Смысл притчи о ключах от счастья женского

Обновлено: 14.11.2024

Обобщить ранее изученный и самостоятельно подготовленный материал, систематизировать знания по теме « Русские женщины в творчестве Н.А.Некрасова », пробудить творческий потенциал учащихся (умение отобрать необходимый материал в соответствии с заданной темой, грамотно оформить его, умение выразительного чтения поэтического произведения), подвести итог самостоятельной работе учащихся.

Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

« Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Вступительное слово учителя:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Да вряд они и сыщутся… - так утверждает устами святой старицы крестьянка Матрёна Тимофеевна в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо? »

Постановка темы и целей урока

Цель нашего урока: выяснить, так ли это, проследить, как развивается тема женского счастья, женской судьбы в поэзии Некрасова, и обобщить изученное.

Судьба русской женщины волновала поэта всю его сознательную жизнь. Его героини предстают перед нами в разную пору своей жизни: девушка, невеста, жена, мать и…вдова.
У Некрасова много стихотворений, где он размышляет о судьбах простых женщин . Назовите

(«Тройка», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час» и др.).

Заглянем в портретную галерею поэта, полюбуемся

Просмотр иллюстраций к произведениям под песню «Лучина»

Не случайно в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» центральная часть повествования отведена одному персонажу — русской крестьянке и вопросу о том, можно ли найти счастливую среди женщин.

Некрасов «приковывает» внимание только к жизни крестьянок. В поэме нарисован ряд женских типов. Появляется несколько женщин на ярмарке, эскизно представляются два столь непохожих и вместе с тем весьма важных типа: батрачка Домнушка, мать Гриши Добросклонова, и бойкая кума бурмистра Орефьевна, выручившая вахлаков из беды перед князем Утятиным. В центре, конечно, стоит величественный образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Образ Матрены Тимофеевны — величайшая удача автора. Это первый в русской литературе образ крестьянки, показывающий с исчерпывающей полнотой красоту ее обаятельных черт характера. Никакие жестокости, никакой произвол «сильных мира сего» не в состоянии были лишить Матрену Тимофеевну вольнолюбивых желаний и способности к борьбе.

Образ Матрены Тимофеевны

-Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Величавая славянка, сильная волевая женщина, умелая расторопная труженица, любящая мать, некрасовский тип женщины, народный идеал красоты (корова холмогорская)- породистая-это комплимент

О ней можно сказать: Красавица- миру на диво

Творческая работа учащихся

А какие цвета вы представляете, видя образ Матрены? (“цветовая гамма”)

Матрена Тимофеевна не только красивая, она очень одаренная, талантливая женщина. Образ ее во многом срисован с народной Сказительницы Ирины Федосовой, чьи песни, плачи и причитания использовал Некрасов

Веками складывались грустные песни о женской доле. Некрасов включает, иногда без изменения, внесенный материал, заимствованный из сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим. Песни-причитания отражают характернейшие черты народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники (они тоже знают эти песни). Некрасов приводит песни «Велел родимый батюшка», «Спится мне», «Мой постылый муж» и др. все с той же целью: подчеркнуть общеизвестность положения женщин в семье.

Основной мотив женских песен ( какой?) мотив воли как обязательное условие счастья.

Слушание песни «В бессчастный день»

Жизнь Матрены Тимофеевны

В поэме « Кому на Руси жить хорошо » судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки ».

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна

В каких образах предстает она? дочь, сестра, мать, жена, сноха, Женщина

В рассказах о женской доле поэт раскрывает нам образы от младенчества до смерти. Жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы. Все в жизни Матрены исполнено поэзии, целомудрия, серьезности…

Кто помогает Матрене? К кому она обращается с молитвой?

Она обращается к Богородице. Почему именно к Богородице? Она заступница жен и матерей

Молитву читает ученик

Услышала ли Богородица молитву.?

Крестьянки и дворянки
Остановимся на песне о добродетели губернаторши. Для цензуры Некрасов разделил «Главу V Бабья притча».Цензоры считали, что страдания крестьянки не имеют никакой связи с доброй губернаторшей. Некрасов начинает новую главу словами: «Замолкла Тимофеевна».

А чем отличается счастье крестьянки и дворянки? Чем схожи их судьбы?
-Что объединяет эти образы? Страдания

Матрена, может быть, счастливее губернаторши, потому что она МАТЬ

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская », и величавая труженица Дарья из поэмы « Мороз, Красный нос », и женские образы из поэмы « Кому на Руси жить хорошо » - Домна, мать Гриши, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать.

Отрывок из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская »

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская. Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени

Всевыносящего русского племени многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная – солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжёлую,

Баба порезала ноженьку голую – некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда – растрепалися косыньки, - надо ребёнка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении, пой, терпеливая мать!

Слёзы ли, пот ли у ней под ресницами, право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, канут они всё равно!

Вот она губы свои опалённые жадно подносит к краям…

Вкусны ли, милая, слёзы солёные с кислым кваском пополам? (1862 г)

Все женские образы Некрасова поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут.

Что пришлось пережить- Матрене- матери?

О матери Гриши Добросклонова- Домнушке. Она очень мало прожила. Какая забота ее тревожила всю жизнь? (бедность-соль)

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву

Легче самой идти на позор, на смерть, чем видеть, что это делает твой ребенок

Вспомните у Ахматовой

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.


Некрасов дважды устраняет из черновой рукописи строки, повествующие о том, как Матрена Тимофеевна готова была покончить самоубийством («Какая баба русская раз двадцать на веку не подходила к проруби, не думала повеситься? Все было и со мной»).

- Что удержало ее от страшного греха? Любовь к детям («Мать от детей не топится»).

Чему учит крестьянка своих детей?

« Просите, детки, ласкою,

Не смейте воровать! »-

напутствует Матрена ребятишек, посылая их, подавив свою гордыню (даже раскаявшись в ней), просить милостыню.

- Можно не сомневаться, что у такой матери, у такой врожденной воспитательницы, вырастут честные, хорошие дети!

Что же придает Матрене силы и радости в жизни?

Конечно, прежде всего – м а т е р и н с т в о! Сильнейшее из чувств.

- Она и Демушка – самая лучезарная зарисовка в поэме, -

Вспомним сцену из романа И.С. Тургенева « Отцы и дети », где, любуясь Фенечкой и Митей, автор пишет о ЧЕМ?

что ничего нет в мире прекраснее молодой матери со здоровым ребенком на руках.

Кто из художников боготворил и писал Матерей, мадонн (Рафаэль)?

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

Ей-то уж добра не занимать

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

И с тех пор живет она в веках,

Самая прекрасная из женщин Женщина с ребенком на руках С.Островой

- Да, . Женщина живет детьми. Они – её опора и счастье.

- А вот у Катерины из драмы Островского « Гроза » не было детей,

И не за что было ухватиться несчастной, сломалась от первых ударов судьбы.

Некрасовской молодой матери есть ради чего жить, поэтому она выносит всё:

« Что ни велят – работаю,

Как ни бранят - молчу ».

С рождением ребенка жизнь обретает смысл. Вместо гнева – в сердце добро; всё вокруг озарено улыбкой любимого чада.

Великое чувство! У каждых дверей, в какой стороне ни заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей далёких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!

-Почему так часто он пишет о матери?

Образ матери вдохновил Некрасова на создание ряда произведений. Поэт уверен: это самое дорогое, -что есть у человека в жизни. Мать способна не только дать жизнь ребёнку, но подвигнуть его на великие дела.

Учитель: О своей матери с благоговением поэт писал:

О мать моя! Подвигнут я тобою, во мне спасла живую душу ты!

Елена Андреевна, мать поэта, - дворянка, а судьба её не менее печальна, чем судьба крестьянки, ибо в её семье царили произвол и самодурство мужа – отца поэта – Алексея Сергеевича Некрасова. Но мужественная женщина терпеливо несла свой крест, жертвуя собой во имя детей.

Отрывок из стихотворения « Родина

… Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил. О! Знаю, знаю я.

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести тебе достало сил,

Предсмертный шёпот твой губителю простил!

З вучит гимн « Аve Maria! » Франца Шуберта. Перед учащимися – репродукция « Сикстинской мадонны »

Была ли Матрена счастлива?

- Тяжела бабья доля в крепостной России. Тем не менее, Матрену Тимофеевну « ославили - счастливицей ». Вопрос проблемный: « Так в чем же счастье этой крепостной крестьянки? Считает ли она сама себя счастливой? » .

- Счастливой Матрену не назовешь, - Велики потери и утраты на её жизненном пути, не оплачены унижения, очевидна несправедливость к ней, труженице. На их фоне подарки судьбы, вроде губернаторской поддержки или вынужденного превращения в главу семьи, не могут удовлетворить такую могучую натуру. Тем более что Матрена Тимофеевна мысленно объединяет свою несчастную судьбу с долей других российских баб и с болью заключает:

« Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

- Значит, эпитет « счастливица » воспринимается только как грустная ирония? – Но ведь были же счастливые моменты в жизни Матрены…Какие?)

- Конечно, сама Матренушка называет такие счастливые моменты. Это « счастье в девках », непьющая семья, сватовство к ней Филиппа. Была забота и любовь родителей, были веселые времена с суженым. Как немного надо было ей для её счастья!

А как отзывается Матрена о муже?

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать.

- Она говорит о муже, как о кормильце, « голубчике »,

.- Вспоминает больше светлые моменты совместной жизни: как им было весело вдвоем; о катании на саночках; о подаренном им платочке; о поездке с ним к батюшке и матушке.

- А о ссорах? О мужниной плеточке?

. – Но нехотя. « Замялась Тимофеевна », - пишет Некрасов, когда речь заходит о ссорах с мужем.

Природная деликатность не позволяет Матрене выносить сор из избы. И только обещание « душу выложить » обязывает на откровение о несправедливости мужа, о том, как обидно, а иногда – бесчестно поступала с ней семья.

« Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

говорит женщина, не изучавшая учебников этики и психологии семейной жизни, а своим разумом постигавшая их правила.

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Типичность в образе героинь Некрасова

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.

Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

- Какой вы увидели русскую женщину в изображении Некрасова:

- Каков, на ваш взгляд, некрасовский идеал русской женщины?

красивая: высокая, статная, румяная, смуглая, с длинными чёрными или русыми косами; сильная духом, верная жена, заботливая мать, хранительница семейного очага; гордая, способная преодолеть людское непонимание, презрение;

Высоконравственная даже в своём бесправии, как сама Русь: « Ты и могучая, ты и бессильная

Читаешь произведение и понимаешь, как прекрасно и трудно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом , мужа и Это – о Матрене великомученице. Можно ее так назвать?

Матрена святая? Кого называют святыми (кто много страдал). Матрена- мученица, страдалица. Мы по праву можем сказать о ней, что она святая Матронушка

( проецируется образ святой)

Какие черты характера помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной?

Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость

«Кто ж защитит тебя? » — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Сумел ли Некрасов найти ключи от женского счастья?

Кого он сам сделал счастливой? Авдотью Панаеву или Зинаиду (Феклу Викторову?)

Современная женщина

Изменилось ли положение женщины сегодня? Что женщине нужно для счастья?

Социологи выяснили, что мужчинам для того, чтобы ощущать себя счастливым, в большей степени, нежели женщинам, не хватает денег и связанной с ними стабильности.

А В чем заключается женское счастье (сочинения — интервью детей)

(слайды женское счастье)

Современная жизнь давно уже предоставила женщине выбор: муж, дети, уютный дом или карьера, возможность реализовать себя в социуме. Выбирай или совмещай!

поэма Роберта Рождественского « Монолог женщины »:

Современная женщина, современная женщина!

Суетою замотана, но, как прежде, божественна!

Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

До конца непонятная, никому не подвластная!

Современная женщина, современная женщина!

То грустна и задумчива, то светла и торжественна!

Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,

Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!

Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,

И заботы служебные, и заботы семейные!

Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,

Остается загадкою современная Женщина!

Так, где же они, ключи от счастья женского?

Как найти золотую середину и устроить свою жизнь так, чтобы все в ней было гармонично и ладно, чтобы ощущение счастья было нам знакомо не понаслышке?

Каждый сам кузнец своего счастья. Желаю вам найти свое счастье, и на вопрос, счастливы ли вы, отвечать уверенно: Да, я счастливый человек.

Похожая притча

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что "не дело между бабами счастливую искать! "В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого.
Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: Еще ты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына! С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "раз-битым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля":А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное.. .
Выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских "милостей": того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской". Покорный раб показан также в образе "холопа примерного Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного.. . походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил": сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: Люди холопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездоле-ны и обескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появляв люди, способные к сознательному, активному протесту, и ) верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь русского народа.
Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.

Похожая притча

Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!. .

По мне обиды смертные

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело — между бабами счастливую искать! ”

В последней главе, названной “Бабья притча”, крестьянка говорит об общей женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его “дочка — вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится “близостью” к господам и своей “почетной” болезнью — подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:

А я князей Утятиных Холоп — и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное.

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских “милостей”: того, что после купанья в проруби князь “водки поднесет”, то посадит “рядом, недостойного, с своей персоной княжеской”. Покорный раб показан также в образе “холопа примерного — Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который “в зубы холопа примерного.. . походя дул каблуком”. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил “вольную”, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем “на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей”. Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типичес

Похожая притча

3. Как Некрасов создаёт картины большого народного праздника?

4. Чем живёт народ в этой главе?

3. Работа по главе «Пьяная ночь»

1. Какой картиной начинается глава "Пьяная ночь”?

2. Как Яким характеризует крестьянскую душу?

3. ли вы с мнением, что наружность у Якима не индивидуальная, а общекрестьянская? Как вы это понимаете?

4. Работа по главе «Счастливые»

1. Перечисли всех счастливых. Объясни, почему никого не выбирают мужики?

2. Похоже ли счастье простого народа на счастье дворовому человеку князя Переметьева?

3. Кто такой Ермила Гирин? Чем он заслужил уважение народа?

5. Работа по главе «Крестьянка»

1. Почему женщины села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую? Какова жизнь до замужества?

2. Откуда мы узнаём о её уме?

3. Какие поступки свидетельствуют о её трудолюбии, настойчивости, твёрдом характере, силе воли, любви к мужу и детям?

4. Каков смысл притчи о "ключах” от счастья женского?

5. Какими приёмами пользуется Некрасов в раскрытии образа Матрёны Тимофеевны?

6. Работа по главе «Савелий, богатырь святорусский».

1. С кем Некрасов сравнивает Савелия? Докажи.

2. В чём трагедия Савелия?

Система образов поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (практич. работа) по ч. 1

1. Кратко опишите характеры семи странников, крестьян-правдоискателей. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите сказочные фольклорные образы поэмы. Зачем, на Ваш взгляд, Некрасов вводит их в поэму о поиске счастливого? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чём для мужика счастье? Кто из героев поэмы дает точный ответ – «покой, богатство, честь»? Почему этот герой вызывает сочувствие и страх? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Глава «Счастливые» (1-я часть). В чем каждый из «счастливых» видит счастье? Дополните цитатами (можно тезисно, своими словами)

Читайте также: