Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк. 16, 15–17, 19–31)
Так и упорные в своей надменности фарисеи не поверят даже и в воскресшего Христа.
В этой притче Господь поучает также и о бессмертии души, о будущей жизни, о восстановлении справедливости, нарушенной в земной жизни человека, о наказании злых, о воздаянии праведников, о страдании в вечности, как и о вечном блаженстве.
Притча о мытаре и фарисее
Итак, в этой еще земной жизни праведность фарисеев была опровергнута и молитва их отвергнута. Между тем учеников Своих Господь побуждает пребывать в постоянной молитве, поучая их, между прочим, притчей о судье неправедном (см. Лк. 18, 2–7), который не мог, однако же, устоять против настоятельной мольбы бедной вдовы и исполнил просьбу ее. В дополнение же и разностороннее пояснение того, какая молитва может быть услышана и какая отвергнута, Иисус Христос сказывает теперь притчу о мытаре и фарисее, в которой увековечивает образ гордого в самообожании человека, который смело обращается к небу со своей самодовольной молитвой: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
«Сказываю вам, — пояснил Христос, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Другие поучения Господа
В то же время Господь поучает о неразрывности супружеского союза, установленного Богом первоначально. (Лк. 18, 10–14; см. Лк. 16, 18. Мф. 19, 3–12)
В поучениях Иисуса Христа содержатся и повеления, обязательные для всех, и советы, с которыми Он обращается лишь к избранным душам, «могущим вместить». Вот беседа Его с одним юношей, который, «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»
— Истинно говорю вам, — обещал Мессия, — что в день суда вы, последовавшие за Мною, воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф. 19, 16–29)
Такие славные обетования воспламенили надежду в сердце матери сыновей Зеведеевых — Иакова и Иоанна, и приступила она к Иисусу и, припав к ногам Его, умоляла пообещать, что оба сына ее сядут у Него один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Его.
Иисус отвечал: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» «Можем», — отвечали они Ему. «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит», но лишь от воли Отца Моего.
«Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 20–28)
«Святой Иоанн Златоуст так поясняет эти слова Иисуса Христа: “У Меня последний есть первый… Будучи Царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и этим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть… Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь твою через это, так как сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его… Поэтому не опасайся потерять честь твою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя; она есть дверь к Царствию” (свт. Иоанн Златоуст)» [1] .
Похожая притча
Христос не мало времени учил только притчами. Мф 13:13 , Мф 13:34 , Мф 22:1 . Мк 4:2 , Мк 4:11 , Мк 4:33 , Мк 4:34 ; Лк 8:10 .
Христос объяснял Своим ученикам смысл Своих притчей. Мф 13:11 , Мф 13:16 . Мк 4:10 Мк 11:1 Мк 34:1 . Лк 8:10 .
Друг докучливый. Лк 11:5-8 .
Друзья жениха. Мф 9:15 . Мк 2:19 , Мк 2:20 . Лк 5:34 , Лк 5:35 .
Дерево и плод. Мф 7:16-20 , Мф 12:33 . Лк 6:43 , Лк 6:44 .
Вид неба. Мф 16:2 , Мф 16:3 . Лк 12:54-57 .
Слепец, ведущий слепца. Мф 15:14 . Лк 6:39 .
Орлы и труп. Мф 24:28 . Лк 17:37 .
Добрый пастырь. Ин 10:1-6 , Ин 10:11-16 .
Добрый самарянин. Лк 10:30-37 .
Доброе дерево и дурное. Мф 7:17-18 .
Овца заблудившаяся. Мф 18:12-14 . Лк 15:3-7 .
Овцы и козлы. Мф 25:32 , Мф 25:33 .
Виноградная лоза и ветви. Ин 15:1-6 .
Заимодавец и должники. Мф 7:41-43 .
Должник несостоятельный и немилосердый. Мф 18:23-35 .
Два господина. Мф 6:23 . Лк 16:13 .
Десять дев. Мф 25:1-12 .
Новая заплата и старое платье. Мф 9:16 . Мк 2:21 . Лк 5:36 .
Сын расточительный. Лк 15:11-32 .
Домоправитель неверный. Лк 16:1-8 .
Дети, сидящие на улице. Мф 11:16 , Мф 11:17 . Лк 7:32 .
Дух нечистый. Мф 12:43-45 . Лк 11:24-26 .
Верный раб и злой. Мф 24:45-51 . Лк 12:42 , Лк 12:48 .
Пир брачный. Мф 22:2-14 .
Смоковница сухая. Лк 13:6-9 .
Невод, закинутый в море. Мф 13:47-50 .
Смоковница, начинающая зеленеть. Мф 24:32 . Мк 13:28 . Лк 21:29 , Лк 21:30 .
Большая вечеря. Лк 14:16-24 .
Пшеничное зерно, которое умирает. Ин 12:24 .
Человек, отправляющийся в дорогу. Мк 13:34-37 .
Человек сильный и вооруженный. Мф 12:29 . Мк 3:27 . Лк 11:21 , Лк 11:22 .
Плевелы. Мф 13:24-30 , Мф 13:36-43 .
Лазарь и богатый. Лк 16:19-31 .
Свеча зажженная. Мф 5:15 . Мк 4:21 . Лк 8:16 , Лк 11:33 .
Закваска и мука. Мф 13:33 . Лк 13:21 .
Закваска фарисейская. Мф 16:6 , Мф 16:11 , Мф 16:12 . Мк 8:15 . Лк 12:1 .
Похожая притча
Иисус Христос Своим слушателям иногда прямо говорил, что следует делать добро и удерживаться от грехов, а иногда говорил притчами. Он рассказывал какую-нибудь историю, понятную простому народу, из которой следовало, что грешить нехорошо, лучше быть добрым человеком. Или сравнит, например, грешника с мелкой плохой рыбой, которую выбрасывают, или с сухим деревом, с плохой травой, которые бросают в огонь, – так что любой догадывается, что речь идет о грешниках, которых отправят в ад и там они вечно будут мучиться в огне. Различные такие истории называются притчами. Я расскажу вам несколько притч.
Читайте также:
|