Свящ павел великанов 21 по 50 притча о сеятеле

Обновлено: 14.11.2024

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).

У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, – узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек – кто слышит это и постигает.

«Вам дано, – говорит Господь, – знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому, что чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает, испытывая их в верности Божественной правде.

Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.

Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве – чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.

А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача – не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье – Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.

Сатана никогда не сдается, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем чтобы они не могли уверовать и спастись.

Кто не уверует, тот никогда не спасется – говорит нам сегодня слово Божие, и поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» – по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие – если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.

Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» – но не верят этому слову. Как рассказывал один молодой человек, который обратился к вере в советские годы. Когда ему случайно попалось на глаза где-то в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина) превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Он просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом его глупые и слепые невежды.

Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идет попрание драгоценнейшей святыни – люди топчут то, что предлагает им Господь – тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы – бесы, которые налетая, из самого сердца склевывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.

Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия – это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине – и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть – думают они – можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?

Неизвестно, какое испытание – скорбями или благополучием – оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» – испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало большинство людей – во времена ли страшных гонений, когда Господь показал нам, что значит Его слово, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда многих целиком захватывают житейские наслаждения, необязательно даже греховные? Человек всегда предпочитает горькому сладкое. Но нельзя забывать, что он не достиг еще того, что ему принадлежит по его естеству, что путь к этому – через горечь. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому, как будто бы, не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано – «подавляют» – душат его, и оно не приносит плода.

Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.

Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие – говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко – сказано в Евангелии от Луки – и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – говорит Господь, – «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13).

Вся жизнь со всеми искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее – утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовет нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило. Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие – это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия.

Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

«Имеющий уши слышать, да слышит!» – возглашает Христос. Он возвышает Свой голос через все времена, через все века, через все поколения до конца времен. К каждому человеку без исключения, обращен Его голос. Господь говорит, что путь, который Он предлагает – трудный, узкий, крестный, но только этим путем – слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его – исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.

Евангелие от Матфея. Глава 22, Стихи 1-14:

1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9. итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14. ибо много званых, а мало избранных.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов: Эта притча была рассказана в очень непростой ситуации. Спаситель находится в доме Симона мытаря, где вместе со Спасителем возлежат фарисеи и другие представители еврейской религиозной знати.

Вот один из участников торжества, вальяжно развалившись на этом торжественном пиршестве, говорит: «Блажен, кто вкусит благ Царства Небесного». То есть, другими словами, жизнь ведь удалась, смотрите, как хорошо, здесь мы торжествуем, пиршествуем и с Богом у нас все тоже в порядке, потому что мы – народ избранный, мы соблюдаем его закон, мы гарантированно попадаем в Царство Небесное.

Спаситель, услышав эту реплику, рассказывает собравшимся притчу. Чтобы понять притчу, которую рассказывает далее Спаситель, надо вспомнить, что брачный пир в то время – это не событие чьей-то отдельной семьи, это событие всего поселения, всего городка, которые в то время в то время были совсем небольшими. Поэтому практически не было такого человека, который бы не приглашался на званый пир.

Что значит, отказ от участия в праздничном пиру? Это тождественно разрыву отношений в хозяином, это подобно пощечине, которую в самый неподходящий момент человек отвешивает другому. Когда хозяин вдруг понимает, что все отказались, что никто не придет, он в раздражении призывает кого попало на пир – больных, хромых, кривых. Как мы сказали бы сейчас, берет, кого ни попадя.

Но самое интересное разворачивается дальше – эти несчастные, совершенно недостойные для участия даже в самом простом человеческом пиру люди, приходят в дом, хозяин им дает богатые одежды, для того чтобы они не ощущали себя некомфортно во время этого праздника.

И тут появляется вдруг какой-то человек. Скорее всего, кто-то из званых решил все-таки прийти на этот пир, чтобы уж не доводить ситуацию конфликта до предела. Но, когда он видит, что на пиру сидят люди, с которыми он на улице и рядом бы постеснялся оказаться, и эти люди одеты в богатые одежды, он отказывается одевать такую же одежду, чтобы, тем самым, подчеркнуть – я не вместе с ними, я не такой, как все остальные.

Хозяин замечает, что на его пиру есть человек не в брачных одеждах, тем самым, декларируя свое противопоставление всему собранию. Увидев это, он обращается к нему со словами: «Друг, как ты попал на этот пир, если на тебе нет одежд?»

Гость молчит, ему не хочется, ему стыдно признаться в том, что на самом деле он просто презирает всех тех, кто пришел на этот пир. В итоге оказывается выброшенным вон за свое высокомерие, а пир продолжается.

Не надо быть великим истолкователем, для того чтобы понять – тот самый человек, пришедший на пир не в брачных одеждах, это и есть законоучители, фарисеи и книжники, которые в тот момент лежали рядом со Христом, будучи абсолютно уверены, что у них место в Царстве Небесном давно забронировано.

Таким образом, Спаситель словами притчи вскрывает тот давний гнойник высокомерия и надменности, который был у этих людей, вскрывает, не для того, чтобы им сделать больно, а для того чтобы их душу очистить от самого главного греха – человеческой гордости, греха, который становится, как каменная стена, между человеком и Богом.

Помоги же нам, Господи, помнить о том, что спасение происходит исключительно по милости Божьей, а не по нашим делам, и нет никаких званий, никаких добродетелей и никаких подвигов, которые стопроцентно гарантировали бы нам попадание в Царство Небесное. Есть только одна милость Божия, на которую можно надеяться, но которую требовать нельзя.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Похожая притча

Похожая притча

В сегодняшней притче, прежде всего, говорится о еврейском народе, который настолько привык к идее своей исключительности, своих особых отношениях с Богом, что забыл о самом главном: ради чего был заключен завет между Богом и еврейским народом.

Христос после этой притчи обращается к слушавшим его иудеям: как вы думаете, что сделает хозяин виноградника с этими слугами? Иудеи отвечают так, как поступили бы сами: он направит туда войско, этих распоясавшихся людей уничтожат, а виноградник передаст другим виноградарям. Они не догадывались о том, что эта притча была о них самих, о том, что вместо того приносить плоды веры и благочестия они стали считать себя собственниками божественного завета, и в ответ на реплику иудеев, Спаситель говорит: разве вы не читали в пророческих книгах – камень, который отвергли строители, в силу его особой формы, неудобной для стройки, именно этот камень стал во главу угла, то есть стал замковым камнем, основным несущим всю силовую нагрузку в конструкции арки. Под этим камнем Христос подразумевает самого себя, он знает, что его выведут за пределы Иерусалима, убьют, но именно на этом камне будет основан новый Израиль – Церковь Христова, в которую войдет не только еврейский народ, но и все народы земли.

Иногда на человека находит ощущение того, что он на самом деле собственник своей жизни, что всё, что в ней есть ему принадлежит по праву и он, а не Бог здесь хозяин, и когда такое состояние целиком овладеет человеком можно заметить, насколько зло и агрессивно он будет реагировать на любые попытки расставить всё на свои места показать, что есть Бог – есть хозяин, а ты не более чем труженик в его винограднике.

Если внутри нас появляется какое-то раздражение, неприязнь, обида, когда кто-то со стороны пытается несколько урезонить в наших безграничных претензиях на это, казалось бы законное собственничество, то мы должны остановиться и понять: мы пошли не тем путем и мы можем оказаться в очень трагическом положении, когда наш виноградник, всё то, что нас окружает будет отдан другим, тем, кто сможет приносить достойный плод.

Помоги же нам, Господи, помнить, что не мы центр мироздания, а ты – наш хозяин, а мы всего лишь плохие труженики Твоего виноградника.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Похожая притча

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 5-15

05 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

06 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

07 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

08 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

09 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Казалось бы, в сегодняшней притче о сеятеле всё достаточно понятно: Бог засевает души людей Своим Словом, но далеко не у всех произрастает обильный плод. Однако в притчах Христа Спасителя есть глубина, с первого взгляда незаметная — ведь Он банальностей не говорил, и если нам кажутся Его слова слишком простыми, значит, это мы чего-то сильно недопонимаем.

По сути, перед нами — своего рода «лайф-хак», который предлагается Иисусом для слушателей в виде образов, простых и понятных палестинским земледельцам. Любой «лайф-хак» предлагает решение какой-то сложной проблемы неожиданным образом. Что же за проблема — и какой путь решения предлагает нам Спаситель?

А проблема — как была актуальной две, и три, и более тысяч лет назад — так и остаётся очень значимой и по сей день. Это проблема, как стать счастливым? Ответ дан Самим Богом — более того — эти ответы находятся повсюду в виде Божественных Логосов. Ведь наше, человеческое слово — всего лишь одна из форм выражения Логоса — который может также быть проявлен через звук, образ, движение — да практически через всё то, с чем имеет дело человек.

Многие слышали житие святой великомученицы Варвары — которая не имела возможности познакомиться с текстом Священного Писания — но для неё источником её любви и знания Бога стала природа. Созерцая её чистым сердцем, она смогла принять в себя семя Божественного Логоса и принести стократный плод. Она не была каким-то особым образом «посвящённой» в сакральные тайны, простым людям недоступные. У неё не было каких-то особых сверхъестественных даров «видеть сквозь стены» и «знать будущее». Она всего лишь смогла открыть свою душу навстречу Неведомому и Прекрасному Богу — и Он не замедлил откликнуться.

Так в чём же заключается сегодняшний евангельский «лайф-хак»? Хочешь стать счастливым — позаботься вот о чём: чтобы твоё сердце стало добрым и чистым — добавь немного терпения — и результат гарантирован!

Я уже вижу, как слушатель расстроился. Легко сказать — будь добрым и чистым. А как же к этому на практике подойти? И вот здесь мы немного приоткроем тайну притчи о сеятеле. Почему Христос взял именно семя в качестве образа? Давайте посмотрим, как семя растёт. Как только оно оказывается в подходящих условиях — влажной и тёплой земле — оно начинает прорастать — то есть умирать как семя, но рождаться как новое растение. Если бы у семени был ум — как у всех нас — тогда появилось бы множество затруднений. Потому что с точки зрения «умного семени» всё происходило бы совершенно не так, как оно себе представляло. И если бы имелась хоть какая-то возможность препятствовать происходящему — были бы брошены все силы, чтобы помешать этим крайне неприятным процессам.

В душе каждого крещёного во Христа уже заложено семя счастливой жизни. И от нас Бог не требует чего-то невыполнимого и очень сложного. Нам надо только создать правильные условия — и не мешать той огромной силе, уже заложенной в семени, дать возможность проявить себя так, как она — а не мы — этого хочет.

Помоги же нам, Господи, научиться помогать прорастающему в нас семени новой, святой жизни — а не пытаться препятствовать различными помыслами недоверия и сомнения!

Читайте также: