Притчи в работе педагога психолога

Обновлено: 14.11.2024

Один раз в коконе появилась маленькая щелочка. Человек, который случайно проходил мимо, довольно долго стоял и наблюдал, как через маленькую щелочку пытается вылезти бабочка. Прошло немало времени, но щель оставалась все еще маленькой. Казалось, что бабочка сделала все что могла, и сил на борьбу за освобождение из кокона у нее больше не осталось.

Тогда человек решил помочь бабочке и, взяв нож, разрезал кокон. Бабочка сразу же вылезла из него, но ее тело было слишком слабым и беспомощным, а крылья – прозрачными и неподвижными.

Человек продолжал наблюдать, ожидая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и он взлетит. Но этого не произошло… Всю оставшуюся жизнь бабочка тянула по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не взлетела!

А все из-за того, что человек, желая помочь, не понял: усилия, которые необходимо приложить для того, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и она сможет летать. Жизнь заставляла бабочку с усилиями оставлять свою оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилия и необходимы нам в жизни. Если бы мы жили, не сталкиваясь с усилиями, то не смогли бы стать такими сильными, какими являемся сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости…

А жизнь дала мне проблемы, чтобы их решать.

Я просил богатства…

А жизнь дала мне мозг и мускулы, что бы я мог работать.

Я просил возможности летать…

А жизнь дала мне препятствия, что бы я их преодолевал.

А жизнь дала мне людей, которым я мог помочь.

А жизнь дала мне возможности.

Я не получил ничего из того, что просил.

Но я получил все, что мне было нужно.

Притча о рае и аде.

Один раз мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад.

Господь привел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посередине комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее, чем руки людей, и поэтому люди не могли попасть ложкою в рот. «Да, это настоящий Ад!» - сказал мудрец.

Потом они зашли в следующее помещение. Все люди там были сытыми и веселыми. Но когда мудрей присмотрелся, то он увидел тот же самый казан и такие же ложки! Что же делало их жизнь райской. Они умели кормить друг друга!

То есть они умели взаимодействовать между собой.

Притча «Все в твоих руках».

Жил когда-то один мудрец, который все знал. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в руках бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

За день до рождения ребенок спросил у Бога:

– Я не знаю, что я должен делать в этом мире.

– Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.

– Но я не понимаю его язык!

– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

– А как зовут моего ангела?

Не важно, как его зовут… Ты будешь называть его: МАМА…

Притча о мудром учителе.

Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика.

- Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди.

- Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его совета, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.

Притча о звездах

Однажды Бог решил создать Вселенную. И первой он создал маленькую красивую звездочку.

- Лети на темное небо и освещай дорогу в ночи всем нуждающимся! – сказал Господь. Звездочка полетела на небо и вскоре заскучала. Ей было очень одиноко на темном небе. И тогда попросила она у Создателя еще несколько таких же маленьких звездочек. Бог услышал ее и бросил на небо россыпь таких же маленьких звездочек. Но опять загрустила звездочка на небе, она смотрели с высоты на Землю, видела людей, и ей хотелось быть рядом с ними. Обратилась она к Богу:

- Сделай так, чтобы я смогла остаться и на Земле.

- Хорошо! – ответил Господь – Я исполню твое желание. Каждый человек сможет тебя найти для себя. Ты будешь рядом.

А теперь откройте глаза. Сейчас мы с вами найдем каждый свою звездочку. Возьмите яблоки, разрежьте их поперек ножом. Вот она ваша звездочка. Насладитесь яблочным ароматом, вдохните его. Попробуйте на вкус яблоко и угостите соседа. И помните, всегда можно найти свою звезду в жизни, главное захотеть ее найти.

Мудрец рассказал своим ученикам, как он выбирал себе жену. Обошел полмира, видел удивительных красавиц Севера, Юга, Востока и Запада. И каждый раз говорил себе: «Это она». Но в последнее мгновение останавливал себя вопросом: «А может это не она?»

В каждой он находил то, чего не было в другой. Так он и возвратился домой один. Разочарованный, дал себе слово жениться на первой встречной, которая ему понравится. Так он женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь.

- В чем смысл моих поисков? – спросил он учеников.

- Нет границ совершенству, - сказал первый ученик, и мудрец согласился с ним.

- Смысл жизни в счастье, а счастье находится не в том, чтобы найти, а в том, чтобы искать, - сказал второй ученик.

-Ты прав, - сказал мудрец, но теперь ты не мой ученик.

- Чем вызван твой гнев? – удивился ученик.

- Мне больше нечему тебя учить, теперь ты сам учитель.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО ТРУДНОСТЕЙ» .

Жил-был один плотник, которому однажды очень не повезло. Он пробил шину в автомобиле, у него сломалась пилка, а потом еще и не заводился двигатель его старенького пикапа. У бедняги от злости все внутри просто кипело, но он этого не показывал. Мужчина пригласил мастера, чтобы тот отремонтировал автомобиль, и решил познакомить его со своей семьей. По дороге домой плотник остановился на минутку около большой сосны и прикоснулся к ней двумя руками.

Переступив порог дома, плотник будто бы переменился. На его загорелом лице засияла улыбка. Мужчина обнял своих детей, а потом обнял и поцеловал свою жену. После этого он провел мастера к поломанному автомобилю. Когда они проходили возле сосны, мастер не выдержал и спросил плотника, что за ритуал он тут совершал.

- О, это мое дерево трудностей, - сказал плотник. – Я знаю, что почти не возможно предвидеть все проблемы. Однако убежден, что после окончания работы не стоит приносить домой трудности и переживания. Поэтому я каждый раз останавливаюсь возле этой сосны и представляю себе, что оставляю на ней все свои проблемы, заботы, волнения связанные с работой, - тут он улыбнулся и добавил: - А самое интересное то, что утром я прихожу их забирать, а проблем и переживаний всегда остается меньше, чем было вечером.

Материал: аудиозапись спокойной инструментальной музыки; вазон в форме деревца.

Ведущий включает аудиозапись. Просит участников сесть в круг и расслабиться. Держа в руке вазон-дерево, читает или рассказывает историю «Дерево трудностей» из книги Браяна Кавано «Перстень царя Соломона».

Затем просит участников передавать по кругу друг другу «деревце» и отдать ему все трудности сегодняшнего дня, представляя, что во время этого набираются новых сил. Когда последний участник «отдаст трудности», ведущий имитирует, что снимает с дерева все трудности и выбрасывает их в мусорную корзину.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Притча от Константина Ушинского

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.

На что последовал ответ:

— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Похожая притча

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказокдля решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования. \

Цель работы психолога с элементами сказкотерапии: Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи сказкотерапии:

- Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

- Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

- Выявление и поддержка творческих способностей.

- Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

- Развитие познавательных процессов

Сказка используется как инструмент диагностики и предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

В диагностических целях ребёнку предлагается инструкция: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказкудля диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Для воздействия на ребёнка я использую методику Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, где оно осуществляется с помощью следующих видов сказок :

o психокоррекционных

o психотерапевтических

Художественные сказки – всёлитературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А. С. Пушкин, П. П. Бажов, Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. В коротких увлекательно-познавательных произведениях Г. Н. Юдина можно найти множество сведений про электричество, часы, водолазов, про животных и растения.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами, педагогами и родителями.В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть… Примером могут служить притчи, авторские сказки петербургского сказочника А. В. Гнездилова, С. А Черняевой. Сказка может предназначаться как для большого контингента людей, так и для конкретного человека. Отличным пособием для создания подобных сказок может служить книга Джойс Миллс и Ричарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»».

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Формы работы со сказками

Разнообразные сказки, по высказыванию А. В. Гнездилова, «подаются под разными «соусами»».

Рассказывание сказок. Дети очень любят слушать сказки. Некоторые произведения они готовы слушать десятки раз, вновь и вновь переживая события, изучая характеры персонажей, прорабатывая модели поведения. Рассказывая детям сказку, взрослый должен вжиться в образы героев и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Важно не передавать детям свою внутреннюю проблематику, а позволить им выработать личное отношение к событиям и сделать собственные открытия.

Сегодня в интернете и литературе можно найти разнообразные психокоррекционные сказки, написанные по определённой проблеме (напр., Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»).

Анализ сказок используется для того, чтобы помочь слушателям осознать основные идеи произведения, понять, что с его помощью хотел передать автор. С этой целью рассказчикзаранее подготавливает вопросы: О чём эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? И др.

Переписывание и дописывание сказки. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет или конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезным для взрослых, если она стала жизненным сценарием и не даёт человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. (Напр., «Золушка» - женщина полагает, что счастье можно заслужить, только если долго и тяжело трудиться)

Сочинение сказок. Сочинять сказку можно с группой детей (по кругу); взрослый и ребёнок могут сочинять сказку вместе; ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии.

Помогая ребёнку сочинить сказку, сначала описывают героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру ("Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. "). Далее, показывают жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.). Герою приписывают все переживания малыша. По сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий. Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его (желательно найти не меньше 7 решений). Уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Постановка сказок. Драматизация, или постановка сказок, показывает себя в как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приёмов. Предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.

Можно разыграть сказку с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок становится волшебником, заставляя её двигаться по собственному желанию. Это помогает ему приобрести уверенность и в дальнейшем более успешно корректировать свои действия. Используют пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр, театр-рукавички, куклы бибабо, сказки на песке. Разыгрывая психотерапевтические сказки ребёнку дают возможность импровизировать, не уклоняясь, тем не менее, от «генеральной» линии. Пример организации такой игры хорошо представлен в книге Т. Шишовой «Страхи – это серьёзно».

Сказки также разыгрывают по ролям. Психолог на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке. Взрослый стимулирует развитие сказочного сюжета.

Сказочное рисование. Все сказки, сказочных героев и сказочные сюжеты можно ещё и рисовать. Темы рисунков могут задаваться взрослым или выбираются ребёнком спонтанно. Рисунок выполняет и диагностическую, и коррекционную функции. По ходу психокоррекционной сказки ребёнка можно попросить нарисовать: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Мой маскарадный костюм» (самовосприятие, «Моя семья в образах животных» (отношение к семье, «Как я поборол свой страх», пр.

Медитации на сказку – ещё одна из форм работы со сказкой. Медитация – погружение в какой-либо процесс.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь, а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Арт-методы в работе психолога У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить,.

Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Мастер-класс на тему «Сказкотерапия в логопедической работе» Мастер- класс «Сказкотерапия в логопедической работе» Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога ДОУ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы.

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно.

Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога (1сл. титул) Специалисты в области детской психологии, логопедии.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Похожая притча

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. А начнем мы нашу работу с приветствия. И сделаеммы это таким образом:я возьму за руку своего соседа и произнесу фразу: «Я рад (а, с тобой общаться сегодня на занятии. Он возьмёт за руку следующего и т. д. Руки отпускать при этом нельзя. Я начну приветствовать первой. Будем двигаться по кругу (дети садятся в круг, работа участников).Сегодня нам предстоит увлекательное занятие и для того, чтобы к нему подготовиться, нам необходим позитивный настрой, поэтому сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза (играет спокойная музыка). Вы встречаете этот день с радостью. В вашей душе царит мир и гармония. Вы любите и цените себя. Вы живете, с удовольствием, наслаждаясь каждой минутой. Вы магнит всего самого лучшего и позитивного. Вы излучаете любовь и радость. В любой ситуации вы чувствуете себя комфортно и хорошо. Вы ощущаете в себе мощнейший поток внутренней силы. Вы верите, что получите все, на что направлена ваша позитивная сила мысли.

Педагог-психолог: тема нашего занятия «Сей добрые дела, и ты пожнешь их плоды». Хотелось бы подкрепить тему нашего занятия следующей цитатой: делать добрые дела и не хвалиться этим –в этом достоинство человека. Народная мудрость.

III. Основная часть

Педагог-психолог: Ребята, сегодня нас ждет очень увлекательное и познавательное занятие, я для вас приготовила сюрприз. Загляните в шкатулку, и вы увидите, что является самым ценным. Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (играет музыка «Если добрый ты»)

(Дети заглядывают в шкатулку и видят свое отражение).

Педагог-психолог: Так, что вы увидели? (зеркало)

- А в зеркале, что увидели? (свое отражение, себя)

- Кто удивлен тем, что увидел? Почему? (ответы детей)

Педагог-психолог: Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. А значит, мы не сможем дарить счастье, доброту другим людям.

Педагог-психолог: Сегодня мы поговорим о доброжелательности.

-Как вы понимаете слово «доброжелательность»? (ответы детей)

-Придумайте синонимы к этому слову.

• Добродушный

• Доброжелательный

• Добронравный

• Добропорядочный

• Добросердечный

• Добросовестный

Доброжелательность - это желание другим добра.

Это понятие состоит из двух слов: желать добро.

Педагог-психолог: А какого человека можно назвать доброжелательным? (человека который к другим относится с добром, любовью). Надо верить, что нас окружают люди добрые, искренние, не желающие нам зла.

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа по просмотренному мультфильму:

• Что вы можете сказать о героях мультфильма?

• Кто из героев добрый?

• В чем проявляется их доброта?

• Кто не является добрым? Почему?

Педагог-психолог: А теперь ребята, давайте послушаем притчу, которая называется «Почему великан помог?».

Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.

Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром крестьяне увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.

Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.

- Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.

- Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе виноград, - крикнул второй.

Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали.

Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучалась в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.

- Здравствуйте, я принесла Вам подарок. Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану цветок.

- Какой красивый, - прошептал великан.

В деревне уже все искали девочку.

- Смотрите, по дороге идет великан, а на плече у него сидит девочка! – крикнул кто-то.

Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, посадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины тоже схватились за глыбу, и вскоре дорога очистилась.

На прощание девочка сказала великану:

- Спасибо, добрый великан.

- Доброе слово и железные ворота откроются, - произнесла мама девочки.

Педагог-психолог: О чем же была притча, ребята? О чем попросили крестьяне великана? Помог ли им великан? Почему нет? Что было дальше?

что помогло девочке убедить великана? Какая была девочка? Какой вывод мы можем сделать?

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели! А сейчас мне бы хотелось,чтобы вы выполнили еще одно мое задание: я раздам вам разрезанные пословицы, которые нужно будет собрать, назвать и объяснить их.

Дети выполняют задание

Спешите делать добро.

Жизнь дана на добрые дела.

Людей сближает улыбка.

Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.

Добро помни, а зло забывай.

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет.

Красив тот, кто красиво поступает.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

IV. Обобщение. Итог.

Педагог-психолог: А вы можете сделать мир добрее, совершить чудо? Как? (улыбнуться, сказать доброе слово, помочь).

Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное занятие, благодаря которому мы узнали много нового и познавательного. Я вам очень благодарна за старание и любознательность и хотела бы,чтобы вы выполнили мое небольшое домашнее задание:

1) Написать сказку, рассказ о добрых людях, о доброте.

2) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор (детям необходимо выполнить домашнее задание в тетради к следующему занятию).

Педагог-психолог: В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит людей и животных, помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце. Давайте мы с вами будем этим солнцем всегда! Желаю вам всего доброго!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Добрые дела живут на свете» «ДОБРЫЕ ДЕЛА ЖИВУТ НА СВЕТЕ» Цель:Углубление знаний о добре. Задачи: • Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных.

Фотоотчет «Наши добрые дела об акции «Посади дерево» Фотоотчет "Наши добрые дела. Акция "Посади дерево" Цель акции: · Развитие у детей интереса к изучению природы. · Воспитание в детях заботливого.

Фотоотчёт «Социальная акция «Добрые дела» В детском саду с. Заостровье Архангельской области Приморского района прошла социальная акция «Добрые дела», направленная на помощь детям.

Конспект занятия «Добрые дела» старшая группа «Доброе дело — это чудо, которое два сердца делает счастливыми». Николай Сербский Цель: Создание положительного эмоционального фона в группе.

Отчёт о проделанной работе по проекту «Наши добрые дела» Отчёт о проделанной работе по проекту «Наши добрые дела» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис.

План образовательной деятельности «Наши добрые дела» Тема: «Здравствуй лето красное!» Формировать у детей обобщённые представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать.

Социально-личностный проект «Наши добрые дела» Проект «Наши добрые дела» Тип проекта: социально-личностный. Срок реализации проекта: январь - март Автор проекта: Арипшева Светлана Юрьевна.

Сценарий клубного часа «Добрые дела» Тема клубного часа: «Добрые дела!» Цель. Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования,.

Презентация «Наши добрые дела» Воспитатель гр. №8 МБДОУ «ЦРР – Детский сад №182» Рудаева Наталья ВикторовнаЭлектронная презентация «Наши добрые дела» Цель: Воспитание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов в работе с педагогами ДОУ

теоретические основы использования активных методов для творческой реализации педагогов, для становления базовых компетенций.

«Использование ИКТ в работе современного педагога» из опыта работы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и с.

Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а также эффективным средством в организации психологического сопров.

Перспективный план работы по самообразованию "Использование в работе педагога игровых компьютерных технологий - обучающих игр "Мерсибо".

Перспективный план по самообразованию "Использование в работе педагога игровых компьютерных технологий - обучающих игр "Мерсибо".

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп.

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТДЕЛЬНОСТИ И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА».

Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплочен­ная группа способствует самораскрытию участников и д.

Похожая притча

Притчи как средства арт-терапии в психолого-педагогической работе с подростками и семьями.

Далекина Вера Ильинична

Для человека творчество – это свобода, возможность проникнуть и познать свой удивительный внутренний мир и открыть в себе множество возможностей, которые были заключены и не востребованы. Именно притча, свои легким дыханием, помогает прикоснуться к самым лучшим аспектам нашей души, пробуждая в ней самые светлые, благородные чувства. Виды искусства позволяют человеку расслабиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собой, обрести душевное равновесие. Именно творческая деятельность является эффективным методом по исцелению психики, способствует наполнению организма энергией, духом. И называется этот метод - метод арт-терапии, который сегодня применяют в работе психологи и психотерапевты.

Результатом работы с верно подобранной притчей являются инсайты (интеллектуальная работа мозга, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождения ее решения).

Мы имеем достаточно большое количество разновидностей притчи, которые можно использовать в зависимости от ситуации обратившегося : восточные притчи, которые отражают элементы повседневной жизни человека и направлены на расширение жизненного опыта, повышают веру в собственные силы; буддийские притчи ; софийские притчи; христианские притчи; дзенские притчи.

Во всех выше перечисленных притчах заключена мудрость, собранная по крупицам годами, и отражающая законы жизни. Метафорический язык притч наиболее понятен как нашему подсознанию, так и сверхсознанию, которое отвечает за эмоционально-образную активность по разрешению сложных эмоциональных задач, способствует выходу из трудных ситуаций. Именно творческая интуиция и срабатывает при применении притч в работе с подростками и их семьями, ведет к откровению, осмыслению, подсказывает выход к решению жизненных проблем, а это уже большой шаг на пути изменения себя, на пути к саморазвитию. Дать больше простора фантазии и интуиции для обогащения собственного опыта и для разрешения конфликтных ситуаций этому и способствует жизненная сила, заключенная в притчи.

Человек существо социальное, он не может не вступать в отношения, а спектр человеческих отношений многогранен. И все эти отношения требуют эмоционального включения, нет эмоций - нет и отношений, глубоких, прочных и наполняющих смыслом нашу жизнь. Отдавая, мы не всегда получаем взамен положительные, да далеко не каждый может восполнить эмоциональный сосуд, чтобы продолжить взаимоотношения. Вот тут на помощь приходят притчи, с разным содержанием, а значит способные помочь каждому. Они подвергают сомнению и знакомят читателя с непривычными, зачастую чуждыми, а иногда и неприемлемыми для него принципами.

В ходе психотерапевтической работы истории открывают доступ к фантазии подростка, и он учится мыслить в образах данной истории. Воздействуя на сознание и подсознание, притча могут помочь определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя притчи на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, подросток может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств, депрессии и соматических заболеваний.

Притча "Все в твоих руках!" помогает подростку найти в себе потенциал, одухотворяет и вселяет надежду и веру в собственные силы. Притча о жизни «Знай себе цену» как нельзя лучше раскрывает смысл индивидуальности и самоценности для подростка, ведь этот возраст резкий, нетерпеливый, им некогда выслушивать наши убеждения, а тут притча коротенькая и способная ответить на вопрос ищущегося себя бунтаря. «И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?» И он обретает уверенность и строит свой собственный путь с воодушевлением. Это изменение позиции самая важная функция этих философских историй.

Все мы знаем, как труден подростковый возраст и труден он, прежде всего, для самого подростка, которого переполняют чувства, в нем бурлит энергия и тут же на смену приходит спад и неуверенность. Они глубоко переживают разочарования, не умеют отпустить обиду. Они ранят сами и в тоже время очень ранимы. Им некогда вслушиваться в нравоучения, им некогда, да и не всегда они верят в то, что говорят взрослые, а в поддержке нуждаются, вот тут и поможет притча, лаконичная и гармонизующая. Именно она - притча, откроет новый взгляд на проблему, поможет оценить обстановку, «передохнуть», набраться сил и затем принять верное решение, чтобы снова бежать искать смысл жизни.

Притчи являются самым тонким и нежным инструментом в отношении воспитания чувств, без занудства и нареканий. Они помогают понять истинные ценности и испытать чувства, помогают увидеть, что истинная любовь это не только объятия и поцелуи, это возможность дать кому то счастье, отдавая и не прося ничего взамен. Почувствовать радость, только от того, что другому человеку хорошо. В этом помогают такие притчи как «Цветок и ветер», «Притча про духовные ценности», «Щедрая яблоня». Наивысшее проявление любви это отдавать, ничего не требуя взамен испытывая при этом огромное счастье.

Притча о кольце Соломона помогает в работе с родителями Притча «Груз злости и обид» помогает в работе с обидами. Родители взрослые люди, но у них много скопившихся неотреагированных обид, которые грузом ложатся на их отношения с близкими, коллегами. И это багаж они передают детям, усугубляя негативные чувства. Душевные, не залеченные раны, являются самым "чувствительным" и "слабым" местам, становятся теми конфликтогенами, которые мешают раскрытию и самовыражению, отнимают жизненную энергию и лишают человека душевного спокойствия. Разрешение конфликта – это умение освободиться от чувства с отрицательной энергией, которая не оставляет в душе места для теплых чувств, т.е. выкорчевать зло и на его месте посадить добро. В данных жизненных ситуациях именно притчи помогают сконцентрировать энергию, найти в себе силы и изменить повседневный сценарий - поставить в пустующее место-добро, а не заполнить злом, пуская которое в себя испепеляет нас самих. Это и есть смена минуса на плюс, чтобы жить и давать любовь другим людям. И все благодаря маленькой истории, истории с секретом.

Притчи позволяют свернуть с пути стереотипов и раскрывают возможность взглянуть на знакомые и привычные вещи по-другому и испытать при этом чувства восхищения и удивления, что раньше это было недоступно, скрыто от ваших глаз, будто занавес опустился и, чудо, вы увидели разумное решение вашей проблемы или ответ на ваш вопрос самому себе. И вы начинаете понимать, что именно это решение является верным, оно было рядом, но вы его не могли отыскать.

Например: «Современная притча о счастье». В ней говорится о группе выпускников, которые решили встретиться. Все они успешны, все добились много в жизни и сделали карьеру. Решили они посетить своего старого профессора, и пришли они к нему в гости. Они вели беседу о работе, каждый рассказывал о множестве трудностей, которые им приходится преодолевать, сетовали на проблемы. Профессор, как гостеприимный хозяин решает угостить их кофе и устанавливает на столе чашки. Чашки разнообразной формы и из разного материала: фарфоровые, стеклянные, хрустальные, глиняные, пластиковые. Одни простой формы, другие причудливой. Когда чашки были разобраны и чай налит, оказалось, что остались на столе чашки простые и дешевые. Профессор сказал: посмотрите, все красивые чашки вы разобрали, тогда как простые и скромные остались. И хотя это естественно для вас, хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Разве чашка делает кофе лучше? Чаще всего она просто дорогая и скрывает то, что мы пьем, уводит от главного. В действительности, все, что вы хотели, было кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали самые лучшие, самые дорогие чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. А теперь, подумайте, ваша жизнь-это кофе, а деньги, престижная работа, положение-это лишь чашки. Это лишь инструменты, для поддержания жизни. То, какую мы имеем чашку, не определяет и не меняет качество нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом кофе, вкусом самой жизни. Наиболее счастливые люди не те, кто имеет все самое лучшее, а те, кто извлекают все самое лучшее из того, что имеют [2].

Мы, видим, что притчи дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.

А.Н. Иванова «Притчи и истории для тренера и консультанта» .
— СПб.: Речь, 2007. — 192 с.

Читайте также: