Притчи соломона олег стеняев

Обновлено: 14.11.2024

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 21 марта 2020 в 12:39

Возьми крест свой, и следуй за Мною В сегодняшнем воскресном чтении с Протоиереем Олегом Стеняевым мы будем говорить об уроках Царства Небесного и коснемся следующих тем: Описанное предваряет Преображение Господне О Преображении Господнем Что означают слова "Возьми крест свой, и следуй за Мною" накануне Преображения? Что произойдет с человеком, последующим за Христом? Иоанн Богослов о преображении человека и о том, что будем подобны Христу О величии Преображения О том,

894 просмотра

Класс 26

добавлена 21 марта 2020 в 17:16

Крестопоклонная неделя "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. " В сегодняшнем праздничном видео со священником Валерием Духаниным рассуждаем о Крестопоклонной неделе и затрагиваем следующие темы: Третья неделя Великого Поста. Познание тайны Креста Христова. Символ христианства. Жизненные трудности на пути к Богу. Нет Воскресения без Креста Господа. Скорби верующего временны. Сила крестного знамения. Демонические искушения. Прообраз Креста Господа. Горечи жизни.

762 просмотра

Класс 17

добавлена сегодня в 17:01

Класс 2

добавлена сегодня в 13:47

Класс 11

добавлена сегодня в 09:53

Класс 8

добавлена вчера в 12:05

СВЯТОЙ ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА: ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ «Заботься всегда о вечной славе: потому что настоящая слава ежедневно обманывает» Святитель Григорий Богослов Ежегодно 3 октября Православная Церковь вспоминает святое семейство из числа первых христиан – великомученика Евстафия Плакиду, его жену Феопистию, сыновей Агапия и Феописта. Жизнь этого выдающегося военачальника схожа с судьбой Иова Многострадального: разорение, потеря любимых людей, нужда, но затем Бог даровал и победу в боях, и сл

18 комментариев

р.Б.Марина, 29.03.2015

Спаси Гос­поди, батюшка.

Прот. Олег Стеняев, 14.06.2014

Зака­жите сбор­ник по почте с сайта Мис­си­о­нер­ский фонд памяти о. Дани­ила Сысоева

Марина, 01.02.2014

Спаси вас Гос­поди, доро­гой батюшка Олег и зем­ной вам поклон за труды ваши, зака­чи­ваю ваши лек­ции в плеер и живу с ними, я только 2 года как начала ходить в Храм Божий( а мне уже 50 лет), хотя кре­щен­ная с мла­ден­че­ства, вот только после онко­опе­ра­ции начи­наю “рож­даться”, бла­го­даря вашим лек­циям мно­гое ста­но­вится понят­ным. Мои близ­кие не вме­щают, потому не могу ходить в вос­крес­ную школу, о чем сожа­лею. Я живу на Укра­ине в Дне­про­пет­ров­ске, под­ска­жите, Хри­ста ради, где могу при­об­ре­сти ваш” Пол­ный сбор­ник лек­ций, про­по­ве­дей и бесед, к 50-летию автора”, в нашей епар­хии не нашла или только почтой?Огромное пре­огром­ное Спаси Господи!

роман, 25.01.2014 Надежда, 02.01.2014

Домо­хо­зяйка, мать 3‑х детей, 30 лет. Доро­гой батюшка Олег! Хочу побла­го­да­рить за свое про­све­ще­ние в позна­ние Бога. Почему-то мне в жизни не встре­ча­ются люди пра­во­слав­ные с кото­рыми я могла бы пого­во­рить по душам, посо­ве­то­ваться в житей­ских вопро­сах, в разъ­яс­не­нии духов­ных смя­те­ний. Только и вра­зум­ля­юсь ска­чен­ными бесе­дами. Это дей­стви­тельно как хлеб насущ­ный, день не послу­шаю-весь в суете! Столько муд­ро­сти житей­ской, столько уди­ви­тель­ных откры­тий в писа­нии кото­рых я нико­гда бы не поняла без ваших бесед. Я не имею пока духов­ника, но мне кажется что он дол­жен быть именно таким как Вы. Если даст Бог я обя­за­тельно при­еду и увижу Вас в живую))) Храни и спаси Вас Господь.

Прот. Олег Стеняев, 05.01.2014

Надежда! Испра­ши­ваю Ваших молитв. Поверьте, что за каж­дой бесе­дою сле­дуют вра­жьи напа­де­ния, от лже­бра­тии, от завист­ни­ков и кле­вет­ни­ков. И так бывает с каж­дым, кто учит людей Слову Божию. Ска­зано: «Бра­тия мои! не мно­гие делай­тесь учи­те­лями, зная, что мы под­верг­немся боль­шему осуж­де­нию, (Иак.3,1).

Прот. Олег Стеняев, 16.10.2013

Цитата в про­дол­же­ние темы: “Горе тебе, опу­сто­ши­тель, кото­рый не был опу­сто­шаем, и гра­би­тель, кото­рого не гра­били! Когда кон­чишь опу­сто­ше­ние (т. е. в аду — О.С.), будешь опу­сто­шен и ты; когда пре­кра­тишь гра­би­тель­ства, раз­гра­бят и тебя” (Ис.33,1).

Прот. Олег Стеняев, 16.10.2013

Татьяна. Это общий прин­цип: За одно два­жды не нака­зы­вают. Но это не зна­чит, что чело­век может иску­пить самого себя. Это озна­чает, что с его сто­роны было сде­лано все воз­мож­ное, или им самим, или от его лица обще­ством (см. Пра­вила свя­тых апо­сто­лов), или Самим Богом.
Вот почему Хри­стос и схо­дил во ад, к тем кто уже нес нака­за­ние «неко­гда непо­кор­ным ожи­дав­шему их Божию дол­го­тер­пе­нию, во дни Ноя…» (1 Пет.3,20).
Марк Испо­вед­ник, так и счи­тал, что Хри­стос схо­дил во ад к тем, кото­рые постра­дав пло­тью теперь могли ожить духом во Хри­сте (Ответы на недо­умен­ные вопросы).

татьяна, 01.09.2013

Вопрос отцу Олегу. Во 2‑ой беседе отец Олег гово­рит, что во вре­мена Вет­хого Завета люди жили по закону и сле­до­ва­тельно грех=смерть. Поэтому люди, уби­тые за грех, каким-то обра­зом искуп­ля­лись. Так один чело­век ( пле­мян­ник Хии), по сло­вам отца Олега, поняв смысл искуп­ле­ния ‚идет и рас­ска­зы­вает про свои грехи, и его уби­вают. Т.е. люди, полу­чив­шие нака­за­ние (смерть)в этой жизни , не полу­чат нака­за­ния в будущей.
ВОПРОС: так почему же царь Давид остался жив? (ведь отец Олег гово­рит: чело­веку надо быть уби­тым-дословно его слова:не было дру­гих средств, если он сам убил.

Хри­стина, 04.02.2014

Спаси Вас Гос­поди, доро­гой батюшка! Нижай­ший поклон из Укра­ины! Мы Вас слу­шаем, бла­го­да­рим и очень любим! Укрепи Вас Гос­поди в этом нелёг­ком слу­же­нии Богу и людям!

Хри­стина, 09.07.2013

P.S: Забыла упо­мя­нуть, что на лице Спа­си­теля видны силь­ные повре­жде­ния от уда­ров пал­кой — сло­ман нос, выбита челюсть, гема­тома в обла­сти пере­но­сицы и щеки. Об этом,кажется нет на сайте. Нам рас­ска­зы­вала об этом сестра Блан­дина. Также она пока­зы­вала сов­ме­ще­ния плата с ран­ними изоб­ра­же­ни­ями Хри­ста, в боль­шин­стве это были наши пра­во­слав­ные, кано­ни­че­ские иконы, и дей­стви­тельно они очень схожи, как будто их писали с самого плата. Есть ещё много осо­бен­но­стей, о кото­рых будет слиш­ком долго упо­ми­нать, кото­рые дока­зы­вают, что это не про­сто оче­ред­ная като­ли­че­ская худо­же­ствен­ная (чув­ствен­ная) кар­тина. Я и сама не вос­при­ни­маю худо­же­ствен­ное письмо икон. Самое глав­ное дока­за­тель­ство, это то, что учё­ные не нашли на ткани пиг­мен­тов краски — изоб­ра­же­ние как-будто запи­сано в волокна мате­рии. Также образ виден с двух сто­рон ткани точно так как и в слу­чае с турин­ской пла­ща­ни­цей. При изу­че­нии плата было обнаружено,что волокна в обла­сти зрач­ков обуг­лены, хотя сама по себе ткань не горит.

Может быть именно в это непро­стое время Гос­подь открыл нам Свой Лик, чтобы мы укре­пи­лись в вере?

Зара­нее бла­го­дарна Вам за Ваше вни­ма­ние. С любо­вью во Христе!

Прот. Олег Стеняев, 05.01.2014

Хри­стина! Любое чудо, для укреп­ле­ния веры. Ска­зано: «…не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и пове­рить… » (Ин.10,38). – Чудо это костыли для сомне­ва­ю­ще­гося, но важ­нее дру­гое. Читайте: «Иисус гово­рит ему: ты пове­рил, потому что уви­дел Меня; бла­женны неви­дев­шие и уве­ро­вав­шие» (Ин.20,29).

Хри­стина, 23.03.2013

Здрав­ствуйте! Очень хотела бы ска­чать все лек­ции о.Олега, но за неиме­нием ско­рост­ного интер­нета, могу качать только через тор­рент, так как там есть про­дол­же­ние закачки после раз­рыва с интер­не­том. Уже ска­чала таким обра­зом где-то тре­тью часть всех батюш­ки­ных лек­ций с дру­гих сай­тов ( в основ­ном с ex.ua ), но к сожа­ле­нию боль­шей части запи­сей там нет. Если это воз­можно, хорошо было бы здесь иметь какую-то ссылку, на ска­чи­ва­ние “одним тор­рент фай­лом” . Зара­нее бла­го­дарна. Низ­кий поклон отцу Олегу за укреп­ле­ние в нас веры Хри­сто­вой. Помощи Божией в этом свя­том деле!

Ната­лия, 23.03.2013

Вопрос тор­рент-ссы­лок сей­час только обсуждается.
Пока что доступны только пря­мые ссылки для загрузки.
Однако, Вы можете ска­чи­вать их и при мед­лен­ном, пре­ры­ва­ю­щемся соеди­не­нии с исполь­зо­ва­нием спе­ци­аль­ных про­грамм для загру­зок, напри­мер, Download Master, или пла­ги­нов к браузерам.
Поста­ра­емся доба­вить тех­ни­че­ские ста­тьи об этих реше­ниях, когда решим насущ­ные проблемы.

И, конечно, мно­гое можно найти на дру­же­ствен­ном Правтор.ру.

Хри­стина, 08.07.2013

Доро­гой батюшка отец Олег, благословите!

В этом году я была в Ита­лии и видела насто­я­щий Лик Спа­си­теля. Он нахо­дится в г.Манопелло. Там живёт одна като­ли­че­ская мона­хиня, сестра Блан­дина Пас­ха­лис Шлё­мер, кото­рая в тече­нии 10 лет про­во­дит иссле­до­ва­ния плата “Веро­ники”. Имя «Веро­ника» состав­лено из vera, лат. «истин­ная», и eikon, греч. «образ» – «истин­ный образ». Это тот самый плат, кото­рый лежал на Лике Спа­си­теля при Его погре­бе­нии. О нём также упо­ми­нает апо­стол Иоанн: «И, накло­нив­шись, уви­дел лежа­щие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним при­хо­дит Симон Петр, и вхо­дит во гроб, и видит одни пелены лежа­щие, и ПЛАТ, кото­рый был на главе Его, не с пеле­нами лежа­щий, но особо сви­тый на дру­гом месте.» (Ин 20, 5–7). Сам плат ткан­ный из вис­сона. Этот мате­риал также изве­стен как «мор­ской шёлк», поскольку его делают из нитей мол­люска pinna nobilis. Вис­сон (бис­сус) окра­ши­ва­ется очень немно­гими кра­си­те­лями, но на нём нельзя ничего нари­со­вать. Краски на этой ткани нет! Образ отпе­ча­тался при Вос­кре­се­нии Хри­ста. Он имеет пол­ное сход­ство с Турин­ской плащаницей.
В 12 веке появи­лась легенда о жен­щине Веро­нике, отёр­шей плат­ком кровь и пот с лица Иисуса иду­щего на Гол­гофу и отоб­ра­зив­шемся на этом платке Неру­ко­твор­ном Образе. Эта алле­го­рия осно­вы­ва­лась, веро­ятно, на имени упо­ми­на­ю­щейся в раз­ных Еван­ге­лиях жен­щины (Berenike), кото­рая была исце­лена от кро­во­те­че­ний после при­кос­но­ве­ния к одеж­дам Иисуса.

Сестра Блан­дина, обна­ру­жив сов­па­де­ния в чер­тах лица на плате из Мано­пелло и Турин­ской пла­ща­нице, раз­ра­бо­тала тех­нику нало­же­ния изоб­ра­же­ний и полу­чила пол­ное сов­ме­ще­ние: на обеих тка­нях изоб­ра­жен один и тот же чело­век. Впо­след­ствии про­фес­сор Ген­рих Пфайффер,исследовавший Турин­скую плащаницу,подтвердил, что это дей­стви­тельно уте­ря­ный плат, кото­рый до 16 века нахо­дился в Бази­лике свя­того Петра, в Ватикане.
Об этой вели­кой свя­тыне знают очень немно­гие, осо­бенно в Рос­сии. Это свя­занно с тем, что вся досто­вер­ная инфор­ма­ция о плате на немец­ком языке (сестра Блан­дина немка). Я сама узнала об этом только бла­го­даря род­ствен­ни­кам, кото­рые знают немец­кий язык. Они пере­во­дили нам всё, что рас­ска­зы­вала сестра Бландина.
Но есть одна про­блема с кото­рой я столк­ну­лась — не все вос­при­ни­мают этот Лик, как под­лин­ный Лик Спа­си­теля (хоть уже и дока­зано научно,что сомне­ний быть не может). Людям кажется, что Спа­си­тель был необык­но­вен­ной, незем­ной кра­соты, а смот­ря­щий с плата, крот­кий Лик кажется для мно­гих слиш­ком про­стым. Но ведь Гос­подь жил среди людей и ничем не выде­лялся среди них. До 30 лет вообще никто не подо­зре­вал, что Он Мес­сия. И даже когда Он открылся людям, они гово­рили: “не плот­ни­ков ли это сын?” Так неужели Гос­подь дей­стви­тельно не мог оста­вить нам Своё изоб­ра­же­ние. И вся ико­но­пись до 16 века сви­де­тель­ствует о том, что все иконы Иисуса Хри­ста писа­лись с одного образца и очень похожи на Лик с плата “Веро­ники”.

Если Вас не затруд­нит, посмот­рите и ска­жите сомне­ва­ю­щимся — может ли это быть насто­я­щий Лик Спасителя?

Похожая притча

Беседы про­то­и­е­рея Олега Сте­ня­ева на тре­тью книгу Царств.

Насто­я­щие записи раз­ме­щены по бла­го­сло­ве­нию про­то­и­е­рея Олега Сте­ня­ева.

Стоп через мин.

Похожая притча

У нас в гостях был клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.

Разговор шел о значении Евангельских притч о Царстве Небесном, каким его показывает Спаситель и почему Он часто говорил не прямо, а именно притчами и образами.

— В студии светлого радио приветствуем вас мы: Лиза Горская —

— И Алексей Пичугин —

— Здравствуйте. Сегодня этот «Светлый вечер», ближайший час, вместе с нами и с вами проведёт протоиерей Олег Стеняев — клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, публицист, миссионер. Отец Олег, здравствуйте.

Прот. Олег Стеняев

— Сегодня мы с вами поговорим о притчах евангельских. Наверное, начнём с того, что разберёмся, вообще, что такое притча. Люди, которые открывают Евангелие, с этим термином постоянно сталкиваются, с самими притчами, с текстом, но что это такое? Мы понимаем, о чём там говорится (и понимаем ли — тоже, наверное, сегодня об этом поговорим), но вот что это за жанр такой — притча?

Прот. Олег Стеняев

— Притча — по-еврейски «агада», от еврейского глагола «агед» — «рассказывать», входит в число древнейших и интереснейших памятников культуры, литературных памятников. Это составная часть Евангелия, Мишны, Талмуда, который также включает Галаху — законодательную часть, свод гражданских и уголовных норм иудейского общества. Но в отличие от Галахи Агада содержит толкования, народные сказания, притчи, нравственные, поэтические поучения, жизненные рассуждения, сведения даже из разных областей знаний и домыслы, былины, как бы сейчас сказали. Собственно говоря, это был очень распространённый такой жанр, где-то во втором, третьем веке создавались даже отдельные сборники вот таких мидрашей — притч на книгу Бытия, на другие какие-то книги. И притчи мы обнаруживаем как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, причём в Ветхом Завете иногда притча имела постановочный характер. Например, чтобы вернуть Авессалома к его отцу Давиду, военачальник Иоав велел одной женщине прийти и разыграть целый спектакль, что вот, якобы, у неё такая ситуация: один ребенок погиб, а другой остался, но все хотят его найти и отомстить — он убил брата. А под конец выясняется, что речь вообще идёт о Давиде, а перед ним разыгрывается такой спектакль, то есть это некое такое действие. Потом, многие пророки совершали такие символические действия, один пророк, например, лежал на одном боку длительное время, потом на другом боку длительное время. А когда люди спрашивали, зачем он так поступает, он начинал объяснять. Поэтому в притче есть элемент игры, в литературном смысле притча — это всегда игра слов, потому что она отталкивается от какого-то известного библейского текста, и тема этого текста разыгрывается. Если говорит в целом, какое место жанр притчи занимает в ветхозаветной традиции: в ветхозаветной традиции есть такое понятие, как «пардес» — это четыре уровня понимания толкования Ветхого Завета. На самом деле «пардес» — это аббревиатура слова «сад», имеется в виду фруктовый сад, где можно найти каждому на свой вкус какие-то фрукты. Четыре уровня: первый это пшат — простой смысл, прямое значение текста; второй это ремез — скрытый, глубокий, аллегорический смысл; драш (мидраш) — это как раз вот агада — это некое такое иносказание, игра слов, использование софистических таких метафор, гомилетических толкований; и последний уровень это сод — некая такая скрытая тайна. Но что интересно, в христианстве это всё состоялось, конечно, в несколько другом виде, но суть мало поменялась. Так, например, блаженный Августин сказал, что есть четыре способа изъяснения Закона: исторический — вот то, что у евреев пшад; аллегорический — это то, что драш; аналогический и этиологический — эти два соответствуют двум другим. И Григорий Великий однажды произнёс такую фразу: «По способу изложения Святое Писание возвышеннее всех наук, ибо в одном речении могут присутствовать указания и на события, которые реально произошли, и на ту тайну аллегорическую, которую они за собой скрывают». Поэтому по одному тексту мы можем использовать все четыре метода возможного прочтения. Но так как для простых людей, для народа, самый понятный способ истолкования текста это именно притча — агада, мидраш, рассказ, былина, повествование, — то Христос, общаясь с простыми людьми, чаще приводит именно какие-то притчи. У Него была притча для домохозяек, когда женщина потеряла монету, потом берёт веник, начинает искать. У Него была притча для рыбаков: бросили сеть, поймали рыбу, теперь сидят на берегу, разбирают. Была притча для крестьян. То есть всё было на злобу дня, всё было очень понятно.

— А можно вопрос из народа задам, как его часть. Всё равно этот символизм, это иносказание, иносказательность, это некий шифр, который требует понимания. Почему нельзя было сказать прямо: вот так-то, так-то и так-то?

Прот. Олег Стеняев

— Я бы сказал, что это картинка, иллюстрация — более понятна, более распознаваема простыми людьми. Я вам приведу пример. Вот в течение многих лет мы, священники, произносим проповеди, а иногда нас задевает и мы думаем: а вот запоминают ли люди то, что мы говорим? И когда мы начинаем расспрашивать наших прихожан — они не запоминают почти ничего, кроме примеров, которые мы приводим. Какой-то пример: вот одна женщина решила, что будет молиться, пока Господь её не услышит — вот так-то, так-то произошло. А вот какие мы там цитаты приводили из Писания, как мы пытались это осмыслить, как цитатку Златоуста вставили — вот это люди не запоминают. А вот притчи — это образный некий ряд, который даёт возможность образно оценить тот или иной сюжет, ту или иную мысль. Поэтому в Древней Церкви. особенно фрески — они никогда не предназначались такого же почитания, как, например, иконы, фрески больше являлись такими слайд-шоу, потому что одна фреска продолжала другую фреску. Вот особенно на Святой Земле можно увидеть: целый ряд смысловой. Например, в одном монастыре я видел житие Марии Египетской — прямо вот в таких как бы слайдах, фресках. То есть этот иллюстративный материал очень доходчиво воспринимается. А потом, отличительная особенность этих фресок: они всегда проецировали древность на наше настоящее. Царь Ирод сидит — а как он одет? Он одет, как русский царь-государь. Стоят охранники царя Ирода или они там бегают за младенцами — а как они одеты? Как русские воины. А как бояре одеты? С длинными рукавами, как русские бояре. То есть они проецировали эту древнюю реальность в этих образах на своё настоящее время — перенос происходил как бы сюжета в эту реальность. И я думаю, что если бы в этой парадигме сейчас кто-то бы работал, то арест Христа в Гефсиманском саду не обошёлся бы без спецназа — с бронежилетами там, с автоматами и так далее.

— Мне кажется, мы просто не знаем — кто-то и работает, наверное. Есть поэты в России, которые, по крайней мере, как-то в похожем жанре перерабатывают всё.

Прот. Олег Стеняев

— В древности всё было именно так. И, например, есть иллюстрированная Библия на французском языке, она была составлена где-то в четырнадцатом веке. Так вот, по этой Библии изучают французский костюм четырнадцатого века, потому что точно повторяются особенности того, как люди одевались в четырнадцатом веке

— Вы имеете в виду миниатюры, которыми она была оформлена?

Прот. Олег Стеняев

— Да, все миниатюры. Потому что переносы делались из реальности, в которой люди живут, в формах этой реальности. Давайте вспомним, какие притчи у нас связаны непосредственно связаны с темой Царствия Небесного, и что вообще Царство Небесное. Главная тема всех почти притч Христа, особенно двенадцати, это Царствие Небесное. Это притча о сеятеле (Евангелие от Матфея), притча о невидимо растущем семени (Евангелие от Марка), притча о плевелах (опять Матфей), притча о зерне горчичном (Матфей), притча о рыбах; притча о рабах, получивших равную плату; притча о сокровище на скрытом поле; званые на брачный пир; закваска, о десяти девах, о жемчужине, о немилосердном должнике. И вот главная тема всех этих притч, которые связаны с Царствием Небесным, это призыв выстроить правильную иерархию ценностей. Например, притча о поле, где сокровище зарыто. Человек узнал, что на этом поле, на этом участке земли зарыты несметные сокровища. Он идёт и всё продаёт, чтобы купить это поле. В глазах всех соседей он как сумасшедший: зачем ему это поле? Но он знает, зачем: там зарыты сокровища. Так и откровение нашей веры: когда человек может оценить, что он получает во Христе и со Христом. И когда он ради этого от чего-то начинает отказываться, конечно, неверующие этого не понимают. Как не понимали люди, когда человек вот хотел обязательно этот участок земли себе купить. Но он знал, почему он это делает, потому что логика верующего человека и логика стороннего человека — это всё-таки разная логика.

— Всё-таки я не совсем понял, почему неверующему человеку это непонятно. Сама логика здесь абсолютно ясна.

— Но зачастую воспринимается как чудачество некое.

— Чудачество, но всё равно, может быть, это уже по прошествии многих столетий — в наше время и атеистическое сознание и религиозное. всё равно люди, прочитав большое количество литературы, понимают, о чём речь.

Прот. Олег Стеняев

— Мне кажется, нам пора перестать говорить об атеистическом мировосприятии, надо говорить о материалистическом мировосприятии — это более современно и более актуально. Никакого государственного атеизма уже нет.

— Ну да, материалистическое, да, хорошо. Но человек всё равно понимает, о чём идёт речь и к чему здесь это сравнение приведено, пускай даже.

Прот. Олег Стеняев

— Так вот, притча может сказать стороннему, скажем так, наблюдателю значительно больше, чем прямой евангельский текст, описание каких-то чудес. Потому что наше сознание устроено так, что какой-то пример, какой-то образ. Вот возьмите любого выступающего, я не беру религиозного деятеля, вот профессор выходит на кафедру. Вот я слушал лекции Аверинцева — в МГУ, будучи подростком, ходил и слушал. Он обязательно начинал с какой-то шутки, с какого-то яркого примера. И что самое интересное, вот это всё я запомнил.

— Так же и Борис Александрович Рыбаков тоже делал, похоже.

Прот. Олег Стеняев

— Так таким образом устанавливаются какие-то отношения между говорящим и слушающим. И Христос не просто говорил притчи, он говорил притчи на злобу дня. С рыбаками он говорил о том, как бросили сеть. Если бы Христос жил в наше время, у него наверняка была бы притча о метрополитене: одни едут в одну сторону, другие — в другую. о деле одинаково, абсолютно одинаково.

— И то только для крупных городов. Не везде есть метрополитен.

Прот. Олег Стеняев

— Да, была бы притча для людей, которые живут в заброшенных городах, про которые все забыли.

Прот. Олег Стеняев

— Да, о каком-нибудь заброшенном колхозе, где давно никто не пашет, не сеет.

— Напомним, что протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, публицист, миссионер, у нас в гостях здесь, на светлом радио, мы говорим о евангельских притчах. И мы разбирались в том, что же такое притча, что это за жанр такой, и почему Христос со своими учениками, и не только с учениками, ещё и с теми, кто просто приходил Его слушать, ходил за Ним — ну да, с учениками, в общем, они все Его ученики были в той или иной степени — почему Он говорил именно иносказательно, не напрямую, а иносказательно.

Прот. Олег Стеняев

— Я предлагаю рассмотреть небольшую притчу из 13-й главы от Матфея — об очень маленьком веществе. Это притча о горчичном зерне. «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Совершенно очевидно, что никто не видел никогда такое горчичное дерево таких огромных размеров, что там птицы прилетают и укрываются в ветвях.

— А как выглядит горчичное дерево? Я, например, плохо себе представляю, как оно выглядит. Я думаю, что многие наши слушатели тоже.

Похожая притча

Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 1-20

01 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

02 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

03 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

04 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;

05 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

06 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

07 Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

08 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

09 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",-

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Во дни Великого поста христианская Церковь установила традицию чтения книги Притчей. Считается, что она была написана еврейским царем Соломоном, который являлся сыном одного из самых выдающихся монархов Израиля Давида. В Библии рассказывается, что, когда Соломон только готовился вступить на престол, Господь спросил его, какой дар он хочет от Него получить? Соломон попросил лишь одного — мудрости и знания. Ответ юноши пришелся Богу по сердцу, и Он обещал, что вместе с этим Соломон получит и все остальное: богатство, славу и все блага земли.

Почему же он придает ей такое значение? Дело в том, что мудрость в мире Священного Писания, это не просто образованность. Это не начитанность, не интеллигентность и ученость, это даже не богатый житейский опыт. Со всем эти мудрость соприкасается лишь постольку поскольку. Мудрость — это особое духовное состояние, которое позволяет взглянуть на этот мир и все в нем происходящее глазами Творца. Иными словами, библейский мудрец видит причины и последствия окружающих его явлений. Он видит их подлинную суть, а потому способен выбрать верный путь, принять правильное решение, избежать многих роковых ошибок.

Согласитесь, зачастую человек попадает в неприятную ситуацию именно по той причине, что не может распознать смысл происходящего. От нас словно закрыта сердцевина события, его исходный код. Мы судим по обертке, и в результате принимаем за сладкое, то, что на самом деле горчит, вяжет и может серьезно нам повредить.

Это можно сравнить с ситуацией, когда два человека вынуждены передвигаться по незнакомой местности. Однако при этом первый оснащен всеми современными технологиями, ориентируется по JPS навигатору, сканирует рельеф через спутник, а второй идет наобум, довольствуясь лишь скупыми указателями, да советами случайных прохожих, которые также оказались здесь впервые. Для первого мир — масштабная 3D модель, для второго — пространство отсюда и до следующего поворота, за которым неизвестность.

Яркий пример действия подлинной мудрости в жизни человека мы встречаем в Священном Писании. Ею обладали те, кого Библия называет пророками. Это были люди, которые не только могли предсказать будущее, подобно языческим прорицателям. Пророческий дар — это духовная способность сказать, а что о том или ином явлении думает Бог. Как та ситуация, в которой оказался человек, те события, которые происходили много лет назад, происходят сейчас или только будут происходить выглядят с высоты духовного мира, как они вплетены в замысле Творца. Этой же мудростью исполнены и те, кого христианская традиция называет старцами. Люди идут к ним за советом в трудных ситуациях, так как им лучше видно, они глубже чувствуют жизнь.

Не случайно Священное Писание говорит о том, что «Мудрость разумного — это знание пути своего».

Этой высшей мудрости, которая исходит от Бога, царь Соломон и посвящает свою книгу, эту мудрость он и призывает нас приобрести. Ведь того, в ком она живет, ведет по этой жизни Сам Господь.

Рекомендуемые записи

Оставить комментарий

Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: