Притчи соломона 15 глава

Обновлено: 07.05.2024

1–7. Против грехов слова. 8–15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16–33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч.15:1 . [Гнев губит и ра­зу­мных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорби­тель­ное слово воз­буждает ярость.

Притч.15:2 . Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3 . На всяком месте очи Го­с­по­дни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4 . Кроткий язык – древо жизни, но необуздан­ный – сокруше­ние духа.

Притч.15:5 . Глупый пре­небрегает наставле­нием отца своего; а кто внимает обличе­ниям, тот бла­го­ра­зу­мен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренят­ся из земли.]

Притч.15:6 . В доме праведника – обилие сокровищ, а в при­бытке нечестивого – расстрой­с­т­во­.

Притч.15:7 . Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другое обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).

Притч.15:8 . Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.

Притч.15:9 . Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10 . Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.

Притч.15:11 . Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12 . Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13 . Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14 . Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.

Притч.15:15 . Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом ( Притч 21.27 ; Ис 1.11, 66.3 ; Иер 6.20 ; Ос 5.6, 8.13 ; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20 ; Иов 26.6, 28.22 ); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны ( Откр 11.9 ). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1 ). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).

Притч.15:16 . Лучше немногое при страхе Го­с­по­днем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17 . Лучше блюдо зеле­ни, и при нем любо­вь, нежели откормлен­ный бык, и при нем не­на­висть.

Притч.15:18 . Вспыльчивый человек воз­буждает раз­дор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19 . Путь ле­нивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.

Притч.15:20 . Мудрый сын радует отца, а глупый человек пре­небрегает мать свою.

Притч.15:21 . Глупость – радость для мало­умного, а человек ра­зу­мный идет прямою дорогою.

Притч.15:22 . Без совета пред­приятия рас­строят­ся, а при множе­с­т­ве советников они состоят­ся.

Притч.15:23 . Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во­время!

Притч.15:24 . Путь жизни мудрого вверх, чтобы укло­ниться от пре­исподней внизу.

Притч.15:25 . Дом надмен­ных разо­рит Го­с­по­дь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26 . Мерзость пред Го­с­по­дом – помышле­ния злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27 . Корысто­любивый рас­стро­ит дом свой, а не­на­видящий подарки будет жить.

Притч.15:28 . Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–

Притч.15 :28a. –[Приятны пред Го­с­по­дом пути праведных; чрез них и враги делают­ся друзьями.]

Притч.15:29 . Далек Го­с­по­дь от нечестивых, а молитву праведников слы­шит.

Притч.15:30 . Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31 . Ухо, вниматель­ное к уче­нию жизни, пре­бывает между мудрыми.

Притч.15:32 . Отверга­ю­щий наставле­ние не радеет о своей душе; а кто внимает обличе­нию, тот при­обретает ра­зу­м.

Притч.15:33 . Страх Го­с­по­день научает мудрости, и славе пред­ше­с­т­ву­ет смире­ние.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16 ); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21 ), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25 ), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14 ) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32 ), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Похожая притча

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

6 В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.

7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит.

10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более — сердца сынов человеческих.

12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдёт.

13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога.

17 Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть.

18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идёт прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Словарь старых слов:

18 утишает — заставляет успокоиться; укрощает, унимает утихомиривает; не путать с утешает.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 15 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

33 Благоговение пред ГОСПОДОМ —
вот чему учит мудрость,
а смирение предшествует славе.

Примечания:

2 [1] — Или: украшает знание, в знач. знание излагается в подобающем ему виде, изысканной форме.

3 [2] — Букв.: на всяком месте.

4 [3] — Букв.: язык.

5 [4] — Или: наказанием / наказом.

7 [5] — Букв.: но не так в сердце глупых.

11 [6] — Аваддон — еще одно название мира мертвых (ср. Откр 9:11), букв.: погибель — по мнению автора, только Господь знает всё о потустороннем, посмертном бытии.

15 [7] — Или: всегда.

16 [8] — Друг. возм. пер.: при благоговении пред Господом.

16 [9] — Или: быть в тревоге.

23 [10] — Или: как хорошо слово, сказанное вовремя.

25 [11] — Т. е. защитит надел вдовы и всё ее имущество от посягательств, ср. 22:28; 23:10; Втор 19:14; 27:17.

30 [12] — Букв.: кости.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 15 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

1 Кроткий ответ отвращает гнев,
а резкое слово будит ярость.

2 Язык мудрых восхваляет знание,
а уста глупых изрыгают глупость.

3 Глаза Господни смотрят повсюду,
и за злыми следят они, и за добрыми.

4 Язык умиротворяющий 57 — дерево жизни,
а лживый язык сокрушает дух.

5 Глупец презирает отцовский урок,
а слушающий упреки благоразумен.

6 В доме праведника — много сокровищ,
а доход нечестивых приносит беду им.

7 Уста мудрых распространяют знание;
сердца глупцов не таковы.

8 Господь гнушается жертвой злодеев,
а молитва праведных Ему угодна.

9 Господь гнушается путем нечестивого,
но любит того, кто идет за праведностью.

10 Оставляющего путь ждет жестокий урок;
ненавидящий упрек погибнет.

11 Мир мертвых и Погибель 58 открыты пред Господом;
сколь же больше — людские сердца!

12 Глумливый не любит, когда его упрекают,
не станет он с мудрым советоваться.

13 При счастливом сердце лицо сияет,
а сердечная скорбь сокрушает дух.

14 Разум рассудительных ищет знания,
а уста глупцов питаются глупостью.

15 Все дни удрученных — скорбь,
а у веселого сердца — вечный пир.

16 Лучше немного, но со страхом перед Господом,
чем большое богатство и с ним — тревога.

17 Лучше блюдо из овощей там, где любовь,
чем из откормленного теленка, где ненависть.

18 Тот, кто гневлив, возбуждает раздор,
а терпеливый угашает распрю.

19 Путь лентяя колючками зарос,
а дорога праведных — гладкая.

20 Мудрый сын радует отца,
а глупец презирает мать.

21 Глупость — радость для скудоумных,
а разумный держится прямого пути.

22 Без совета рушатся замыслы,
а при многих советчиках они состоятся.

23 К месту ответить — радость для всякого,
и как замечательно слово ко времени!

24 Путь жизни ведет рассудительных вверх,
чтобы спасти их от мира мертвых внизу.

25 Господь разрушает дома гордецов,
но хранит границы владений вдов.

26 Господь гнушается злыми мыслями,
а добрые слова для Него чисты.

27 Жадный до наживы наведет на свою семью беду,
а ненавидящий взятки будет жить.

28 Разум праведного взвешивает ответ,
а уста нечестивых изрыгают зло.

29 Господь далек от злодеев,
а молитвы праведных слушает.

30 Радостный взгляд 59 веселит сердце,
и добрые вести — здоровье телу.

31 Слушающий благотворный упрек
будет как дома среди мудрецов.

32 Пренебрегающий наставлением презирает себя самого,
а внимающий упреку обретает рассудительность.

33 Страх перед Господом учит мудрости, 60
и смирение предшествует славе.

Примечания:

4 [57] — Букв.: «исцеляющий».

11 [58] — Мир мертвых … Погибель — евр.: «шеол … аваддон».

30 [59] — Радостный взгляд — вероятно, здесь говорится о радостном взгляде гонца, принесшего добрые вести.

33 [60] — Или: «Мудрость учит страху Господню».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 15 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

Содержание: 1–7 – нечестие и неразумие человека проявляются в его глупом и дерзком языке; а разумный человек обладает кротким языком и знанием; 8–11 – всеведущий Господь не любит нечестивых и их жертвы; 12–19 – настроение человеческого сердца украшает жизнь человека и делает его приятным для других; 20–28 – мудрость в жизни и речи возвышает праведного, а нечестивые гибнут; 29–33 – Господь внимает праведникам и дарует им славу за их внимание к добрым наставлениям.

Притч.15:1 . Гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, но оскорбительное слово возбуждает ярость.

Притч.15:2 . Язык мудрых разумеет доброе, уста же неразумных возвещают худое.

Притч.15:3 . На всяком месте очи Господни видят злых и добрых.

Притч.15:4 . Врачующий 82 язык – древо жизни, и охраняющий его исполнится духа.

Притч.15:5 . Неразумный глумится над наставлением отца, а кто сохраняет заповеди, тот самый благоразумный. В обилии правды великая сила, а нечестивые с корнем истребятся с земли.

Притч.15:6 . В домах праведных – великая сила, а плоды нечестивых погибают.

Притч.15:7 . Уста мудрых связуются знанием, сердца же неразумных не тверды.

Притч.15:8 . Жертвы нечестивых – мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему.

Притч.15:9 . Мерзость пред Господом – пути нечестивых 83 , а ищущих правды Он любит.

Притч.15:10 . Научение незлобивого познается мимоходящими, а ненавидящие обличение постыдно умирают.

Притч.15:11 . Ад и пагуба открыты пред Господом, не тем ли более сердца людей.

Притч.15:12 . Невоспитанный не любит обличающих его, и с мудрыми он не побеседует.

Притч.15:13 . При веселии сердца лицо становится цветущим, а в печали оно делается унылым.

Притч.15:14 . Правое сердце ищет знания, а уста невоспитанных научаются злому.

Притч.15:15 . Во всякое время глаза злых устремлены на злое, а добрые всегда покойны 84 .

Притч.15:16 . Лучше немногое со страхом Господним, нежели большие сокровища без страха (Господня).

Притч.15:17 . Лучше угощение из зелени с любовию и ласкою, нежели мясное кушанье с враждою.

Притч.15:18 . Вспыльчивый человек устрояет распри, а долготерпеливый и возникающую укрощает. Долготерпеливый угашает раздоры, а нечестивый еще более возбуждает (их).

Притч.15:19 . Пути праздных устланы тернием, а прилежных – углажены.

Притч.15:20 . Мудрый сын веселит отца, а глупый сын оскорбляет мать свою.

Притч.15:21 . Стези глупого лишены смысла, а разумный муж ходит прямою дорогою.

Притч.15:22 . Пренебрегают рассуждениями не уважающие собраний, а в сердцах советующихся совет пребывает.

Притч.15:23 . Не послушает его злой и не скажет чего-либо полезного и хорошего для общества.

Притч.15:24 . Пути жизни – помышления разумного, чтобы, уклонившись от ада, спастись.

Притч.15:25 . Дома надменных разоряет Господь, а межу вдовицы укрепляет.

Притч.15:26 . Мерзость пред Господом помысел неправедный, а слова непорочных святы.

Притч.15:27 . Принимающий подарки губит себя, а ненавидящий подарки спасется. Милостынями и верностию очищаются грехи, а страхом Господним всякий уклоняется от зла.

Притч.15:28 . Сердца праведных поучаются верности, а уста нечестивых изрекают зло. Приятны пред Господом пути людей праведных; чрез них и враги делаются друзьями.

Притч.15:29 . Далеко отстоит Бог от нечестивых, а молитвы праведных слышит. Лучше малое получение с правдою, чем большие прибытки с неправдою. Сердце мужа да помышляет о праведном, чтобы от Бога исправились стопы его.

Притч.15:30 . Глаз, видящий хорошее, веселит сердце, а добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31 . Внимательный к обличениям жизни водворится среди мудрых.

Притч.15:32 . Кто отвергает наставление, тот ненавидит себя, а внимательный к обличениям любит свою душу.

Притч.15:33 . Страх Господень – наставление и мудрость, и начало славы будет соответствовать ей (мудрости), и смиренным будет предшествовать слава 85 .

В греч. спп. ват., [син.] и алекс. ἀσεβοῦς – ед. ч., в 106 ἀσεβῶν – мн. ч. и в слав. – мн. ч. Следуем слав. чт.

Т. е. не увлекаются порочными помыслами и желаниями злых людей, а потому и не страдают от мучения совести (ср. 28:1).

Для последнего, оскобленного в слав. пер., предложения предъидет же смиренных слава нет соответствующих греч. слов в ват., [есть в алекс. и большинстве минуск. спп., добавлены в син.]; у Фильда они есть, но оскоблены, у Бабера и в моск. – без скобок, есть и в евр. т.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: