Притча о каине и авеле

Обновлено: 21.12.2024

Милосердный Бог дал Адаму и Еве детей. Самым старшим сыном был Каин, а другой, Авель, был помоложе его. Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Об этих двух братьях я должен рассказать очень печальную историю.

Однажды Каин и Авель приносили жертвы Богу [1] , каждый от себя. Каин развел огонь и положил на него сноп спелых колосьев. Авель развел огонь, заколол и положил на него самого лучшего ягненка, какой только был у него в стаде. Авель был добрый, благочестивый; он любил Бога и, принося свою усердную жертву, веровал в обещанного Спасителя. Каин приносил жертву только для вида, чтобы не сказали про него, что он не верит обещанию Бога и не любит Его. Он приносил жертву так же, как и мы часто молимся Богу, потому что нас заставляют, или ходим в церковь потому только, что нас туда посылают или водят. Как часто мы читаем молитву или стоим в церкви, а сами думаем о постороннем, торопимся поскорее прочитать молитвы и ждем не дождемся, скоро ли отойдет служба в церкви, чтобы убежать и поиграть с товарищами.

Дети! Бог видит, что думает человек. Он видел усердие и веру Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. Дым от жертвы Авеля поднялся к небу, а дым от жертвы Каина стлался по земле. Да! Бог не принял жертву от Каина и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство. Что же, дети, вы думаете, Каин исправился? Нет! Ему стало досадно, что его жертва не угодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.

Когда Каин все больше и больше сердился, Милосердный Бог сказал ему: «Что ты сердишься, Каин? И почему у тебя такое печальное лицо? Перестань сердиться, это – грех».

Но Каин не послушался Бога и все больше и больше сердился на Авеля. И знаете ли, дети, что он сделал из-за своей злобы? Он позвал Авеля в поле, завел его подальше от жилища родителей и там убил своего брата. Ему не жалко было убивать его; он не хотел и слышать, когда бедный Авель со слезами на глазах просил у него пощады, он не захотел подумать о том, что по убитому Авелю будут горевать и плакать отец и мать. Вот до чего довели Каина зависть и гнев. Убил человека, своего родного брата, загубил невинную душу…

Идет Каин домой и думает, что никто не видел, как он убил своего брата. Не видели люди, но видел Бог, Который все и везде видит, от Которого мы не можем ничего скрыть, Который видит не только то, что мы сделали, но и то, что еще хотим сделать. И вот является Каину Сам Бог и для того, чтобы побудить его к раскаянию, спрашивает: «Каин, где твой брат Авель?» Скрытный и грубый Каин отвечает: «Я не знаю, где он. Разве я сторож брату моему?»

Тогда Милосердный Бог сказал: «Каин! Каин! Что ты сделал?! Там лежит твой мертвый брат, весь в крови, которая взывает ко Мне. И за то, что ты убил брата своего, будь ты проклят. Не смей оставаться в этой стороне, удались от своих родителей и беги дальше отсюда. Но куда ни придешь ты, нигде не будешь иметь покоя. Всегда будет мучить тебя совесть за то, что ты убил без всякой вины своего брата». Тогда Каин сказал: «Да, Господи, теперь я вижу, что грех мой велик и Ты не простишь его мне». И представьте, дети, Каин, который без всякой жалости убил своего бедного брата, стал бояться, как бы его самого не убили. Он говорит: «Каждый, кто встретится со мной, убьет меня!» Но Господь отметил Каина особым знаком, чтобы никто из встречавшихся с ним не мог убить его.

И вот пошел несчастный Каин подальше от родных мест, в чужую землю. Но его сердце всегда замирало от страха, и постоянно мучила его совесть. Падал с дерева листок, и он от страха бросался в сторону. Куда бы ни садился он отдохнуть, везде чудилось ему, что лежит перед ним в крови Авель. Ему казалось, что за каждым кустом сидит убийца, который сейчас убьет его. Но люди, глядя на этого стонущего от угрызений совести, трясущегося и дико озирающегося по сторонам человека, старались не встречаться с ним и убегали, увидев Каина.

Похожая притча

Два брата - одного отца сыны,
От женщины одной, родившей их в мучениях,
К Всевышнему пришли, неся дары,
Прося принять их, чтоб найти спасения!

Изгнал Господь отца их из дворца,
И мать изгнал из сада жизни вечной,
За отступленье их, вкушение греха,
За своеволие души такой беспечной.

Но так хотелось им обратно в рай,
Родители о том сынов своих учили -
Уж Вам поможет ! Всё ему отдай,
И станет сладкой горечь от полыни.

И пахарь – старший – Каин – взял плодов,
Что он растил в поту, перенося лишения,
И младший - Авель – что пас овец , коров,
Ягнёнка он принёс , чтоб получить прощение!

Бог принял дар от Авеля… от младшего он взял
Убитый горем Каин растерялся,
Ведь не того от Бога ожидал,
Хотя , конечно тоже волновался.

Родители сказали – Всё, теперь конец,
Нам рая не видать, и жить в страданиях -
От старшего - не принял, что был жнец,
Его дары , труды его, старания.

Но почему он так, так поступил,
Чтоб брат пошёл на брата, и убил?
И кровь пролил, и не нашёл спасения,
А он молил, он так молил прощения.

….
Вопрос лишь в том – с чем к Богу ты пришёл?
Как Каин, взяв плоды, искать себе внимания,
Не просто так , а чтоб тот его нашёл,
Чтоб получить успех, звезду, признания.

Пришёл на «рынок», чтоб себе купить,
Защиту Бога, с самолюбованием,
И, чтоб потом в раю, конечно, жить,
Не зная пота, соли и страдания.

А Авель - агнца в жертву – Вот возьми!
Великий символ света и послушания,
С сомнением пришёл, слова мои просты -
Я весь с Тобой до шага расставания.

Я недостоин слов Твоих , и я Твой раб,
Я не торгуюсь , лишь молю прощения,
Ведь я так мал, так бесконечно слаб,
Без Твоего живого повеления.

И мог ли Бог его тут не принять.
Он отказался от всего пред Богом,
Теперь мы знаем, что с собою взять,
В свою последнюю короткую дорогу.

Смирение, молитву, и любовь,
Довольно этого, другого и не нужно,
А что убит был Авель, то его кровь,
Вернулась к людям с молодым Христом
И в нас кипит так горячо и дружно…

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Бытие 4:8 / Быт 4:8

Бытие 4 стих 8 — синодальный текст: И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

Иоанн Златоуст (

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

«И рече Каин, — сказано, — ко Авелю, брату своему: пойдем на поле». Слова брата, а намерение убийцы. Что ты делаешь, Каин? Разве не знаешь, кому говоришь? Не думаешь, что речь у тебя с братом? Не думаешь, что он родился от одной с тобою матери? Не понимаешь гнусности своего предприятия? Не страшишься Судии, Которого обмануть нельзя? Не трепещешь при мысли о злодеянии? Зачем увлекаешь брата в поле и уводишь его из отеческих объятий? Для чего лишаешь его отеческой помощи? Что за странность, что ты теперь влечешь брата в поле, — теперь пытаешься делать то, чего не делал прежде и, заменяя братскую любовь личиною дружбы, хочешь поступить с ним вражески? Какое неистовство! Какая свирепость! Положим, что ты, в ослеплении ума; нисколько не обращаешь внимания на братское расположение, не познаешь и самой природы; но за что так вооружился ты против того, кто ничем не оскорбил тебя? За какую вину и со стороны родителей хочешь причинить им такое огорчение, и быть первым совершителем этого ужасного дела, хочешь первый показать им эту насильственную смерть? Так ли платишь им за воспитание? Какая дьявольская хитрость возбудила тебя к этому делу? Разве можешь ты сказать, что благоволение к нему (Авелю) общего всех Владыки заставило его гордиться пред тобою? Не для отвращения ли тебя от этого убийственного намерения Бог подчинил тебе брата и поставил под твою власть, сказав: «к тебе обращение его, и ты тем обладаеши?» Действительно, эти слова нужно разуметь о подчинении брата (Каину). А некоторые говорят, будто это сказал ему Бог о принесенной им жертве: «к тебе обращение его», т. е. дара, «и ты тем обладаеши», т. е. ты сам воспользуешься им. Итак, предложивши то и другое (объяснение), я предоставляю вашему благоразумию — принять то, которое покажется вам более сообразным. А мне кажется, что это сказано о брате. «И бысть, внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его». Ужасный поступок, пагубная дерзость, ненавистное дело, непростительный грех, замысл души зверской! «Воста, — говорит, — на Авеля брата своего и уби его». О, мерзкая рука! О, жалкая десница! Впрочем, не руку надобно называть мерзкою и жалкою, но намерение, которому послужил этот член. Поэтому скажем так: о, дерзкое, гнусное и жалкое намерение! И чтобы мы ни сказали, не скажем всего, чего оно заслуживает. Как не оцепенела его рука! Как она могла поднять меч и нанести удар? Как душа его не вылетела из тела? Как она возмогла исполнить это беззаконное предприятие? Как не поколебалась и не изменила намерения? Как не подумала о природе? Как не размыслила, прежде совершения дела, о его конце? Как он мог, по совершении убийства, смотреть на тело брата, трепещущее на земле? Как мог видеть труп, поверженный на земле, и не впал тотчас в изнеможение от этого зрелища? Если мы, по прошествии стольких лет, каждый день видя умирающих, умирающих притом естественною смертию, и нисколько не близких вам людей, сокрушаемся и, хотя бы умерший был наш враг, прекращаем вражду, — тем более Каину следовало бы содрогнуться и тотчас же испустить дух, когда он видел, что тот, с кем он недавно беседовал, — брат от одной матери и от одного отца, родившийся из одной с ним утробы, привлекший на себя Божие благоволение, вдруг лежит, бездыханный и неподвижный, и трепещет на земле.

Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

Слов пойдем в поле в еврейском тексте нет ныне, а читаются только предыдущие: и сказал Каин Авелю, брату своему. Сию речь, очевидно неполную, некоторые усиливаются без дополнения изъяснить так: и разговаривал Каин с Авелем, братом своим, то есть показал ему вид ласки и искренности, дабы тем вернее, чем нечаяннее, совершить над ним свое злоумышление. Иные так: и говорил Каин вопреки Авелю, брату своему, то есть изъявил ему свое негодование жалобами и укоризнами. Но в тексте самаритянском и переводах греческом, сирском и латинском читаются самые слова Каина к Авелю: пойдем в поле. Предшествующее слово сказал אמר и последующие когда они были в поле показывают, что сие дополнение принадлежит к целости св. текста. По сему соображению, истинное обстоятельство, замечаемое здесь Моисеем, состоит в том, что Каин, дабы беспрепятственно совершить братоубийство и сокрыть оное от обличения, коварно вызвал Авеля в уединенное место. Род и орудие убийства неизвестны, кроме того, что оно соединено было с пролитием крови, как показывает продолжение повествования (Быт. 4:11, 12).

…Жертва Авеля сопровождается его мученичеством — жертва Иисуса сопутствуется его смертью.

Авель страждет от зависти первородного брата — Иисус страждет от ожесточения первенца народов — Израиля.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Ефрем Сирин (

И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его

И рече Каин ко Авелю брату своему, пойдем на поле. Говорит пойдем на поле, — или потому, что жили они на горе в пределах рая, и Каин сводит его оттуда на равнину, или потому, что Авель пас стадо свое на горе, и оттуда приводит его Каин на равнину, где по множеству класов и по мягкости земли удобнее для него было совершить убийство и скрыть убитого в земле. Ибо Писание говорит: И бысть, внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Максим Исповедник (580−662)

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

<…> И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до [достижения] бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый «законом плоти», не восстал бы и не убил бы его с помощью обмана, выманив на [свершение] добрых дел в соответствии с созерцанием сущих до [обретения] совершенного навыка [в добродетелях]. Первый человек Адам, породивший закон греха, который не создавал для него Бог в раю, стяжал и первый плод преступления, соответственно смыслу имени «Каин», ибо это имя толкуется как «приобретение».

Источник: Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 49.

См. Толкование на Быт. 4:2

Беда Достопочтенный (672−735)

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

[Христиане] разумеют так, что Каин-убийца — это вероломство иудеев; убийство Авеля — страдания Господа и Спасителя; а земля, которая отверзла зев свой и приняла кровь Авеля, пролитую рукою Каина, — это Церковь, принявшая в свое таинство обновления кровь Христову, пролитую иудеями. Тем самым христиане поистине находят воду претворенной в вино, ибо разумеют священные речения закона священнейшим образом.

Источник: Гомилии на Евангелия.

Андрей Критский

Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми.

Источник: Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 1.

Иероним Стридонский (

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

Подразумевается, что Каин о том сказал брату, о чём ему только что говорил Господь. Поэтому лишним является то, что есть в наших и самаритянских книгах («Выйдем в поле»).

Источник: Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Виссарион (Нечаев) (1822−1905)

VII. Паремия, положенная на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста (Быт 4:8−15). В сей паремии содержится повествование об умер­щвлении Авеля Каином.

И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его

Зависть к Авелю и злоба на него созрела в Каине до решимости убить его, от которой напрасно предостерегал Каина Господь. Чтобы беспрепятственно совершить зло­деяние и скрыть следы его, Каин пригласил брата в поле. И приглашение, и беседа на пути, без сомнения, имели вид дружелюбия, иначе Авель не пошел бы за Каином. В душе Авеля, невинной и радостно настроенной благоволением к нему Божиим, не было и тени подозрения на брата, дышав­шего злобою и скрывавшего ее под лицемерною наружностию. Каин привел Авеля в такое место, где не могло быть свидетелей замышленного им злодейства, и убил его. Убие­ние совершено было с пролитием крови, как это видно из обличительных слов Господа к Каину (Быт. 4:10), и из слов Иисуса Христа, грозившего Иудеям казнию за их кровавые преступления, начиная от «крови Авеля праведного» (Мф. 23:35). Злодеяние Каина — это был первый взрыв предвозве­щенной Богом (Быт. 3:15) вражды между семенем жены и семенем змия-диавола, продолжающейся чрез всю исто­рию человеческого рода. Зло не может жить в мире с добром. «Всяк делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20). Первый, исконный ненавистник добра, есть диавол. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены в лице Авеля. На такое значение Каинова преступления указывает апостол Иоанн, говоря: «Каин был от лукаваго, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12). Самый способ проявления вражды к Авелюсвидетельствует о сродстве Каина с диа­волом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» (Ин. 8:44), ибо «завистию диаволею смерть вниде в мир» (Прем. Соломона 2:24). И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцею.

Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его…» Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого насилия и разрушения богоучрежденного порядка, так и первый опыт этой смерти был самым типическим выражением всех этих ее свойств. Древнехристианская традиция, основанная на словах самого Господа Иисуса Христа (Мф. 23:31, 35; Лк. 11:49−51; Евр. 12:24), сохранила память об Авеле, как о первом праведнике. Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий (1 Ин. 3:10−12).

Похожая притча

Каин и Авель

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его»(Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Словно звучит в вопросе этом отголосок будущего: «Друг, для чего ты пришел?»(Мф. 26:50)…

«Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:10-11)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

Читайте также: