Притча об иисусе и рыбе
Обновлено: 14.11.2024
"Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов" (Матф.13:47-50)
Да, эта притча Иисуса о Его церкви.
Море – это наш падший и погибающий мир.
Невод – это проповедь о спасении. Помните. когда Иисус призвал на служение братьев Симона и Андрея, Он сказал им: « идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19) . Миссионеры-благовестники (Рим.10:15) , идущие по лицу земли с проповедью о Спасении для Вечности, образно выражаясь, несут невод Царствия Божия.
Худая рыба – те, кто уверовал в благость Бога, но не позволил Богу изменить их сердца. Они просто ходили в церковь, может, даже несли служение, может, даже проповедовали, но так и остались беззаконниками, т.е. их уста чтили Бога, они сами внешне приспособились, чтобы не совершать видимых грехов, но их сердце никогда не принадлежало Ему, никогда не любило Его (Матф.15:8) , они имели вид благочестия, но силы его отрекались (2Тим.3:5) , они производили впечатление истинных верующих, но по сути были просто лицемерами (Матф.23:28) , т.е. на людях были хорошими, а дома, может, по порно-сайтам лазали, на супруга орали, детей били, или просто тихо ненавидели кого-то. завидовали кому-то. Эти люди пришли в церковь за самореализацией, за самоуспокоением, за благами, которые можно получить от Бога, но не за праведностью Бога.
Хорошая рыба – те, кто приняли любовь Бога всем сердцем, всем разумом и всею силою своею, а потому встали на путь не просто внешнего преобразования своей жизни, но внутреннего изменения, когда сердце начинает ненавидеть грех и отвергает его так же, как сердце Иисуса, которые действительно сораспялись Христу (Гал.2:19) , чтобы жить уже не по велениям плоти, а по велению Духа (Гал.5:16) , т.е. жить праведно, храня себя от греха ( 1Ин.5:18).
Кончина века – это последние дни существования греховного человечества. Перед самым концом произойдёт великое просеивание верующих, просеивание всех тех, кто называет себя христианами: праведные (хорошая рыба) будут отделены от злых (тоже рыба, но оказавшаяся внутри гнилой). Отделённые злые будут брошены о огонь, уготованный сатане и его ангелам (Матф.25:4) .
Эта притча Иисуса перекликается с этой притчей, рассказанной в той же главе:
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Здесь Иисус предупреждает нас о том, чтобы мы не пытались, присматриваясь к человеку, который называет себя верующим, и ведёт себя, как верующий, т.е. выглядит как вполне нормальная рыба, судить - лицемерит он или поступает искренне. Дело каждого верующего следить за собой – в вере ли он(она), а не оценивать мотивы других людей. 2Кор.13:5 «Испытывайте самих себя , в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя , что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Да поможет нам Бог постоянно испытывать себя, чтобы не подойти к последнему дню, имея гнильцу в самом центре нашего сердца,
Похожая притча
Судя по Евангелию, у первых христиан было достаточно трепетное отношение ко всему, что связано с рыбой, рыбаками и рыбалкой. Наиболее известные из 12 Апостолов Христа были рыбаками: Симон, получивший от Иисуса имя Петр, что в переводе означает «камень», брат Петра Андрей, известный на Руси как Андрей Первозванный. Иаков Заведеев, первым из всех христиан убитый за свою Веру царем Иродом…
Рыба является символом Иисуса Христа. В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
Именно рыбу в чадящем свете свечей и факелов рисовали первые христиане на закопченных стенах своих первых храмов - пещер и катакомб. В Евангелии достаточно много притч, связанных с рыбаками, рыбалкой и рыбой. Притч, приписываемых лично Иисусу.
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Евангелие от Матфея 13:47,48)
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5:10б)
В нашу Эру Водолея, в эпоху Пробуждения, все больше и больше становится среди жителей планеты этих людей. «Ловцов человеков». Большинство из них никому из нас не известны. Они не пишут просветляющих книг, не выступают публично перед широкими аудиториями, не ведут свои духовно-развивающие сайты или блоги. Они просто есть. Они незаметны для случайного попутчика или собеседника. И это не маска, не камуфляж, ни, тем более, боязнь быть непонятым или страх показаться кому-то немного «не от мира сего»
«Ловцы человеков» вообще не испытывают боязни или страха. Эти самые сильные из всех атавистических животных эмоций для них уже давно потеряли свой такой важный для большинства из нас смысл… А незаметны эти люди для стороннего наблюдателя только потому, что само понятие «случайная встреча» для «ловцов человеков» уже тоже отсутствует.
Случайностей не бывает, существуют только Закономерности. Но квантовые, более высшего порядка. С двухсторонней обратной нейросвязью и некоторыми нарушениями в линейной причинно-следственной связи.
Многим из нас известна старая библейская притча: « Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда» Сколько раз в своей жизни почти каждый из нас что-то мысленно просил у Бога? Наверное, хотя бы один раз точно… Даже полные атеисты… В основном-когда некая жареная птица клевала в причинное место…
Просьбами о халявной рыбе кишат темные пучины планетарного Астрала! Но дальше мира желаний- подобные мысленные смс-ки не уходят… Лишь иногда среди этой однообразной «мелодии», похожей на заунывный звук чукотского варгана- прорывается чистое звучание «флейты». Или «скрипки». Или любого другого «музыкального инструмента» плачущей от духовного одиночества и ищущей ответа на извечные вопросы бытия человеческой Души.
Души, не просящей у Бога, или у Аллаха, или у Иисуса, или у Вселенского разума, или у Судьбы (это совершенно неважно, так как ТВОРЕЦ ЕДИН) единомоментного утоления своих животных потребностей. А Души, просящей НАУЧИТЬ. Научить ловить эту самую рыбу, научить делать удочки или плести сети…
И тогда, если ваш запрос «наверх» искренен и идет от чистого сердца- эта самая Судьба «случайно-неслучайно» подведет к вам «ловца человеков»…И очень даже возможно, в что силу вышеупомянутых квантовых запутанностей линейной причинно-следственной связи этот человек уже давно заранее «подведен к вам». И просто терпеливо и всепрощающе ожидает момента, когда вы наконец-то «проснетесь», и позовете его.
Может быть, это ваша жена или ваш собственный муж. Может быть, это ваш старый друг или подруга. Может быть, это даже ваш собственный ребенок, душа которого на несколько порядков древнее и опытнее вашей собственной.
И вот тогда начнется самое интересное. Эта опытная и светлая душа донесет, наконец, до вашего сердца, что такое Свет и что такое Тьма. Не объяснит, не расскажет, путаясь в надуманных теориях и заплесневелых цитатах, а именно покажет на своем личном примере. Покажет по древнему принципу: «Делай как я!»
Так учат летать своих птенцов взрослые птицы. Так «ставят на Крыло». Так работают Истинные Мастера Веры. Причем, необязательно даже христианской. Ведь Вера, как и БОГ-ТВОРЕЦ, Едина…
А еще у всех Мастеров существуют подмастерья. Люди, которые уже не просят у Бога, чтобы их научили ловить рыбу или делать сети. Эти, частично просветленные сознания, которых с каждым днем становится все больше и больше на нашей планете-просят у Творца НАУЧИТЬ их, как максимально грамотно, правильно и эффективно УЧИТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ делать себе снасти и успешно, но при этом честно заниматься рыбной ловлей.
«Подмастерьев» намного больше, чем Мастеров. И они среди нас… Они намного ближе и доступнее, чем большинству кажется. Ведь многим еще не понять, что такое Свет и что такое Тьма. Когда твой мир сер, Свет и Тьма становятся для тебя не полюсами батарейки, через которую течет ток твоей души, а размытыми пятнами на периферии серого сознания, замутненного однообразным бытом, тяжелой работой, низкими животными мыслями, страхом и алкоголем…
Именно «подмастерья» вершат большинство «черновой» работы по просветлению человечества, давая первый толчок развитию сознания окружающим их людям. Тем, кто уже готов. Тем, кто уже просит у Бога хотя бы одну маленькую кривую удочку, а не рыбу…
И наши мыслепросьбы "наверх" обязательно должны касаться чего-нибудь глобального, даже несмотря на то, что большинству из нас хочется не только духовной пищи… Ведь и «земная пища» нам всем тоже необходима, пока мы все временно воплощены в человеческих плотноматериальных телах. Поэтому находящиеся рядом с нами «подмастерья» заодно учат и тех, кто просит именно об этом. Учат как честно, без обмана и греха, зарабатывать своим собственным трудом себе и своим близким на «хлеб насущный».
В наше время и в нашей коррумпированной стране это сейчас очень непросто сделать. Сложно. Но можно. И это тоже огромный шаг к просветлению как каждого из нас, так и страны и всего человечества в целом. Начинать нужно каждому с самого себя.
Оглянитесь вокруг, а потом «посмотрите внутрь»… Посмотрите в свою собственную душу! Спросите свое собственное Сердце- что оно хочет НА САМОМ ДЕЛЕ? И попросите это у Бога…
И будьте добрее и внимательнее к окружающим вас людям- возможно, кто-то из них ваш будущий Учитель. А кто-то,возможно- и ваш будущий Ученик…
Август 2018г, Санкт-Петербург
(на фото автор и самка кита-белухи. Не совсем рыба, правда, ибо млекопитающее, как и не мы=)), но зато красивая какая=)))
Похожая притча
И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Мк. 4: 1-9
Притча о сеятеле является первой притчей Иисуса, изложенной в Евангелии от Марка. Она также является первой самостоятельной притчей в Евангелиях от Матфея и Луки. При этом притчи не занимают столь существенного места у Марка, как у Матфея и Луки: Евангелие от Марка содержит лишь пять притч. Акцент делается прежде всего на чудеса, которым посвящена основная часть повествования вплоть до начала истории Страстей.
Эта притча произносилась в Галилее. В галилейских притчах значительное место занимают светлые, радостные, положительные, вдохновляющие образы: сеятель щедро разбрасывает семена, не думая о том, на какую почву они попадут (Мф. 13:3–5); из горчичного зерна вырастает дерево, и птицы прилетают, чтобы укрыться в его ветвях (Мф. 13:31–32); человек находит на поле сокровище и «от радости о нем» продает все, что имеет, и покупает поле (Мф. 13:44); купец находит драгоценную жемчужину (Мф. 13:45).
Кто понимается в притче под сеятелем? Иисус не упоминает об этом в Своем толковании, начиная его сразу с семени. По-видимому, Он полагает, что ученики знают, о ком идет речь. Однако, толкуя притчу о плевелах, тематически связанную с рассматриваемой притчей, Иисус прямо скажет, что «сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф. 13:37). По аналогии мы можем распространить это толкование и на притчу о сеятеле: в ней Иисус говорит о Себе, Своем учении и о том, как по-разному это учение воспринимают люди. Притча о сеятеле, таким образом, становится прелюдией ко всем другим притчам Иисуса. Не случайно она была произнесена раньше других притч.
Параллели к притче о сеятеле усматривают в нескольких местах из 3-й Книги Ездры. Вопрос о том, знал ли Иисус 3-ю Книгу Ездры, может быть вынесен за скобки. Даже если Он знал ее или тот материал, на котором она основана, вряд ли возможно трактовать использование Им образов семени и сеяния в терминах литературной зависимости. Иисус не был кабинетным ученым, черпавшим знания о жизни из книг. Он прекрасно знал Священное Писание Ветхого Завета, и многие используемые Им образы имеют в нем прямые параллели. При этом не меньшее значение для Его проповеди имели наблюдения за жизнью простых галилейских крестьян. Рассказывая Своим слушателям о сеятеле, почве, семенах, всходах, Он апеллировал не к литературным источникам, а к тому, что происходило у Него на глазах и что было известно каждому — известно не по книгам, а по опыту или по собственным наблюдениям.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Похожая притча
Поучение в притчах, начавшееся в лодке и продолженное в доме, завершается притчей о неводе — одной из немногих евангельских притч, которая получила истолкование из уст Самого Автора. Более того, ее изложение заканчивается диалогом Иисуса с учениками, который подводит итог всему поучению:
Весь этот текст является оригинальным материалом Евангелия от Матфея и отсутствует у других евангелистов. Он распадается на три сегмента: притча, ее истолкование, диалог с учениками. Сама притча, в свою очередь, состоит из трех частей: сначала описывается процесс ловли рыбы, потом извлечения невода на берег и, наконец, сортировки. Не случайно Иисус избрал именно этот образный ряд для притчи, которой завершает поучение, начатое в рыбацкой лодке при народе, но завершенное в доме при учениках. Процесс ловли рыбы был знаком им во всех деталях. Как минимум четверо из них — те, которых он призвал раньше других, — были профессиональными рыбаками: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн (Мф. 4:18–22; Мк. 1:16–20).
Трое из четырех — Петр, Иаков и Иоанн — выделяются в евангельском повествовании в качестве группы наиболее близких к Иисусу учеников. Их призвание сопровождалось одним из первых совершённых Иисусом чудес: после того как они ловили рыбу в течение всей ночи и ничего не поймали, Иисус приказал им закинуть сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, идаже сеть у них прорывалась. Именно тогда Петр впервые осознал, с Кем имеет дело, а Иакова и Иоанна объял ужас от происходившего. Иисус же сказал Петру: Не бойся, отныне будешь ловить человеков. В итоге все трое оставили всё и последовали за Ним (Лк. 5:1–11).
Три притчи, рассказанные Иисусом в доме, как нельзя более подходят к ситуации, в которой пребывали ученики. Совсем недавно они оставили все, чтобы последовать за Ним: в героях притч о сокровище и о жемчужине они вполне могли узнать себя. Образы невода и рыб из третьей притчи, с одной стороны, прекрасно укладывались в представление рыбаков о жизни; с другой, подчеркивали суть их нового призвания — они станут ловцами человеков.
Иисус хотел донести Свою весть до учеников в максимально узнаваемых образах. Об этом свидетельствует, в частности, слово «сев» (καθίσαντες), никак не связанное с процессом отделения ангелами злых от добрых: нигде не сказано, что они будут делать это сидя. Однако рыбаки сортировали рыбу сидя, и благодаря этой детали образ в устах Иисуса и в ушах Его учеников становился зримым. Иисус предпочитал оперировать не абстрактными понятиями, подобными тем, что были в ходу у греческих философов, а конкретными, зримыми образами.
Связь между чудом, сопровождавшим призвание первых учеников, и рассматриваемой притчей иллюстрирует общее наблюдение, которое делают исследователи относительно взаимосвязи между чудесами Иисуса и Его притчами: притчи играют в Евангелиях ту же функциональную роль, что и чудеса 1 Blomberg C. L. The Miracles as Parables. P. 327–328. . Это никоим образом не снижает ценность чудес как реальных историй, происходивших в реальной жизни. Это лишь свидетельствует о тесной взаимосвязи между тем, что Иисус говорил, и тем, что Он делал. Посредством чудес и притч Он выражал одну и ту же истину, которую заявил в самом начале Своей проповеди, — истину о том, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17).
Основное содержание притчи о неводе касается Страшного суда. В этом она близка притче о плевелах на поле. Поучение в доме начинается с вопроса учеников о значении притчи о плевелах. Иисус терпеливо разъясняет им все образы, использованные в притче, главной мыслью которой является отделение праведников от прочих на последнем суде. Свое толкование Он завершает словами: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:41–42). В притче о неводе мы слышим похожие слова: Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:50). Эти два толкования образуют тематическую арку, скрепляющую начало и конец поучения в доме.
Две притчи различаются образным рядом. В первом случае, обращаясь к народу, Иисус использует образы, знакомые людям, занимающимся сельским хозяйством. Во втором случае, обращаясь к ученикам, Он использует образы, знакомые им по ловле рыбы. Но смысл обеих притч один и тот же. Обе говорят о той последней реальности, которой завершится человеческая жизнь: о Страшном суде.
Связь прослеживается также между просьбой учеников, с которой началось поучение в доме (изъясни нам притчу о плевелах на поле), и вопросом Иисуса, которым это поучение завершается (поняли ли вы все это?). Как опытный учитель, Иисус сначала разъясняет то, что сказал народу и что ученики не поняли, потом приводит им в пример то, что относится к их собственному опыту, и наконец спрашивает, поняли ли они то, что Он им сказал. Подобно тому как в учебных пособиях изложение той или иной темы нередко завершается серией контрольных вопросов, на которые ученики должны ответить, Иисус задает Свой контрольный вопрос. Этот вопрос — еще не экзамен, предполагающий тотальную проверку усвоенного: экзаменом станет вся их последующая жизнь. Пока они еще в самом начале пути, и Учитель должен лишь удостовериться в том, что они понимают Его.
Их утвердительный ответ вряд ли относится ко всем притчам. Вероятно, он относится к тем притчам, которые Иисус истолковал: о сеятеле, о плевелах и о неводе. По всей видимости, Иисус потом еще не раз повторял эти притчи в разных ситуациях: об этом свидетельствует тот факт, что часть из них у Луки появляется в других местах. Однако тот первый раз, когда Иисус начал говорить притчами к народу из лодки, а потом продолжил в доме наедине с учениками, несомненно, глубоко врезался им в память. Иначе эти притчи не дошли бы до нас в том виде, в каком они изложены у Матфея и Марка: в форме связного поучения, а не разрозненных рассказов, произнесенных по разным поводам.
Поучение в притчах завершается изречением, стоящим особняком и как будто бы не связанным с тем, что ему предшествовало. Это изречение — о книжнике, который подобен хозяину, выносящему из сокровищницы своей новое и старое, — само по себе является маленькой притчей, поскольку построено на принципе уподобления.
Притча в завершение длинного поучения — характерный для Иисуса прием. В Нагорной проповеди притча о доме на камне и доме на песке (Мф. 7:24–27) становится эпилогом всей проповеди. При этом эпилог не столько суммирует ее общий смысл, сколько разъясняет, как сказанное может быть применено к жизни. Главная мысль притчи о доме на камне и доме на песке заключается в том, что недостаточно слушать слова Иисуса, самое важное — их исполнять. Подобные приемы нередко используются в риторике: завершая выступление, оратор не столько подводит итог, сколько обращает внимание на практическое применение сказанного.
По своей структуре завершение обеих речей очень похоже: Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который… (Мф. 7:24); Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который… (Мф. 13:52). И в том и в другом случае используется прилагательное ὅμοιος («подобный»), лежащее в основе любой притчи, построенной на принципе уподобления. Однако, в отличие от Нагорной проповеди, поучение в притчах представляет собой серию притчуподоблений.
Слова о книжнике играют в ней роль эпилога. Но они переводят внимание слушателя с того, о чем говорилось ранее, на тему, кажущуюся новой и неожиданной. При чем здесь книжник? Иисус обращал Свою речь сначала к простому народу, потом к ученикам, а завершает ее указанием на некоего книжника, наученного Царству Небесному. Что это за книжник? Как кажется, среди учеников Иисуса не было такового.
Слово «книжник» (γραμματεύς) почти всегда в Евангелиях имеет отрицательный смысл (подобный значению слова «грамотей» в русском языке). Книжник в Евангелиях — это тот, кто усвоил определенную сумму предписаний закона Моисеева, но не живет в соответствии с законом; кто начитан в литературе, знает наизусть множество текстов, но не умеет правильно истолковать их. Чаще всего термин «книжники» употребляется в паре с термином «фарисеи» и имеет ярко выраженную негативную окраску. В 23-й главе Евангелия от Матфея выражение горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (Мф. 23:13–15, 23, 25, 27) играет роль рефрена.
Иудейские книжники, упоминаемые в Евангелиях, в большинстве своем были оппонентами Иисуса. Наряду с первосвященниками, фарисеями и старейшинами они участвовали в том заговоре против Него, который привел к Его казни. И тем не менее в двух случаях термин «книжник» несет в речи Иисуса позитивный смысл. Первый такой случай — рассматриваемая притча. Второй случай — слова, обращенные к иудеям от имени Бога: Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город (Мф. 23:34). Здесь книжники неожиданно оказываются не среди фарисеев и лицемеров, которых Иисус постоянно обличает, а в благородном сообществе пророков и мудрецов, посылаемых от Бога к народу израильскому 2 Некоторые ученые считают, что Матфей высоко ценил профессию книжника и сам был книжником. См., напр.: Gale A. M. Redefining Ancient Borders. P. 105–110; Orton D. E. TheUnderstanding Scribe. Р. 165–176. С нашей точки зрения, для такого утверждения нет достаточных оснований. .
Речь, частью которой являются эти слова, начинается с обращения Иисуса к народу и ученикам: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23:2–3). В этой речи Иисус обличает книжников и фарисеев не столько за те или иные аспекты их учения, сколько за их поведение, в особенности же за то, что в законе Моисеевом они видят второстепенное, но не видят главного, щепетильно соблюдают внешние предписания, но отбрасывают внутреннюю суть, требуют от людей соблюдения множества мелких норм, но сами их не соблюдают.
Под книжником, наученным Царству Небесному, следует понимать того, кто принял учение Иисуса и примкнул к общине Его учеников. Мы знаем, что помимо апостолов и других явных учеников у Иисуса были тайные ученики из числа иерусалимской знати: к их числу принадлежали Никодим, упоминаемый только в Евангелии от Иоанна (Ин. 3:1–2; 19:39), и Иосиф Аримафейский, упоминаемый во всех четырех Евангелиях (Мф. 27:37; Мк. 15:43; Лк. 23:50–51; Ин. 19:38). Последний вполне подпадает под определение книжника, научившегося Царству Небесному.
Говорил ли Иисус о нем или о ком-либо подобном или вообще не имел в виду конкретное лицо — этого мы не знаем. Однако выражение «новое и старое», вероятно, указывает на ту тему, которая с особой полнотой раскрывается в Евангелии от Матфея: тему соотношения между Новым и Ветхим Заветами, между учением Иисуса и законом Моисеевым. Эта тема доминирует в Нагорной проповеди; она же проходит лейтмотивом через многие другие поучения и изречения Иисуса.
В одном из них говорится о новом вине, которое не следует вливать в старые мехи (Мф. 9:17; Мк. 2:22; Лк. 5:37). Под новым вином, согласно единодушному мнению толкователей — как древних, так и новых, понимается учение Иисуса, под ветхими мехами — те старые формы, которые восходят к закону Моисееву, но оказываются для этого учения слишком тесными.
Изречение о книжнике, подобном хозяину, выносящему из сокровищницы своей новое и старое, по-видимому, стоит в одном ряду с этим и другими подобными высказываниями. По мнению Иоанна Златоуста, в словах о книжнике, наученном Царству Небесному, подчеркивается ценность Ветхого Завета:
Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его «сокровищем»? Итак, несведущие в Божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют, и у других не просят взаймы, но, томясь голодом, нерадят о себе. Впрочем, не они только, но и еретики лишены этого блаженства, потому что из сокровища своего не выносят ни старого, ни нового. У них даже нет старого, а потому нет и нового. Точно так же не имеющие нового не имеют и старого, но лишены и того и другого, потому что новое и старое соединено и связано между собою 3 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 47, 3 (PG 58, 484–485). Рус. пер.: С. 492. .
Поучение в притчах, несомненно, должно было удивить слушателей своей новизной. Необычной была форма, в которой оно было изложено. Не менее необычным было содержание, спрятанное за сравнениями и уподоблениями, за образами из повседневной жизни и за таинственным, постоянно повторявшимся словосочетанием «Царство Небесное».
Иисус сознавал новизну Своего учения, но при этом не уставал подчеркивать его преемственность от учения пророков. Ветхий Завет с его строгостью, мудростью и глубиной был дорог для Иисуса. Свои поучения Он воспринимал как вклад в ту сокровищницу, в которую до Него складывали свое духовное богатство пророки, мудрецы и книжники народа израильского.
Эту преемственность прекрасно уловил апостол Павел, который утверждал, с одной стороны, что миссия Иисуса является прямым продолжением миссии ветхозаветных пророков (Евр. 1:1–2), а с другой — что в Самом Иисусе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Павел прослеживал прямую линию преемства от пророков не только к Иисусу, но и к Его апостолам, подчеркивая, что созданная Им Церковь утверждена на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20).
Читайте также: