Притча об овцах и козлах

Обновлено: 21.12.2024

Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорит, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище - что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого.

Письма. Книга I.

Евфимий Зигабен

И соберутся пред ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ

И соберутся пред Ним вси языцы

после того как воскреснут из мертвых; а об их воскресении уже говорил в разных местах.

И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ

Теперь они все вместе, а тогда тщательно будут разделены. Речь здесь об одних только христианах, что будет ясно ниже.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

См. Толкование на Мф. 25:31

Лопухин А.П.

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

Много велось рассуждений по поводу выражения “все народы”. Какие народы? Христианские ли только, или и язычники, равно как и иудеи? Ориген прибавлял сюда еще и другие различия. “Недостаточно ясно, говорил он, значит ли слово “все” от всех поколений (ab omnibus generationibus), или тех, которые останутся до дня суда, или тех только, которые веровали в Бога через Христа, и все ли они, или не все. Однако некоторым кажется, что это сказано об отделении тех, которые веровали.” Выражения эти недостаточно ясны. Зигабен утверждал, что здесь речь только о христианах (περί των χριστιανών δε μόνον ό λόγος ένταΰθα).

Но если речь только о христианах, о чем можно было бы заключать из последующего разговора Царя с подсудимыми, показывающего, что все они знают Христа, то спрашивается, другие народы, кроме христианских, будут судимы или нет? Если не будут, то, следовательно, последний суд не будет всеобщим. Ввиду этого, некоторые делают уступку и говорят, что суд будет всеобщим, к нему призваны будут все без исключения люди, христиане будут судимы на основании принципов “милосердая и человеколюбия,” указанных в самой речи, а все другие — или на основании естественного закона, или существовавших у них кодексов закона нравственного. В пользу этого мнения говорит выражение πάντα τα εθνη — все народы, и мнение это, с такими или иными видоизменениями, принимается вообще новейшими экзегетами.

Против него, однако, можно возразить, что Христос говорил Своим ученикам о том, что они не будут судимы, а будут судить вместе с Ним двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28). С другой стороны, не подлежит сомнению подлинность следующих слов, сказанных Самим Спасителем: “истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин. 5:24). Эти слова совершенно ясны, суд не будет всеобщим; некоторые люди будут избавлены от суда. Таким образом, это первое и важное ограничение должно будет существовать на страшном суде. Чтобы уяснить все это, по-видимому, противоречащее одно другому, мы не должны представлять страшного суда в виде обыкновенного суда, где дело расследуется и рассматривается несведущими судьями, которые из судебного следствия заимствуют материалы для своих суждений. Небесный Судья не походит на земных судей; Он всеведущ и наперед знает тайны человеческого сердца, для Него не будет надобности в допросах и расспросах, как это делают обыкновенные судьи. Такое толкование весьма упрощает дело. Мы должны отрешиться от всяких представлений о наших человеческих судах, и тогда поймем, что все пророчество состоит из образов и символов, направленных к главной практической цели: побудить людей к делам милосердия и любви. Таким образом, притча о девах побуждает к бодрствованию, о талантах — к деятельности, а пророчество о страшном суде — к делам милосердия и любви. Из сказанного вывод остается только один: будут судимы все люди; но моменты суда будут продолжительны; некоторые раньше последнего суда перейдут в вечную жизнь. Все выражения в пророчестве образные.

“Введение поэтому не подходит к дальнейшей речи, между συναχθήσονται πάντα τα εθνη и καί άφοπιεϊ αυτούς невозможно никакое объединение, и здесь поэтому встречается сближение первоначально не имевших между собою связи частей, которое не может быть более с достоверностью разъяснено.”

Отделение овец от коз обычно во всех странах, где пасутся во множестве эти животные. Козлы, конечно, не служат в этой приточной речи характеристикой лиц, стоящих по левую сторону; этими животными Христос кратко пользуется для обозначения разделения людей, может быть, на черных и белых, т.е. злых и добрых. Отношение этого стиха к Иез. 34:17 сл. Цан считает “очень сомнительным.”

Толковая Библия.

Блж. Феофилакт Болгарский

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

См. Толкование на Мф. 25:31

Анонимный комментарий

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую

См. Толкование на Мф. 25:32

Прп. Исаак Сирин

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей… и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46); просветятся яко солнце (Мф. 13:43). И еще: от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф. 8:11-12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна?

Слово 58.

Евфимий Зигабен

И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю

С овцами сравниваются праведники по своей кротости, покорности и плодовитости относительно добродетелей, как овцы – относительно молока и шерсти, а с козлами сравниваются грешники по своей дикости, непокорности и бесплодия, можно еще присоединить, что по причине зловония греха, а также нежелания ходить прямым путем, старания уклониться от него и ходить по стремнинам. Конечно, животные эти все, что имеют, имеют от природы, а праведники и грешники – по свободной воле; поэтому одни из них награждаются, а другие наказываются. Разделяет их, не нуждаясь в свидетелях, потому что Сам Он и Свидетель, и Судья.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую

Похожая притча

Отрывок: от Матфея 25: 14–30, от Луки 19: 12–27. Аудитория: ученики Контекст: Иисус учит учеников о последних временах Ключевой стих: "Ибо у того, кто имеет, будет больше, и будет много. Кто не имеет, то и то, что у них есть, отнимется у них" (Матфея 25:29). Притча о талантах вписывается в контекст обсуждения Иисуса о последних временах. Он действует как естественное продолжение истории о 10 девственницах. В этой притче рассказывается история о человеке, который отправляется в путешествие и поручает трем слугам разные суммы денег. Когда хозяин прибывает, чтобы свести счеты с этими слугами, те двое, которым он доверил самые значительные суммы, предлагают хозяину возврат на его вложения. Третий слуга просто спрятал полученные деньги и отдает их хозяину. Последнего слугу ругают и отвергают за то, что он не получил никакой прибыли от доверенных ему денег. Непосредственный контекст указывает на то, что это предупреждение для Израиля, но приложение касается всех, кто стремится стать частью царства. Мы все несем ответственность за управление полученной благодатью и ресурсами. Они принадлежат не только нам они наши, чтобы множиться. Израильское древнее царство

Блж. Иероним Стридонский

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

См. Толкование на Мф. 25:31

Похожая притча

На поляне, среди огромного леса, жил-был волшебник, у которого было большое стадо овец. Каждый день он съедал одну овцу из стада. Овцы причиняли волшебнику много беспокойства - они разбегались по лесу, и ему приходилось тратить очень много времени на то, чтобы поймать одну овцу, а других снова собрать в стадо. Конечно же овца, которую он собирался убить, чувствовала это и начинала отчаянно сопротивляться, и её крики пугали других. И тогда волшебник решил придумать такую хитрость – он поговорил с каждой овцой наедине, и каждой что-то внушил.

Одной он сказал: "Ты не овца, ты такой же человек, как и я. Тебе нечего бояться, ведь я убиваю и съедаю только овец, но ты единственный человек в этом стаде и значит - мой лучший друг".

Второй он сказал: "Почему ты убегаешь от меня, как другие овцы. Ты же львица и тебе нечего бояться. Я убиваю только овец, а ты мой друг".

Третьей он внушил: "Послушай, ты не овца, ты волчица. Волчица, которую я уважаю. Я, как и раньше, буду продолжать убивать ежедневно одну овцу из стада, но волчице, лучшему другу волшебника, нечего бояться".

Таким образом, он поговорил с каждой из овец и каждой внушил, что она не овца, а совершенно другое животное, которое отличается от всех остальных овец в стаде.

После этого разговора поведение овец полностью изменилось – они совершенно спокойно паслись и больше никогда не убегали в лес. И когда волшебник убивал очередную овцу, они думали: "Ну вот, убили ещё одну овцу, а мне - льву, волку, человеку, лучшему другу волшебника, нечего бояться".

И даже овцы, которых он убивал, перестали сопротивляться. Он просто подходил к одной из них и говорил: "О, мой лучший друг, мы давно не общались. Пойдём ко мне на двор. Мне нужно с тобой посоветоваться по поводу стада овец". И овца с гордостью шла за волшебником на двор. И там он действительно спрашивал у своего лучшего друга, как идут дела в стаде. Жертва с радостью рассказывала ему обо всём, а потом волшебник убивал её. Поскольку смерть наступала мгновенно, то овца ничего не успевала понять.

Волшебник был очень доволен - он высоко поднял самооценку каждой из овец, в итоге они перестали забивать себе голову мыслями о неизбежной смерти, стали менее невротичны, наслаждались жизнью и спокойно щипали траву, в результате чего их мясо стало значительно вкуснее. На протяжении многих лет волшебник легко управлялся с огромным стадом, и самое интересное, что остальные овцы стали ему помогать - если какая-нибудь слишком сообразительная овца начинала догадываться об истинном положении вещей, то остальные овц.. ну, то есть львы, люди, волки - лучшие друзья волшебника, сообщали ему о странном поведении этой овцы, и на следующий день волшебник с удовольствием её съедал.

Такая вот притча. А Вы, кстати, кем себя считает - львом, волком или быть может даже человеком?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Епифаний Латинский

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

См. толкование на Мф. 25:32

Прот. Иоанн Бухарев

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

Почему Господь уподобляет праведников овцам, а грешников козлам? По сходству свойств: овцы – животные чистые, кроткие, незлобливые, покорные, терпеливые, каковыми по свойствам бывают праведники; а козлы – животные нечистые, злые, горделивые, каковыми по свойствам бывают грешники.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Епифаний Латинский

Ст. 32-33 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

Как может быть Он Сыном Человеческим, если Он - Бог и придет судить все народы? Он потому является Сыном Человеческим, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек. И вот Он, о Ком они говорили, что Он - человек, Сам воскресит из мертвых все народы и каждого человека станет судить по делам его. Тогда каждый народ увидит Его: увидят и те, кто Его отрицал, и те, кто Его отвергал как человека. Они все тогда увидят Его, но не все одинаково: одни - в наказание, другие - для жизни вечной (Дан. 12:2). Все народы соберутся ангелами от начала мира - от Адама и Евы до самого последнего человека на земле, любого, когда-либо рожденного. И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Господь наш, Кто знает наши мысли, Кто предвидит все дела человека, Кто знает праведный суд, разделит людей по заслугам каждого, как пастырь отделяет овец от козлов.

Толкования на Евангелия.

Лопухин А.П.

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую

Русский перевод точен, но не вполне выражает мысль подлинника. В греческом: “от (из, εξ) правой стороны” и “от левой стороны.” Лицо Судьи будет обращено к народам, и правая сторона не означает правую сторону по направлению к Нему (как у нас в церквах), а от Него. Вместо έριφος 32 стиха — теперь έρίφιον — козлик, уменьшительное. Объяснить такое различие довольно трудно. Вероятно, τα ερίφια поставлено здесь в более близкое соответствие с предыдущим τα πρόβατα и означает не столько “козлов,” сколько “козлиное стадо,” о котором в 32 стихе не было речи, потому что козлы были перемешаны с овцами и вместе с ними образовали одно стадо. В ст. 32 нельзя было сказать, что пастух отделяет “козлиное стадо” от “овечьего стада,” потому, что это было бы неточно и не вполне соответствовало тому, что бывает в действительности. Теперь же, когда козлы (и козы) были отделены, вся совокупность их, все стадо, называется τα ερίφια.

Толковая Библия.

Похожая притча

«Овцами» – Он называет праведных, как кротких и добрых и ходивших гладким и Им проложенным путем добродетелей и как уподобившихся Ему: ибо и Сам Он был наименован Агнцем Пророком и Крестителем, говорящим: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). «Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых, как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении.

Блж. Феофилакт Болгарский

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

См. Толкование на Мф. 25:31

Троицкие листки

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

Анонимный комментарий

Ст. 32-33 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Итак, люди на земле перемешаны, и не просто перемешаны, но так, что праведники живут бок о бок с порочными, так что их не различить. Между праведными и порочными нет очевидных различий. Как зимой не видно различия между живыми деревьями и засохшими, но прекрасной весной оно становится очевидным, так и каждый человек исследован будет согласно вере и делам его. Порочные не дадут ни листвы, ни плода, а праведники оденутся в листву вечной жизни и украсятся плодом славы. Так они будут разделены Небесным Пастырем, Господом. Земной пастырь разделяет животных по типу тела, Христос же делит людей по типу души. Овцы обозначают праведников в силу своей кротости, ибо они никого не обижают, и в силу терпеливости, ибо, будучи обижаемыми другими, они не сопротивляются. А грешников Он называет козлами, потому что им свойственны такие пороки, как упрямство, горделивость, воинственность.

И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Когда человек оказывается перед царем или судьей по ту сторону, где ему будет велено встать, он сам узнает, поставлен ли он за сделанное им добро или сделанное им зло. Если за добро, то он тотчас призывается ближе; если за зло, то ему повелевается встать на расстоянии. Так и Бог поместит праведников по правую сторону, а грешников по левую, чтобы каждый знал, каковы его заслуги, уже по самому месту, чтобы перед осуждением воспринимал свою вину. Заслуженно Он призывает праведников по правую сторону, ведь они никогда не знали стороны левой; заслуженно ставит грешников по левую сторону, потому что они никогда не желали познавать правое.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

Пред Судиею всего мира соберутся вси языцы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго пришествия, и все – в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню.

Дневник. Том I. 1856.

Притча об овцах и козлах

Отрывок: от Матфея 25: 31–46.

Аудитория: ученики Контекст: Иисус учит учеников о последних временах Ключевой стих: "Царь ответит: "Истинно говорю вам: что бы вы ни сделали для одного из этих моих меньших братьев и сестер, вы сделали для меня"" (Матфея 25:40). Иисус противопоставляет людей, разлученных в конце дней. В этой притче они разделены на основе услуг, которые они оказали. К всеобщему удивлению, Иисус настолько отождествляет себя с уязвимыми, что показывает, что, служа им, они на самом деле служат Самому Иисусу. Тех, кто отказывался от заботы о смиренных, судят за отказ от нее от Иисуса. Если бы это было единственное учение Иисуса, которое можно было услышать, было бы легко предположить, что искупление полностью основано на том, что мы сделали или не сделали. Применение здесь состоит в том, что спасающая вера приносит плод, а истинные последователи Христа - слуги.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: