Воскресная школа притча о блудном сыне занятие

Обновлено: 14.11.2024

ТДЦ : Рассмотреть идейное содержание притчи, познакомиться с произведениями живописи о блудном сыне и их авторами.

Разивать навыки работы с текстом, умения анализировать,

давать характеристики, сравнивать, делать выводы, составлять и работать с ОК.

Воспитывать нравственные качества учащихся

Оборудование : интерактивная доска, Л.Бетховен «Лунная соната», иллюстрации учащихся, репродукции художников( Жерар ван Хонхорст, Йохан Лисс, Бошверлорен , Бартоломео Мурильо, Николай Лосев, Сальваторе Розе и Рембрандт), схемы -ОК «Нравственные проблемы», презентации к уроку,название темы урока и эпиграфа.

Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы продлились дни твои на земле…

(из Библии )

1. Орг. момент. Звучит музыка Л. Бетховена «Лунная соната».

Вслушайтесь в музыку, ребята. Это Л.Бетховен. «Лунная соната». Какая эта музвка, определите темп и лад. Верно , темп - анданте , лад-минорный. Почувствовали, музыка нежная и в то же время грустная. Она вызывает целый вихрь чувств – и бурное трагическое волнение, смятение и отчаяние, бессилие и протест, смирение и гнев. Музыка вызывает в нас глубокие размышления о человеческой жизни. А сегодня она нас настроит на глубокие размышления о человеческой жизни.

Тема нашего урока «Притча о блудном сыне».

Поставьте цель к нашему уроку

Эпиграфом я взяла выдержку из Библии, которая отражает содержание нашего сегодняшнего разговора. Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители.

Проблемный вопрос: Какие нравственные проблемы рассмртриваются в притче?

2. Прежде чем перейти к обсуждению притчи, давайте вспомним литературные термины.

С которыми нам придется работать на уроке.

Терминологическая разминка ( ученик –опер зад))

Ребята, прочтите название притчи.

Как вы понимаете сочетание «блудный сын»?

А вот лексическое значение слова из словаря Ожегова

Блудный -старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

Это прилагательное образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения (на экране) 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

Итак, в слове блудить соединились два значения: прямое и переносное. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках.

- В чем же это выразилось? О чем говорится в притче?

Викторина по содержанию притчи (работа в парах –опер зад) двое учащихся выступают с викториной)


-Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

«Почитай отца твоего и мать»

-Правильно. Чтобы лучше понять смысл притчи, давайте познакомимся со сведениями о семейном укладе израильтян.

Историческая справка.( ученик –опер зад)

В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой

Младший сын нарушил эту традицию. Найдите эти строки в тексте.

«Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек, какие последствия это имело. Ясное представление нам помогут создать картины известных художников и Сычук А.А

Учитель ИЗО А.А. : Многие живописцы обращались к теме блудного сына. Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин.


Перед вами картины немецких художников Жерара ван Хонхорста «Блудный сын» и картина художника Йохана Лисса .

Что запечатлел на ней автор картины ? (Сцена в таверне, где молодой человек сидит в развеселой компании между подгулявшими женщинами.) Какие краски используют художники?

А вот следующие картины: нидерданского художника: Бошверлорена и итальянского художника Бартоломео Мурильо.

- Что изображено на ней. Каким мы видим блудного сына. К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

А вот эти картины русского художника Николая Лосева (1880г), итальянского художника Сальваторе Розе (17 век) и голландского художника Рембрандта (17век).

- Задание : Сравните картины и скажите, что в них общего и чем они различаются?

Какова цветовая гамма? Композиция.

( общее: отец прощает своего сына. Сын раскаивается .). На двух картинах отец очень рад , а на картине Рембрандта отец печальный.

Что хотели выразить в своих картинах художники? ( надо уметь прощать и уметь любить). Как велика любовь родительская любовь.

Я вижу вы тоже нарисовали свои рисунки. Защитите , пожалуйста,их.Спасибо.

Учитель литературы : Продолжим наш урок .

Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

- Какой момент в притче является кульминационным ?

Таким образом, мы увидели, что младший сын раскаялся в соврешенной ошибке, а отец смог его простить. Давайте еще раз обратимся к тексту.

1 группа : выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.

2 группа : выписать глаголы, относящиеся к отцу.

Выпишите глаголы в столбик по порядку по мере оценивания поступка ( положительный (вверх) или отрицательный( вниз) и сделайте вывод .

Работа детей в группах ( музыка)

Физкульминутка.

Выступление детей.

Выступление подгот. учащейся с презентацией –ОК отца и сыновей

Какие еще нравственные проблемы подняты в притче?

Выступление Сабины с ОК

- В притче, ребята, есть еще один герой – это старший брат. Как реагирует он на возвращение брата? (Не радуется, потому что считает, что отец незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь него пир)

- Что говорит он отцу? («Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка …»)

- Почему так говорит брат? (В нем говорит обида. Тут стоит задуматься, кто он сам: праведник или грешник? Он не осознает того, что человек слаб и грешен по своей сути и может ошибаться и сбиваться с пути истинного)

Прав ли старший брат? Прокоментируйте.

Прости, Отец, прости, Господь,
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Ты даровал благую часть,
Затем чтоб ближе стал к Тебе я,
Но я схватил ее скорее,
Чтоб отделиться и отпасть…

Зрел всюду, душу ослепя,
Земные блага, изобилье,
А пустоту внутри себя,
Увы, увидеть был не в силе.

Ушло имение из рук,
Уже ни золота, ни меди.
И — где друзья? Взглянул вокруг
И вдруг увидел, как я беден.

Прости, Отец, прости, Господь.
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Понравилось вам стихотворение? О чем оно?

- Как вы думаете, почему поэт обратился к форме монолога? (Монолог – звучит как исповедь, а герой становится вполне реальным, живым человеком)

- Какое чувство вызывает лирический герой данного стихотворения? (мы сочувствуем ему, радуемся тому, что он все-таки осознал свою вину)

- Вспомните слова отца из притчи о блудном сыне, обращенные к старшему сыну : «О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Вот и мы, действительно, должны радоваться возвращению блудного сына.

- Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно. В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения)

-Какие пословицы о родителях и детях вы подобрали к нашему уроку.

- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников)

. –А вот какие сочинения –рассуждения с выводами написали ребята.

(чтение сочинений)

Подведение итогов. Вывод. Какие

Личность, ребята, - это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли, души. Каждому из вас уже сегодня следует задуматься о своем становлении. Детство – это ваши истоки, корни. Закончите школу, и начнется ваш путь в самостоятельную жизнь. Но помните, благодаря людям, которые дали вам жизнь, вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей, а превратилась в чудесный факел. В память о сегодняшнем уроке примите сердечки, как символ любви, тепла, взаимопонимания.
Рефлексия : Мне понравилось…

Я взял для себя ……

Дом .задание : Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», на «5» -сравнительный анализ в ОК, сравнительная хар-ка Дуни и блудного сына в ОК., на «4» -характеристика Дуни –ОК или викторина по содержанию, или схема –композиции произведения.

Похожая притча

Задача: познакомить учащихся с притчей, помочь уяснить её духовно – нравственный смысл, и формирование УУД в условиях решения учебных задач.

- Познакомить детей с притчей «Блудный сын».

- Формировать навыки правильного, грамотного, сознательного, выразительного чтения.

- Формировать связную речь.

- Обогащать словарный запас детей.

- продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение.

-воспитывать уважительное отношение к родителям, бережное отношение к слову, чувство долга, ответственность, понимание.

3. Метапредметная : развивать логическое, аналитическое мышление, совершенствовать речь и творческую деятельность, эмоциональную восприимчивость.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

И мы не будем тратить время зря,

А приступим все сейчас к работе.

  1. Введение в тему урока

Учитель: Вспомните, как называется раздел книги, который мы изучаем? Учащиеся: Библейские сказания

Учитель :Чему нас учат Библейские сказания?

Учащиеся: Доброте, заботе о близких

Учитель: (Слайд)Давайте прочитаем высказывания, записанные на доске( Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон) Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан))

О чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня на уроке?

Учащиеся: О прощении и о любви к родителям.

Учитель: Верно. Какая Библейская заповедь напоминает нам о любви к родителям?

Учащиеся: Почитай отца и мать своих (слайд)

Учитель : Прочитайте, как это звучит в Библии.

Учитель : Действительно, Иисус всегда учил людей только хорошему, и делал он это с помощью притч. А что такое притча?

Работа по группам

1 группа : Откройте учебник на с. 80 и прочитаем определение слова «притча».

2 группа : Откройте рабочие тетради с.4 и прочитайте определение слова «притча»

3 группа :попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Учащиеся3 группы: Притча –это литературное произведение

Учащиеся1 группы: Притча – это короткий житейский рассказ, содержащий иносказания и поучение.

Учитель : Какое дополнение к определению «притча» встретилось 2 группе?

Учащиеся 2 группы: В любой притче есть скрытая загадка, которую нужно разгадать.(слайд)

На уроке мы узнаем, какая загадка скрыта в притче из Библии, которую пересказал для нас в книге «Свет миру» священник Александр Мень и попробуем ее разгадать. Прочитайте, пожалуйста, как называется эта притча. (Слайд)

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.

Учитель : В притче нам встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Объясните их значение. (слайд)

Как вы понимаете слово “блудный”?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

Учитель Давайте прочитаем выдержки из словаря Даля (слайд)

БЛУДНЫЙ - уклоняющийся от прямого пути, в прямом и переносном смысле.

3. (переносный смысл) заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек

Учитель: Давайте подберем однокоренные слова. А что такое блуждать?

Вот как .то слово толкует словарь В. И. Даля.

Блуждать 1.бродить или ездить, сбившись с дороги и не опознаваясь в местности, сбиться с пути, плутать, путать.

2. (переносный смысл) Отпадать от истинной веры.

Учитель: Какое значение слова «блудный» и слова «блуждать» для вас оказалось новым? Запишите эти значения в технологическую карту.

Учащиеся: Отпадающий от истинной веры, заблудший на пути жизни, праздный, тунеядный человек.

Учитель: Нам встретится еще одно устойчивое словосочетание, в русском языке такие словосочетания называют фразеологизмами. Это словосочетание «Хлебнуть горя». 1 группа найдет, что обозначает это словосочетание в словаре, а остальные предположите, что может обозначать это словосочетание? Давайте посмотрим, как трактует этот фразеологизм словарь Ожегова.

Перенести много трудностей, лишений в своей жизни.

4.Чтение текста по смысловым частям.

Учитель: Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу попросить вас послушать историческую справку о некоторые сведениях из семейного уклада израильтян. (Заслушивание исторической справки. Слайд)

Учитель: О каком законе израильтян вы узнали? С кем здесь сравнивается отец?

Ученики: О законе, который запрещал делить имущество, пока жив отец, о том, что сыновья не должны были покидать живого отца. Отец приравнивается к Богу.

Учитель: Начинаем читать текст . (Чтение 1 смысловой части)

Учитель: Как вы думаете, что произойдет с сыном в притче дальше?

(выслушать предположения детей)

Учитель: Продолжаем читать. (2 смысловая часть)

Учитель: Помогут ему друзья? (выслушать предположения детей)

Учитель: Читаем дальше.(3 смысловая часть)

Учитель: Вернется в этот момент сын? (выслушать предположения детей)

Учитель: Продолжаем чтение (4 смысловая часть)

5. Физкульминутка (Слайд)

Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

6.Работа по тексту.

Учитель: - Я предлагаю вам выбрать, какая из этих пословиц подходит к притче? (Слайд)

- Была вина, да прощена.

-Враньё не ведёт в добро.

-Добро потеряешь -опять наживёшь,

Друга потеряешь -уже не вернёшь.

Учитель: -Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Учащиеся: Притча о прощении.

Учитель: Назовите главных героев этого произведения.

Учащиеся: Отец, младший сын, старший сын.

Учитель: - Дальнейшую работу я предлагаю вам выполнить в группах. Каждая группа получит свое задание, результаты которого нужно внести в рабочую карту.

Задание для группы 1

Найдите в притче отрывок, как младший сын обидел отца. Что это значило по древним законам израильтян? (Уход из дома и раздел имущества являлся грехом)

Задание для группы 2

Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка, где младший сын вернулся к отцу. Какая главная мысль этого отрывка? (То, что отец простил сына)

Задания для группы 3

Подчеркните действия старшего сына, в которых выразилось его отношение к возвращению младшего брата .Изменились ли действия?(Сначала старший сын был обижен на отца, а потом простил младшего)

Работа в группах проверяется, обсуждается, при необходимости корректируется.

Заслушать ответы детей.

Учитель: -А сейчас я предлагаю каждой группе составить три вопроса к притче для других групп. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…?», «Как…?», «Как вы думаете…?». При ответе, где это возможно, прошу доказывать словами из текста притчи.

Если дети не задали следующие вопросы, то их задает учитель

-Почему сын ушел из дома отца?

(Не сиделось дома, хотелось дальние страны посмотреть)

- Какую заповедь нарушил младший сын?

(Почитай отца и мать своих)

_ Счастлив ли был младший сын, когда ушел из дома?

(Сначала – да, пока у него были деньги, а потом, когда денег не стало – нет)

- Являлись ли люди, которых он кормил и поил, его друзьями? Почему? Докажите словами из текста.

(Нет, они были рядом только из-за его денег, а как только у него денег не стало, то и все «друзья» разбежались)

- Почему младший сын не смог найти себе работу?

(Он ничего не умел делать)

- Почему он решил вернуться к отцу? Найдите его рассуждение в тексте.

( У него ничего не осталось, он был голоден, подъедал отруби за свиньями…)

Простил ли старший брат младшего? Докажите текстом.

(Простил. Сказал, видно, не сладко тебе жилось…)

Учитель: почему же блудный сын решил вернуться к отцу, только ли голод стал причиной возвращения? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните историческую справку, которую мы заслушали перед чтением текста.

(Сын осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.)

Учитель: Продолжим работу по группам. Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя, опираясь на опорные слова на слайде. (Дать список слов на слайде вперемешку) (После составления – проверка вслух, сверка со слайдом) (Слайд)

Экскурсия в картинную галерею

Учитель: - Сцена возвращения блудного сына всегда привлекала живописцев. Предлагаю вам рассмотреть нашу импровизированную художественную выставку, которая посвящена самому главному моменту притчи.

Учитель: - Посмотрите внимательно на иллюстрации с изображением сцены возвращения блудного сына. Как вы думаете, почему в разные эпохи художники так часто обращались к этой притче?

Учащиеся: Прощение и любовь к родителям – самое основное в жизни человека

Учитель: В начале урока мы должны были узнать, какая загадка скрыта в данной притче. Вспомните, с кем сравнивался отец, когда мы слушали о законах израильтян? (С Богом) Вспомните, с какими определениями слова блудный мы познакомились? (блудный – отошедший от истиной веры) Так в чем, по -вашему, состоит скрытый смысл этой притчи? (Блудный сын – это грешник, отошедший от веры, а отец- Бог, который прощает всякого раскаявшегося)

(Если дети затрудняются с выводом прочитать с ними задание 5 на с.89)

Учитель: - Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Что значит простить человека?

Похожая притча

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.

Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Краткий пересказ притчи « Блудный сын».

Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Работа с цитатой.

Слово учителя о долге.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

Орг. Момент.
Слово учителя

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту , учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

- Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

- Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

- А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

- Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

-Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

- Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек , потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

- Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

( Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына , мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

- Почему отец простил младшего сына?

( Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

- Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

- Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

-А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

-Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? ( Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

- Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

- Дайте определение понятию долг. ( Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

- Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». ( Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

- Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

-Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? ( Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

- Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Похожая притча

Цель занятия. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Ознакомление детей с религиозными понятиями (притча, фарисеи).

Раскрытие содержания и смысла притчи о блудном сыне.

Учить определять нравственные ценности жизни.

План занятия.

Раскрытие смысла слов: притча, блудный, фарисей.

Раскрытие содержания притчи о блудном сыне через чтение текста. Раскрытие смысла притчи через беседу.

Психологический настрой.

Раскрытие смысла слова «Притча».

В начале занятия поговорим об особенностях языка Библии.

- Но сначала вспомним, что такое сказка? (Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок).

- А что такое басня? (Короткий рассказ, который заканчивается поучением, когда под одним образом понимается другой, т.е. иносказание).

- Верно. Вот и в Библии есть иносказания, в которых скрыты поучения или нравоучения, они называются притчами.

- Как вы понимаете смысл слова – блудный? (непочтительный сын).

3. Раскрытие содержания притчи о блудном сыне.

Сегодня мы с вами познакомимся с притчей о блудном сыне, которую рассказал Иисус Христос фарисеям. Сели удобно и слушаем внимательно.

ТЕКСТ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

О ком притча? (о двух сыновьях и отце)

О чем попросил младший сын отца? (отдать ему часть имения)

Как он распорядился со своей долей наследства? (промотал его)

Почему отец ему не отказал? (любил своего сына)

Что случилось с младшим сыном? Почему? ( он остался без жилья и еды, потому что промотал наследство отца)

6. Как он поступил, после того как промотал наследство отца? ( стал пасти свиней ,а потом решил попросить прощения у отца и наняться к нему на работу)

7. Как его встретил отец и почему? ( очень обрадовался. Одел в лучшие одежды, зарезал лучшего теленка, и сказал всем веселиться)

Что сказал отец старшему сыну, когда тот обиделся на брата? (ты был всегда рядом со мной,а теперь порадуемся что твой брат жив и нашелся)

Как бы вы поступили на месте отца?

4. Раскрытие смысла притчи через беседу.

- Ребята, а как вы думаете, кого имел в виду Иисус Христос под образом блудного сына? (Всех людей).

- Верно. Бог дал нам свободу выбора, и мы должны выбирать правильный путь, чтобы спастись и прийти тем самым в Царство небесное.

- А кого он подразумевал под образом отца? (Нашего Бога).

- Правильно. Господь- это Отец всех людей, он всех любит и прощает, если мы придем к нему с покаянием. Поэтому, если вы оступились в жизни, но осознаете свои ошибки и придете в храм с покаянием, Отец наш простит, т.к. Бог- это любовь.

5. Работа в группах.

Детям предлагается в группах придумать свои поучительные рассказы. (Прослушиваем представителя от каждой группы)

6.Итог занятия.

- Христос на примере притчей открывал общие для всех законы духовной жизни, чтобы мы могли воспринимать поучение, каждый в меру своих возможностей – кто, сколько сможет вместить.

- Вот на примере этой притчи, чему она вас научила?(доброте и терпимости, умению простить другого, уметь осознавать свои ошибки)

Как надо поступать с родителями? (уважать и любить их, помогать им во всем, слушаться их, слушать их советы)

( Идут ответы детей).

Вывод: нужно учиться с любовью и уважением относиться к родным людям, окружающим. Учиться прощать друг друга , свои обиды стараться забыть, больше делать в окружающем мире добра.

Читайте также: