Притча о двух сыновьях
Обновлено: 14.11.2024
Притчей о двух сыновьях, которую мы сегодня читаем, открывается в Евангелии от Матфея серия из трех притч, следующих одна за другой. Все три притчи входят в состав поучения, произнесенного Иисусом в храме Иерусалимском. Это поучение относится к последним дням Его земной жизни и имеет одну сквозную тему: отношение Израильского народа к Богу, Его повелениям и посланному Им Сыну Божию. Поучение не может рассматриваться вне контекста полемики Иисуса с духовными лидерами Израильского народа, которым оно адресовано. Каждая из трех притч вносит свой вклад в эту полемику.
Как и в притче о работниках в винограднике, местом действия оказывается виноградник, а значит, вновь имеется в виду судьба Израильского народа. Поскольку притча снабжена толкованием, смысл противопоставления между двумя сыновьями выявляется легко: оно призвано проиллюстрировать разницу между, с одной стороны, первосвященниками и старейшинами, с которыми Иисус беседует, а с другой — мытарями и блудницами, которых Он приводит в пример. Первый сын (не обязательно старший) символизирует вторую группу, второй — первую.
Образ Иоанна Крестителя является связующим звеном между диалогом, который предшествовал притче, и ее толкованием. Однако, как выясняется из концовки притчи, и в том и в другом случае он играет вспомогательную роль. Реакция первосвященников и старейшин на проповедь Иоанна важна лишь постольку, поскольку она предваряет аналогичную реакцию на проповедь Иисуса. Иоанн призывал к покаянию; на этот призыв откликнулись грешники, а те, кто считали себя праведниками, не откликнулись. Точно так же на проповедь Иисуса откликаются совсем не те, кто «по наружности кажутся людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28).
Слово «позже», употребленное сначала в притче, а потом в ее толковании, указывает на определенную метаморфозу в сознании двух героев. Первый сын сначала отказался, но позже, «раскаявшись» (букв. «передумав»), пошел. Второй, напротив, сначала изъявил согласие, но потом не пошел. Когда пришел Иоанн Креститель, первосвященники и старейшины не поверили ему, а блудницы и грешники поверили. Первоначальное разделение на уверовавших и не уверовавших не было окончательным: первые могли уверовать «позже», когда увидели, что уверовали вторые. Но этого не произошло: ни первый, ни второй шанс не были использованы.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Текст притчи
Похожая притча
Господь обратился к посланцам синедриона с новым вопросом, на который уже нельзя было не ответить, хотя этот вопрос относился к совершенному их посрамлению. Господь заключил Свой вопрос в притчу. Может быть, – сказал Он, воззрев на книжников, – вам легче будет дать ответ вот на этот рассказ. А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ? У ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО ДВА СЫНА; И ОН, ПОДОЙДЯ К ПЕРВОМУ, СКАЗАЛ: СЫН! ПОЙДИ СЕГОДНЯ РАБОТАЙ В ВИНОГРАДНИКЕ МОЕМ. НО сын был столь груб, что решительно отказался: ОН СКАЗАЛ В ОТВЕТ: НЕ ХОЧУ; А ПОСЛЕ, РАСКАЯВШИСЬ, ПОШЕЛ, одумался, понял, что огорчил отца и пошел работать в винограднике, И ПОДОЙДЯ К ДРУГОМУ сыну, ОН, отец, СКАЗАЛ ТО ЖЕ, что и первому. ЭТОТ, со всем уважением к родителю, СКАЗАЛ В ОТВЕТ: ИДУ, ГОСУДАРЬ; И, однако же, НЕ ПОШЕЛ. КОТОРЫЙ же ИЗ ДВУХ ИСПОЛНИЛ ВОЛЮ ОТЦА? – сказал Господь, устремив Свой взор на книжников. Совопросники не поняли еще, куда клонится притча, и гордым, решительным ответом хотели показать, что они ни в каком случае ее к себе не относят. ГОВОРЯТ ЕМУ: разумеется, ПЕРВЫЙ. Так Господь заставил их произнести приговор против самих себя, осудить самих себя в другом лице. «Так как они не хотели сами сознаться в своей вине, то Христос притчей доводит их до Своей цели, – говорит святитель Златоуст, – и затем уже открывает им самый смысл Своей притчи. ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: не то же ли самое происходит и с вами? ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ, которых вы так гнушаетесь, ВПЕРЕД ВАС (впереди вас) ИДУТ В ЦАРСТВО БОЖИЕ, а вы, которые думаете, что имеете полное право на него, будете изгнаны из него, хотя и могли бы войти в него вслед за мытарями и блудницами, если бы раскаялись. Но вы стали неспособны уже к покаянию и так ясно обнаруживаете это в своих делах. ИБО ПРИШЕЛ К ВАМ ИОАНН ПУТЕМ ПРАВЕДНОСТИ, жил и учил, как истинный Божий пророк, как истинный праведник по духу Закона Моисеева, строгий подвижник и ревнитель правды в духе Илии. Вы не можете сказать о нем, что он был человек своекорыстный или не богоугодный; напротив, если кто из людей осуществил на деле ветхозаветную праведность, о которой и вы думаете ревновать, то, конечно, Иоанн Креститель, и вы по одному этому уже должны бы поверить ему. И, несмотря на это, ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, не поверили его проповеди, не принесли покаяния, которого он требовал. Так поступили вы, которые, подобно тому, второму сыну, непрестанно твердите, что готовы исполнять волю Небесного Отца ( Лк. 3:12–13 ).
А МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, эти люди, вами презираемые, оказывавшие дотоле непокорность воле Божией, поверили Иоанну, покаялись. А между тем Иоанн прежде всего пришел к вам, а не к ним; по крайней мере, их пример должен был бы тронуть вас. ВЫ ЖЕ, И ВИДЕВ ЭТО их обращение, НЕ РАСКАЯЛИСЬ ПОСЛЕ, ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ ЕМУ. Вы остаетесь упорными, нераскаянными. Поэтому мытарям – большая похвала, а вам осуждение: во-первых, за то, что не хотите веровать, во-вторых, за то, что лицемерно скрываете это нежелание, притворяетесь, будто ищете правды Божией, посылаете с вопросами, то к Иоанну: «кто же ты?» ( Ин. 1:22 ); то ко Мне: «какою властью Ты это делаешь?» ( Мф. 21:23 ). «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – как много Он хвалит мытарей и осуждает Иудеев. К вам пришел Иоанн, – говорит Он, – а не к ним; вы не поверили, – это их не соблазнило; они поверили, – это вам не принесло пользы. Слова «вперед идут» не потому сказаны, что Иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность; поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, а первые – последними. Для того Христос и представляет в пример блудниц и мытарей, чтобы Иудеи возревновали. Ибо грех блудниц и грех мытарей суть грехи величайшие, происходящие от грубой любви, один – к телу, другой – к деньгам. Притом Христос научает, что верить Иоанну – значит повиноваться закону Божию. Итак, блудницы входят в Царствие Божие не по одной благодати, но и по правде. Ибо входят они уже не как блудницы, но как послушные и верующие, чистые и переменившиеся». И мытари, и блудницы входят в виноградник Божий, в Церковь Христову, и работают, – хотя раньше они своей грешной жизнью, как бы отвечали: «не хочу!» А фарисеи и книжники поступали во всем противоположно этому. Пророк Исайя верно описал их, когда от лица Господа говорил: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29:13 ). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Христос сначала притчей, а потом указанием на блудниц делает слово Свое не столь тяжким для Иудеев, а, между тем, весьма сильным? Он не сразу сказал им: почему вы не поверили Иоанну? но, что было гораздо поразительнее, – сперва указывает на мытарей и блудниц, а потом уже говорит это, самыми делами доказывая, что Иудеи были недостойны прощения, и показывая, что они делают все из боязни к людям и суетной славы. Ибо они и во Христа не веровали потому, что боялись, чтобы им не быть отлученными от Синагоги; равно и Иоанна не дерзали осуждать не по благочестию, но по страху.
Обличив Иудеев во всем этом, Христос наносит им, наконец, самый тяжкий удар, говоря: «вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» . Худо не делать доброго в самом начале, но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется». Под двумя сынами некоторые толкователи, в том числе и святитель Иоанн Златоуст, разумеют язычников и Иудеев: первые, не давая обещания в послушании и не слышав Закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя и говорили: «все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» ( Исх. 19:8 ), но на самом деле не оказывали покорности Закону. Потому, дабы Иудеи не думали, что Закон и без исполнения приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Итак, заключает свое толкование на эту притчу святитель Златоуст, «никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться беспечности в надежде на себя. Ибо может случиться, и очень часто, что блудница предварит его. И грешник не должен отчаиваться, ибо ему еще можно даже превзойти первых. Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних грехов наших. Бог не как человек: Он не укоряет в том, что уже прошло. Когда мы раскаиваемся, Он не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно. Итак, соединимся с Господом пламенной любовью; пригвоздим страху Его сердца наши. Примеры этого не только в Новом, но даже и в Ветхом Завете можно видеть. Кто был хуже Манассии? Но он возмог умилостивить Бога. Кто был счастливее Соломона? Но он, предавшись беспечности, пал. Кто был блаженнее Иуды? Но он сделался предателем. Кто был более достоин сожаления, как не Павел? Но он сделался апостолом. Кто был хуже Матфея? Но он сделался евангелистом. Сколько можно видеть подобных примеров, и древле бывших, и ныне случающихся каждый день! Господь говорит самонадеянному: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ), а падшему: «разве, упав, не встают?» ( Иер. 8:4 ). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис. 35:3 ). «Бодрствуйте» , – говорит Он благочестивым, – а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» ( Еф. 5:14 ). Одни должны сберечь свое здоровье, другие излечиться от болезни, ибо много страждут. Многие больные возвращают себе здоровье, а многие здоровые по своей беспечности впадают в болезнь. Потому Господь говорит одним: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» , а другим: «хочешь ли быть здоров. встань, возьми постель твою и ходи» ( Ин. 5:14, 6, 8 ).
Хотя бы тридцать восемь лет ты страдал, если только пожелаешь быть здоровым, ничто не воспрепятствует. И ныне Христос предстоит, и ныне говорит: «возьми постель твою!» Благодать Его не истощается, не оскудевает».
Похожая притча
Притчи Иисуса Христа Содержание
Притча о двух сыновьях представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 21 главе Евангелия от Матвея с 28 по 32 стихи.
Толкование
Кто такие блудные сыновья? Для кого Господь говорит эту притчу? Он говорит ее не для язычников, не для безбожников, Он говорит ее для Своих учеников. В этой притчи показывается пример человека, который получил дары, ушел на сторону, разорился и с покаянием возвращается к своему отцу. Может показаться, что блудные сыновья – это те люди, которые ходят мимо церкви и не заходят в нее или не посещают таинства, а только ставят свечки. Но это не так. Они не считают себя блудными сыновьями. Пока не придет это осознание и не будет искреннего покаяния, человек не познает Христа.
Человек должен понять, что он получил от Бога дары и их растерял, и приходит, чтобы Он его извинил. Это непростой путь, который придется преодолеть. Это путь покаяния, который должен пройти человек. Увидеть себя блудным сыном – это великое открытие для человека. Ведь признаком оживления души является виденья множества своих грехов. Чем больше человек видит себя грешником или погибающим, тем больше ему нужен отец.
Похожая притча
Притчи Иисуса Христа Содержание
Притча о блудном сыне представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 15 главе Евангелия от Луки с 11 по 32 стих.
Текст притчи
Толкование
В этой притче Господь рассказывает, как отец сказал одному сыну, чтобы тот пошел работать в его виноградник. Сын сразу отказался, но потом согласился. Отец предложил и второму сыну, который согласился, но сам не пошел. Кто из них исполнил волю отца?
Кто же стоит за образами притчи?
«Человек» – это Иисус Христос. В Евангелие от Матвея Господь часто называл себя «Сыном Человеческим».
«Сыновья» – еврейский народ. Но также под сыновьями нужно подразумевать весь род человеческий, который живет на нашей планете.
«Виноградник» – это церковь Иисуса Христа.
И вот человек (Иисус Христос) приглашает к себе для работы (Спасения) двух сыновей своих.
Целью этой притчи – показать духовные слепоту и невежество духовных вождей иудейского народа. Ведь именно они должны были первыми узнать в Иоанне Крестителе – пророка Иисуса Христа. Им известны все пророчества, но они не поняли этого, в отличие от простого народа. Они научились понимать, какой погода будет завтра, а вот знамение времен, что на Землю пришел Мессия и пророк Всевышнего, нет.
«Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». В то время мытари и блудницы были самыми презираемыми людьми, но у них больше шансов на Спасение.
Вторая цель этой притчи – преподать некоторые нравственные уроки, в том числе и нам, христианам, которые будут впоследствии читать слова этой притчи.
Двух сыновьях в притче нельзя назвать примерными. На их примере Христос показывает два типа людей (израильтян, того времени). Первый был недопустимо груб с отцом, так как отказал ему в помощи. Но далее он раскаялся и пошел работать в винограднике своего отца. Под первым сыном подразумевается простой еврейский народ, который может и жил греховной жизнью, но в последствии раскаялись и пришли к Господу.
Второй сын – лживый, лицемерный. Под ним Иисус Христос подразумевает этих религиозных вождей, которых Он называл слепыми. Это первосвященники, книжники, фарисеи, саддукеи, старейшины народа и другие религиозные иудеи, которые прежде всего смотрели ни вокруг себя, а в рот своим религиозным вождям. А ведь они обещали повиноваться Богу и Слову Его. Но когда пришел пророк Всевышнего, они отвергли его. Когда пришел Мессия и заявил, что Он – Христос, что Он и есть Мессия, который должен прийти, они распяли Его на кресте.
Похожая притча
Продолжая обличать книжников и фарисеев, Иисус Христос спросил их: "А не ответите ли вы Мне на другой вопрос?
У одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать.
Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошёл.
Другой же ответил отцу: "Иду", - но не пошёл. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?"
Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту притчу, фарисеи ответили: "Конечно,первый исполнил волю отца, может ли быть в этом сомнение?"
Тогда Христос сказал им:"Истинно говорю вам,что мытари и блудницы вперёд вас войдут в Царство Божие. Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности и звал вас через покаяние на работу в виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним".
Члены Синедриона молча стояли перед Иисусом, среди народа. Они пришли в храм как обвинители Христа, но заняли места подсудимых.
© Copyright: Нюта Ферер, 2014Свидетельство о публикации №214041500745 Рецензии
Доброе утро, Анна! Довольно трудная для толкования, на мой взгляд, притча.
Церковники и те дают ей разные толкования.
Я, вообще, в сомнениях по поводу притч Иисуса. Зачем так шифровать свои мысли, если они предназначены для простых людей? Может быть все эти притчи вставлены в Евангелия их составителями по своему разумению?
Объяснения Матфея (Гл.13. 10 – 13) меня лично не убеждают.
С уважением,
Здравствуйте, Вадим. Думаю, ничего трудного в ней нет. Просто и лаконично - люди через грех и раскаяние (угрызения совести) приходят к Отцу Небесному быстрее, чем те, кто поучает Вере и считает себя безгрешным.
А то, что Христос шифровал и говорил притчами - время тогда было такое, через притчи (как и мы в современном мире через пословицы и поговорки) люди понимали легче. Не было ни газет, ни ТВ, а чтобы донести, нужен образ. Ведь и в литературе авторы обыгрывают свой замысел, чтобы донести своё слово читателю, чтобы его заинтересовать.
Про указанную Вами главу из Матфея пока не могу сказать, нет времени сейчас заглянуть. Потом отпишусь.
Вообще, Вадим, думаю, всё гораздо проще, чем мы думаем, не понимаем и усложняем.
Иисус Христос пришёл напомнить всего лишь о душе, о временности нахождения в этой телесной оболочке. Соответственно, не привязываться к этому материальному миру, помнить, что он не вечен. И ещё, что от самого человека зависит, будет он совершенен, или опустится до животного. Все у Бога равны, всем даны при рождении равные возможности. Нет исключений.
А всё остальное - надстройка, которую порой люди сами усложняют. И таких книжников и фарисеев сейчас развелось даже больше, чем тогда, когда он их обличал.
Спасибо, Вадим, что читаете. Попозже загляну, как будет время. Всего Вам доброго! Анна.
Спасибо, Анна! Вы правы. Действительно, многим людям нужны примеры из понятной им жизни. А те кто не понял – не доросли они еще до Истины (Не мечите, бисер перед свиньями). Видимо не надо искать в притчах подтекста (как зачастую делаем мы), а воспринимать их сердцем, как они есть, ("да" есть "да", а "нет" – "нет", а что сверх того, то от лукавого).
Еще раз благодарю!
С уважением,
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: