Притчи соломона 4 12
Обновлено: 14.11.2024
Ст. 4-11 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен
На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. XXXI:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир XXV:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. X:25) , а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх XX:10 ; XXII:4-5; Лев XXII:28 ; Втор XXV:4 ) , предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство
Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, добродетельная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным. Промышления праведных - суды потому, что судятся и простые, или потому, что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или потому, что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья - ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает.
Похожая притча
1 «Главное – мудрость»: «высоко цени ее, и она возвысит тебя»; 10 «не вступай на стезю нечестивых. ибо стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»; 20 «больше всего хранимого храни сердце твое».
1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твоё слова мои; храни заповеди мои, и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
6 Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя.
7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твоё;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашёл их, и здравие для всего тела его.
23 Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни.
24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 4 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
5 Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
7 Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.
8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идёт по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных твёрд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды — жизнь, и на стезе её нет смерти.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 12 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Свт. Климент Александрийский
Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство
Венцом для жены должен быть муж, а венцом для мужа должен быть брак. Цветы брака суть дети от обоих; с лугов плоти их пожинает Божественный Земледелатель. Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их ( Притч 17:6 ) , говорит Писание. Для нас же венком является Отец вселенной, а венцом всей Церкви является Христос.
Похожая притча
1–3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.
Притч.4:1 . Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
Притч.4:2 . потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Притч.4:3 . Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция ( παράδοσις τῶν πατέρων ) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12 ). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи ( Притч 1.8 ) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже ( Притч 5.7 и Притч 7.24 ) обращение не к «сыну», а к "дет ям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2 . Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
Притч.4:4 . и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч.4:5 . Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Притч.4:6 . Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч.4:7 . Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Притч.4:8 . Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
Притч.4:9 . возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με , «иже глаголаша и учиша мя» ) Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9 ), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрост и» ( хокма ), особенного »разум а» ( бина ) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14 ). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2 ), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9 ).
Притч.4:10 . Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
Притч.4:11 . Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч.4:12 . Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Притч.4:13 . Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
Притч.4:14 . Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч.4:15 . оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
Притч.4:16 . потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
Притч.4:17 . ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Притч.4:18 . Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Притч.4:19 . Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5 ; Притч 6.23, 28.5 ), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16 ), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их , Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57).
Притч.4:20 . Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
Притч.4:21 . да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
Притч.4:22 . потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч.4:23 . Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притч.4:24 . Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Притч.4:25 . Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч.4:26 . Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч.4:27 . Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч.4:28 . [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
Притч.4:29 . Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21, 2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» , 1Тим 4.8 ). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев ): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим , LXX: ἕξοδοι ζωῆς ). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека ( Пс 21.27, 101.5 ; Ис 1.5 ; Иер 4.18 ), так и душевной и духовной жизни его ( Пс 83.3 ; Иер 11.20, 17.10 ), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций ( Притч 31.11, 5.12, 13.12 ; Суд.16:15 ), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли ( 1Цар 14.7 ; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения ( 3Цар 10.2 Суд.16:17 ; Притч 17.16, 15.14, 7.7, 9.4 ), наконец, как центр и носитель нравственной жизни ( Пс 50.12 ; 3Цар 3.6, 9.4 ; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5, 19 ; 1Пет 3.16 ), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12 ; Иов 27.6 ; 1Цар 25.31 ), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13, 10.10, 16.30 ; Сир 27.25 , сн. Мф 6.22–23 ), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133 ; Евр 12.13 ). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός , διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου , τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει . Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском – синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26–27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).
Соломон не был «единственным» сыном матери своей, т. е. Вирсавии: по 1Пар 3.5 у Давида от Вирсавии было четыре сына (включая Соломона). Отсюда во многих древних еврейских кодексах (у Кенник, и Росси) выражение ст. 3: лифне-имми , пред лицом матер и моей, заменяется другим выражением: ливне-имми , сыновьям матери моей, т. е. братьям или среди братьев, причем и сл. яхид будет обозначать не единственного (как в Вульг. и русск.). а «возлюбленный», LXX: ῾αγαπώμενος
Читайте также: