Притчи соломона 8 глава
Обновлено: 21.12.2024
m) 8:34 Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9.
Похожая притча
1 Мудрость взывает к сынам человеческим; 8 ее честность и ясность и несравненное богатство; 12 действия мудрости; «любящих меня я люблю»; 22 Божья мудрость искони; 32 «кто нашел меня, тот нашел жизнь. ненавидящие меня любят смерть».
1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я — разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть».
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 8 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
2 Стоят они на вершине холма, на улицах, на перекрёстке дорог.
3 Они у ворот городских и зовут из открытых дверей.
4 Обращается мудрость: "Я всех людей призываю!
5 Научитесь, неразумные, разуму, наберитесь, глупые, ума.
6 Важно всё, чему я учу, я говорю вам о правильном.
7 Все слова мои истинны, я ненавижу ложь,
8 все слова мои справедливы, ничего в них плохого нет.
9 Все они для разумных ясны, в ком есть знание – их понимает.
10 Примите ученье моё – оно дороже серебра и лучше золота.
11 Мудрость стоит дороже жемчуга и дороже любых желаний".
12 "Я – Мудрость, обитаю с благоразумием, Я – Знание, меня можно найти в предосторожности.
13 Если Господа чтит человек, то он ненавидит зло. Я, Мудрость, ненавижу тех, кто полон гордости и высокомерия. Пути неправедные и лжецов – я ненавижу.
14 Но я даю возможность людям решать и правильно судить. Я силу им даю и разум.
15 Цари с моей помощью правят, правители с моей помощью творят законы свои.
16 Все добрые правители земли используют меня в своём правлении.
17 Я тех люблю, кто меня любит, и тот, кто ищет, тот меня найдёт.
18 Я приношу богатство и успех, и честь, и славу.
19 Мои дары дороже золота, и лучше чистейшего серебра.
20 Веду людей я правильным путём, тропою справедливости.
21 Я богатство даю тем, кто любит меня, я дома их наполняю сокровищами.
22 Я, Мудрость, первое, что сотворил Господь.
23 Сотворена я до созданья мира.
24 Я появилась раньше океанов и прежде, чем сотворена вода.
25 Я рождена до появления гор и до возникновения холмов.
26 Я появилась раньше, чем Господь создал поля земли и первые пылинки.
27 Я там была, когда Бог создал небеса, когда Он, прочертив круги земные, пределы океану положил.
28 Я там была, когда Он облаками наполнил небо и водой заполнил океан.
29 Я там была, когда Господь в морях определил воде границы, чтобы вода не поднималась выше, чем указал Господь. Я там была, когда Он создал основание земли.
30 Я была рядом с ним, как искусный помощник, и был счастлив Господь каждый день, потому что я рядом была.
31 Господь был счастлив сотворённым Им миром и счастлив был, увидя сотворённых Им людей.
32 Теперь послушайте, дети, меня. Вы будете счастливы, если пойдёте моими путями.
33 Слушайте мои наставления и будьте мудры, не отказывайтесь слушать.
34 Кто слушает меня, кто ежедневно бодрствует и ждёт возле дверей моих, воистину тот счастлив будет!
35 Тот, кто меня находит, – жизнь находит, добро от Господа получит он.
36 А кто грешит против меня, тот вред себе наносит. Любой, кто мудрость ненавидит, – любит смерть".
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Книга Притчи Соломона, 8 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию.
Притч.8:1 . Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Притч.8:2 . Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
Притч.8:3 . она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9 , посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах ( Притч.4–7 ) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9 , цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σύ τήν σοφίαν κηρύξεις , ίνα φρόνησις σοι υπακούση , сыне, " премудрость проповеждь, да разум послушает тебе» , менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.
Притч.8:4 . «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Притч.8:5 . Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
Притч.8:6 . Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
Притч.8:7 . ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
Притч.8:8 . все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
Притч.8:9 . все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Притч.8:10 . Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
Притч.8:11 . потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Притч.8:12 . Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Притч.8:13 . Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Еккл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. X:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Мф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Иов XXVIII,15–16 ; Прем VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Притч.I,7 , Притч.9:10 ).
Притч.8:14 . У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Притч.8:15 . Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
Притч.8:16 . мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Притч.8:17 . Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
Притч.8:18 . богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
Притч.8:19 . плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Притч.8:20 . Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
Притч.8:21 . чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.–
Притч.8 :21a. –[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой – в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, – к благу человека, – без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15–16, сн. Дан.2:21 ). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17–21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22–31, Премудрый.
Притч.8:22 . Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
Притч.8:23 . от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Притч.8:24 . Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Притч.8:25 . Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
Притч.8:26 . когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Притч.8:27 . Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
Притч.8:28 . когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
Притч.8:29 . когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
Притч.8:30 . тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
Притч.8:31 . веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Ин. I,1–3 , ср. Евр. I,2 ; Апок. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, έκτισε ) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана » в смысле: приобрел ( εκτήσατο , как у Филона и Оригена, или έκτησέ με , как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..» .); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.
В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I,4: προτέρα πάντων έκτισται σοφιά ; I,9: αυτός έκτισεν αυτήν ; XXIV:8: о$ κτίσας με . Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч. VIII,22–31 , составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22–26 и ст. 27–31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс. II,6 ), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Апок. III,14 : η αρχή τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ ) еще прежде появления последних – прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24–25, ср. Пс. LXXXIX:2 , Иов XXXVIII,6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24–25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: πρωτότοκος πάσης κτίσεως , Кол I,15 ), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27–30, и ср. Иов XXVI,9 , 38и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека ( Быт. I,26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека – венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека ( Быт. I,26 , ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом ( Ин. XVII,24 ), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч. VIII,22–30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.
Притч.8:32 . Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Притч.8:33 . Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Притч.8:34 . Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Притч.8:35 . потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
Притч.8:36 . а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. Пс. CXVIII,1–2 ; Лк. XI,23 ), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.
Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 – «люди» или «мужи» ( ишим ) и – "сын ы человечески е» ( бене-адам ) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову – «мужами», ишим , а если нет, то – «сынами человеческими», бене – адам , подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)
Читайте также: