Притчи в евангелии от иоанна

Обновлено: 22.12.2024

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Это первое явление Господа народу после долгих лет неприметной жизни в Назарете. Имя Иисус означает Спаситель. Но какое смирение обнаруживает Господь, приходя креститься от Иоанна! Он совершенно чист и непорочен, а приходит со всеми, как если бы тоже нуждался в омовении. И какою славою венчает Его Бог, когда Он преклоняет Свою главу под руку Крестителя! «Когда Он выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Христово раскрывает тайну Его будущего служения. Сами слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», связаны с этой превечной тайной. Начало их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» – пророчество Духом Святым из второго псалма. А далее – из 42-й главы пророка Исаии, где он говорит о Муже скорбей, о Мессии, о Царе Израилевом, Который грядет в мир. Крещение Господне открывает нам, что Христос явился в мир, чтобы идти путем Креста. Он Царь Израилев, но Престол Его Царства – Крест. Он будет Победителем мира, но Его победа – через жертвенную любовь ради каждого из нас.

Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, – пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение об избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.

Сей есть возлюбленный Сын Божий. Он – Искупитель мира. И потому особенно возлюблен Отцом, что приходит в мир, чтобы спасти его от грехов. Ибо так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного не пожалел и принес в жертву за грехи всех людей. И Отец Небесный принимает всех в Своем Божественном Сыне. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не просто «с Которым Мое благоволение», но «в Котором Мое благоволение». Его благоволение со всеми людьми, которые во Христе, со всеми, кто соединен верой и крещением со Христом. Неблаговоление Божие ко всем людям и было, и продолжается – до тех пор, пока они не соединятся со Христом. Бог наш есть Огнь поядающий – вне Христа. Во Христе Его милость и благоволение – к каждому человеку, который вместе с Ним. Если с нами Бог – кто может быть против нас! Если Его благоволение к людям – все совершит, все исполнит Господь, приведет всех, кто с Ним к вечной славе.

«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Первый Адам был изгнан из рая в пустыню, и Христос, исполненный Духа Святого, идет в пустыню, чтобы найти его там и привести снова в рай. Если бы Господь не сразился с диаволом, Он не даровал бы нам победу над ним. Он показывает нам, что диавол воюет против всех, кто желает идти путем истины и как надо хранить себя, чтобы немощью души не предать благодать тайны. Подобно Адаму в раю, Господь находится в пустыне с послушными Ему зверями, и ангелы служат Ему. Мы видим вечное блаженство, для которого создан человек. История рода человеческого находит свое завершение во Христе Иисусе, Пастыре, Мессии, но также Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который должен умереть.

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Господь начинает проповедь после того, как Иоанн завершил свою. Он был предан, как Сам Господь будет предан и Его ученики после Него. Иоанн Предтеча, первый по благодати мученик, прежде всех приобщился крестному пути Христовой Церкви. Христос возвращается в Галилею, откуда Он пришел на Иордан к Иоанну. Его проповедь названа Евангелием Царства Божия – благая весть, исходящая от Бога и обращенная к людям. Христос пришел, чтобы установить Царство Божие среди людей.

Прежде всего Христос возвещает о новой ситуации в мире: «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». О каком времени идет речь? И что такое Царство Божие, которое приблизилось? Очень трудно отвечать словами. Нигде Евангелие не дает определение Царства Божия. Христос предлагает притчи, раскрывающие некоторые аспекты тайны, но эта реальность слишком глубока, чтобы попытаться одним умом постигнуть ее. По крайней мере, невозможно ничего узнать о Царстве Божием, не живя им изнутри.

Однако Христос ясно говорит, что это – то, чего не было раньше. Во время Его Крещения разверзлись небеса, открылась связь между миром, который находится вверху и миром, который находится внизу. Явилась слава Божественного света, Божественной жизни и Божественной любви. Бог содержит время в Своей власти. «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». Ныне Христос возвещает об этой новой ситуации, которая начинается с Его Крещения и Его проповеди.

Вторая часть этой проповеди – настойчивый призыв ко всем людям: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Недостаточно знать, что Царство Божие приблизилось. Кто стоит к нему спиной, остается чуждым ему. Необходимо повернуться к нему, обратиться, покаяться, и начать жить деятельным исканием этого Царства. Христос проповедует исполненное решимости принятие этого дара. Он зовет нас к некоторого рода риску, вдохновляемому верой в Евангелие, которое Он возвещает. Иудеи в неразумии своем ожидали явления Мессии во внешнем величии и славе, и потому полагали, что когда Царство Божие приблизится, они должны будут приготовиться к войне и к победе. А Христос говорит им в виду этого приближающегося Царства, что они должны покаяться и веровать в Евангелие. Покаянием мы должны оплакать наши грехи и оставить их, а верою – принять их прощение. То и другое должно идти вместе. Мы не должны думать, что усилия изменить нашу жизнь спасут нас без веры в благодать и праведность Христову. Или что вера во Христа спасет нас без перемены наших сердец и нашей жизни. Христос соединил то и другое вместе, и пусть никто не пытается это разделить. Так началась проповедь Евангелия, и так она продолжается. Доныне Христос зовет всех: «Покайтесь и веруйте, и живите жизнью покаяния и веры».

Христос – Тот, Кто возвещает Евангелие и одновременно Тот, о Ком Евангелие возвещает. Благая Весть это Он Сам. Исходя из этого, первые слова Евангелия от Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» можно понимать так: «Начало Евангелия, которое есть Иисус Христос Сын Божий» (Мк. 1, 1).

Похожая притча

3749 Всего книг

76971581 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Похожая притча

Иисус Христос обращался к народу и своим ученикам в виде притч,чтобы более доступно обьяснить им Свое учение.Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.

Похожая притча

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».

Какая душа не возрадуется, чувствуя в этом рассказе прощение и ничем, никаким грехом не преодолеваемую благость Божию к себе!

Иисус прибавляет в притче о блудном сыне, что когда старший брат его, возвратясь с поля домой, увидел празднование в честь младшего, провинившегося своего брата, то рассердился и не хотел войти в дом. Отец же успокаивал его, говоря: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 14, 31–33; 15, 7, 10–24, 31–32)

Упоминание о старшем брате блудного сына относится к тем иудеям, которые негодовали на милосердное отношение Иисуса Христа к грешникам и язычникам.

Притча о работниках в винограднике

Также и в притчах о работниках в винограднике, получивших равную плату за неравный по количеству труд, выражается неизмеримая Божия любовь. Домохозяин выходит из дома ранним утром для того, чтобы нанять работников в свой виноградник, и в продолжение всего дня в разные часы нанимает их, а в конце дня дает одинаковую плату пришедшим работать и ранее, и позже, — как и Господь поступит с раскаявшимися грешниками, допустив их в Свое Царство Небесное, и как примет Он в Свое Царство язычников наравне с первопризванными Им иудеями.

Слушали речи Иисуса и фарисеи и смеялись над Ним. Он же сказал им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет».

Притча о богаче и Лазаре

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же здесь он утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк. 16, 15–17, 19–31)

Так и упорные в своей надменности фарисеи не поверят даже и в воскресшего Христа.

В этой притче Господь поучает также и о бессмертии души, о будущей жизни, о восстановлении справедливости, нарушенной в земной жизни человека, о наказании злых, о воздаянии праведников, о страдании в вечности, как и о вечном блаженстве.

Притча о мытаре и фарисее

Итак, в этой еще земной жизни праведность фарисеев была опровергнута и молитва их отвергнута. Между тем учеников Своих Господь побуждает пребывать в постоянной молитве, поучая их, между прочим, притчей о судье неправедном (см. Лк. 18, 2–7), который не мог, однако же, устоять против настоятельной мольбы бедной вдовы и исполнил просьбу ее. В дополнение же и разностороннее пояснение того, какая молитва может быть услышана и какая отвергнута, Иисус Христос сказывает теперь притчу о мытаре и фарисее, в которой увековечивает образ гордого в самообожании человека, который смело обращается к небу со своей самодовольной молитвой: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

«Сказываю вам, — пояснил Христос, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Другие поучения Господа

В то же время Господь поучает о неразрывности супружеского союза, установленного Богом первоначально. (Лк. 18, 10–14; см. Лк. 16, 18. Мф. 19, 3–12)

В поучениях Иисуса Христа содержатся и повеления, обязательные для всех, и советы, с которыми Он обращается лишь к избранным душам, «могущим вместить». Вот беседа Его с одним юношей, который, «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»

— Истинно говорю вам, — обещал Мессия, — что в день суда вы, последовавшие за Мною, воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф. 19, 16–29)

Такие славные обетования воспламенили надежду в сердце матери сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна, и приступила она к Иисусу и, припав к ногам Его, умоляла пообещать, что оба сына ее сядут у Него один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Его.

Иисус отвечал: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» «Можем», — отвечали они Ему. «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит», но лишь от воли Отца Моего.

«Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 20–28)

«Святой Иоанн Златоуст так поясняет эти слова Иисуса Христа: “У Меня последний есть первый… Будучи Царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и этим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть… Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь твою через это, так как сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его… Поэтому не опасайся потерять честь твою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; она есть дверь к Царствию” (свт. Иоанн Златоуст)» [1] .

Читайте также: