Притчи в рассказе конь с розовой гривой

Обновлено: 26.04.2024

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1,2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Так начинается рассказ «Конь с розовой гривой». Этот эпизод можно считать завязкой рассказа.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

«Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома».

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Итак, ребята отправляются в лес. Писатель описывает «тару» под ягоду. Он отмечает, что соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески… ковшики без ручек…». Художественная деталь – битая посуда – не столько признак бедности, а отношение к вещам, к труду вообще.

Выходит, эти люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Противопоставлен Левонтьевским ребятишкам герой-повествователь: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». Катерина Петровна воспитала в нём бережливость к вещам и уважение к труду.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

«Сколько лет с тех пор прошло! Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника». Вот так заканчивает свой рассказ писатель. Урок доброты и честности из этой ситуации был усвоен им на всю жизнь.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ В. П. Астафьева называется «Конь с розовой гривой». Вам уже известно, что речь идёт о прянике, о котором мечтали все деревенские дети.

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

А почему именно розовый? Вы слышали когда-нибудь выражения «розовая мечта» и «голубая мечта»?

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Для выполнения задания необходимо вспомнить определение понятия «рассказчик». Рассказчик – образ, от чьего лица ведется повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Похожая притча

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

ВложениеРазмер
nravstvennye_uroki_v_rasskaze_v.p.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.pptx 2.22 МБ
nravstvennye_uroki_v_rasskaze_v.p.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.doc 76 КБ
Предварительный просмотр:

Похожая притча

Тема: В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизненный урок героя.

Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа

Образовательные:

1.Познакомить с эпизодами жизни В.П.Астафьева, его родиной.

2. Формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.

Воспитательные:

1.Содействие формированию у учащихся нравственной позиции.

2.Формирование этических ценностей: духовной стойкости, порядочности.

3.Воспитание чувства ответственности за свои поступки, милосердия, сострадания.

Развивающие:

1. Развитие познавательного интереса, самостоятельности суждений, формирование исследовательской культуры учащихся.

2. Развитие речевой культуры учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

этап урока

содержание

форма

средства

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания

компьютер, экран, колонки, проектор,

2. формирование новых знаний

виртуальная экскурсия * по теме (лекция)

компьютер, экран, колонки, проектор,

3. информация о домашнем задании

Навигация, примечания

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы у вас буду проводить я. Меня зовут Ирина Юрьевна. Я работаю учителем русского языка и литературы в Альбитуйской школе. Надеюсь, вы мне будете помогать на уроке.

– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

– Поговорим! Нам будет интересно!

АМО «Поздороваемся локтями»

- Что является главным для урока литературы? Без чего не может быть урока литературы? ( без книг).

- Давайте посмотрим буктрейлер о книгах сибирского писателя. Надеюсь, его имя вам знакомо.

Выставка книг Астафьева В.П.

- Знакомо ли вам имя В.П. Астафьева? Какие произведения этого писателя вы читали? А что вы знаете о жизни Виктора Петровича? Хотите узнать о нем больше?

Виртуальная экскурсия

Объявление темы экскурсии.

- Узнаем о детских годах будущего писателя.

- Посмотрим на село Овсянку, где прошли детские годы Астафьева и его последние годы жизни. Похоронен В.П. Астафьев тоже в Овсянке.

Фильм Астафьев. Детство – 2 мин

Фильм – Овсянка

7 мин. 35 сек

- Какое произведение Астафьева В.П. вы прочитали дома? (Рассказ из книги «Последний поклон») Ребята, как мы назовем наш урок?

- Зачем же человеку чтение?

- Какую пользу вы вынесли из рассказа «Конь с розовой гривой»?

- Чему учит рассказ?

Цели урока: УРОК

Целеполагание:

Р - работаем

О - осознаем

К - контролируем

- Скажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ

Словарная работа

- Ребята, вам легко было читать рассказ? А как вы думаете, городским детям легко читать его? Что им может помешать? ( диалектные слова)

- Мы с вами знаем многие диалектные слова, но попробуем отгадать их с помощью изображений.

- Как бы вы определили главную тему этого рассказа?

- Почему же В.П. Астафьев обращается в своих произведениях к теме детства? - Что привлекает его в этой теме?

- Может быть, после всех жизненных испытаний писатель желает посмотреть на мир глазами ребёнка, вернуться в те дни, когда он получал первые уроки жизни. Может быть, он хотел поблагодарить свою бабушку Катерину Петровну за её уроки мудрости, жизни, доброты. Может быть, «это желание восстановить естественное течение жизни, утраченную целостность бытия и тем самым обрести душевный покой».

- Какие понятия, слова, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово детство?

- Ребята, а все ли это было у Вити? Почему у мальчика многое, что есть у вас, не было и не могло быть?

- Почему рассказ назван «Конь с розовой гривой»? (СЮЖЕТ)

«Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» (поговорка)

- Можно ли эту пословицу отнести к рассказу «Конь с розовой гривой»?

- А слова Антуана де Сент – Экзюпери: «Все мы родом из детства» как бы вы объяснили?

- Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Ассоциативный ряд

- Какова же еще главная задача литературы? ( воспитание)

- Что такое воспитание? Какие качества должны воспитываться с детства?

(Скромность, бескорыстие, доброта, смелость….)

- Одним словом, какие это качества? (НРАВСТВЕННЫЕ)

- Что значит нравственность? НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)

- А еще кто отвечает за воспитание детей? ( родители)

- В рассказе «Конь с розовой гривой» сколько систем воспитания, говоря взрослым языком?

- Воспитание Вити отличается от того воспитания, которое получали дети Левонтия?

1 вариант – семья Катерины Петровны,

2 вариант – семья Левонтия

Заполнение двухчастного дневника

Семья Катерины Петровны

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме, вытряхивала половики, занималась хозяйством.

Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

4. Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

5. Как дети относятся к порученному делу (собирают ягоды)

«Я брал старательно»

“ Главное - закрыть дно посудины”

“ стал собирать ягоды скорее”.

Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались,

раза два принимались драться,

заскочили в чей-то огород,

напластали беремя луку-батуна наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали ”.

Старшой “ надавал пинков ” и брату, и сестре за то,что “жрали ” ягоды.

“ рассердился”, “бросил”,“жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”,“взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”,“раздавили”

Вывод: таким образом, эти семьи отличаются двумя способами существования.

- Каким бабушка хочет вырастить внука?

- В семье Виктора это ответственность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне . И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

- Как же Виктор относится к этим двум мирам? Почему мальчику всегда хочется бежать к левонтьевским?

(Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая).

- В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

Видно, когда ребята пошли за ягодами.

- Что же там происходит?

Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды .

Слово учителя с элементами беседы.

- Многие из людей устроены так, что их раздражают те, кто на них не похож, кто пытается поступать по-своему. Герой, прилежно собирающий ягоды, - прямой укор “левонтьевской орде”, пример того, что можно по-другому относиться к жизни и к своим обязанностям. Вспомните, оказывались ли вы в подобной ситуации?

- Рано или поздно каждый рискует попасть в похожую историю, и надо научиться противостоять “провокаторам”. Представьте себя на месте героя рассказа.

- Как выпутаться? Что можно ответить Саньке, чтобы изменить ход событий?

(Ребятами рассматриваются, например, такие варианты . Можно спокойно сказать: “Да, испугался бабушки Петровны, да, жадина, и буду дальше собирать ягоды”. Увидев, что его оружие не действует, враг успокоится или будет искать другие способы. Можно ответить “А тебе-то какое дело! Хочу и собираю. Я к вам не лезу, и вы мне не мешайте. ” Ещё один вариант: “А вам что, завидно, что ли?” ? и т. д.)

- Самое главное в такой ситуации - не чувствовать себя ущемлённым и не пытаться доказать свою храбрость и независимость, так как именно этого и добиваются “провокаторы”.

- Какой урок вы извлекли из данного эпизода для себя? ( «Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».

- Почему последняя книга В.П. Астафьева называется «Последний поклон»? Кому он хочет поклониться?

Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Форма– письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

(Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)

Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой

формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;

раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;

обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;

умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

На прошлом уроке мы начали беседу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Наш сегодняшний урок хотелось бы начать с такой нравственной категории, как совести.

-Когда люди говорят о совести? (когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)

-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»? (она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)

-Что же такое совесть?

СОВЕСТЬ , -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Слайд

(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)

В мире мудрых мыслей

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце…

Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал.

Как вы понимаете эти высказывания?

-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?

(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, жить надо по совести?

-Тема нашего урока «Нравственные уроки доброты. Надо жить по совести».

В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным, милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых был, и помогут ли эти уроки жить герою по совес т и.

-Ребята, скажите, почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё? составьте кластер

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? (Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Витя пошел за земляникой с левонтьевскими ребятами.

- Как представители этих семей противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)

- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика во время сбора ягод? ( Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим)

-Почему искренний человек Витька совершает обман?

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? (попасться на обман, проявить доверчивость) -Слайд

-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?

-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.

- Что ему посоветовал Санька? (Набить туесок травой)

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя (Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой – теперь уже все равно)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?( СТР.95)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)

-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)

-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)

- Какой же можно сделать вывод?

Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу).

-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)

-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?

-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)

-Еще один немаловажный урок…

2 урок : Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга .

-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?

(это плата за совершенный обман)

Что из поступков поместим на чашу весов «удовольствие», а что на чашу «наказание»? НА ДОСКЕ НАЧЕРТИТЬ

Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»? (сон – мимолетное явление, забудется тут же, как проснешься, а в жизни придется отвечать за свои поступки)

-Какова цена обмана? (душевные муки)

-Какой урок извлек герой из случившегося?

3урок: Цена обмана – муки совести и вины .

Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!

«Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?»

-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

«А что если разбудить ее и все-все рассказать?»

Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»… стр 95

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

-Все эти чувства смешались в одно, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.

(« Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»)

Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?

Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия. Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы.

Какие уроки извлек из поступка бабушки Виктор?

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.

5 урок : Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Мудрая и справедливая

Воспитывает, наказывает, прощает

самые светлые воспоминания детства

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать». НА СЛАЙД

Слова на слайде посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?

5. Домашнее задание

Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина

Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.


Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть».


Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"

Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент".

"КАК ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ УЧИЛ КОНЯ ТИХОНА ШАХМАТНЫМ ПРЕМУДРОСТЯМ"

Знакомим детей с правилами хода шахматного коня.


ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста».


Урок чтения "Нравственные уроки рассказа В.Осеевой "Бабка"

Урок предназначен для обучающихся 5 класса. Применяются активные методы обучения.

Похожая притча

Конь с розовой гривой

Цитаты из рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» (1963) (одна из глав повести «Последний поклон»). Автор рассказывает о мальчике мечтавшем получить пряник в виде коня, при этом ярко описывая деревенскую жизнь и природу.

Лучшая цитата:

Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов

Бабушка говаривала: главное, мол, в ягодах – закрыть дно посудины

Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята Левонтьевские вокруг тебя и так, и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть

Когда даёшь Левонтьевским Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут; что останется от коня хвост да грива

— Я больше… Я больше… Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.

Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно — у всякой семьи, у фамилии была «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни.

Шея у дедушки засмолена солнцем, ровно не шея это, а высохшая глина в трещинах.

Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.

Левонтий только пьяный пожалеет и всё, а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у неё не задержится.

Подписи к слайдам:

СОВЕСТЬ , -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В мире мудрых мыслей Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце… А.С.Пушкин Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. Л.Н.Толстой

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? Заголовок слайда

1 урок: Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу Заголовок слайда

2 урок : Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга. Заголовок слайда

Текст слайда Заголовок слайда Удовольствие Наказание

Удовольствие Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими , веселье. Наказание Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

3урок: Цена обмана – муки совести и вины .

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей. 5 урок : Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет: «И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Домашнее задание Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»

Читайте также: