Притчи сухомлинского для детей

Обновлено: 14.11.2024

Ненужный ребёнок

Боль и гнев, негодование и озлобление несёт в сердце ребёнок, уходя домой. Он, маленький ребенок, не верит ни во что. Для него нет в мире ничего святого. Как мучительно трудно воспитывать маленького человека, который осознавая себя, пережил горькую мысль: я никому не нужен, я появился в мире случайно, я горе и наказание для матери. Общество наше не может быть счастливым, если у него будут такие несчастные сыновья и дочери. Есть вещи, которые ничем не заменяются и ничем не возмещаются.

Похожая притча

Имя Василия Сухомлинского знают все. Этот талантливый педагог всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании.

Принципы воспитания Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня.

Научить жить

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Педагог настаивал на том, что детей надо учить общаться, объяснять, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. И этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Также Василий Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт непослушный ребёнок, то родителям стоит, в первую очередь, взглянуть на себя и понять, где они допустили ошибки.

Быть настоящим отцом

Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Каждому ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, личный пример его родителей или значимых для него людей.

Педагог рассказывает о большой семье сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. Спустя много лет, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

Быть талантливым родителем

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей и делать с ними уроки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Для правильного воспитания родителям достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, как относиться к близким, как поступать в тех или иных ситуациях.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

Быть мудрым учителем

Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача взрослых не ругать, а заметить и развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“». Любого ребёнка нужно учиться ставить в ситуацию успеха.

Воспитывать без наказаний

Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Сухомлинский был категорически против строгих наказаний. Если возникает желание наказать ребёнка, то это уже указывает на ошибки в воспитании.

Развивать любознательность

С самого раннего детства родителям стоит учить ребёнка наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

Уметь делать домашние задания быстро

Сухомлинский рекомендовал делать уроки всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ребёнок делал домашнее задание один, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны делать домашние задания за ребёнка, но необходимо проверять его.

Василий Сухомлинский советовал делать именно те уроки, которые задали сегодня, даже если завтра нет урока по этому предмету. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

Мысли Василия Сухомлинского просты и в то же время очень ценны. Тот факт, что они до сих пор не потеряли своей актуальности, говорит о многом. Давайте прислушаемся к советам этого мудрого учителя и будем воспитывать успешных и счастливых детей.

Похожая притча

Маменькин сыночек. Сухомлинский Рассказ для детей читать

Мать воспитала двух сыновей. Один из них без вести пропал на войне, другой возвратился со службы живой и здоровый, привез с собой несколько чемоданов “трофейного” добра. Никогда не открывал он этих чемоданов при матери. Хата материнская пришла в ветхость, сын решил строить новую. Выбрал место на другом конце села, подальше от матери. Возвёл кирпичный дом, покрыл цинком, женился. Зажила молодая семья безбедно. А у матери хата разваливались. Попросила сына: прикрой соломой дырявую крышу. Сын ответил: у меня своих забот хватает, думай сама о своей хате. Заплакала мать…

Пришло к старой матери большое горе: заболела, не может с постели подняться. Парализовало руку и ногу. Пришли соседи матери к сыну, говорят: “Есть ли у тебя совесть, Андрей? Мать с постели не поднимается, за ней постоянный уход нужен”. Пообещал сын прийти к матери — и не пришёл. Стали соседи ухаживать за больной старухой.

Прошло полгода, год минул. Мать чувствовала себя всё хуже. А сын ни разу не пришёл к ней. Пошла молва по селу: сын от матери отказался. Назвали люди Андрея бессердечным, а потом и более выразительно — скотиной. Рядом с новым домом Андрея собирались было строить новые дома его четыре соседа. Но разве может жить честный колхозник рядом с бездушным скотом? Попросили колхозники себе участки в другом месте, построили дома, переселились. Остались четыре “пустки” с дырявыми соломенными крышами. Страшно стало ходить по улице, где жил Андрей. С вечера до утра раздавался на пустых дворах печальный голос сычей. А через год ещё пять колхозников переселились в новые хаты, и на улице стало жутко. Просил Андрей председателя колхоза: дайте опустевшие участки кому-нибудь на застройку, но никто не хотел селиться рядом с ним.

В грозовую весеннюю ночь загорелась одна брошенная хата от молнии, подул ветер, сгорел весь брошенный куток, лишь дом Андрея, покрытый цинком, остался цел и невредим. В ту же ночь умерла мать Андрея. Пришёл сын с женой на похороны, выдавил слезу, пытался делать то, что делают сыновья перед смертным одром матерей, но как-то так получилось, что всё, нужно было сделать, кто-то уже сделал. Сложили соседи оставшуюся материну одежду, связали в узел. Унёс Андрей узел домой, и проводили его люди взглядом, и котором удивление смешалось с ненавистью.

На пожарище вырос бурьян. Видели люди, как к самой Андреевой хате подобрался ночью волк, стал на кучу золы, поднял морду и жалобно завыл.

Люди обходили Андрея десятой дорогой, не здоровались с ним. Ужас охватил душу этого бессердечного человека. Страшно стало ему выходить из хаты, ложился спать он с заходом солнца. На пепелищах никому не хотелось строить новые жилища, зарастали дворы чертополохом и осиной. Что-то случилось с Андреем, говорили люди, с ума сошёл: днём стал бояться солнца и людей, а ночью бродил по пепелищам. Не удивились люди, услышав весть: повесился Андрей на столбе, сохранившемся на одном пепелище.

Почему так бывает? Все силы своего сердца отдала мать любимому сыночку — Андрейчику, ночей недосыпала. Вспоминали люди детство и отрочество неблагодарного сына. Вспоминали, как, бывало, выезжала Христина с мужем на подводе в поле косить пшеницу. Положит, бывало, на воз сена ароматного, застелет полотном белым, перенесёт Андрейка с подушками, укроет от холода утреннего. Старший, двенадцатилетний Пилипко помогает отцу и матери, собирает в лесу дрова, разжигает костер, воду носит, а десятилетний Андрейко спит.

Вырастал Андрейко здоровый и жизнерадостный, мать души в нём не чаяла и больше всего озабочена была тем, чтобы ничто тревожное не коснулось его сердца, чтобы ни одна жизненная невзгода не омрачала его безмятежного детства. Как-то осенью угостила мать Пилипка и Андрейка жареными грибами в сметане. Кушанье до того понравилось Андрейку, что каждый день он просил грибов со сметаной. А грибов вблизи всё меньше и меньше оставалось, и приходилось Христине ходить ежедневно в лес верст за двенадцать. Однажды мать разрезала ногу, еле домой дошла. Но скрепя сердце даже виду не подала, что несчастье случилось: разве можно, чтобы у Андрейки настроение омрачилось? Зачем ему знать, что в мире есть горе? — так всегда говорила Христина, когда хотела закрыть детские глаза на что-нибудь печальное. Так и на этот раз. Перевязала кое-как раненую ногу, попросила Андрейку позвать соседку. Ежедневно приносила соседка корзинку грибов, а мать давала ей за это свои вышитые сорочки. Так и не узнал Андрейко, что с матерью стряслась беда. Сердце его жило только своими радостями, ни одно желание не выходило за рамки собственных удовольствий. Поэтому он и вырос бессердечным человеком, равнодушным к горю и заботам, тревогам и волнениям других людей.

суббота, 28 сентября 2013 г.

Сухомлинский В.А. "Притчи и истории"

Похожая притча

Поиск

Красивое и уродливое. Сухомлинский Рассказ

Красивое и уродливое. Сухомлинский Рассказ для детей читать

Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом».

Я долго думала: что же самое красивое?

Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.

Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.

А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела – не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.

Легенда о материнской любви

Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.

Читайте также: