Радостное сердце благотворно как лекарство а пораженный дух иссушает кости притчи

Обновлено: 14.11.2024

Сегодня я затронула тему про счастье , которое люди отодвигают, потому что готовы быть счастливыми только тогда, когда у них будет это и вон то. И обещала в комментариях написать реальную историю из своей жизни, как радость вытащила меня из ямы последствий стресса. В моём случае это была проблема со здоровьем. Чтобы не откладывать в долгий ящик, пишу по свежим следам.

Царь Соломон , на мудрость которого приходили посмотреть из разных стран, написал в Притчах:

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Притчи 17:22. (Синодальный перевод)

В современном переводе это звучит так:

Веселое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости.

Счастье – словно целебное лекарство, печаль же – словно иссушающая болезнь.

Простым и коротким языком: радость лечит, а уныние приводит болезнь.

Можно сейчас отмахнуться от Библии, сказать, что это бред или что-то ещё, но истина от этого не исчезнет и не изменит свою форму.

Мама моего мужа в тот период. Мама моего мужа в тот период.

Чтобы не писать слишком много букв, сразу перейду к личной истории из жизни. В моей жизни был сильный стресс, от которого я не могла избавиться. У близкого мне человека были такие проблемы (речь не про мужа), что я приняла их близко к сердцу настолько, что попала под какую-то бетонную плиту, и была не в состоянии вылезти. Проблема уже осталась позади, всё было решено, а стресс, который я перенесла, оставил после себя последствия.

Кроме давления, сердечных болей, плохого сна, у меня начало происходить нечто странное – кожа загорелась огнём. Такое ощущение, что меня облили керосином и подожгли. Ношение одежды доставляло муки, любое прикосновение к груди (а именно эта часть пострадала больше всего) доводило до мучительного и болезненного стона.

Меня отправили сначала на маммографию груди, но ничего не нашли. Затем, меня отправили к хирургу, который тоже ничего не нашёл. Про невропатолога даже писать ничего не буду. Расширенные анализы ничего не показали, а боль нарастала, жжение было уже на спине, а не только в районе груди. Я не могла спать от этого ужасного состояния, не могла ничем накрыться, а самое сложное, это давило на нервы настолько, что было трудно вынести. Больше недели мы ходили по специалистам, меня проверяли на каких-то приборах, давление и какие-то показатели говорили, что я испытываю боль, но причина была непонятна. Пока не попали к дежурному врачу из другой больницы, сталкивающимся с таким явлением у людей не один раз. Это был ни зуд, ни аллергия, ничего не чесалось, это была какая-то "горячая" боль, так я объясняла врачам.

  • Это нервное, - сказал он. - Это последствия сильного стресса, нервы нужно беречь, они многое способны разрушить.

Из-за стресса возникла такая реакция организма. У кого-то волосы выпадают, желудок начинает барахлить, язвы возникают, а у меня были болезненные ощущения на коже. Врач прописал мне успокоительное и сильное обезболивающее, предварительно сделав укол, который действует 24 часа.

Но, ни укол, ни обезболивающее, ни успокоительное мне не помогли. Если и притупило боль и неприятные ощущения, то процентов на 15, не больше. К врачу бесполезно было идти, всё, что мог, он уже сделал. От успокоительных таблеток я отказалась, так как от них был какой-то дурман в голове и лёгкие провалы в памяти.

Я тогда уже занималась фотографией природы, но на момент стресса даже работать не могла. Мужу было настолько жаль меня, что он просто решил хоть немного меня порадовать. Отвёз в любимый фото магазин, выбрали хороший объектив, и я в этот момент, как ребёнок скакала по магазину.

Похожая притча

1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, по­лный заколотого скота, с раз­дором.

Притч.17:2 . Разумный раб го­с­по­д­с­т­ву­ет над бес­путным сыном и между братьями раз­делит наслед­с­т­во­.

Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Го­с­по­дь.

Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззакон­ным, лжец слушает­ся языка пагубного.

Притч.17:5 . Кто ругает­ся над нищим, тот хулит Творца его; кто радует­ся несчастью, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным [а мило­сердый по­милован будет].

Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–

Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]

Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.

Притч.17:8 . Подарок – драгоцен­ный камень в глазах владеющего им: куда ни обратит­ся он, успеет.

Притч.17:9 . Прикрыва­ю­щий про­ступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).

Притч.17:10 . На ра­зу­много сильнее дей­с­т­ву­ет выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; по­этому жестокий ангел будет по­слан про­тив него.

Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишен­ную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч.17:13 . Кто за добро воз­дает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч.17:14 . Начало ссоры – как про­рыв воды; оставь ссору пре­жде, нежели раз­горелась она.

Притч.17:15 . Оправдыва­ю­щий нечестивого и обвиня­ю­щий праведного – оба мерзость пред Го­с­по­дом.

Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для при­обрете­ния мудрости у него нет ра­зу­ма.–

Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет раз­биться; а укло­ня­ю­щийся от уче­ния впадет в беды.]

Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явит­ся во время несчастья.

Притч.17:18 . Человек мало­умный дает руку и ручает­ся за ближнего своего.

Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет паде­ния.

Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык по­падет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .

Притч.17:21 . Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не по­радует­ся.

Притч.17:22 . Веселое сердце бла­го­творно, как врачев­с­т­во­, а унылый дух сушит кости.

Притч.17:23 . Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч.17:24 . Мудрость – пред лицем у ра­зу­много, а глаза глупца – на конце земли.

Притч.17:25 . Глупый сын – досада отцу своему и огорче­ние для матери своей.

Притч.17:26 . Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13 ). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч.17:27 . Разумный воз­держан в словах сво­их, и бла­го­ра­зу­мный хладнокровен.

Притч.17:28 . И глупец, когда молчит, может по­ка­за­ться мудрым, и затворя­ю­щий уста свои – бла­го­ра­зу­мным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19 ). Мысль ст. 27 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5 .

Похожая притча

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В наш век, в который почти все очень переживают за свое физическое здоровье и за здоровье своих близких, особенно интересны те места Священного Писания, которые говорят как раз о нем, о здоровье. В этом отрывке книги Притчей Соломона тоже есть такое место. Вот оно: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Здесь все довольно просто: уныние губительно для здоровья, а, скажем так, оптимизм, наоборот, полезен. Вопрос лишь в том, о каком таком «веселом сердце» идет речь. Что за радость имеет в виду автор этих строк? Можно предположить, что вряд ли он подразумевает здесь веселье, которое возникает при просмотре комедийных передач. Комедии сами по себе бывают иногда полезны, но злоупотребление ими с неизбежностью приводит к тому самому унылому духу, который «сушит кости».
Мне вспоминается посещение одного из скитов Валаамского монастыря. В том скиту, помимо храма, подсобных помещений и келий для проживания монахов, было еще и кладбище. Относительно небольшое, но очень любопытное. На кладбище том захоронены, как и следует того ожидать, монахи, которые несли свое послушание в этом скиту. Все они умерли в позапрошлом веке. Любопытным же были годы жизни этих монахов: никто из них не жил, кажется, меньше 85 лет. Это довольно примечательно, ведь в те годы средняя продолжительность жизни была значительно меньше, не было развитой медицины, не было и необходимых лекарств. Но тем не менее все эти люди прожили такую долгую жизнь, которую сегодня не всегда в силах обеспечить развитое медицинское обслуживание. Можно, конечно, предположить, что причина такого завидного долголетия в правильном образе жизни, здоровом питании и благоприятной экологии. Но у их современников тоже все это в той или иной степени было, особенно же у крестьян. Вообще, продолжительность жизни монахов ушедших времен удивляет: они, как правило, жили ощутимо дольше своих современников.
Думается, что дело здесь в любви. Именно любовь рождает радость. А настоящая любовь рождает настоящую радость. У этих монахов была любовь — любовь к Богу, а от нее происходила и радость, от радости же желание и интерес к жизни. Они трудились, у них были скорби, но за всем этим они умели видеть Бога и, может, они и не слышали слова преподобного Серафима Саровского, но слова святого были и их собственным исповеданием: «Нет нам дороги унывать. Христос все победил, диавола посрамил, смерть умертвил».

Похожая притча

Тема, преобладающая в гл.17, заявлена в ст.1: мир в противовес раздоров.

«Заколотый скот» - «мирная жертва» - в доме, где царит раздор, неуместна.

Такой «жертвы» Бог «не желает» , – утверждал Давид-псалмопевец.

Ст.2: Закон Израиля действительно допускал получение разумным рабом доли наследства в обход законных сыновей, не способных управлять хозяйством. Эта максима, высказанная Соломонов в ст.2, печальным образом воплотилась в судьбе наследия самого царя. Его собственный «раб» Иеровоам стал царем 10-ти колен Израиля. Законному сыну, Ровоаму досталось всего два. (3Цар.12)

Ст.3: Часто сердце человека раскрывается в своей истинной сути лишь пройдя через испытания, подобно драгоценным металлам, подвергающимся обработке, чтобы явить свои природные достоинства.

«. радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа». (1Пет.1:7).

4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

«Кто столь жесток, столь бесчеловечен, что смеется в то время, когда нужно помогать? Действительно, он заслуживает наказания и поэтому погибнет как совершающий грех против великого и премудрого Божественного управления».

(Свт. Иоанн Златоуст. На Притчи Соломона.)

6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]

Семья для Израильтян была священна, благословенна Господом. Ее благополучие основывалось на Божьих постановлениях, данных в Книге Второзаконие, гл.6: «любить Господа» и научить сыновей Божьим заповедям и законам.

Обол - древнегреческая серебряная монета. Древние Израильтяне с ней знакомы не были, это выбор переводчика, но на смысл притчи он не влияет.

7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.

8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Ст.8 мы можем понимать в свете слов Апостола Иакова: «. всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иак.1:17).

9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Ст.10-11 продолжают тему мира и раздора, заявленную в ст.1. Это единственное место в Книге Притчей, где упоминается ангел Господень. Возмутитель спокойствия настолько мерзок в глазах Мудреца, что он предрекает ему жестокую кару.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Воздающий злом за добро навлекает проклятие на свой дом.

Первоапостолы Пётр и Павел в своих посланиях призывали паству отказаться от воздаяния злом даже за зло. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». (1Пет.3:9). «Никому не воздавайте злом за зло». (Рим.12:17)

14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Ст.14: Святитель Григорий Двоеслов всему виной считал «праздный ум».

«. сначала изволится нам болтать всякий вздор, потом [дело доходит] до уязвления злословием образа жизни тех, о ком речь, и поистине, в конце концов язык извергает открытую брань. Здесь сеется раздор, возникают стычки, возгорается пламя ненависти, исторгается мир из сердца. Под прорывом воды, конечно же, имеется в виду язык, развязавший поток болтовни».

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» , - 9-я заповедь, данная Господом через Моисея». (Втор.5:20).

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

Мудрость не купить за деньги, для этого необходимо иметь пытливый ум.

Премудрый Сирах оплакивал глупца, как покойника: «Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него».

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Профессор А.П.Лопухин писал: «В ст.17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor». (Толкование на книгу притчей Соломоновых.)

Приведенная цитата встречается у Цицерона в «Трактат о дружбе». Ей соответствует русская пословица: «Истинный друг познается в беде».

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Снова мудрец обличает грешника, любящего ссоры. В одном ряду с ним стоит тот, «кто высоко поднимает ворота свои» , как и тот, « кто высоким делает свой дом», (ст.16), т.е. человек гордый, демонстрирующий свое высокомерие по отношению к ближним. Но: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак.4:6).

Ворота - лицо города. Городские ворота имели важное значение. У ворот заключались сделки, обиженные требовали справедливого суда. (Ис.29:21)

Мужи Божьи пророчествовали у ворот. (Иер.17:19)

Но ворота имелись и в частных домах. В черте города не было необходимости превышать общепринятые размеры.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Уныние часто бывает так же пагубно для души, как развращающее веселье. Ст.22 так комментирует Евагрий Понтийский, монах, византийский философ и богослов IVв.: «Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «мужу печальну засышут кости». (О помыслах.)

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

Глупому трудно сосредоточиться на том, что требует решения здесь и сейчас, в отличие от человека мудрого. В современной психологии глупость определяется, как неспособность мыслить самостоятельно и принимать рациональные решения.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

«О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость», - восклицал Иов многострадальный. (Иов13:5).

Читайте также: