Притчи с моралью эрика ромера
Обновлено: 22.12.2024
«Притчи с моралью» Эрика Ромера
в ролях: Барбет Шрёдер, Клодин Субрие, Мишель Жирардон, Бертран Тавернье
Студент юрфака каждый день обедает на небольшой улочке Парижа с другом. И каждый день встречает Сильви, красивую и холодную высокую девушку, по-видимому, живущую неподалеку. Молодые люди исподтишка смотрят друг на друга, но у каждого свои принципы, в которые не входит уличное знакомство, месяц май распаляет чувства молодого человека и он непрочь сделать исключение из правил, да и Сильви, кажется, тоже. И вот когда студенту, наконец, посчастливилось заговорить с Сильви, она неожиданно исчезает и студент проводит свои обеденные полчаса в блуждании по улицам с мыслью встретить Сильви, и однажды забредает от голода в булочную…
Рейтинг: IMDb 7.50 Кинопоиск 7.22
в ролях: Катрин Си, Филипп Безен, Кристиан Шарьер, Диана Уилкинсон, Патрик Бошо
Рейтинг: IMDb 7.20 Кинопоиск 6.75
/// «Коллекционерша» | La collectionneuse, 1966
в ролях: Патрик Бошо, Хайде Политофф, Даниэль Помрёль, Ален Жуфруа, Мижану Бардо, Анник Морис, Денни Берри, Сеймур Хертцберг, Нестор Альмендрос, Патрис Де Бейенкур
Адриен — красивый молодой человек, столкнувшийся с проблемой: спать ли ему с Хайди, симпатичной искусительницей, которая живет с ним в одном пансионате во время каникул в Сент-Тропезе. Слушая, как она рассказывает о многих других мужчинах, он пытается очиститься, избегая секса и других приятных излишеств. Фигура Женщины в данном случае служит для Ромера средством усомниться в понятиях моральной корректности.
Берлинский кинофестиваль, 1967:
- Серебряный Медведь - специальный приз жюри
- Премия юношеского кинематографа - лучший игровой фильм
Рейтинг: IMDb 7.60 Кинопоиск 7.47
/// «Моя ночь у Мод» | Ma nuit chez Maud, 1969
в ролях: Жан-Луи Трентиньян, Франсуаза Фабиан, Мари-Кристин Барро, Антуан Витез, Леонид Коган, Гай Леже, Анна Дюбо, Мари Бекер, Мари-Клод Розье
Клермон-Ферран готовится отпраздновать Рождество. 34-летний холостяк чтит заветы католицизма, зачитывается Паскалем, каждый день ездит работать в офис на предприятие Michelin, а каждый вечер мечтает о знакомстве и браке с девушкой, которая приглянулась ему в толпе церковных прихожан.
Знакомый коммунист Видаль приглашает его провести вечер у своей разведённой подруги Мод. Начинается метель, и убеждённому католику не остаётся ничего иного, как провести ночь в доме привлекательной Мод…
«Ночь у Мод» — первый фильм Ромера, который получил резонанс за пределами Франции и особенно в США, где он стал одним из самых обсуждаемых французских фильмов десятилетия и был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. За Ромером прочно закрепилась репутация интеллектуального режиссёра «не для всех». Как пошутил простоватый герой Джина Хэкмена в фильме «Ночные ходы», смотреть такое кино — всё равно что наблюдать за тем, как сохнет краска.
Рейтинг: IMDb 8.10 Кинопоиск 7.89
/// «Колено Клер» | Le genou de Claire, 1970
в ролях: Жан-Клод Бриали, Аврора Корну, Беатрис Роман, Лоуренс Де Монахэн, Мишель Монтель, Жерар Фальконетти, Фабрис Лукини
Жизнь Жерома, интеллектуала средних лет, полностью подчинена разуму, а не сердцу. Французский дипломат, он помолвлен с женщиной, которую любит, но к которой не испытывает страсти. Во время отдыха на Французских Альпах, где прошло его детство, ему встречается подруга юности — писательница Аврора, которая знакомит его с 14-летней Лорой, проводящей здесь каникулы. Жерома забавляет чувство, которое начинает проявлять к нему Лора, пока он сам не начинает испытывать странное чувство к ее сестре — Клер. Но свою страсть он облекает в такую форму, в которой может удержать ее под контролем: искушение для него — дотронуться до ее колена.
Сан-Себастьян, 1971:
- Золотая раковина
Рейтинг: IMDb 7.80 Кинопоиск 7.50
в ролях: Бернар Верле, Зузу, Франсуаза Верли, Даниэль Секкальди, Мальвина Пенн, Бабетт Феррье, Тина Микелино, Жан-Луи Ливи, Пьер Нунци
Фредерик — успешный человек. Он совладелец небольшой конторы в Париже и счастливо женат на Хелен, учительнице, ожидающей второго ребенка.
Вечерами Фредерик мечтает о других женщинах, но не имеет желания предпринимать что-либо по этому поводу в реальной жизни.
Однажды Хлоя, бывшая любовница его старого друга, начала появляться возле его офиса. Они иногда встречались и вели себя друг с другом как приятели, пока Хлоя не решила соблазнить Фредерика.
Похожая притча
«Притчи с моралью» Эрика Ромера
в ролях: Барбет Шрёдер, Клодин Субрие, Мишель Жирардон, Бертран Тавернье
Студент юрфака каждый день обедает на небольшой улочке Парижа с другом. И каждый день встречает Сильви, красивую и холодную высокую девушку, по-видимому, живущую неподалеку. Молодые люди исподтишка смотрят друг на друга, но у каждого свои принципы, в которые не входит уличное знакомство, месяц май распаляет чувства молодого человека и он непрочь сделать исключение из правил, да и Сильви, кажется, тоже. И вот когда студенту, наконец, посчастливилось заговорить с Сильви, она неожиданно исчезает и студент проводит свои обеденные полчаса в блуждании по улицам с мыслью встретить Сильви, и однажды забредает от голода в булочную…
Рейтинг: IMDb 7.50 Кинопоиск 7.22
в ролях: Катрин Си, Филипп Безен, Кристиан Шарьер, Диана Уилкинсон, Патрик Бошо
Рейтинг: IMDb 7.20 Кинопоиск 6.75
/// «Коллекционерша» | La collectionneuse, 1966
в ролях: Патрик Бошо, Хайде Политофф, Даниэль Помрёль, Ален Жуфруа, Мижану Бардо, Анник Морис, Денни Берри, Сеймур Хертцберг, Нестор Альмендрос, Патрис Де Бейенкур
Адриен — красивый молодой человек, столкнувшийся с проблемой: спать ли ему с Хайди, симпатичной искусительницей, которая живет с ним в одном пансионате во время каникул в Сент-Тропезе. Слушая, как она рассказывает о многих других мужчинах, он пытается очиститься, избегая секса и других приятных излишеств. Фигура Женщины в данном случае служит для Ромера средством усомниться в понятиях моральной корректности.
Берлинский кинофестиваль, 1967:
- Серебряный Медведь - специальный приз жюри
- Премия юношеского кинематографа - лучший игровой фильм
Рейтинг: IMDb 7.60 Кинопоиск 7.47
/// «Моя ночь у Мод» | Ma nuit chez Maud, 1969
в ролях: Жан-Луи Трентиньян, Франсуаза Фабиан, Мари-Кристин Барро, Антуан Витез, Леонид Коган, Гай Леже, Анна Дюбо, Мари Бекер, Мари-Клод Розье
Клермон-Ферран готовится отпраздновать Рождество. 34-летний холостяк чтит заветы католицизма, зачитывается Паскалем, каждый день ездит работать в офис на предприятие Michelin, а каждый вечер мечтает о знакомстве и браке с девушкой, которая приглянулась ему в толпе церковных прихожан.
Знакомый коммунист Видаль приглашает его провести вечер у своей разведённой подруги Мод. Начинается метель, и убеждённому католику не остаётся ничего иного, как провести ночь в доме привлекательной Мод…
«Ночь у Мод» — первый фильм Ромера, который получил резонанс за пределами Франции и особенно в США, где он стал одним из самых обсуждаемых французских фильмов десятилетия и был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. За Ромером прочно закрепилась репутация интеллектуального режиссёра «не для всех». Как пошутил простоватый герой Джина Хэкмена в фильме «Ночные ходы», смотреть такое кино — всё равно что наблюдать за тем, как сохнет краска.
Рейтинг: IMDb 8.10 Кинопоиск 7.89
/// «Колено Клер» | Le genou de Claire, 1970
в ролях: Жан-Клод Бриали, Аврора Корну, Беатрис Роман, Лоуренс Де Монахэн, Мишель Монтель, Жерар Фальконетти, Фабрис Лукини
Жизнь Жерома, интеллектуала средних лет, полностью подчинена разуму, а не сердцу. Французский дипломат, он помолвлен с женщиной, которую любит, но к которой не испытывает страсти. Во время отдыха на Французских Альпах, где прошло его детство, ему встречается подруга юности — писательница Аврора, которая знакомит его с 14-летней Лорой, проводящей здесь каникулы. Жерома забавляет чувство, которое начинает проявлять к нему Лора, пока он сам не начинает испытывать странное чувство к ее сестре — Клер. Но свою страсть он облекает в такую форму, в которой может удержать ее под контролем: искушение для него — дотронуться до ее колена.
Сан-Себастьян, 1971:
- Золотая раковина
Рейтинг: IMDb 7.80 Кинопоиск 7.50
в ролях: Бернар Верле, Зузу, Франсуаза Верли, Даниэль Секкальди, Мальвина Пенн, Бабетт Феррье, Тина Микелино, Жан-Луи Ливи, Пьер Нунци
Фредерик — успешный человек. Он совладелец небольшой конторы в Париже и счастливо женат на Хелен, учительнице, ожидающей второго ребенка.
Вечерами Фредерик мечтает о других женщинах, но не имеет желания предпринимать что-либо по этому поводу в реальной жизни.
Однажды Хлоя, бывшая любовница его старого друга, начала появляться возле его офиса. Они иногда встречались и вели себя друг с другом как приятели, пока Хлоя не решила соблазнить Фредерика.
Похожая притча
Фильм Эрика Ромера «Моя ночь у Мод» был снят в 1969 году. Эта кинолента будет интересна всем любителям доброго кино со смыслом.
Есть на свете совершенно невообразимое кино – тонкое, элегантное, умное, глубокое и открыто христианское. Не просто «на тему», а открытым текстом – о вере, о сомнении, о выборе.
Оно невообразимо не только для нашего времени, но и для того, в которое оно было создано – 70-е годы ХХ века. Французская новая волна. Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль.
Люди в космосе, высадка на Луну, независимость африканских колоний, революционная Латинская Америка, смерть Че Гевары, сексуальная революция, феминизм, Битлз…
И вдруг группа любителей с «бытовыми» 8 мм кинокамерами, кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma («Кайе дю синема»), едва не оборвавших бархатный занавес Каннского кинофестиваля в 1968, эта «банда Шерера», шумно протестует против «папочкиного кино» и называет себя «новой волной» кинематографа!
Эрик Ромер
В статье Франсуа Трюффо «Об одной тенденции во французском кинематографе», которую можно считать манифестом «новой волны», он проклинает современное ему французское кино, за то, что оно непочтительно к государству, неуважительно к семье, оно делает фильмы про адюльтеры, супружеские измены, высмеивает на экране школу и церковь!
Несмотря на это, герои режиссеров «новой волны» подчеркнуто асоциальны – они идут против общества, им не нужен слащавый и лживый хеппи-энд, главное – правда.
В фильме «Маленький солдат» есть знаменитая фраза Жан-Люка Годара, что «кино – это правда 24 раза в секунду»
«Банда Шерера» из журнала «Кайе дю синема», прозывалась так по имени Мориса Шерера – это настоящее имя великого режиссера, известного нам под псевдонимом Эрик Ромер. Он был старшим по возрасту в этой команде взбунтовавшихся кинокритиков, часто помогал своим молодым коллегам, поддерживал и даже одалживал деньги.
Герой Трентиньяна – молодой инженер, вернувшийся из долгой командировки. В канун Рождества он встречает своего старого знакомого Видаля.
Так вот Эрик Ромер рискнул в буйные 70-е заговорить о вере. В это время он снимает свои знаменитые «Притчи о морали». Об одной из них мы сегодня поговорим.
«Моя ночь у Мод».
Это наиболее известный фильм из цикла «Притч», не только потому, что там снимался Жан-Луи Трентиньян («Мужчина и женщина»), но и потому, что фильм был номинирован на Оскар и стал самым обсуждаемым фильмом десятилетия за пределами Франции.
Герой Трентиньяна – молодой инженер, вернувшийся из долгой командировки назад во Францию. В небольшом городе Клермон-Ферран, в канун Рождества он встречает своего старого знакомого Видаля. Тот предлагает ему возобновить знакомство и провести вечер в компании его подруги Мод. Наш герой не очень расположен к новым знакомым, тем более, что после рождественской мессы, на которой ему приглянулась светловолосая девушка, он не хотел бы быть третьим лишним в компании бывших любовников. Но Видаль настаивает, и герой идет в гости.
Поддаться сейчас очарованию чужой женщины или искать единственную свою?
Мод оказывается очень красивой, умной и тонкой женщиной, за ужином приятели говорят о вере, о морали, философии и математике, о пари Паскаля.
Пари Паскаля в нескольких словах сводиться к утверждению, что между верой в Бога и неверием, лучше выбрать веру. Если Бога нет – вы ничего не теряете, если Бог есть, вы приобретаете спасение души и вечную жизнь.
За окном пошел снег, а наш герой живет далеко за городом, и друзья уговаривают его переждать непогоду, остаться на ночь у Мод, чтобы не рисковать на покрытой гололедом дороге. Герой соглашается, а Видаль вскоре оставляет его наедине с Мод.
Они говорят о любви, о браке, о верности. Мод рассказывает герою о своей жизни, и оказывается, что он находится в центре какой-то странной паутины из бывших любовников и любовниц, мужей и жен, искушений и заигрываний, к тому же, Видаль обманул героя, обещая, что оставшись у Мод, он сможет переночевать в соседней комнате… но комнаты нет, а есть одна кровать на двоих.
Пари Паскаля… Поддаться сейчас очарованию чужой женщины или искать единственную свою? Получить сейчас любовницу на одну ночь или ждать знакомства и брака на всю жизнь с незнакомкой из церкви? Пожертвовать синицей в руке ради журавля, который еще не известно прилетит ли?
Герой католик, но не пуританин. С принципами, но не жесткий моралист. Что же он выберет?
Герой католик, но не пуританин, выбравший, как он говорит «направление на всю жизнь», но иногда позволяющий себе «частности», с принципами, но не жесткий моралист. Что же он выберет?
Это особый дар Эрика Ромера – показать этот загадочный момент, такой неуловимый момент выбора. В «Коллекционерше» это поворот руля, в «Любви после полудня» – взгляд в зеркало, в «Моей ночи у Мод» – резкое отстранение героя.
Из 24 кадров в секунду, наверное, где-то есть один – тот самый, как в жизни, совсем почти незаметный в потоке, но именно он, та точка, где герой говорит себе – нет.
Он не любит Паскаля, ему не нравиться это пари, это, как он считает «вычисление выгоды» – ему нужна вся любовь, вся жизнь, ему нужен, может быть совершенно невозможный, единственный шанс познакомиться с девушкой из церкви и быть любимым. Другими словами, он выбирает верить, и Тот, кто дарит веру, не останется в долгу. Поэтому выбор – это начало настоящих событий, это не конец фильма.
Невообразимым как для нашего времени, так и для своего это кино делает отсутствие острого сюжета и насилия. Люди долго и спокойно (ну иногда не очень спокойно) разговаривают, а потом делают крутой поворот – выбор, в неожиданный для зрителя момент, в такой момент, когда любой из нас, возможно, дал бы обстоятельствам нести его по жизни, как по реке.
В фильмах Эрика Ромера, большого почитателя Альфреда Хичкока, есть этот психологический «саспиенс» который делает фильм немного детективом и триллером – но который разрешается не выстрелом или убийством (таким характерным для фильмов новой волны), а актом проявления воли человека.
И не верьте никому, кто скажет, что фильмы Эрика Ромера скучны так же, как «созерцание того, как сохнет краска» – в них идет разговор о жизненно важном, о выборе человека – это не может быть скучным.
Говорить о вере, так как это делает Ромер никому не удавалось ни до, не после него – просто, открыто и нелицемерно, не прячась за символы или кажущуюся «современность» темы или формы.
Он берет нас за руку и ведет туда, где Тот, кто создал Эрика Ромера и кино, говорит нам «Не бойтесь»!
Похожая притча
Фото: Laszlo Ruszka/INA via Getty Images
В отличие от ключевого имени «новой волны» Жана-Люка Годара, Эрик Ромер известен скорее синефилам. Его фильмы рассчитаны на менее широкую аудиторию, режиссер интересовался в первую очередь содержанием, а не формой. У Ромера мы не увидим годаровской изобразительной формы, цветных титров, разбросанных по экрану, не услышим томного закадрового голоса Брижит Бардо (как в фильме Годара «Презрение», 1963). Ромер в этом плане проще. Но в этой видимой простоте заключается психология и глубина его кино.
На формирование вкуса Ромера повлияла «Синематека» (проекционный зал в Париже, открытый в 1948 году, где встретились знаковые режиссеры «новой волны». — Прим. ред.) и круг журнала Cahiers du Cinéma. На его страницах Ромер оспаривал представление о том, что кино — искусство движения. Он считал более важной характеристикой пространство и цвет. В интервью кинокритику Сержу Даней Ромер признавался: «Я чрезвычайно ценю единство цвета, потому что в большинстве цветных фильмов, снятых в наши дни, меня шокирует их полная разномастность: при каждой смене плана мы попадаем в мир иного колорита». Доминанта цветов — вот на чем строятся образы Ромера.
«Шесть моральных историй» — первый большой кинематографический цикл Ромера. Название для этой серии режиссер позаимствовал у писателя XVIII века Жана Франсуа Мармонтеля, впрочем, этим сходство с французскими моралистами ограничивается. Суть историй можно свести к следующему: мужчина, связанный (то ли моральными обязательствами, то ли браком) с одной женщиной, испытывает интерес к другой, зная при этом, что она ему не подходит. Режиссер размышляет над вопросами физического желания, при этом игнорируя откровенные сцены.
Первые два фильма цикла — короткометражные «Булочница из Монсо» (La boulangère de Monceau, 1963) и «Карьера Сюзанны» (La carrière de Suzanne, 1963) — вышли в прокат одновременно. Режиссер только нащупывал свой стиль. «Булочница» — история о молодых людях, страдающих от собственной нерешительности. «Карьера Сюзанны» — стандартный для Ромера треугольник «я и подруга моего друга».
«Коллекционерша» (La collectionneuse, 1967)
Кадр из фильма «Коллекционерша», 1967
Элегия праздности, ода искушению. Снова в кадре троица — денди и обольститель Адриан, коллекционирующая мужчин юная Аиде и художник Даниель, насмехающийся над любовью, но довольно быстро попадающий в ее ловушку. Чувственные визуальные образы, легкая вульгарность на контрасте с сухими диалогами, выдержанная в одном ключе цветовая гамма ставит фильм в разряд наиболее важных киноработ Ромера.
«Моя ночь у Мод» (Ma nuit chez Maud, 1969)
Кадр из фильма «Моя ночь у Мод», 1969
Первый большой и бесспорный успех Ромера, отчасти благодаря актерскому составу: Жан-Луи Трентиньян и Франсуаза Фабиан разыграли историю отношений влюбленного математика и свободной в лучшем понимании этого слова женщины. Героиня Франсуазы Фабиан — настоящее воплощение изящества и непринужденности.
«Колено Клер» (Le genou de Claire, 1970)
Кадр из фильма «Колено Клер», 1970
Встреча с давней подругой, романисткой Авророй превращается для Жерома в испытание — тест на соответствие моральным принципам. Зная, что у него в скором времени свадьба, Аврора подталкивает друга увлечься 16-летней дочерью хозяйки виллы, Лорой. Одной сюжетной линии Ромеру мало, и он вводит еще одного персонажа — сводную сестру Лоры, ее сверстницу Клэр. Она привлекает Жерома больше не только, чем Лора, но и чем собственная невеста. А физическое влечение к девушке сконцентрировано на идее коснуться самой желанной части тела Клэр — ее колена.
«Любовь после полудня» (L’amour l’après-midi, 1972)
Кадр из фильма «Любовь после полудня», 1970
Фредерик, счастливый муж и отец, по дороге на работу, рассматривает в вагонах метро женщин и предается фантазиям: как бы сложилась его жизнь, если бы он встретил их раньше? Размышления остаются фантазиями, пока Фредерик не встречает одну давнюю знакомую.
Тема верности и измены препарируется в « Шести историях» со всех сторон: это и проблема выбора, и духовные терзания, сопровождающие этот выбор, и соотношение между физическим желанием и фактической пользой от его удовлетворения. Критики нередко упрекали Ромера в однообразии, невозможности отличить один сюжет от другого и чрезмерной литературности диалогов. Тем не менее цикл « Шесть моральных историй» — важная в истории кино ода свободной, но разумной любви.
Читайте также: