Притчи старца амвросия оптинского

Обновлено: 20.12.2024

В день памяти преподобного Амвросия Оптинского предлагаем вниманию читателей изречения этого великого подвижника второй половины XIX века.

Посты и правила:

Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости.

Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.

Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот — соблюди заповеди.

Судьбы мира:

Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят.

Похожая притча

В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.

Преподобный Амвросий Оптинский Будущий великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. В 12 лет Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в духовную академию. Не стал он и священником. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».

По преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой — речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник атамана Кудеяра. В основу жизни обители было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия. Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.

В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.

Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат, будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».

Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как: «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы, помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа. Он писал друзьям о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.

«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев… — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Ф. М. Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».

С. Ивлева. Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г. Именно Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду 14 оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение 30 лет окормлял страждущие души.

Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.

Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров — прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее — принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.

Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.

Уныние и мир душевный:

. уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.

. и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог», и поклон; «Богородице Дево» (три раза и за каждым разом поклон); «Достойно есть» — и поклон.

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений.

Добро и зло:

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает.

Грех и покаяние:

. нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

Мудрость и знания:

. теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают.

. кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии).

Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника.

Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830 — в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.

Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении.

После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.

О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова.

Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником.

29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.

4 февраля 1843 он был рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря 1845 — в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем — Амвросий.

После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.

В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам перед чудотворной Калужской иконой Богоматери.

В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.

10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни.

В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

Похожая притча

Свидетели, которые некогда посещали римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том, что входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них, сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние листья. И они стояли и только радовались и веселились. И ничего, кроме голоса: «Христос Воскресе из мертвых!» не было в их сердце.

И мы сегодня, приходя ко гробу преподобного нашего Амвросия, старца Оптинского, радуемся той же неизреченной радостью Воскресения Христова. Воспевая Гроб Спасителя нашего, говорим мы с вами: «Яко Живоносец, яко Рая краснейший воистину и чертога всякого царского показался светлейший, Христе, Гроб Твой – Источник нашего Воскресения!» А в тропаре преподобному Амвросию поется: «Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш!» Воистину, гроб отца нашего преподобного Амвросия – источник исцелений. Исцелений от ран душевных, исцелений от скорбей, печалей, горестей, которыми мы наполняем себя в мире. Приходим сюда, и исчезает эта печаль, исчезает величайшая мирская скорбь, и радость о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа вселяется в сердца по молитвам преподобного отца нашего.

Вспомните, как Церковь воспевает жен-мироносиц: «Почто миро с милостивыми слезами растворяете?» – говорит им Ангел. Мы так же, подобно им, приходим с радостью, с надеждою к мощам, но и с печалью и со скорбями. И здесь, как некогда Господь сказал Своим Ученикам по Воскресении: «Мир вам!», преподобный Амвросий утешает нас. Потому и мы глаголем ему: «Утешаешь нас, преподобный Амвросий, в скорбях и в болезнях наших».

Уподобился отец наш Амвросий смертью Христу, как уподобились Ему многие мученики, праведные, святители и преподобные отцы и матери наши. И поэтому уподобился он, Старец наш, Ему и по Воскресении: ныне предстоя пред Господом нашим в лике величайших святых, прославленных в земле Российской, воспевает он Троицу Единосущную и Нераздельную.

Истина, вера, неверие:

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять Евангельских блаженств.

Причина неверия — любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5: 44).

Духовная жизнь и спасение:

. дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое.

Надобно. направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи.

. без мысленной борьбы, и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя. на земле, по слову преподобного Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой.

Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12: 14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа. И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2).

Любовь и милость:

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение.

Амвросий Оптинский

. постараемся положить твердое начало — не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см. 1 Ин. 3: 15).

. начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним.

. всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

Похожая притча


С юности полюбились мне своею ясностью и простотою высказывания преподобного Амвросия Оптинского:

«Где просто, там ангелов со сто;
а где мудрено, там ни одного.»

«Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
Что над ним есть Бог!»

«Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой?
И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего
жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно.
В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

И его знаменитый ответ на вопрос:«Как мне жить, батюшка?»

«Жить — не тужить.
Никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем — моё почтение.»

Хорошо запечатлелись в душе и его притчи, в которых он ненавязчиво даёт мудрые духовные советы. Особенно притча о жуке, о скворце, знавшем Иисусову молитву, и о мужике, едущем через базар. Привожу их здесь, для тех, кому они незнакомы:

«Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит жук, гордится собою и жужжит: "Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!" А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер - забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: "Не спихни!"»

Смысл притчи: «Человек в счастье забывается и все приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.»

Вывод, который полезно сделать для себя: Будь мудрее жука, не мни о себе много, помни, что ты никто и молись кратко: «Боже, милостив буди мне грешному».


Притча о скворце, знавшем Иисусову молитву

«Жил-был один человек, который очень любил Бога. А потому старался сделать все, чтобы угодить Ему. Он чувствовал, что сам, без помощи Божией, ничего сделать не может и всегда произносил молитву Иисусову:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Жил он один со своим учёным говорящим скворцом. Конечно, сам скворец говорить не умел, но зато умел повторять то, что слышал. Целыми днями сидел скворушка и смотрел в окошко из своей клетки на Божий мир. Хозяин его всё повторял и повторял молитву, вот скворушка её и запомнил. Однажды солнечным деньком, когда клетка была открыта, так захотелось скворушке вылететь за окошко, на вольный воздух, размять крылышки и на солнышке погреться! Соскочил он с жёрдочки, перепорхнул на стол, со стола — на подоконник, а с подоконника вылетел в окошко. Только набрал он высоту,-откуда ни возьмись - хищный ястреб. Стрелой летит он на скворца, вот-вот настигнет!Тут скворушка так сильно испугался, что громко произнёс молитву, которую он часто слышал от своего хозяина:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"

И вдруг хищник-ястреб, не долетев до скворушки, отскочил от него, как от огня, и улетел восвояси.
Видите силу молитвы! Даже молитва, произнесенная птицей, не понимавшей её, спасла от беды!»
Вывод, сделанный для себя: Молись чаще и вслух, и про себя молитвой Иисусовой. Внимая словам молитвы будешь иметь великое оружие против насылаемых на тебя страхов и напастей.

Притча о мужике, ехавшем через базар

«Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.
Так и ты делай: что бы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай — молись и двигайся вперед.»

Вывод, напрашивающийся сам собой: Когда молишься не смущайся никакими помыслами, чувствами и болями. Они не твои. Не бери их всерьёз. Только повторяй в себе краткие слова молитвы: «"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"

* * *
Воспоминания современников свидетельствуют, что в краткие минуты отдыха преподобный Амвросий Оптинский кроме духовной литеретуры читал в своей келье и басни Крылова - ему нравились их глубокий смысл, выразительный язык, меткость и остроумие.* Заинтересовавшись вопросом, что же полезного находил этот богоносный старец в творениях великого русского баснописца, я заглянул в книжечку, известную с детства, и вот что я в ней заново открыл для себя. Многие басни И.А. Крылова приближаются по своей глубине к притче, помогающей увидеть то, что ускользает от нашего внимания в повседневной жизни. Например, человек не устаёт совершать три ошибки:

1) в отношении Священного Писания,
2) в отношении благодати и
3)в отношении Церкви и её предстоятелей.

В баснях Крылова эти ошибки предстают очень рельефно и обезоруживающе смешно. В отношении заумного истолкования Священного Писания хорошо помогает басня «Ларчик». Освежу в Вашей памяти это произведение:

«К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.»

В свете её смешным выглядят попытки открыть гордым умом тайные механизмы или коды в Библии и особенно в Апокалипсисе, любимом «ларчике» самоуверенных «мудрецов механики». Открывает басня и тайную причину этих попыток: скрытую гордость и самоуверенное честолюбие :

«Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".»

«А Ларчик просто открывался» исполнением заповедей.

Против зуда духовного учительства хорошо помогает басня «Ворона и лиса», которую читаю применительно к себе:

« Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;»

То есть получив от Бога частичку благодати как кусочек сыра, не вздумай учить других. Через это тут же как ворона её потеряешь. Помни какая хитрая лисица тебя к этому подстрекает: «Спой, светик, не стыдись!» Не каркни ненароком как она «во все воронье горло».

Даже если бы ты был не ворона, а журавль, проникающий длинным клювом своего понимания в духовную глубину, не стоит приглашать на свой духовный пир лисицу. Она не дотянется своей короткой мордочкой, а только обидется или посмеётся, пригласив откушать тебя из своей плоской тарелки, где твой «глубокомысленный» клюв тебе только помешает.

Перед тем как критиковать Святую Церковь хорошо вспомнить басню «Свинья под дубом»**. Против критики предстоятелей Святой Церкви хорошо помогает басня «Слон и Моська». Она безжалостно смешно вскрывает причину критики:

"Ай, Моська! знать она сильна, <в духовной брани>
Что лает на Слона!" <в священном сане>


Наконец, против осуждения ближних и врагов просто прописана басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Вот зерцало, в которое полезно постоянно заглядывать, чтобы душа постепенно научилась ценить главный совет И.А. Крылова:

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

И действительно оказывается, что лучше. Испытал на собственном опыте: ЛУЧШЕ !

Но есть у дедушки Крылова и такая пророческая басня, в которую хорошо было бы заглянуть как в зеркало всему народу или даже всему человечеству:

«Был в древности народ, к стыду земных племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.
Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в них дождем.
"Пождем, -
Юпитер рек, - а если не смирятся
И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся".
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.»
(«Безбожник»)

Как глубоко сказано патриархом русской литературы богоборческим поколениям: "Они от дел своих казнятся". Будто слова неведомого нам пророка из Священного Писания.


--------------------------------------
*Возможно под влиянием притягательной народной простоты и образной меткости крыловского слова преподобный Амвросий Оптинский и сам любил высказывать в шутливом тоне духовно глубокие мысли и наставления, заключенные в рифмованную форму.

** Тем же, кому в голову прийдёт покритиковать Священное Писание, хорошо познакомится с басней Григория Сковороды «Лев и Обезьяны».

«Лев спит навзничь, а спящий весьма схож с мертвым. Толпа разного рода Обезьян, почитая его мертвым, приблизившись к нему, начали прыгать и ругаться, забыв страх и почтение к царю своему. А как пришло время восстания от сна, подвигнулся Лев. Тогда Обезьяны, одним путем к нему пришедшие, седмицею путей рассыпались. Старшая из них, придя в себя, сказала:

— Наши и предки ненавидели Льва, но Лев и ныне Лев и во веки веков.

Сила <то есть смысл басни>. Лев есть образ Библии, на которую восстают и ругают идолопоклонничьи мудрецы. Они думают, что она мертва и говорят о мертвости стихийной, не помышляя о том, что в тленных ее образах скрывается жизнь вечная и что все сие восстает и возносится к тому: «Бог наш на небесах и на земле. » И не разумея, что исходы ее суть исходы жизни, ругаются, слыша сие. «О горнем мудрствуйте. » <. >.
А как только блеснул свет восстания ее, тогда исполняется на них: «Расточатся враги его». <. > Лежит львица и царица наша, чистая дева, Библия, и о ней-то жизнь и воскресение наше Христос сказывает: «Не умерла девица, но спит. »
Блажен, не смежающий очей перед блистанием ее! <. >

© Copyright: Владислав Плеханов, 2016
Свидетельство о публикации №216072300580 Рецензии

Для меня этот год был открытием И.Крылова и других баснописцев. У меня на страничке было несколько басен И.Крылова, пока модераторы не удалили. Оказывается у него очень много басен на религиозную тему. Приведу несколько, чтобы Вы могли их найти в Интернете и познакомиться: Крестьянин и лошадь, Лань и дервиш, Крестьянин и смерть,

Сочинитель и разбойник: отрывок

В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.

Клеветник и змея: отрывок

Напрасно про бесов болтают,
Что справедливости совсем они не знают,
А правду тож они нередко наблюдают:
Я и пример тому здесь приведу.
По случаю какому-то, в аду
Змея с Клеветником в торжественном ходу
Друг другу первенства оставить не хотели
И зашумели,
Кому из них идти приличней наперёд?
Две последние особенно хороши. Как и притча А.Оптинского о скворце, который знал Иисусову молитву. Как сказал один старец своему наставнику, который ничего не чувствовал при чтении этой молитвы: ты не чувствуешь, зато бесы чувствуют и трясутся.

Зависть:

Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.

Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.

Осуждение и обиды ближних. Гордыня и смирение:

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего.

. из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать.

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

. на всякое искушение победа — смирение с терпением.

. за ложным смирением следует смущение.

. кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие.

Помни всегда отеческое слово: «Келья высит, а люди искушают». Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

Лукавство и правда:

. называй всякую вещь своим именем.

Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.

. прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык — лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.

Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства.

Читайте также: