Высоцкий притча о правде и лжи анализ
Обновлено: 14.11.2024
Посвящено Булату Окуджаве.
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных калек, -
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне, -
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В правду впилась-и осталась довольна вполне. И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
"баба как баба, и что её ради радеть?! "-
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, -
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и ещё документы, -
Сплюнула, грязно ругнулась-и вон подалась.
Только к утру обнаружила правда пропажу -
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так -ничего.
Правда смеялась, когда в неё камни бросали:
"Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё. "
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами её.
.
Некий чудак и поныне заПравду воюет, -
Правда, в речах его правды-на ломаный грош:
"Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь! "
Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.
Могут раздеть, - это чистая правда, ребята, -
Глядь-а штаны твои носит коварная ложь.
Глядь- на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь-а конём твоим правит коварная Ложь!
1977
Только к религии это, на мой взгляд, никак не относится. Только к современной нравственности.
Остальные ответы
о людях, о хороших и плохих. нежная правда в красивых одеждах ходила.
В произведениях Высоцкого есть множество творческих находок, роднящих его с психодрамой. Знаменитая "Притча о правде и лжи" (1977), в которой Ложь, переодевшись в одежды Правды, ходила по свету и обманывала всех вокруг - это не что иное, как замечательный эксперимент с обменом ролями. Он оказался поучительным и для самой Правды, которая, невольно оказавшись "не в своей роли", избавилась от многих своих иллюзий, прозрела, подобно королю Лиру, снявшему с себя роль правителя.
В этом произвед. изображает христианство скептически-трагически ("Притча о Правде и Лжи"). Высоцкий сокрушается по отсутствию веры в отечестве, ему становится всё более важно, в какую пропасть напоследок прокричать. “Притча о Правде и Лжи” — непростые размышления автора о вечных истоках жизни, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.
О том, как Ложь украла одежды Правды (Миры Высоцкого)
Недавно на ресурсе "Миры Высоцкого" появилось новое исследование А.В. Скобелева о стихотворении «ПРИТЧА О ПРАВДЕ И ЛЖИ» , написанном в 1977 году. Высоцкий посвятил его Б. Окуджаве
Тема стихотворения как нельзя более актуальна: о том, как Ложь украла одежды у Правды, и последнюю подвергли гонениям:
". Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все, и на Лжи одеянье мое. »
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса.
«Духу чтоб не было, — на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!».
Из интересных наблюдений: возможно, именно Высоцкому принадлежит "изобретение" этого мотива кражи одежды, добавленного к очень древнему сюжету вражды Правды и Лжи:
". Сюжет, рассказывающий о взаимоотношениях Правды (Истины) и Лжи (Кривды, Клеветы, Вымысла, Басни) имеет богатейшую историю (первый из письменно зафиксированных текстов на эту тему — египетская сказка о Правде и Кривде, относимая к XII в. до н. э.). Этот сюжет, в конечном итоге понимаемый в этической и онтологической плоскостях (как борьба Добра и Зла, божественного и дьявольского), не только давно, но и прочно вошел в художественную, религиозную и философскую культуру разных стран и народов. Отсюда — и чрезвычайно насыщенный интертекстуальный пласт рассматриваемого произведения. Особо отметим, что пока нам не удалось обнаружить в фольклоре и литературе мотив кражи одежд Правды Ложью, важнейший в песне В.С. Высоцкого. Хотя этот мотив, как представляется, мог бы давно, вполне органично и логично сочетаться с широко распространенным образом Лжи, «рядящейся в одежды Правды» и соответственно, с не менее распространенным образом «голой Правды», оставшейся без своей одежды. Если возможный источник, из которого В.С. Высоцкий мог почерпнуть указанный сюжет, не будет обнаружен, то придется признать, что В.С. Высоцкий своим произведением заполняет существенную лакуну в едином архетипическом сюжете, протяженном из античности до нашего времени. "
И еще: вероятно, Высоцкий хотел за что-то упрекнуть Окуджаву, но потом этот упрек утратил актуальность:
". Но даже если бы у Б.Ш. Окуджавы не было бы ни одного упоминания «коня» в его творчестве, заключительная строка (или вся совокупность финальных строк) песни, ему посвященной, всё равно звучит, мягко говоря, странновато. В лучшем случае об адресате посвящения здесь говорится, что тот стал жертвой Лжи. В худшем, — что он сам имеет внутри себя ту Ложь, которая пользуется его часами, штанами и даже символическим конем. Не думаю, что В.С. Высоцкий сознательно планировал возможность такого прочтения финала его произведения, старшему товарищу посвященного]. Ведь иногда сама очевидность бестактности может парадоксальным образом свидетельствовать о полном отсутствии умысла (наверное, каждый из нас в состоянии вспомнить подобные неприятные казусы из своей собственной житейской практики). А тот факт, что эта замечательная песня не задержалась в исполнительском репертуаре В.С. Высоцкого, позволяет предположить произошедшее «со временем» осознание автором указанной коллизии".
ВЕСЬ ТЕКСТ
По изданию: Высоцкий В.С. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.Е. Крылова. М., 1991. Т. 1. С. 536–537.
Булату Окуджаве
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек, —
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне, —
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась — и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что ее ради радеть?! —
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, —
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и еще документы, —
Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу —
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все, и на Лжи одеянье мое. »
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса.
«Духу чтоб не было, — на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»
Тот протокол заключился обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама — пропилась, проспалась догола.
Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, —
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла —
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет, —
Правда, в речах его правды — на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует, —
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сту семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть, — это чистая правда, ребята, —
Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь — а конем твоим правит коварная Ложь.
Похожая притча
[1] В чтении рукописей, представленном в предыдущем номере «Ваганта», из-за некачественных ксерокопий допущены ошибки печатного воспроизведения текста (солидарные с транскрипциями В. М. Ковтуна). Только что найденный читабельный текст сводки (см. факсимиле) позволяет внести необходимые исправления. В конце стихов: 14 – запятая, 22 – восклицательный знак и еще три точки, 48 – знак повтора (–»–) и слова «на часы твои смотрит. // а конём твоим правит».
[3] Бойко С. С. Доминанта творчества: Объём понятия и его функционирование. Опыт многоуровневого описания лирики Булата Окуджавы // Литературоведение на пороге ХХI века: Материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). – М., Рандеву-АМ, 1998, с. 213, 214, 215.
[4] Интервью В. С. Высоцкого 7 января 1980 года в Театре на Таганке // Вагант-Москва, 1998, № 1-3, с. 22, 23.
[5] Томенчук Л. Я. «Нежная Правда в красивых одеждах ходила. » // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. I. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997, с. 84.
[7] В монографии В. М. Мокиенко «Образы русской речи», где упомянуто это речение, афоризм дан в пересказе и допущена опечатка в названии фильма (Л., Изд-во ЛГУ, 1986, с. 195).
[8] Бойко С. С. Указ. соч., с. 215.
[9] Кулагин А. В. Галич и Высоцкий: поэтический диалог // Галич. Проблемы поэтики и текстологии. – М., ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2001, с. 15.
[10] Тема подобных якобы посвящений Высоцкого – других песен, другим людям – давно ждет своего исследователя.
[11] Рабинович В. Л. «Красивое страданье»: Заметки о русском романсе // Русский романс. – М.: Правда, 1987, с. 11.
[12] Томенчук, Людмила. «Нам ни к чему сюжеты и интриги» // Высоцкий: время, наследие, судьба. 1993, № 4 (8), с. 5.
[13] Тюпа В. И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001, с. 64.
[14] Бонди С.М. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 гг. – М., «Просвещение», 1971, с. 153.
[15] Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. – М., «Просвещение», 1970, с. 155, 156.
[16] Об этом см., например: Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М.: Рус. яз., 1989; Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999.
[17] а) На диске «Натянутый канат» песня названа «Правда и ложь».
б) В фонозаписи у Целиковской нет предисловия перед исполнением песни.
в) «Теперь я \ кое-что вам покажу \ из того что я придумал \ за последнее (усмехается) время. Вот например есть такая песня, которая называется „В подражание Окуджаве“. Я его очень люблю, он мой духовный отец, здесь, я из-за него и писать начал. И вот я \ придумал для него такую песню».
г) «Песня называется \ „Сказка о правде \ и лжи“».
[20] в) И беспокойная правда. И легковерная правда (Высоцкий оговаривается и исправляет оговорку.)
[21] а) Хитрая б) Наглая
[22] г) Мол, баба как баба
[26] а), б), г)И обзывали
[27] а) Тот протокол заключался обидной тирадой // (Кстати, навесили правде чужие дела): // Дескать, какая-то мразь называется правдой, // Ну а сама — пропилась, проспалась догола.
б) Стервой ругали ее, и похуже чем стервой, // Мазали глиной, спустили дворового пса. // «Духу чтоб не было! На километр сто первый // Выселить, выслать за двадцать четыре часа». // Тот протокол заключался обидной тирадой // (Кстати, навесили правде чужие дела): // Дескать, какая-то мразь называется правдой, // Ну а сама – пропилась, проспалась догола.
в) Стервой ругали ее, и похуже чем стервой. // Мазали глиной, спустили дворового пса: // Духу чтоб не было – на километр сто первый // Выселить, выслать за двадцать четыре часа. // Тот протокол заключался обидной \тирадой // (Кстати, навесили правде чужие дела): // Дескать, какая-то мразь называется правдой, // Ну а сама — пропилась, проспалась догола.
г) Тот протокол заключался \обидной тирадой // (Кстати, навесили правде чужие дела): // Дескать, какая-то мразь называется правдой – // Ну а сама, вся как есть, пропилась догола!
[28] а) Голая г) Только. Чистая (Высоцкий оговаривается и исправляет оговорку.)
[29] б), г) Долго болела, скиталась
[31] а) Высоцкий усмехается после слов «Некий чудак. »
[33] г) Он говорит: «Чистая правда
[35] б) Как-то, разлив по сту семьдесят граммов на брата. Часто! (Так Высоцкий исправил оговорку)
[38] Ковтун, Всеволод. Снова об источниках // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. II, М., 1998, с. 204, 205.
[39] Употребление Высоцким слова «импровизация» в контекстах его рассказов на выступлениях всегда подразумевало не создание в момент исполнения (импровизация), а варьирование, в зависимости от аудитории, ранее созданным.
[40] Крылов А. Е. Комментарии // Высоцкий В. С. Соч. в 2 т. Т. 1 (любое из 13 изданий).
[41] Высоцкий оговорился: песня «Купола» вошла в предпоследний диск, RCA, а не в «Натянутый канат».
[43] Прохоров Е. И. Герменевтика // Краткая лит. энцикл. – М.: Сов. энцикл., 1964, с.139.
[44] Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. – М.: Наследие, 1998, с.307.
Похожая притча
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяПохожая притча
Владимир Высоцкий не только великий поэт, он глубоко эрудированный человек, но, по мнению многих, и великий философ. Если кому-то кажется, что его песни – это просто стихи, написанные с большим юмором, то это совсем не так. Кстати, только люди, рожденные в СССР, могут понять их истинный смысл.
фото взято с яндекс.картинки фото взято с яндекс.картинкиЭто же сегодня молодежь может выходить на улицы, требовать отставки президента, и при этом утверждать, что у них нет свободы. Мало того, молодежь считает, что в СССР все было намного лучше и свободнее. Ну, их в этом убедили сегодняшние лидеры интернет-сообщества. Юные даже не предполагают, что испытывали люди, жившие во времена Высоцкого.
Да, его любил весь народ, который жил с ним в одно время. И не только простые советские люди. Его любили слушать и руководители страны. Те, которые заставляли его всегда говорить иносказательно, его тоже любили, за то, что он был во всем прав. Они знали, что творят неправедные дела, но даже не собирались, что-то изменять в жизни страны.
А теперь представьте: сильные мира того знали, что все идет неправильно, но со своей дорожки сворачивать не собирались, да и не хотели. Им нравилась их дорога. Она приносила им власть, могущество и деньги.
И был поэт, которого они к себе приблизили. Он увидел такой цинизм, такую несправедливость, о которой простые граждане страны даже не знали. И он был таким же, как каждый в этой стране – простым человеком. Представили? Вы любите страну, в которой живете, желаете ей всего самого доброго, а вас призывают к себе те, кто не думает о будущем родины, а только о своем материальном благополучии.
Это большая трагедия патриота, как бы сегодня банально не звучали эти слова. Поэтому Владимир Семенович и написал это стихотворение, которое сегодня выглядит, как притча о Правде и Лжи. Правда так гордилась тем, что она настоящая Истина на земле, так хотела всем понравиться, что гордо ходила в красивой одежде.
Читайте также: