Гл 9 притчи соломона

Обновлено: 14.11.2024

1–11. Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. 12–18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в образе блудницы.

Притч.9:1 . Премудрость по­стро­ила себе дом, вытесала семь столбов его,

Притч.9:2 . заколола жертву, ра­с­т­во­рила вино свое и при­готовила у себя трапезу;

Притч.9:3 . послала слуг сво­их про­воз­гласить с воз­вышен­ностей городских:

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия ( Притч.8:27–31 ), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится – под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) – об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная – эта великая художница или строительница ( Притч 8.30 ) с момента начала миротворения, – в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч.8:34 ), который, конечно, вместе есть дом Божий ( Пс 83.11 ). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием ( 1Тим 3.15 ; Евр 3.6 ; Откр 3.12 ). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства ( Быт 4.24 ; Пс 11.7 ; Мф 18.21–22 ). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями – всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование – в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова ( Иак 3.17 ). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа ( Ис 11.2–3 , сн. Откр 1.4, 12, 3.1, 4.5 ), затем – семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах , LXX: θύματα , Vulg.: victimas) и растворенного – водой или пряностями – вина (ср. Ис 5.22 ; Притч 23.30 ), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы ( Мф 22.1 ; сл. Лк 14.16 ; сл. Лк 22.30 ). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских ( Мф 22.1 сл.; Лк 14.16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью – проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете – пророков, в Новом Завете – апостолов ( Ис 52.7 ; Рим 10.15–18 ).

Притч.9:4 . «кто нера­зу­мен, обратись сюда!» И скудо­умному она сказала:

Притч.9:5 . «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною ра­с­т­во­рен­ное;

Притч.9:6 . оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем ра­зу­ма».

Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости, именуются здесь (ст. 4, 6) неразумными или скудоумными – не в абсолютном смысле, а в относительном – в смысле ненаученности высшим истинам и, главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср. Притч 7.7, 19.25, 21.11 ). Такие люди, каких особенно много среди юношей, еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс 18.8, 118.130 ). А во время насаждения христианства именно такие, простые умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди Евангелия ( Мф 11.25 ; Лк 10.21 ; 1Кор 1.27 ). Потому-то Премудрость и призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного разумения и благочестия.

Притч.9:7 . По­уча­ю­щий кощун­ника наживет себе бесславие, и облича­ю­щий нечестивого – пятно себе.

Притч.9:8 . Не обличай кощун­ника, чтобы он не воз­ненавидел тебя; обличай мудрого, и он воз­любит тебя;

Притч.9:9 . дай наставле­ние мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он при­умножит знание.

Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф 7.6 ). Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф 13.12 ). Понятно, впрочем, само собой, что и указанное ограничение, ст. 7–8, имеет лишь относительное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных ( Иез 18.32, 33.11 ; 2Пет 3.9 ; 2Тим 2.4 ).

Притч.9:10 . Начало мудрости – страх Го­с­по­день, и по­знание Святаго – ра­зу­м;

Притч.9:11 . потому что чрез меня умножат­ся дни твои, и при­бавит­ся тебе лет жизни.

Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), – и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11).

Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. Притч 1.7 ) и благоговейное познавание Бога: «познание Святаго – разум» (10б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς , слав.: «совет святых разум» . Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς ; слав.: «разумети бо закон помысла есть благаго» . Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому – позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. Притч 3.2, 16, 21, 4.10, 15, 10.27 ).

Рассмотренный отдел Притч 9.1–11 читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103–104).

Притч.9:12 . [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних тво­их]; и если буен, то один по­терпишь.

Притч.9 :12a. –[Кто утверждает­ся на лжи, тот пасет ветры, тот гоняет­ся за птицами лета­ю­щими:–

Притч.9 :12b. –ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам по­ля своего;–

Притч.9 :12c. –проходит чрез безводную пустыню и землю, обречен­ную на жажду; собирает руками бес­плодие.]

В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль, аналогичная выраженной в Иов 22.2–3 ), и не для ближних. LXX, слав., однако, добавляет: καί τοῖς πλησίον , «и искренним твоим» . Кроме того LXX и еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.

Притч.9:13 . Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не зна­ю­щая

Притч.9:14 . садит­ся у дверей дома своего на стуле, на воз­вышен­ных местах города,

Притч.9:15 . чтобы з­вать про­ходящих дорогою, идущих прямо сво­ими путями:

Притч.9:16 . «кто глуп, обратись сюда!» и скудо­умному сказала она:

Притч.9:17 . «воды краденые сладки, и утаен­ный хлеб при­ятен».

Притч.9:18 . И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине пре­исподней зазван­ные ею.–

Притч.9 :18a. –[Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;–

Притч.9 :18b. –ибо таким образо­м ты прой­дешь воду чужую.–

Притч.9 :18c. –От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,–

Притч.9 :18d. –чтобы по­жить многое время, и чтобы при­бавились тебе лета жизни.]

Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст. 13–17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами (ст. 18, сн. Притч 7.27 ), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. – В конце ст. 18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет в Комплютенск. изд.).

Похожая притча

1 Гостеприимство премудрости; что она предлагает; 13 зазванные глупостью и их конец; «в глубине преисподней зазванные ею».

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

2 заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу;

3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:

5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума».

7 Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.

8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

9 дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум;

11 потому что через меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

12 если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь.

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 9 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

2 заколола животных,
приправила вино,
приготовила трапезу.

3 И служанок своих отправила звать,
и сама звала с городских высот:

4 «Кто неопытен, идите сюда! 1
И кто неразумен, тому скажу: 2

5 „Приходите, хлеб мой ешьте,
пейте вино, мною приправленное.

6 Оставьте свою наивность —
и будете живы.
Ступайте по пути разума“».

7 Станешь наставлять человека бесстыдного —
наживешь оскорбления,
обличишь нечестивца —
сам пострадаешь. 3

8 Не обличай человека бесстыдного,
иначе он тебя возненавидит,
обличай мудрого,
и он возлюбит тебя.

9 Дай наставление мудрому —
он станет еще мудрее,
учи праведного —
он приумножит знание.

10 Начало мудрости —
благоговение пред ГОСПОДОМ,
познание Святого — разумение.

11 Со мною умножатся дни твои,
продлятся годы жизни твоей.

12 Если мудр ты,
мудрость твоя тебе же во благо,
если же ты кощунник,
то сам и поплатишься.

13 Глупость — это женщина крикливая,
невежда, ничего не знающая.

14 Садится у дверей своего дома,
повыше, 4 у всего города на виду, 5

15 зазывает прохожих,
идущих прямым путем:

16 «Кто неопытен, идите сюда!
И кто неразумен, тому скажу:

17 „Краденая вода — слаще,
хлеб, съеденный тайком, — вкуснее“».

18 И не знает прохожий,
что там — мертвецы. 6
Кто на зов ее откликнулся —
в глубинах Шеола 7 оказался.

Примечания:

4 [1] — Точно таким же образом призывает к себе персонифицированная Глупость, соперница Премудрости (см. 9:16).

4 [2] — Перевод по друг. чтению; то же в ст. 16.

7 [3] — Или: себя запятнаешь / получишь увечье.

14 [4] — Букв.: стуле / троне.

14 [5] — Букв.: на возвышенных местах города.

18 [6] — См. примеч. к 2:18.

18 [7] — Здесь проводится параллель между образом персонифицированной Глупости и чужой женой, губительницей неопытных молодых людей (ср., напр., 2:18; 7:27).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 9 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

1 Мудрость построила себе дом,
вытесала для него семь столбов.

2 Она заколола из своего скота,
смешала вино с пряностями 35
и на стол накрыла.

3 Она разослала своих служанок
призывать с возвышенностей городских.

4 «Пусть все простаки сюда повернут!» —
говорит она тем, кто безрассуден.

5 «Идите, ешьте мою еду
и пейте вино, которое я приправила.

6 Оставьте невежество — и будете жить;
ходите дорогой разума.

7 Наставляющий глумливого бесчестие наживет;
обличающий нечестивого навлечет на себя позор.

8 Не обличай глумливого,
чтобы он тебя не возненавидел;
обличай мудреца, и он возлюбит тебя.

9 Научи мудреца, и он станет еще мудрее;
праведника наставь, он познания приумножит.

10 Страх перед Господом — начало мудрости,
и познание Святого — разум.

11 Ведь со мною умножатся твои дни,
годы жизни твоей продлятся.

12 Если ты мудр, твоя мудрость вознаградит тебя;
если глумлив — ты один и пострадаешь».

13 Глупость — женщина шумливая,
она невежда и ничего не знает. 36

14 Сидит она у дверей своего дома, на сидении,
на возвышенности городской,

15 и зовет проходящих мимо,
идущих прямо своим путем:

16 «Пусть все простаки сюда повернут!»
Говорит она тем, кто безрассуден:

17 «Сладка украденная вода,
вкусен хлеб, что едят утайкой!»

18 И не знают они, что там духи умерших,
что гости ее в глубинах мира мертвых.

Примечания:

2 [35] — В вино добавлялись специи для придания вкуса.

13 [36] — Или: «Глупость — женщина соблазнительная; она не знает, что такое стыд».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 9 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Читайте также: