Взаимоотношения родителей и детей с позиции христианской нравственности притча о блудном сыне

Обновлено: 01.05.2024

Тема: «Притча о блудном сыне». Нравственные ценности Евангельской притчи.

Образовательная: познакомить учащихся с «Притчей о блудном сыне»; вызвать интерес учащихся к такому жанру литературы, как притча;
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения и любви к людям, бережного и уважительного отношения к родителям.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, плакаты, маркеры, стикеры.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Погладьте себя по голове . Обнимите себя . Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу .

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

2. Р абота с эпиграфом. (п остановка целей )

На доске написаны эпиграфы к нашему уроку:

Прощение приносит в жизнь надежду (Ханс- Йоахим Хаан).

Чем легче мы прощаем,

Тем легче мы живем. (Дж. Кеннеди Шульц).

Прочитайте их, подумайте и скажите, о каком, по-вашему, важном понятии мы будем говорить сегодня?

Это неслучайно, потому что мы будем говорить о прощении.
- А что, по вашему, значит слово «прощать»?
( Предполагаемые ответы детей: прощать – перестать сердиться; забыть обиды; сделать всё, чтобы были хорошие отношения с человеком, который огорчил)
- Легко ли прощать?
( Предполагаемые ответы детей: Прощать бывает легко, если огорчили чуть-чуть, иногда ведь и сам в чем-то виноват. Чаще это трудно сделать, но многие люди все же стараются прощать другим и заслужить прощение.)

- Да, простить другого – значит перестать обвинять человека в чем-то или перестать на него сердиться. Прощение – это путь, который может нас научить правильно жить.

Сегодня мы обратимся к библейской притче.

История эта называется «Притча о блудном сыне». Запишите тему урока. Дома вы уже прочитали эту притчу. Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. Притча описывается в Евангелии от Луки. Она очень популярна в христианском мире. Во вторую неделю приготовления к Великому посту на Божественной литургии этот отрывок читается во всех храмах.

- Ребята, а что такое притча? Напишите определение в тетрадях (« Дневник двойной записи»). Что вы написали? ( Слушаю ответы детей ). А теперь давайте проверим ( учащиеся см. на доску).

Это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение.

Это рассказ с выводом и моралью. В притче мораль четко не обозначена, не выделена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать.

- В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… . Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

А как вы понимаете смысл слова «блудный»? Напишите определение в тетрадях («Дневник двойной записи»). Что вы написали? ( Слушаю ответы детей ). А теперь давайте проверим ( учащиеся см. на доску ).

Блудный - старинное слово, означающее заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

«Почитай отца твоего и мать»

В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.

5. Групповая работа.

(Группы готовят постеры)

Задание для 1 группы «Доброта»: стратегия «Карта истории».

Восстановите историю в хронологической последовательности.

Возвращение к отцу, радость отца и прощение сына.

Задание для 2 группы : стратегия «Тройной пузырь»-

Заполните таблицу, дайте характеристику каждому герою.

Задание для 3 группы: стратегия «Гора истории»

Распределите картинки в правильной последовательности, подберите к каждому эпизоду словесное описание (по тексту).

Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства» Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну.

Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не стало.

А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.

И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников своих»

Задание для 4 группы: стратегия «Фишбоун» -

Заполните схему «Рыбный скелет»

Группы выступают, показывают свои постеры. Группы после каждого выступления оценивают друг друга

6. Составление синквейна.

Ребята, вы сегодня на уроке познакомились с притчей. Составьте синквейн со словом притча. Ученики работают индивидуально. Зачитывают свои синквейны.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (ключевое слово, новое звучание темы).

Учит, заставляет задуматься.

Сегодня мы анализировали притчу.

- Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?

(Простить человека - перестать винить его и гневаться на него.)

- Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию, Давайте вернемся к нашим эпиграфам.

- Нужно ли прощать? (Да)

- Сколько раз? (Всегда)

- Что приносит прощение? (Радость, уверенность, свободу в общении)

Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно. В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения)
- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? ( Ответы учеников ). Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения)

- Какова же основная мысль притчи? (Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение)

- Чему научила нас притча? (уважительно относиться к родителям, ценить их, ибо они не вечны. Иметь мужество признать свои ошибки, обвинить себя, принять решение изменить себя, помочь человеку, который запутался в жизни, поддержать его, не отказываться от традиционного многовекового опыта, культурных и нравственных ценностей)

8. Рефлексия «Радуга»

9. Домашнее задание: написать эссе «Чему научила меня «Притча о блудном сыне»

Похожая притча

Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Фото: Из собрания Эрмитажа

Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Фото: Из собрания Эрмитажа

Евангельская притча о согрешившем сыне, который пришел к отцу с мольбой о прощении, стала символом покаяния (Лк. 15:11–32). Однако не стоит забывать, что у отца было два сына: грешный и добродетельный. Неужели они получили разное воспитание?

Безусловно, отец прививал детям одинаковые ценности, применял одни и те же воспитательные приемы. Один сын следовал им неукоснительно, а другой захотел жить независимо — нарушить нравственные принципы, о которых слышал с детских лет. О последствиях этого поведения мы помним: блудный сын остался без друзей, денег и крова. Он готов был питаться вместе со свиньями, но ему никто этого не давал. Только воспоминание о добре, привитое этому человеку его родителем, и непоколебимая вера в то, что отец любит его и может принять обратно, помогли согрешившему сыну вернуться к нормальной жизни.

Протест героя этой притчи, его порывистость, необдуманные действия напоминают поведение современных юношей и девушек. Юный возраст является наиболее трудным периодом взросления человека. Повышенные нагрузки в школе, увеличение обязанностей, физиологические изменения, период поиска новых авторитетов — все это сказывается на их реакциях и поступках.

Сколько было лет младшему сыну из притчи? Мы не знаем. Он был юн и не имел жизненного опыта, но считал себя взрослым. Так и современные молодые люди рано начинают ощущать себя взрослыми.

Современный молодой человек стремится к независимости, однако у него нет опыта самостоятельной жизни. Он еще не умеет строить причинно-следственные связи, предугадывать, к каким последствиям приведут те или иные действия. Порой это может ощутимо навредить духовному и телесному здоровью подростка. Святые отцы замечали, что существуют сильные страсти, приобретенные в юные годы, которые могут мучить человека до конца его дней.

«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит русская пословица. Ее смысл можно отнести к состоянию души человека. Легче изначально хранить внутреннюю чистоту, избегать грехов, чем потом бороться с их последствиями.

Подросток нуждается в самоутверждении. Если родители к нему относятся как к маленькому ребенку или просто не находят на него времени, то он ищет понимания на улице. Там, как ему кажется, он может найти единомышленников, которым будут близки его проблемы. В компании сверстников он старается выделиться, проявить себя. Формы этого самовыражения, к сожалению, могут быть самыми негативными.

Подчас родители несерьезно относятся к переживаниям ребенка. Они прежде всего обеспечивают его материальное благополучие: чтобы сын или дочь были сыты, одеты, имели популярный гаджет, у них были хорошие оценки в школе. Однако заботу о детях опасно сводить только к внешнему, проявляя равнодушие к их интересам и внутренним исканиям.

Известно немало случаев, когда юноши и девушки из благополучных семей были вовлечены в опасные компании или становились жертвами сект. Причина кроется в безучастности родителей к духовному воспитанию детей. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Хорошее учение без смирения — что на одной ноге хождение». Это означает, что высокое призвание родителей заключено не только в расширении кругозора ребенка, создании для него комфортных условий жизни, но и в воспитании детей в духе православной веры, следовании евангельским заповедям.

Детские психологи советуют уделить особое внимание младенцу в возрасте до трех лет. Именно в первые годы жизни у человека закладываются представления о добре и зле, сострадании, помощи родителям и окружающим людям. В этот период формируется нравственная база для всей дальнейшей жизни человека. Впоследствии родители стараются развить в ребенке добродетели, помочь сохранить ему чистоту души, избегать греховных привычек.

В Евангелии есть красноречивый эпизод, когда человек подошел к Спасителю и спросил о том, как наследовать жизнь вечную. Господь призвал его соблюдать заповеди. Человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей» (Мк. 10:20), — то есть он сохранил и развил те добрые качества, которые были заложены в него, скорее всего, внимательными родителями. Уже эта духовная мера настолько велика, что Иисус Христос говорит: «Одного тебе недостает», — призывая этого человека уже к мере христианского совершенства — к святости. Вот какое значение имеет родительское воспитание в духовной жизни человека.

Бывают и случаи, как с блудным сыном. Он протестует против нравственных норм, хочет до всего «дойти» сам. Однако уроки детства не проходят даром. Так, например, блаженный Августин, епископ Иппонийский, отошедший в юности от принципов, о которых ему рассказывала мать, через годы осознанно стал им следовать. Он всем сердцем уверовал в Христа, стал епископом и впоследствии был прославлен в лике святых.

Современный мир переполнен различной информацией, влияющей на неокрепший ум подростка. Порой в социальных сетях, скрываясь за аватаркой, детям предлагают дружбу не совсем доброжелательные люди. Именно поэтому подросток нуждается в организации свободного времени. Лучше найти ему друзей‑подростков в храме или клубе православной молодежи, чем ждать, пока он сам их найдет в подозрительной компании.

Чтобы сохранить связь с ребенком, родителям следует стараться проводить с ним свободное время: вместе ходить в храм, читать Священное Писание, жития святых, православную художественную литературу, обсуждать прочитанное.

Родители должны давать подростку идеи для размышления, выслушивать его мнение, дополнять слова сына или дочери собственными мыслями. Главное, помнить о том, что ребенок — личность, несущая в себе образ Божий. Относиться к нему следует с любовью, считаясь с его мнением. Пусть подросток будет у руля своей жизни, но рядом с ним должны быть отец и мать, которые издалека увидят надвигающуюся бурю или опасные рифы и помогут юному капитану добраться до заветной пристани.

Похожая притча

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.

Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Краткий пересказ притчи « Блудный сын».

Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Работа с цитатой.

Слово учителя о долге.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

Орг. Момент.
Слово учителя

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту , учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

- Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

- Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

- А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

- Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

-Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

- Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек , потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

- Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

( Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына , мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

- Почему отец простил младшего сына?

( Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

- Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

- Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

-А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

-Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? ( Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

- Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

- Дайте определение понятию долг. ( Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

- Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». ( Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

- Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

-Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? ( Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

- Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Похожая притча

р асширить и углубить понятие о жанре притчи ; познакомить учащихся с притчей, помочь уяснить ее духовно-нравственный смысл.

развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу; умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность) ;

в оспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным, бережное и уважительное отношение к родителям ; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений

Форма урока : д искуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)

Методы обучения: диалогический, исследовательский

Ресурсы: цитаты «Прощение приносит в жизнь надежду». (Ханс – Йоахим Хаан), «Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём». (Дж. Кеннеди Шульц), презентация к уроку, интерактивная доска, постер рефлексия «ПОЛЯНА»

Ожидаемый результат:

Уметь анализировать притчу, выделять основную мысль притчи .

П онимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном .

Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения.

Эпиграф: « Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое » . Виссарион Григорьевич Белинский

Словарь урока:

Возмездие – отплата, кара.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности своего поступка перед людьми.

Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения.

Исповедь – откровенное признание, раскаяние.

Раскаяние – признание своих ошибок, покаяние, добровольное признание в ошибке, совершенном проступке.

Блудный - старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

Нравственные ценности - у мение понять и осознать вину ; о тветственность перед людьми, близкими и родными; ответственност ь за свои поступки , умение искренне прощать , честность, верность, м илосердие и сострадание , уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Нравственность – это внутренняя установка человека, побуждающая его к этичному поведению . Высшие нравственные ценности играют большую роль в жизни человека , с помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь.

Ева́нгелие входит в состав книг Нового Завета. Ева́нгелие — книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, воскресении и вознесении. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

Что делает учитель

Что делают ученики

Орг. форма оценивания

I. Орг анизацион-ный момент

1. Психологический настрой с целью создания коллаборативной среды.

Приветствие учителя.

Обнимите себя
Пожмите соседу руку
Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

Активное участие в тренинге (дети образуют круг)

2. Деление на группы

- Сейчас, я предлагаю каждому из вас вытянуть стикер, где вы увидете название песни. Затем по названию песен вы должны найти друг друга.

Дети берут стикеры с названием песни; ищут друг друга по названию песни. Можно пропеть каждой группе свою песню : «Если добрый ты», «Дождик льет», «Черный кот» (1 куплет) .

Учащиеся делятся по названию песен на группы, поют и рассаживаются по местам.

Начальная рефлексия (мотивация)

- Чего вы ждете от этого урока? (индивидуальный опрос)

- Каким вы хотите, чтоб стал наш урок? (индивидуальный

- От кого это будет зависеть?

- Что для этого нужно сделать?

Участвуют в беседе.

II . Актуализация знаний

Стадия вызова

1. Р абота с эпиграфом. (п остановка целей )

- На доске вы видите цитаты к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.)

- Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вы обидели близких вам людей или друга, а друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция? (Заслушиваются ответы).

Обсуждают эпиграф и высказывают свое мнение.

Вспом инают эпизод из своей жизни .

Ш. Работа над новым материалом . Стадия осмысления

Словарная работа . Работа над темой (название) урока

Корзина идей «Нравственные ценности»

- Думаю, теперь самое время обратиться к новой теме. Назовите в теме несколько слов , которые вы считаете в ней самыми важными

(например, - притча, нравственные ценности, блудный )

Что такое притча? ( Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам.

В притче мораль четко не обозначена, не выведена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать .)

В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… . Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

Сегодня мы будем говорить о нравственных ценностях, анализируя притчу о блудном сыне .

Нравственные ценности

Умение понять и осознать вину ; о тветственность перед людьми, близкими и родными; ответственност ь за свои поступки , умение искренне прощать , честность, верность, м илосердие или сострадание , уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Предлагают свои идеи.

Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»

Вот сейчас я вам предлагаю познакомиться с «Притчей о блудном сыне» из библейской мифологии.

- Просмотр ите мультфильм «Притча о блудном сыне» .

Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»

Историческая справка

Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

«Почитай отца твоего и мать»

Историческая справка.

Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.

Младший сын нарушил эту традицию , нарушает заповедь «Почитай отца твоего и мать» .

Вспоминают заповедь о родителях. Слушают информацию учителя (историческая справка)

Групповая работа. (создание кластера действий младшего сына, отца, старшего сына).

Прежде, чем мы начнем обсужд ение , я предлагаю задания группам .

Задание для первой группы

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу (изложите на постере).

Задание второй группе.

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну (изложите на постере).

Задание третьей группе.

В притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Действие старшего сына, к ак он реагирует на возвращение брата?

Работают в группе (создают кластер действий младшего сына, отца, старшего сына).

Защита проекта

Учитель заслушивает уч ащихся .

Двое из группы защищают презентацию .

Формативное оценивание п роектов. Две звезды-одно пожелание.

Аналитическая беседа

- Что потребовал сын у отца?

- Почему он это сделал? (Захотелось ему свободы, развлечений, наслаждений, и не когда-то, когда отца не будет в живых, а сейчас, немедленно.)

- Какую библейскую заповедь нарушил сын при этом? (Чти отца своего.)

- Как вы думаете, понимает отец, почему сын обращается к нему с такой просьбой?

- Почему же тогда он не отказывает сыну?

- Как жил сын, уйдя из отчего дома? (Разгульно, в безделье, праздности, в кутежах и веселье.)

- Почему столь недолговечной оказалась его веселая, праздная жизнь? (Прожил все. Деньги быстро закончились . Д рузьям он стал не нужен.)

- Что претерпевает сын, потеряв и деньги, и друзей?

(По религиозным представлениям древнего еврейского народа, свиньи считались животными оскверняющими израильтян; они гнушал ись свиньей, как животным нечистым. Ни один благочестивый еврей не стал бы пасти их. Для этого нанимались чужестранцы-рабы.)

- Таким образом, чем обернулась для него свобода? (Рабство.)

- Можно ли утверждать, что голод, нищета, одиночество – это возмездие за содеянное? Что значит «возмездие» (Отплата, кара.)

- Почему сын, претерпевая лишения, голод, не обращается к отцу сразу же? (Стыдно, совестно, а может быть, не позволяет гордость.)

- Как вы думаете, легко ли было сыну принять решение вернуться? Что чувствует он? О чем думает? Какую встречу ожидает? Какие слова готовит? Прочтите их.

( Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой ) .

- Что напоминают эти слова, чем являются? (Исповедь, раскаяние, покаяние.)

- Каково значение слова «блудный»? старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение ) .

- Как своего блудного сына встречает отец? (Увидев его издали, бросился к нему, расцеловал, дал ему лучшие одежды, обул, дал ему перстень.)

Учитель: В древности перстень был не просто украшением. Тот, кто имел перстень другого человека, имел власть над его имуществом, честью и даже жизнью.

- Почему отец так поступает? Почему не наказывает своего блудного сына, не сделает его рабом, например, ведь сын действительно виноват? Какие слова притчи являются ответом на поставленные вопросы. («…Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил. Отец верит сыну, верит его искреннему раскаянию, видит его смиренное покаяние – значит, сын все понял, раскаялся и сможет начать новую, достойную жизнь ) .

- Какой вывод мы можем сделать? Какой нравственный урок притча преподает нам? (Человек может оступиться, ошибиться, но важно, чтобы он, поняв свои ошибки, раскаялся и больше их не совершал.)

- Как старший сын он реагирует на возвращение брата? Почему он «осердился»? (Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына. О н осуждает, недоволен)

-Допустимы ли такие отношения между братьями? Какой у него грех? ( З ависть . Ему кажется, что отец поступил несправедливо.)

- Чего он не понимает? ( Ч то отцом движет любовь.) - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего сына?

Читайте также: