царь. В этом случае выбирался человек среди подданных царя, его приводили во дворец, одевали как царя, кормили как царя и потом в назначенное время приносили его в жертву. Потом этот обычай выродился в праздник, когда хозяева и слуги, рабы на время как бы меняются местами, и слуга или раб во время празднества занимает кресло царя.
Разумеется, этот сюжет не обошел и Новый Завет. В Новом Завете этот сюжет известен как предательство Иуды. В евангелие Иуда как раз выполняет роль святого Касьяна или гоголевского Вия. Иуда в евангелие казначей общины, это можно сравнить с атрибутом богини правосудия Фемиды рогом изобилия или с Кощеем «чахнувшим над златом». Да и само предательство Иисуса Иудой очень похоже на сцену из гоголевского «Вия», когда, чтоб нечести обнаружить в церкви барсука Хому, им было необходимо вызвать Вия.
Читайте также: