Семейное чтение притчи 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 14.11.2024

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Учитель: «Русскому философу Николаю Бердяеву принадлежат слова: «Христианство – не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке». Священное Писание говорит, что мы созданы по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.

Какого человека можно назвать милосердным?

Ответы детей: «Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь».

Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас «ближний?»

Ученики: «Ближние» - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, в общем, семья.

Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.

Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. А начал он Своё служение в возрасте 30 лет (Слайд 1, 2, 3).

Что такое притча в библейском понимании? Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Он раскрывал людям тайны духовного учения о Царствии Божием через притчи. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Он делал короткие, яркие, меткие сравнения. И такой прием помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель.

Притча – это земная история с небесным смыслом. Она надолго запоминалась и побуждала тех, кто заинтересован поиском духовных истин, к ещё более глубокому поиску. Мы даже можем сказать, что притчи Спасителя — это послание в вечность. Проходят века, а притчи, по-прежнему, производят на нас сильнейшее впечатление, воспитывают нравственно и духовно.

Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон (Слайд 4, карта Израиля; Виды Иерусалима и Иерихона Слайды 5, 6).

Иерусалим – город трёх мировых религий - Христианство, иудаизм, ислам. Люди, исповедующие эти религии, по-разному поклоняются Богу. У них разные Священные сооружения, различные Священные книги. Но во всех Священных книгах звучит призыв Бога быть милосердными.

Иерихон – прекрасный зелёный город. Пальмы, благоухающие плантации роз…

Но вернемся на дорогу, соединяющую Иерусалим и Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т. к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников.

Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Даже в нашем веке, в 30-х годах туристов предупреждали: возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. В своей притче Иисус Христос описывает действительное положение дел на дороге.

Устанавливаю большой фланелеграф, на котором изображена вьющаяся в горах пустынная дорога. На дороге лежит израненный иудей. Далее все события притчи иллюстрируются движущимися фигурами действующих лиц: священника, левита, самарянина с осликом, хозяина гостиницы.

Учитель: Сегодня библейский текст читаю Я, а не вы (Лк. 10:30-37).

«На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».

Учитель: Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?

Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.

Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.

Учитель продолжает читать Евангелие «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его . ».

Делаю паузу: Кто знает, кто такой священник?

Ученики: Он служит в храме.

Учитель: Правильно, он проводит богослужения в храме. Слово «священник» (евр. «коген») означает священнодействующий. Он совершает священное служение.

Учитель: А чему он учит?

Ученик: Доброте и милосердию.

Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?

Дети хором: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.

Учитель читает дальше: «прошёл мимо».

В классе тишина, на лицах – недоумение.

Учитель: Возможно, священник подумал, что этот несчастный мёртв. Иудейский священник, конечно, помнил, что по иудейскому закону «всякий, прикоснувшийся к мёртвому человеку, будет нечист семь дней» (Числ. 19:11).

Прикоснувшись к мёртвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милое сердце»?

Дети: Нет, у него каменное сердце.

Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?

Дети: Дружное: «Нет»! Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия.

Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошёл мимо.

Учитель: Игорь, представь себе, что утром я бегу на уроки в школу и обнаруживаю тебя лежащим на снегу. Ты не можешь пошевелить ногой, острая боль – подвернул ногу. Ты смотришь на меня и надеешься, что я помогу тебе.

Игорь, улыбаясь: Конечно, поможете.

Учитель: А я говорю тебе: «Прости, спешу на урок, мне надо учить детей добру. Не обессудь, но я побегу дальше».

Учитель: Игорь, ты говоришь, что священник любил Бога. В Библии написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8). А была ли в сердце иудейского священника любовь к избитому до полусмерти человеку? Очевидно – нет. Значит, и любви к Богу у него в сердце не было.

О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. Милосердие — это любовь в действии.

Учитель продолжает чтение: «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и …».

Делаю паузу: Левиты – помощники священника [иподиаконы]. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы. Левиты не были связаны запретом на прикосновение к телу мёртвого человека. Как поступит тот левит?

Дочитываю стих Евангелия: «… прошёл мимо».

Обсуждаем, почему и этот человек ушёл, не оказав помощь.

Возможно, собственная безопасность для него – прежде всего. Бандиты на этой дороге применяли различного рода западни. Один притворялся раненым, другие набрасывались на склонившегося для оказания помощи человека. Левит, по-видимому, не захотел рисковать собой. Можно ли его назвать милосердным? Конечно, нет. А какое у него сердце?

Учитель: Да, трусливое.

Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился ещё один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности.

У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.

Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, …». Пауза.

Учитель: Что сделает самарянин?

Дети: Позлорадствует, скажет так тебе и надо.

Учитель: Давайте прочитаем, что же случилось на самом деле: «… и, увидев его, сжалился, И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Милосердие состоит не только в вещественной помощи, но и в духовной поддержке. А как вы думаете, как проявлялась духовная помощь самарянина пострадавшему?

Ученики: Самарянин, наверное, всю ночь поддерживал раненого, утешал его, подбадривал, клал ему мокрое полотенце на лоб.

Учитель: «Да, он отдавал себя пострадавшему — своё внимание, силы, время.

Мать Тереза, известная своим милосердием, говорила: «Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую, что помогаю самому Господу». Разве это не прекрасное ощущение?» (Слайд 7).

Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и всё-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него.

Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте.

Самарянин тоже видел, но видел сердцем - сердцем, в котором жила любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелевало его рукам.

Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил бедного еврея на осла и повёз его в город в гостиницу.

Далее Иисус Христос задаёт вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Дети отвечают: «Самарянин».

Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу?

Читаю: «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»

Дети отвечают, что ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь. Ближним может быть незнакомый человек.

Учитель: Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Дети хором: «Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему».

Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи. Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.

Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь всё равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.

Ученик: Моя бабушка нашла стихотворение о самарянине в интернете и попросила передать его Вам.

Учитель: Так, прочти его вслух.

Ученик: стихотворение называется: «Сегодня можем мы бежать»:

Сегодня можем мы бежать

И силы есть, и крепки ноги

А завтра, может быть, лежать

Мы тоже будем у дороги.

Кто пожалеет нас тогда?

В чьём сердце жалость шевельнётся?

Нам повезёт, коль в трудный час

Самарянин для нас найдется

Тогда не спросим, кто твой Бог

Неважно будет, кто наставил,

Лишь будет важно, что помог,

И что в беде нас не оставил

Поэтому спеши, мой друг,

Освоить доброты науку

Не дознавайся: «Кто твой Бог»?

А протяни страдальцу руку.

Учитель: Поблагодари от нашего имени свою мудрую бабушку.

А сейчас, давайте, поиграем в экскурсоводов. Перед вами репродукции картин на тему притчи (Слайды 8 — 12).

Ученики комментируют репродукции. Слушаем «Аве Мария».

Домашнее задание для тех, кто захочет его выполнить: присмотрись, кто нуждается в твоей помощи. Подумай. На следующем уроке мы продолжим обсуждение начатой сегодня темы о милосердии.

Похожая притча

Похожая притча

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой (универсальные учебные действия).

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, карточки с заданиями, КИМы.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Проверочная работа

Вариант 1

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Зачем белке хвост?

Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.

Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал ее в руках. И убежала.

Тут я подошел и спросил:

— А зачем белке хвост?

— Для красоты, — неуверенно сказал один из них.

— Для того чтобы с дерева на дерево летать, — сказал второй.

— Правильно. — сказал я. — А еще?

Ничего не могли они мне ответить.

Прошло два или три дня. Смотрю — мои знакомые мальчишки.

- Пойдемте с нами, — сказал один.

— Мы вам что-то покажем, — добавил второй.

На улице шел дождь. Мы вошли в лес.

— Смотрите! Смотрите туда! — шептали ребята.

На ветке сидела белка. Шел дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.

— Наша, — шептали ребята. - Теперь мы знаем, зачем белке хвост.

— Вот видите, — сказал я, — и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба. (186 слов)

Вопросы и задания

1. Почему ребятам удалось поймать белку?

2. О чем спорили дети?

3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку еще раз?

4. Кратко перескажите текст.

Вариант 2

- Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Значит, спряталась. Аленка любит во время наших прогулок прятаться и заставлять меня ее искать. Вот и сейчас. Ну конечно, ведь за этим толстым стволом клена так удобно прятаться!

Я тихонько подхожу к дереву и вижу Аленку. Но она не прячется. Она стоит под кленом, высоко подняв голову, и смотрит вверх. В глазах ее — радостное удивление. Я тоже поднимаю голову и тоже улыбаюсь. Над нами — золотая крыша. Крыша из широких желтых листьев клена. На них падают сверху прямые солнечные лучи.

Мы стоим и долго-долго смотрим вверх. Нам очень нравится золотая крыша. Потом Аленка нагибается и поднимает с земли два кленовых листа. Один уже совсем желтый, другой — зеленый.

Мы уходим от клена. А Аленка все еще держит в руках листья. Зеленый и желтый.

— Почему это? — спрашивает она, показывая на листья.

Я понимаю, о чем она спрашивает. Ведь так недавно клен был совсем зеленый, а теперь — желто-золотой.

— Это тайна, — говорю я Аленке.

— Хорошо, — кивает Аленка, — я тоже ее узнаю.

Тайн много, но мы их все разгадаем. (188 слов)

Вопросы и задания

1. Какой вы себе представляете девочку?

2. Что привлекло внимание Аленки?

3. Что вы могли бы сказать о ее характере?

4. Составьте план этого рассказа.

5. Расскажите, какое чудо вам приходилось наблюдать в природе.

Вариант 3

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Малышка

На подстилке, поджав ноги, лежал теленок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем еще маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.

Раз на ферму пришла Дуняша, увидела теленка, обрадовалась.

— Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!

— Нуда, у него и прозвище такое — Малышка.

— Вставай, Малышечка! — попросила Дуняша.

Теленок будто понял — поднялся на ножки. Смотрит по сторонам черными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»

Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднет ее!

— Ишь, прыткий какой! — весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде теленка.

Ладошке стало тепло. Это теленок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосет.

— Сейчас мы ему молочка дадим, — с нежностью сказала мама.

Теленок фыркнул и стал пить молоко.

А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.

— Ох, глупый! Ох, смешной, — приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху теленка и шепчет:

— Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?

Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся». (201 слово)

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Докажите словами из текста.

2. Выберите словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.

3. Зачитайте в тексте слова и выражения, которые помогают нам понять эмоциональное состояние героев.

4. Перескажите рассказ.

2. Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Вариант 1

А1. Прочитайте и найдите название произведения, которое указывает на раздел учебника.

1) «Жизнь прожить — не поле перейти»

2) «Жизнь дана не для зла»

3) «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

А2. Какой рассказ написал Н.Н. Носов?

1) «Трудная задача» + 3) «Через тридцать лет»

АЗ. Какой рассказ написал Л. Каминский?

А4. Из какого произведения данные строки?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

1) «Жизнь дана на добрые дела»

А5. Узнайте произведение по ключевым словам.

Радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

1) «Где это видано, где это слыхано. »

В1. Кто такой сатирик?

1) Автор или исполнитель сатирических произведений +

2) Сатирическое произведение

3) Человек, написавший статью в газету

4) Название книги

В2. Какому произведению подходит пословица?

На обмане далеко не уедешь.

1) В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано . »

3) М.М. Зощенко «Не надо врать» +

4) Н.Н. Носов «Трудная задача»

ВЗ. Продолжите слова героя, который дал себе слово всегда говорить правду.

«И я действительно так всегда поступаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце. »

1) . очень тоскливо 3) . очень грустно

2) . радостно 4) . весело и спокойно +

В4. Кто писал сочинение «Как я помогаю маме»?

С1. Что важнее всего?

1) Здоровье 3) Доброта

2) Любовь + 4) Счастье

С2. Кто был писателем-сатириком? Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров».

1) М.М. Зощенко + 3) Иван Федоров

2) В.Ю. Драгунский 4) Н.Н. Носов

СЗ. Кто из писателей на вопрос: «Почему человек вдруг решает стать писателем?» — ответил так?

«Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чем порассказать людям. К тому времени я уже заметил, что люди (даже взрослые) многого еще не понимают, а поскольку дети понимают еще меньше, то лучше писать для детей. Со временем дети вырастут, станут взрослыми, и им не нужно будет читать о том, о чем они уже прочитали в детстве. К тому же, по моим наблюдениям, дети гораздо серьезнее взрослых, и они не воображают о себе много, то есть не думают, что они все на свете уже постигли и им ничему не надо учиться».

1) Н.Н. Носов + 3) М.М. Зощенко

2) В.Ю. Драгунский 4) Л. Каминский

Вариант 2

А1. Кто является автором рассказа «Где это видано, где это слыхано. »?

1) М.М. Зощенко 3) Л. Каминский

2) А.П. Платонов 4) В.Ю. Драгунский +

А2. Какой рассказ написал М.М. Зощенко?

2) «Друг детства» 4) « Через тридцать лет» +

АЗ. Какое произведение сатирическое?

2) «Где это видано, где это слыхано. »

А4. Из какого произведения эти строки?

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

А5. Узнайте произведение по ключевым словам.

Бильярд, шарик, подарки.

1) «Через тридцать лет» + 3) «Не надо врать»

В1. Что называют прозаическими произведениями?

2) Все художественные тексты

3) Художественные тексты, которые не являются стихотворениями +

4) Все веселые произведения

В2. Какому произведению подходит пословица?

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

1) Притча «Что побеждает?»

2) В.Ю. Драгунский «Где это видано, где это слыхано. »

4) М.М. Зощенко «Не надо врать»

ВЗ. Из какого произведения этот отрывок?

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он ее кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

2) В.Ю. Драгунский «Где это видано, где это слыхано. » +

4) М.М. Зощенко «Не надо врать»

Работа любит не молодца.

1) . а работящего 3) . а не лодыря

2) . а незалежливого + 4) . а красавца

С1. Закончите предложение.

«А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются. ».

1) . своей добротой 3) . хорошим здоровьем +

2) . своей смекалкой 4) . своим трудолюбием

С2. Кто написал много рассказов про себя и свою сестренку?

1) Л. Каминский 3) Н.Н. Носов

2) В.Ю. Драгунский 4) М.М. Зощенко +

СЗ. О ком говорится в данном отрывке?

«Наверное, в 1961 году в нашей стране намного увеличилось число мальчиков, которым дали имя Денис. А произошло это потому, что в этом году вышла в свет первая книжка писателя “Он живой и светится”».

Конспект урока литературного чтения «Семейное чтение. Притчи», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: помочь в осмыслении притчи.

Планируемые результаты: предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать притчи, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы учителя на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Трудная задача».)

III. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение медленно. Чему учит нас автор?

Вежливость

Не груби, не задавайся —

Чаще людям улыбайся,

Помогай, когда сумеешь,

Быть внимательным старайся!

Помни: добрые поступки

И к тебе другие люди

С добротою отнесутся!

- Прочитайте стихотворение шепотом (постепенно повышая голос; с ускорением; с замедлением; вопросительно; утвердительно; выразительно).

• V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Какие человеческие качества вы знаете?

- Какие из них положительные?

- Откройте учебник на с. 39. Что мы будем сегодня читать? Что такое притча? (Краткий иносказательный поучительный рассказ.)

2. Знакомство с притчей «Что побеждает?»

— Прочитайте название притчи. Как вы думаете, о чем она?

— Ознакомьтесь с притчей самостоятельно.

— Какие чувства вызвало у вас это произведение?

— Какой смысл заключен в нем?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с притчей «Что важнее?»

— Прочитайте название второй притчи. Как вы думаете, что важнее всего в жизни?

(Учитель читает притчу.)

— Какие чувства вызвало у вас это произведение?

— О чем в нем говорится?

— Согласны ли вы, что главное — это любовь?

— Прочитайте притчи выразительно.

2. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы. Какая из них больше всего подходит к нашему уроку?

• Где в семье лад, не нужен и клад.

• Дети — зеркало семьи.

• Наши дети — наша старость.

• Семья без детей, что дерево без корней.

• В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

• Дружная семья гору сдвинет.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравились ли вам произведения?

— Чему научили вас притчи?

Домашнее задание

Читать юмористические рассказы. Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано. »

Похожая притча

Тема урока: Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?».

Цель: познакомить детей с понятием «притча», помочь в осмыслении прочитанной на уроке притчи.

- Прочитайте стихотворение медленно.
Не груби, не задавайся –
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
Обязательно вернутся,
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!

- Скажите, к какому жанру относится прочитанное произведение? А какие еще жанры вам знакомы?
- Чему учит нас автор? Какими он призывает нас быть?
- Вот мы сказали что человек должен делать добрые дела, быть вежливым и тогда все вернется к нему же. Это к каким относится качествам человека? Положительным или отрицательным? А есть ли люди, которые совершают плохие поступки? Какие тогда у них качества в жизни есть? Перечислите … (доброта, вежливость, воспитанность, дружелюбие, смелость, скромность…грубость, эгоизм, лень, зависть, обидчивость, жадность, жестокость)

- Вы назвали так много качеств, а скажите пожалуйста, какой раздел мы изучаем, как он называется? А какие качества в нас авторы произведений этого раздела развивают? Какими быть призывают?

- Кто-нибудь из вас может догадается на сегодняшнем уроке, о чем может пойти речь? А с каким жанром произведения мы будем с вами работать, предположите…
- Правы вы или нет, мы узнаем, посмотрев небольшой видеоролик…
Просмотр притчи…(11 секунда)

- О чем говорится в нем? Какой смысл он несет? (Смысл в том, что добром можно добиться куда больше, чем злом) Как думаете, к какому жанру можно отнести этот видеоролик? Кто еще как думает?

- Затрудняетесь ответить? Значит какую цель мы можем перед собой поставить? А задачи?

- Верно, это притча. Но кто-нибудь знает, что называют притчей? Ничего, вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших.

- В толковом словаре Ожегова, дано следующее определение понятию «притча»- краткий иносказательный поучительный рассказ. Давайте запишем это определение в рабочий лист.

- Откройте учебник, с. 42. Прочитайте название первой притчи. Как вы думаете, о чем она?
-Давайте прочитаем и проверим наши предположения.
- О чем же эта притча? Помните, мы с вами говорили о приеме олицетворения на уроках лит.чт? Скажите кто и какими качествами олицетворяет в этой притче автор? (слайд)

- Какой же смысл несет нам эта притча? Молодцы, это действительно так. Если мы будем делать зло, вредить кому-то, то в конечном итоге именно зло и победит, но если мы обратимся к добру. Будем помогать людям, относится к ним хорошо и не осуждать людей за что-то, то в наших душах победит добро. А как вы знаете, на добро отвечают добром, на зло – злом. Давайте выполним задание № 2 в рабочих листах.

- Посмотрите на название второй притчи. Если мы говорим о человеческих качествах на уроке, то о каких, по вашему мнению качествах можно рассуждать в этой притче? Какие качества самые важные в жизни?

- Давайте прочитаем и проверим, правы ли мы с вами.

- Правы ли мы были, о каких качествах говориться в притче?
- Скажите, что могло произойти с ними в пути?
- Как вы думаете, как поступят хозяева дома?
- Что такое сени? Как вы думаете, как отреагируют любовь и здоровье?
- Как вы думаете, что произойдет во втором доме?
- Как вы думаете, как отреагируют любовь и счастье?
- Предположите, что могло произойти в третьем доме?
- Давайте прочитаем.

- Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете?
- Как думаете, почему счастье и здоровье уходили, когда не было любви в доме? ( Если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга.)

- Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее. Именно поэтому так важно помнить о том, что благодаря любви можно пережить и переждать многое, но только в том случае, если ее испытывает каждый член семьи, потому что так каждый из них будет поддерживать друг друга чтобы ни случилось.

- В чем мораль второй притчи? Что главное вы из нее подчерпнули? ( Что всегда побеждает то, что ты кормишь. Делаешь добро – будешь добрым, делаешь зло – будешь злым).

- О чем же третья притча? (О том, что всегда надо хранить любовь, тогда будет все остальное)

-Замечательно. Молодцы, отлично поработали. Давайте теперь проверим свою работу. Для этого положите перед собой рабочие листы. Найдите в них задание №3. Выполните его самостоятельно.
№ 3. Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок.

-Всё зависит от __________________ .

-Каким он ______________ стать, таким и станет.

-Будет делать зло – станет _________.

-Будет нести добро – станет ________ .

- Взаимопроверка, если вы написали правильно, ставьте себе плюс рядом со словом.
- Замечательно. А теперь давайте подведем самоанализ своей работы на уроке. Отметьте флажком на лесенке своё местоположение. Напишите букву «Я». Если ты всё понял, и у тебя не возникало трудностей, поставь флажок на верхнюю ступеньку. Если тебе было не всё понятно и возникали затруднения – на среднюю ступеньку. Если ты считаешь, что тебе было очень трудно, и ты не разобрался в теме урока, поставь флажок на нижнюю ступеньку.

- Записываем домашнее задание. Читать притчи. Спасибо за урок. Готовимся к рус.яз.

Читайте также: