В чем смысл притчи про пахаря и крота

Обновлено: 21.12.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Похожая притча

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Похожая притча

Цель: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Личностные :

Развивать этические чувства как результата морального поведения;

знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;

учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные :

Формировать умение высказывать суждения;

учить осуществлять поиск и обработку информации.

Предметные :

Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование первоначальных представлений о христианской этике;

учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: эвристическая беседа

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы светской этики 4-5 класс», мультимедийная презентация на тему «Золотое правило нравственности», просмотр мультфильма «Крошка Енот», дидактический материал.

Основное содержание урока: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» − нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В.А.Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, разгадывание кроссворда, участие в учебном диалоге, групповая работа , с видеороликами, словарная работа, работа с притчами, выполнение итогового теста.

Основное понятие: «золотое правило нравственности»

I. Организационный момент.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку является пословица «Жизн ь дана на добрые дела».

- Как вы понимаете данную пословицу? (ответы учащихся)

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вспомните, какой теме был посвящён предыдущий урок?

(«Милосердие»)

- Какие рисунки вы нарисовали по данной теме? Давайте их рассмотрим.

III. Создание проблемной ситуации. Прочтение сказки «Счастливый принц».

Учитель зачитывает сказку «Счастливый принц»:

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

2. Беседа по содержанию сказки.

- Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? (она совершила добрый поступок)

- Вы правы, она совершила добрый поступок.

- А почему люди ценят добро? (добро помогает жить и защищает жизнь)

IV. Изучение нового материала.

1. - Да, вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много

разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

- Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете?

- А к какому из них относится понятие добра?

Мораль – это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».

- Почему его так называют?

- А почему говорят « золотые руки », « золотая голова », « золотые слова », « золотая мысль »?

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

2. Работа в группах.

Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их вслух:

Текст №1 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

- А что нужно еще?

- Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся.

3. Словарная работа.

- Ребята, объясните, как вы понимаете, почему правило нравственности названо «золотым»?

- Подберите к прилагательному «золотой» существительные и запишите полученные словосочетания.

- Давайте зачитаем ваши словосочетания. (Дети зачитывают)

4. Работа с притчей В.А.Сухомлинского «Пахарь и крот» на стр. 122-123 в учебнике.

- Прочитайте, ребята, в учебнике притчу.

- Как вы считаете, в чём смысл притчи про Пахаря и Крота?

- Объясните, как вы понимаете ответ Пахаря Кроту?

5. Работа в группах.

- Ребята, у вас на столах лежат лепесточки цветов.

Задание: На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро .

( На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро) .

Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова .

V. Физминутка.

Учитель: Руки подняли и помахали.

Дети: Это деревья шумят.

Учитель: В стороны руки и помахали.

Дети: Это к нам птицы летят.

Учитель: Быстро присели, руки сложили.

Дети: В норке зверюшки сидят.

Учитель: Встали и тихо за парты все сели.

Дети: Дети учиться хотят.

VI. Закрепление нового материала.

Которая же из них была матерью?

Почему вы так считаете? (ответы учащихся)

3. Решение кроссворда по теме урока.

То, что надо обличать и ненавидеть.

Те, кто несут ответственность за совершаемое зло.

То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза…

Различение оценки поступка
и оценки самого человека.

Тот, кого надо любить всегда.

То, что нельзя делать, если не хочешь быть судимым.

Составьте задание к слову, получившемуся по диагонали (любовь).

Проверка.

4. Игра «Какой Я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть , нарисуйте на туловище человечка красный кружок , если нет — зеленый.

Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

5. Выполнение теста для проверки знаний, полученных на уроке

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя.

г) любить людей как самого себя.

4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности?

а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость.

5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

6) Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и . .

Что . , то и пожнешь.

7) Отметь словосочетания, связанные с золотым правилом нравственности.

а) Играть на пианино.

б) Поддерживать товарища.

в) Бегать по дороге.

г) Делиться с другом.

д) Ходить на рыбалку.

е) Отзываться на чувства окружающиx

Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу друг друга).

Похожая притча

"Как зависит жизнь человека от его убеждений?", знакомит со взглядами Д. Лихачева на проблему, раскрывает содержание понятия"сверхличные цели", включает работу с притчами "Пахарь и крот"и "А зачем нужен ты сам?".

Читайте также: