В и даль притчи

Обновлено: 14.11.2024

«Все­гда нам в укор будет то, что оди­ночка Вла­ди­мир Даль свер­шил труд, рав­ный труду мно­гих деся­ти­ле­тий иного гума­ни­тар­ного инсти­тута с его могу­чим кол­лек­ти­вом и совре­мен­ными сред­ствами науки и техники»

Вла­ди­мир Крупин

До сих пор мы знали Вла­ди­мира Ива­но­вича Даля в основ­ном как автора зна­ме­ни­того «Тол­ко­вого сло­варя». Знали о том, что именно Даль собрал уни­каль­ное собра­ние рус­ских посло­виц и пого­во­рок. Немного слы­шали о нем как о писа­теле-про­за­ике. Но вот вопрос: что это был за писа­тель? О чем писал? Что глав­ное в его мно­го­чис­лен­ных писа­тель­ских тру­дах и наблю­де­ниях? Дат­ча­нин по про­ис­хож­де­нию, он всю жизнь с любо­вью изу­чал Рос­сию, быт, рели­ги­оз­ный, житей­ский опыт и язык наро­дов, ее насе­ля­ю­щих, открыл нам богат­ства род­ного нашего языка. Сама по себе это уже была жизнь-подвиг. Однако о насто­я­щем, глав­ном жиз­нен­ном подвиге Даля мы до сих пор молчим.

Даль был одним из тех немно­гих ино­стран­цев, кото­рые поняли, полю­били и даже стали изу­чать и опи­сы­вать … Свя­тую Русь! До сих пор имя Даля мы свя­зы­ваем с этно­гра­фи­че­скими его наход­ками, с иссле­до­ва­нием рус­ских област­ных наре­чий, обы­чаев, народ­ных обря­дов. Но глав­ное в том, что Даль полю­бил в рус­ском чело­веке его… Пра­во­сла­вие. Свя­тая Русь, хотя он и был ино­зем­цем, не стала для него чуж­дой абстрак­цией. Он весь про­никся ею. Рели­ги­оз­ные воз­зре­ния и про­яв­ле­ния рус­ского народ­ного духа – вот глав­ный стер­жень его про­из­ве­де­ний. Именно из Пра­во­сла­вия выво­дил Даль мно­гие вели­че­ственно-бога­тыр­ские, самые широ­кие и яркие черты рус­ского наци­о­наль­ного харак­тера. Илья Муро­мец у него не про­сто – леген­дар­ный бога­тырь, обла­да­ю­щий неме­ре­ной силой и поби­ва­ю­щий вра­гов Руси вели­кой. В той сказке-легенде, кото­рую пред­ла­гает своим чита­те­лям Даль, Илья Муро­мец – прежде всего глу­боко рели­ги­оз­ная лич­ность, делами и сло­вами его руко­во­дит Сам Гос­подь Бог. Илья – плоть от плоти и силь­ный заступ­ник Свя­той Руси. Даль несо­мненно свя­зы­вал образ Ильи Муромца с лич­но­стью пре­по­доб­ного Илии, чьи мощи поко­ятся в Киево-Печер­ской лавре. Палом­ник ХVI века, некто Леон­тий, в своих запис­ках гово­рит: «Виде­хом храб­рого воина Илию Муромца, в нетле­нии под покро­вом зла­тым; ростом яко нынеш­ние круп­ные люди; рука у него левая про­бита копьем, язва вся знать; а пра­вая изоб­ра­жена крест­ным зна­ме­нием». Пре­по­доб­ный Илия был кано­ни­зи­ро­ван в 1643 году. Угод­ник Божий пре­по­доб­ный Илия (Муро­мец) имел про­зва­ние Чобо­ток (по дру­гим источ­ни­кам – фами­лию Чобо­тов). Он жил в XII веке. В дет­стве стра­дал тяже­лой болез­нью и был недви­жим. После исце­ле­ния пошел на службу к Киев­скому князю вое­во­дой. После леген­дар­ных воин­ских подви­гов, в рас­цвете лет (судя по всему, около сорока) он ушел в мона­стырь и скон­чался, будучи ино­ком Киево-Печер­ской лавры, около 1188 года. Про­ве­ден­ная уче­ными экс­пер­тиза мощей опре­де­ляет его воз­раст в 40 – 45 лет и под­твер­ждает пара­лич пре­по­доб­ного Илии в дет­стве и тяже­лые воин­ские раны. Почи­вает пре­по­доб­ный Илия, сло­жив пра­вую кисть руки в трое­пер­стии. Память его чтится цер­ко­вью 1 января.

В своей сказке Даль по-осо­бому, с глу­бо­кой верой в рели­ги­оз­ный инстинкт народа, кото­рый также видел в своем бога­тыре свя­того пре­по­доб­ного Илию Печер­ского, выстра­и­вает судьбу героя: Илья Муро­мец рож­да­ется в ночь с Вели­кой Суб­боты на Свя­тую Пасху, встает на ноги – тоже в Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние, а его дед Тимо­фей при­ни­мает схиму в Киево-Печер­ской лавре с име­нем Илла­ри­она. Сам же Илия «сидит сид­нем сидя­чим», «сидит с твер­дой верой, со сми­ре­нием, кроме молитвы прис­ной, слова не вымол­вит», «по зарям шепо­том молитвы начи­ты­вает», «а поклоны кла­дет, словно в воду ныряет». По сказке Даля, Илия «отро­дясь постится, а ско­ром­ного куска у него душа не принимает».

С Ильи Муромца и начал Даль опи­сы­вать Свя­тую Русь, кото­рая живет не только в про­шлом, но и в насто­я­щем, и в буду­щем Рос­сии. Свя­тая Русь для писа­теля Даля – это не только леген­дар­ные герои, бога­тыри, кня­зья, свя­тые. Это и обыч­ные люди, кото­рых он встре­чал на своем жиз­нен­ном пути и кото­рые пора­зили его глу­би­ною духа, кре­по­стью веры, чисто­тою жизни. В народ­ном пре­да­нии «Послух» писа­тель пока­зы­вает, как велика тайна чело­ве­че­ской жизни перед Богом: перед смер­тью ста­рушки к ней явля­ется умер­ший зна­ко­мый свя­щен­ник и при­ча­щает ее. И только этот слу­чай рас­кры­вает высоту духов­ной, по сути еван­гель­ской жизни этой с виду вполне обык­но­вен­ной старушки.

Это пре­да­ние по духу напо­ми­нает нам «Архи­стра­тига» и те дей­стви­тельно про­изо­шед­шие слу­чаи, кото­рые так памят­ливо соби­рает и бере­жет пра­во­слав­ный народ – во укреп­ле­ние веры и бла­го­че­стия. На основе этих народ­ных рас­ска­зов, напо­ми­на­ю­щих повест­во­ва­ния из «Лав­са­ика» или «Луга духов­ного», построен и рас­сказ «Вор». Каж­дый раз Даль, как и в сказ­ках своих для детей, при­дает рас­ска­зам автор­скую ори­ги­наль­ность. Оста­ва­ясь повест­во­ва­ни­ями в духе «досто­па­мят­ных ска­за­ний» о жизни свя­тых насель­ни­ков древ­них хри­сти­ан­ских посе­ле­ний, рас­сказы Даля изоб­ра­жают духов­ную жизнь кре­стьян­ства и дру­гих сосло­вий совре­мен­ной ему «Свя­той Руси». И как глу­боко знает он эту духов­ную жизнь! Его духов­ная проза повест­вует и чуде­сах Божиих, и о гро­мад­ной роли Божи­его Про­мысла в жизни чело­века, и о неза­метно про­яв­ля­е­мых, но не мерк­ну­щих хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях, и о страш­ных иску­ше­ниях. Как пре­красно уга­дал Даль рус­ского чело­века. В рас­сказе «Иску­ше­ние» изоб­ра­жа­ется заме­ча­тель­ная сцена: два мужика, – один из кото­рых хочет огра­бить и убить топо­ром дру­гого, – вме­сте стоят перед ико­нами и молят Бога отве­сти напа­де­ния беса. Это два брата во Хри­сте, кото­рые пони­мают, что не они, а бес пыта­ется совер­шить пре­ступ­ле­ние и вовлечь чело­века в без­дну греха, они вме­сте борются с ним. Такую сцену, конечно, можно уви­деть только в «Свя­той Руси» – Даль это понял.

Вообще пере­мена мате­ри­аль­ного состо­я­ния чело­века и свя­зан­ные с этим пере­жи­ва­ния, а зача­стую и взя­тый на душу грех – одна из излюб­лен­ных тем Даля. Известно несколько его про­из­ве­де­ний на тему соб­ственно «кла­дов» (напри­мер: «Клад», «Сказка о кладе», «Клад на корабле», ста­тья «Клады» в цикле «О пове­рьях, суе­ве­риях и пред­рас­суд­ках рус­ского народа» и др.). Почти в каж­дом слу­чае писа­тель не про­сто стре­мится дать нрав­ствен­ный урок, а делает это с пози­ций хри­сти­ан­ских. Он иллю­стра­тивно пока­зы­вает страш­ное и часто весьма при­ми­тив­ное дей­ствие в чело­ве­че­ской душе греха-стра­сти. Как пра­вило, один грех (корысть) при­во­дит к еще более тяж­кому (напри­мер, убийство).

Нельзя не ска­зать, что Даль пре­красно знал пра­во­слав­ный цер­ков­ный кален­дарь, цер­ков­ные обряды. Его «малая проза» так и пест­рит назва­ни­ями пра­во­слав­ных цер­ков­ных празд­ни­ков, име­нами свя­тых (так, напри­мер, в «Иване Лапот­нике» упо­ми­на­ется и св. Фео­дор Тирон, и св. сорок Сева­стий­ских муче­ни­ков). Хорошо знает он и строй цер­ков­ной службы. Мало кто из совре­мен­ных людей без ком­мен­та­рия смо­жет понять, напри­мер, его выра­же­ние из рас­сказа «Под­зем­ное село»: «Как забла­го­ве­стили к Достой­ной». А Даль знал, что во время освя­ще­ния Даров на Боже­ствен­ной Литур­гии уста­нов­лено «бла­го­ве­стить к Достойну, чтоб этот звон воз­буж­дал к боль­шему бла­го­го­ве­нию нахо­дя­щихся в храме…» [1]

Девица

Как по мосту, по мосточку

За деви­цей — молодец:

Зага­даю три загадки,

Ты изволь же отга­дать их:

А что рас­тёт без кореньев?

А что цве­тёт без алого цвету?

А что шумит без буй­ного ветру?

— Рас­тёт камень без кореньев.

Цве­тёт сосна без алого цвету.

Шумит вода без буй­ного ветру.

Популярное

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка». В 1832 году в стране вышел сборник произведений "Русские сказки", которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского. Все истории книги - стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.

Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например "Девочка-снегурочка", "Лиса и медведь" или "Война грибов" и "Журавль и цапля").

Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.

Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля - это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст - противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.

Похожая притча

«Дом Милосердия» имени Святителя Василия Великого - это строящийся в Санкт-Петербурге Православный центр медико-социального служения.

ПРИТЧА О ДУБОВОЙ БОЧКЕ

В лесу, в зеленой дубраве вырос дуб без малого в обхват толщиной и вскоре стал стареть и дряхлеть. Тогда пришел хозяин, срубил его и отдал мастеру. Тот распилил дуб на доски, сделал из них клепки, собрал их, связал обручами, вставил по дну в уторы – и вышла бочка.
За нее люди давали три целковых. В этой бочке они возили воду; кто ни смотрел, говорил, что она хорошо сработана – и мастеру на славу, и добрым людям на нужду – и что без бочки нельзя вести хозяйство, нельзя жить без воды, а возить ее неблизко, ведрами не наносишься.

Все бы хорошо, но бочка как-то быстро рассохлась и рассыпалась.
То ли хозяин не доглядел, то ли клепки сами между собой повздорили да вместе жить раздумали – не знаю; только рассыпалась бочка. Ребятишки растащили обручи, стали катать их по улицам и погонять хворостиной; клепки, под ногами повалявшись, пошли которая в печь, которая под лавку, а о бочке и помину не стало, словно ее и на свете не было.

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выби­рают вожака, того, кото­рый заво­дит, то есть начи­нает игру. Все осталь­ные пред­став­ляют гусей.

Вожак ста­но­вится на одном конце, гуси — на дру­гом, а волки в сто­роне прячутся.

Вожак поха­жи­вает и погля­ды­вает и как заме­тит вол­ков, то бежит на свое место, хло­пает руками, крича:

В о ж а к. Гуси-лебеди, домой!

В о ж а к. Бегите, летите домой,

Стоят волки за горой

Г у с и. А чего вол­кам надо?

В о ж а к. Серых гусей щипать

Да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выска­ки­вают из-за горы и бро­са­ются на гусей; кото­рых пой­мают, тех отво­дят за гору, и игра начи­на­ется снова.

Всего лучше в гусей-лебе­дей играть в поле, в саду.

Похожая притча

Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на. (Время чтения: 1 мин.)

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек. Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички. (Время чтения: 1 мин.)

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей. Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает и поглядывает и как заметит волков, то бежит на свое место, хлопает руками, крича: В. (Время чтения: 1 мин.)

Как по мосту, по мосточку Шла девица-семилетка. За девицей — молодец: — Стой, девица-семилетка, Загадаю три загадки, Ты изволь же отгадать их: А что растёт без кореньев? А что цветёт без алого цвету? А что шумит без буйного ветру? — Растёт камень без кореньев. Цветёт сосна без алого цвету. Шумит вода без. (Время чтения: 1 мин.)

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит: - А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая! Старуха на комочек. (Время чтения: 2 мин.)

Летала сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрел Это не сказка, это присказка, а сказка впереди. Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые. (Время чтения: 2 мин.)

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывает, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая: Заинька, попляши, Серенький, поскачи, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись! Заинька, в ладоши, Серенький, в ладоши, Кружком, бочком. (Время чтения: 1 мин.)

Сидит кошечка На окошечке Пришел кот, Стал кошку спрашивать, стал выспрашивать: — О чём киска плачет, О чём слезу ронит? — А как же мне не плакать, Как слёзы не ронить: Повар съел печёночку; Да сказал на кисочку; Хотят киску бить, Ушки теребить. (Время чтения: 1 мин.)

Жила-была кума-Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: - Впусти меня, Михаиле Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу. Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к. (Время чтения: 5 мин.)

Зимней ночью шла голодная кума по дорожке; на небе тучи нависли, по полю снежком порошит. "Хоть бы на один зуб чего перекусить", - думает лисонька. Вот идет она путем-дорогой; лежит ошмёток. "Что же, - думает лиса, -ину пору и лапоток пригодится". Взяла лапоть в зубы и пошла далее. Приходит в деревню и у первой избы. (Время чтения: 4 мин.)

В сказках и притчах всегда говорится, коли вы слыхали, что орел правит птичьим царством и что весь народ птичий у него в послушании. Пусть же так будет и у нас; орел — всем птицам голова, он им начальник. Волостным писарем при нем сорокопул*, а на посылках все птицы поочередно, и на этот раз случилась ворона. Ведь она хоть и ворона, а все-таки ей. (Время чтения: 1 мин.)

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жилье, берлогу, и залегал в нее с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь; пришел к нему и. (Время чтения: 2 мин.)

Каяться и зарекаться хорошо, если помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера, а с утра опять принимаешься за то же - так и в добром слове твоем добра мало. Дятел красноголовый лазил день-деньской по пням и дуплам. (Время чтения: 1 мин.)

Медведь на работе каменья воротит, Рак на колоде рубашку колотит, Волки в болоте просо молотят, Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Курочка-рябушечка избу метёт, Паук в углу основу снуёт, Утка в избе холсты точёт, Селезень-пирожник пироги печёт, Корова в рогоже всего дороже — В закуте стоит. (Время чтения: 1 мин.)

Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболе, а Ивашечке всего пошел третий. Отец и мать в детях души не чаяли и так уж избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут: — Мы-де тебе и того дадим и. (Время чтения: 4 мин.)

А что, ребята, какой ныне у нас день? Кто скажет, не заглядывая в святцы, не справляясь у церковника нашего, ни у тещи его, у просвирни? – А ныне трынка-волынка-гудок, прялка-моталка-валек, да матери их Софии, – отвечал косолапый Терешка, облизываясь. – А коли так, – молвил сват, – коли праздник, то, видно, быть тому делу так: чтоб не. (Время чтения: 9 мин.)

Сказка наша гласит о дивном и древнем побыте времен первородных: о том, что деялось и творилось, когда скот и зверь, рыба и птица, как переселенцы, первородны и новозданцы, как новички мира нашего, не знали и не ведали еще толку, ни складу, ни ладу в быту своем; не обжились еще ни с людьми, ни с местом, ни с житьем-бытьем, ни сами промеж собой, не. (Время чтения: 9 мин.)

Сказка из похождений слагается, присказками красуется, небылицами минувшими отзывается, за былями буднишними не гоняется; а кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним. (Время чтения: 13 мин.)

на море и на суше, о неудачных соблазнительных попытках его и об окончательной пристройке его по части письменной. Идет рыба на блевку, идет и на блесну – кто наелся былей сытных, приторных, тот поди для праздника перекуси небылицей тощей да пряною, редькой, луком, стручковатым перцем приправленною! Истина нахальна и бесстыдна: ходит как. (Время чтения: 13 мин.)

Была когда-то быль, а ныне сказка суднишняя. Пробежал заяц косой, проказник замысловатый, по свежей пороше, напрыгался, налягался, крюк выкинул сажени в три, под кочкою улегся, снежком загребся, притаился, казалось бы его уж и на свете нет – а мальчики-плутишки заутре по клюкву пошли и смеются, на след глядя, проказам его; экий увертливой. (Время чтения: 7 мин.)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. . (Время чтения: 1 мин.) (Время чтения: 1 мин.)

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, - Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе. (Время чтения: 2 мин.)

Ворона

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с нянь­ками, мам­ками, с малыми дет­ками, с ближ­ними и даль­ними сосед­ками. При­ле­тели птицы из замо­рья, боль­шие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Под­ме­тила это ворона и ну пере­лет­ных птиц оби­жать, у них яички таскать!

Летел сыч и уви­дал, что ворона боль­ших и малых птиц оби­жает, яички таскает.

— Постой, — гово­рит он, — негод­ная ворона, най­дем на тебя суд и расправу!

И поле­тел он далеко, в камен­ные горы, к сизому орлу. При­ле­тел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой пра­вед­ный суд на обид­чицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни боль­шим пти­цам: наши гнезда разо­ряет, дете­ны­шей кра­дет, яйца тас­кает да ими своих воро­нят питает!

Пока­чал сизой орел голо­вой и послал за воро­ною лег­кого, мень­шого сво­его посла — воро­бья. Воро­бей вспорх­нул и поле­тел за воро­ной. Она было ну отго­ва­ри­ваться, а на нее под­ня­лась вся пти­чья сила, все пичуги, и ну щипать, кле­вать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — карк­нула и поле­тела, а все птицы взви­лись и сле­дом за ней понеслись.

Вот и при­ле­тели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посе­реди да обдер­ги­ва­ется перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, ска­зы­вают, что ты на чужое добро рот разе­ва­ешь, у боль­ших и малых птиц дете­ны­шей да яйца таскаешь!

— Напрас­лина, батюшка сизой орел, напрас­лина, я только одни скор­лупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня дохо­дит, что как вый­дет мужи­чок пашню засе­вать, так ты поды­ма­ешься со всем своим воро­ньем и ну семена клевать!

— Напрас­лина, батюшка сизой орел, напрас­лина! Я с подруж­ками, с малыми дет­ками, с чадами, домо­чад­цами только чер­вя­ков из све­жей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ пла­чется, что как хлеб сож­нут да снопы в копна сло­жат, то ты нале­тишь со всем своим воро­ньем и давай озор­ни­чать, снопы воро­шить да копны разбивать!

— Напрас­лина, батюшка сизой орел, напрас­лина! Мы это ради доб­рого дела помо­гаем — копны раз­би­раем, сол­нышку да ветру доступ даем, чтобы хле­бушко не про­рос да зерно просохло!

Рас­сер­дился орел на ста­рую вру­нью-ворону, велел ее заса­дить в острог, в решет­ча­тый тере­мок, за желез­ные засовы, за булат­ные замки. Там она сидит и по сей день!

Похожая притча

Крас­ным летом всего в лесу много — и гри­бов вся­ких и вся­ких ягод: зем­ля­ники с чер­ни­кой, и малины с еже­ви­кой, и чер­ной смо­ро­дины. Ходят девки по лесу, ягоды соби­рают, песенки рас­пе­вают, а гриб-боро­вик, под дубоч­ком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гне­ва­ется: «Вишь, что их уро­ди­лось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмот­рит! Постой же, — думает боро­вик, всем гри­бам голова, — нас, гри­бов, сила вели­кая — при­гне­тем, заду­шим ее, слад­кую ягоду!»

Заду­мал-зага­дал боро­вик войну, под дубом сидючи, на все грибы гля­дючи, и стал он грибы созы­вать, стал помочь скликать:

— Идите вы, вол­нушки, высту­пайте на войну!

— Мы все ста­рые ста­рушки, не повинны на войну.

— Идите вы, опёнки!

— У нас ноги больно тонки, не пой­дём на войну!

— Эй вы, сморчки! — крик­нул гриб-боро­вик. — Сна­ря­жай­тесь на войну!

Отка­за­лись сморчки; говорят:

— Мы ста­рички, уж куда нам на войну!

Рас­сер­дился гриб, про­гне­вался боро­вик, и крик­нул он гром­ким голосом:

— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной вое­вать, кич­ли­вую ягоду избивать!

Отклик­ну­лись грузди с подгруздками:

— Мы грузди, бра­тья дружны, мы идём с тобой на войну, на лес­ную и поле­вую ягоду, мы ее шап­ками заки­даем, пятой затопчем!

Ска­зав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над голо­вами их взды­ма­ется, гроз­ная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зеле­ная травка.

А на ту пору при­шла с коро­бом в лес тетка Вар­вара — широ­кие кар­маны. Уви­дав вели­кую груз­де­вую силу, ахнула, при­села и ну грибы спод­ряд брать да в кузов класть. Набрала его пол­ным-пол­не­шенько, насилу до дому донесла, а дома разо­брала грибки по родам да по зва­нию: вол­нушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наи­боль­ший гриб-боро­вик попал в вязку; его про­ни­зали, высу­шили да и продали.

С той поры пере­стал гриб с яго­дою воевать.

Девочка Снегурочка

Жили-были ста­рик со ста­ру­хой, у них не было ни детей, ни вну­чат. Вот вышли они за ворота в празд­ник посмот­реть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Ста­рик под­нял комо­чек да и говорит:

— А что, ста­руха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая белень­кая, да такая кругленькая!

Ста­руха на комо­чек посмот­рела, голо­вой пока­чала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако ста­рик при­нес комо­чек снега в избу, поло­жил в гор­шо­чек, накрыл ветош­кой (тряп­кой. — Ред.) и поста­вил на окошко. Взо­шло сол­нышко, при­грело гор­шо­чек, и снег стал таять. Вот и слы­шат ста­рики ‑пищит что-то в гор­шочке под ветош­кой; они к окну — глядь, а в гор­шочке лежит девочка, белень­кая, как сне­жок, и круг­лень­кая, как комок, и гово­рит им:

Читайте также: