Родители не огорчайте детей ваших притчи

Обновлено: 14.11.2024

Кода речь заходит о воспитании детей по христианским традициям, многим приходят на ум самые базовые принципы отношений "родитель - ребенок". А именно, дети должны слушаться и уважать своих родителей, а родители в праве их наказывать. Но в Библии также сказано:

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших , но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем".
(Еф. 6:4)

Что же имел ввиду апостол Павел в Послании к Ефесянам?

Многие богословы склоняются к версии, что речь идет не только об отцах, но и матерях. Существительное "πατέρες" переводится не только как "отец", но и во множественном числе имеет значение "родители".

Теперь вернемся к фразе "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших" (Еф. 6:4) . Глагол "παροργίζετε" в указанном стихе переведен на русский язык как "раздражать". Наставление Павла родителям становится более понятным, если "παροργίζετε" перевести как "вызывать гнев".

Также важно, что первая часть стиха Еф. 6:4 противопоставляется второй части. Если собрать эти мысли вместе, то получится следующее. Когда мы, родители, вызываем у детей гнев своими воспитательными мерами, это значит, что мы не воспитываем их так, как учит Бог. Ведь даже наказывать и указывать на недостатки можно с любовью.

Когда ребенок будет гневаться на родителей до состояния злого отчаяния ? Если мы будем превышать свои полномочия, а отцы - злоупотреблять властью, как главы семьи (безосновательно завышать требования к ребенку, унижать его, не наказывать, а избивать).

Другими словами, если воспитательные действия родителей приводят ребенка к бунтарству, это еще не значит, что ребенок отказывается быть послушным . Это может также значить, что родители пытаются наставить ребенка на путь Истины, но, при этом, сами используют не христианские подходы: крики, оскорбления, ультиматумы. Родители сами грешат, когда гневаются, да еще и провоцируют ребенка на грех - гневаться в ответ.

В Послании к Колоссянам апостол Павел снова повторяет (в русском переводе Библии) ту же фразу:

"Отцы, не раздражайте детей ваших , дабы они не унывали".
(Кол. 3:21)

В оригинале глагол "ερεθίζετε" как раз переводится как "раздражать", "подстрекать", "провоцировать". Павел призывает родителей вдохновлять детей, а не воспитывать фразами "Иди учи лучше, а то как был дураком, так и остался". Такая форма воспитания приводит детей к тому, что они просто от отчаяния не хотят находиться в послушании. Родители взращивают в них уныние, апатию и разочарование в самих себе.

Рассмотренные две цитаты можно совместить вместе . Если мы, родители, хотим воспитывать детей по-христиански, то не должны злоупотреблять своим положением и властью, которую Бог дал родителям. А, воспитывая детей по-христианским традициям, мы, родители, должны вдохновлять и подбадривать своих детей, чтобы послушание было им в радость.

Дорогие друзья, Библия - интересная книга! Давайте читать ее вместе! Подписывайтесь на канал!

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Ефесянам 6:4 / Еф 6:4

Послание к Ефесянам 6 стих 4 — синодальный текст: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Иоанн Златоуст (

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Сделав увещание, какое нужно было, детям, (апостол) переходить к отцам, говоря: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? «Не раздражайте детей ваших», как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными. Поэтому говорит: «Не раздражайте детей ваших». Затем, что самое главное, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случай в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его «в учении и наставлении Господнем». Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: «Почитай отца твоего и мать» — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям. Дети в этом возрасте многого не знают, к незнанию же присоединяется еще то, что они узнают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и боялись смерти, каков, например, Ахиллес, безутешный и умирающий за наложницу, или другой, предающийся пьянству, и проч. в этом роде. Итак, он (сын твой) нуждается в этих лекарствах.

Источник: Гомилии на Послание к Ефесянам.

Тихон Задонский (1724−1783)

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни

Это слово Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться, и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22), — нужно им непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют.

Источник: Краткие нравоучительные слова. Слово 15.

Феофан Затворник (1815−1894)

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни

Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.

Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши — не раздражать, чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, — обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении — παιδεια и νουθεσια. Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? — не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих. Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? — С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: чти отца твоего и матерь твою, — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний — дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, — в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».

Источник: Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Феофилакт Болгарский (

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших

Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте, то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов — читать Божественное Писание. Ибо это — долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, что­бы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою. Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?

Источник: Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Иероним Стридонский (

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем… Пусть читают это епископы и пресвитеры, которые учат своих детей светским наукам, заставляют их читать комедии и петь постыдные сочинительства лицедеев, в то время как воспитание их, может быть, происходит на церковные издержки! Таким образом, что девица, или вдова, или бедняк какой-либо принесли в сокровищницу Церкви за свой грех, истощая все свое состояние, то в виде новогоднего подарка, или в виде корзинки в дни Сатурналий [Римские праздники в честь бога Сатурна, правление которого, согласно легендам, представляло собой золотой век, когда не существовало богатых и бедных. — Прим. ред.], или в виде платы Минервы [Плата за обучение. Римская богиня Минерва (греч. Афина) почиталась покровительницей учителей, актеров и врачей. — Прим. ред.] учитель грамматики и красноречия обращает на свои домашние расходы, на поддержку [языческого] храма или на грязные дела в непотребных домах!

Источник: Комментарий на Послание к Ефесянам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Отцы. Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. — В учении paideia, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. — В наставлении nouqesia — в словесных наставлениях, посредством разговоров. — Господнем. Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.

Похожая притча

Дальше больше. Детки расти стали, мнение свое появляется у них. И не всегда с моим совпадает. Увлечения не те, друзья, избранники.

И поспорить с ними хочется, и рассердиться, что мамку не слушаются! Но мысли знаете какие возникают? Мое сопротивление ведь может навредить им.

Поэтому стала учиться не настаивать на своем, а просто " настойчиво советовать" - примут совет, так примут, а на нет, тоже буду удачи искренне желать.

Знаете, моя молодость дурная вспомнилась.

Любовь "до гроба". Когда мама была так против! Стены содрогались от наших скандалов.
И да, с моей любовью ничего хорошего не получилось. Кроме дочки, конечно. Поженились, помучали друг друга, да и разошлись.

И не то, что брак оказался неудачным и не то, что мама оказалась права в отношении моего избранника мне вспоминается всю жизнь.

А то, что мама не хотела меня благословить тогда! Ну не знала я такого слова "благословить", просто хотела, чтоб мне добра пожелали, поддержали.

Ведь разумных родительских доводов я все равно в упор не слышала. А нехорошие слова слышала! И помню до сих пор, к сожалению. Ни к чему они были.

И кажется мне, что могло бы многое случиться иначе, прими мой выбор родители.

Может быть, это всего-то мой комплекс.

Но с тех пор обидеть детей своих таким отношением панически боюсь!

Мнение свое, обязательно выскажу, но аккуратно без злости и оскорблений. А потом буду круглые сутки взывать к небесам с просьбой все уладить, по

мочь моим деткам!

И ведь слышат меня! Не раз убеждалась. Либо у ребенка все налаживается, либо неприятная мне ситуация (или человек)вообще из их жизни удаляется.

Читайте также: