Притчи глава 20 толкование

Обновлено: 14.11.2024

Соломон предостерегает от двух путей, ведущих к нищете: от необдуманного поручительства за "другого", берущего в долг (стихи 1-5), и от лени. Здесь трактуются вопросы чисто житейской мудрости.

1. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ НЕОБДУМАННОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА (6:1-5)

Прит. 6:1-2. Если… сын… дал руку… за другого, то опутал себя финансовыми обязательствами, которые могут стать для него западней, предупреждает Соломон. И в таком случае ему надо приложить все силы к тому, чтобы спастись от грозящей беды (стих 3, 5). В древнем Израиле ссужение денег в долг не являлось финансовой операцией, как сегодня, но было средством помочь своему соплеменнику. Брать "проценты" с должника запрещалось (Исх. 22:25; Лев. 25:35-37). Взимание "процента" допускалось с не-израильтян, но и с них - не непомерно высокого.

В житейской практике, однако, соответствующие положения закона нарушались, и нередко это вело к вопиющей несправедливости (4-Цар. 4:1; Неем. 5:1-11). В этих стихах речь идет об опасности необдуманного поручительства (предостережения этого рода неоднократно повторяются в Притчах; 11:15; 17:18; 20:16; 22:26-27; 27:13) за ближнего, взявшего в долг, возможно, под высокий процент. Представляется маловероятным, чтобы юного своего слушателя Соломон удерживал тут от уплаты долга за кого-то из родственников в случае возникновения такой необходимости.

Дать руку в значении "ударить по рукам" - жест предполагающий долю азарта, наподобие спортивного. Некоторыми богословами высказывается предположение, что среди юношей того времени поручительства, связанные с уплатой долга приятелем, и были своего рода азартной игрой, которая тех, кто связывали себя словом, нередко ставила в тяжелое положение.

Прит. 6:3-5. Отсюда тот эмоциональный накал, с которым Соломон наставляет сына, не теряя времени (образно говоря, не дожидаясь следующего утра; стих 4), спасаться из создавшейся ситуации, подобно серне из ловушки и птице из силков (стих 5). Для этого "неразумному поручителю" нужно одно: не боясь унизиться, умолять ближнего, за которого поручился, уплатить долг давшему ему взаймы, либо как-то иначе освободиться от взятого на себя финансового обязательства.

2. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОТИВ ЛЕНИ (6:6-11)

Прит. 6:6-8. Финансовым разорением грозит не только бездумное поручительство "за других", но и лень. Обращение ленивец в стихе 6 и далее не следует понимать как буквально адресованное Соломоном "сыну"; это, скорее, риторический прием, или обращение к любому потенциальному слушателю. Кстати, еврейское слово ашел, переведенное как "ленивец", нигде, кроме Притчей, в Ветхом Завете не встречается, а в этой книге употреблено 14 раз. Надо сказать, что оно подразумевает более чем обычную лень (в нашем понимании).

Так, в 15:19 и в 21:25-26 ему противопоставляется понятие человека праведного. Ленивый, безответственный, безынициативный слушатель призывается поучиться мудрости у муравья; насекомые эти известны своей старательностью, да и в отсутствии "инициативы" их не упрекнешь, хотя никто ими не командует, и начальник к ним "не приставлен".

Трудолюбия у них больше чем у иных людей, которые действуют по приказанию повелителя! Мудрость муравьев проявляется в том, что они трудятся в предвиденьи будущих нужд и делают запасы пищи летом, не забывая о грядущей зиме. Напротив, немного мудрости у тех, кого побуждает к делу лишь начальственный окрик.

Прит. 6:9-11. Иронический укор в адрес "ленивца", любящего поспать-подремать и так полежать; предупреждение ему, что бедность… и нужда настигнут его внезапно, как разбойник.

К. Мудрый избегает раздоров (6:12-19)

Соломон предупреждает, что вынашивание в сердце злых, коварных помыслов, как и "сеяние раздоров", - ненавистны Господу. Они должны быть ненавистны и всякому боящемуся Его.

Прит. 6:12. "Человеку лукавому" в еврейском оригинале соответствует вежиал или велиар. В других местах это слово переводится как "беззаконник", "негодный человек" (2-Цар. 16:7; 3-Цар. 21:10); в более поздние времена его стали употреблять в значении "диавола" (2-Кор. 6:15). (Известно, что в русском языке "лукавый" стал синонимом "диавола".) Не случайно прежде и более всего человек лукавый характеризуется как лжец.

Прит. 6:13-15. Прямой, открытый человек не нуждается в столь сложной "системе" мимики и жестов - хитрых, а то и зловещих, к которым приходится прибегать "лукавому", чье сердце исполнено коварства и желания сеять раздоры. Ему не избежать расплаты за то зло, которое он постоянно умышляет и осуществляет, предупреждает Соломон: погибель придет на него тогда, когда он вовсе не будет ожидать ее, и никто не поможет ему. (Под "погибелью" здесь могут подразумеваться как естественные результаты злодеяний "нечестивого", так и непосредственное Божие вмешательство, которым положен будет предел его злокозненному существованию.)

Но назначение приводимых чисел - не всегда в "полноте перечисления"; тут оно, к примеру, видится в том, чтобы подчеркнуть: то, что обозначено последним числом (X плюс I) является высшей точкой или конечным результатом всего предыдущего ряда. В стихах 16-19 это все - такие свойства человеческой натуры, как гордыня, лживость, готовность к ничем не обоснованному кровопролитию, предрасположенность к злодейству и лжесвидетельству - приводит к постоянным раздорам между братьями.

Л. Мудрость хранит от распутства (6:20 - 7:27)

Пять раз в главах 1-9 говорит Соломон на тему о вреде распутства; 2:16-19; 5:3-23; 6:20-35; глава 7; 9:13-18. Здесь поворот к этой теме от темы "сеющих раздоры" несколько неожидан.

1. СОБЛАЗН ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ НЕ УГРОЖАЕТ МУДРОМУ (6:20-35)

Прит. 6:20-23. С повторного обращения "к сыну", созвучного с другими обращениями в притчах к нему или "к детям", начинается вторая тема в Прит. 6. Без следования родительским наставлениям, в которых детям преподается все завещанное Моисеем (Втор. 6:6-7), невозможно жить по законам нравственности. В стихах 21-22 образно выражена мысль о необходимости всегда иметь эти наставления в сердце и как бы перед глазами ("на шее"), во всем руководствоваться ими. Заповедь в стихе 23 это и есть родительское наставление на основании закона Божьего. и потому она уподоблена "светильнику" и "свету".

Прит. 6:24. Переход непосредственно к теме. Божия (она же - родительская) заповедь убережет юношу от негодной женщины, под которой здесь подразумеваются как профессиональная блудница (6:26), так и "чужая жена", изменяющая своему мужу.

Слова и высказывания в притчах.

Употребление дара слова во зло:

А. Ложь 9б, 22б; 21:6; 26:8г; 12:19,22а; 17:46,7; 19:5б, 9б, 22б; 21:6; 26:8а

Б. Клевета 10:18б; 30:10

В. Сплетни 11:13; 16:28б; 17:9б; 18:8; 20:19; 26:20-22Г Многословие 10:19а; 17:28,20:19б

Д. Лжесвидетельствование 12:17б; 14:5б, 256; 19:5а, 28а; 21:28; 25:18

Е. Глумление, насмешки, кощунство 17:5а; 19:29а; 21:11а; 22:10; 24:9б; 30:17

Ж Грубая, лживая, злая речь 10:31б-32; 13:3б,14:3а; 15:1б, 4б, 28б; 17:4

З. Похвальба 25:14; 27:1-2

И. Ссоры-раздоры 13:10; 15:18; 17:14,19; 19:13б; 20:3; 21:9,19:22:10; 25:24; 26:17,20-21; 27:15

К. Льстивая речь 26:28б; 28:23; 29:5

Л. Глупая, невежественная речь 14:7; 15:2б,7-14; 18:6-7

Употребление дара слова во благо:

А. Слова, сказанные в помощь и утешение 10:11а, 20а, 21а; 12:14а, 126; 15:4а; 18:4,20-21

Б. Слова мудрости 10:13а, 31а; 14:36; 15:2а, 7а; 16:10,21б, 23б, 20:15б

В. Добрые слова, сказанные к месту 10:32а; 12:25б; 15:1а, 4а, 23; 16:24; 25:11,15

Г. Немногословие 10:19б; 11:12б; 13:3а; 17:27а

Д. Правдивые слова 12:17а, 19а, 22б; 14:5а, 25. Обдуманные слова 13:3а; 15:28а; 16:23а; 21:23

Прит. 6:25. Соломон предостерегает сына от "первого шага" - похотливого взгляда на обольстительную женщину. Нельзя не вспомнить, что от того же предостерегал и Господь Иисус Христос (Мтф. 5:28).

Прит. 6:26-29. Отец напоминает сыну, что блудница, чья продажная любовь стоит недешево, может довести его до полного обнищания. Во второй части стиха 26 содержится та, очевидно, мысль, что связь с замужней женщиной грозит крушением всей жизни, ибо она "берет в плен" душу неопытного юноши - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вырваться из этой ситуации без ущерба для себя так же невозможно, как "без ущерба" держать за пазухой огонь или пройти по горящим угольям.

Воистину, поддаться чарам замужней все равно, что "играть с огнем". В стихе 29 эта мысль расшифровывается: прикоснувшийся к жене ближнего… не останется без вины, т. е. не докажет своей невиновности и не соблюдет своей чести. Наказание может постичь его и по суду и непосредственно со стороны обманутого мужа (стих 34).

Прит. 6:30-35. Прелюбодеяние сравнивается с преступлением вора. Казалось бы, заслуживает сочувствия тот, кто крадет, потому что голоден. Но Моисеевым законом для воров предусмотрено было суровое наказание (Исх. 22:1-2). Он должен был заплатить вчетверо или впятеро. Здесь сказано всемеро в значении "неопределенного множества"; в конце фразы уточняется, что кража чужого имущества может обойтись ему ценой всего чем владеет он сам.

Тем более (подразумевается) "воровские" отношения с чужой женой дорого обойдутся тому, у кого не хватило ума, чтобы не вступать в них; он погубит душу свою. Его постигнут ярость и мщение мужа (стих 34), который может и не удовлетвориться никаким выкупом (стих 35); вполне вероятно, опозоренный молодой любовник будет жестоко избит им (стих 33). В стихе 33 содержится мысль и о самом болезненном наказании для виновного: он будет покрыт позором в глазах общества, и бесчестие, которое он сам на себя навлек, не изгладится.

Похожая притча

20:1 Вино не глумится над людьми, но притча указывает на то, что оно побуждает людей к насмешкам и глумлению. Сикера (крепкий напиток) делает людей буйными.

Вино изготовляется из винограда; сикера – из зерна. И то, и другое сбивает людей с истинного пути. Сначала человек начинает пить "за компанию", потом у него вырабатывается привязанность, потом он становится алкоголиком. Он пытается избавиться от этой привычки, но, оказывается, что она сковала его, подобно цепям. Христос дает силу, чтобы разбить эти цепи, но прежде человек должен захотеть освободиться от них.

20:2 Когда царь гневается, весь его двор охватывает страх. Этот страх – как бы рев льва, предупреждение об опасности. Кто раздражает царя, тот подвергает опасности самого себя.

Сей урок преподается нам в Послании к Римлянам 13:4: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти-тель в наказание делающему злое".

20:3 Человек, достойный чести, умеет держаться подальше от ссоры. Глупец же не успокоится, если не поругается с кем-нибудь.

20:4 Время пахоты в Израиле приходилось на ноябрь и декабрь, когда ветер обычно дует с севера. Ленивый человек использует холодную погоду в качестве оправдания для своего бездействия. Однако, если не вспахать, то и не посеешь, а без посева не будет урожая. Он будет выходить на поля, чтобы искать там зерно, и будет удивляться, почему там нет ничего.

20:6 [В английском (НКИ): "Многие хвалятся своею благостью/верностью, но кто может найти верного человека?" – прим. переводчика] Не так трудно найти людей, которые будут говорить о своей преданности, но совсем другое дело – найти таких, которые по-настоящему верны. Существует огромная разница между тем, каковы люди на самом деле, и тем, что им хотелось бы, чтобы окружающие думали о них. Это различие между "человеком" и "личностью".

20:7 Праведник ходит в честности и непорочности. Его дети приобретают достойное наследство, и его жизнь и пример приносят им огромную пользу.

20:8 Царь, сидящий на престоле суда, развеивает очами своими все злое. Когда Христос восседает на Своем судном престоле, Его всевидящие очи, подобно пламени огня, развеют всякое притворство и просеют все доказательства.

20:9 Своими собственными усилиями никто не может очистить себя от греха. Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" Если человек считает себя чистым и безгрешным, значит, он является жертвой чистого заблуждения.

Но очищение доступно посредством драгоценной крови Христа. Истинные верующие "омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Отк. 7:14).

Кровь, что искупила нас, Очистила греха багрянец, – Мы всей земле и аду готовы бросить вызов Явить тот грех, который бы она была омыть не в силах.

Август М. Топлади.

20:10 Бог ненавидит нечестные весы и меры. Это включает в себя любое обманчивое приспособление с целью принести себе наживу за счет других. Это включает в себя уловку продавца, когда он пальцем придерживает весы, взвешивая покупку. И даже включает в себя обычай предъявлять более строгие стандарты по отношению к другим, нежели те, по которым мы судим себя.

20:11 Основополагающая природа человека проявляется еще в раннем возрасте. Некоторые дети весьма своевольны, другие же обладают весьма приятным нравом. "Ребенок – отец человека". Он пронесет свой характер через всю свою взрослую жизнь, будь ли это ему во благо, или на зло.

20:12 Господь сотворил ухо слышащее и глаз видящий. Что это может значить, кроме того, что они принадлежат Ему, и должны использоваться для Его славы?

20:13 Не увлекайся сном, чтобы тебе не оказаться в приюте для бедняков. Встань и иди на работу. Ты заработаешь деньги, чтобы уплатить за квартиру, купить продукты и жертвовать на Божью работу.

20:14 Это старинная уловка покупателя. Осматривая подержанную машину, он шумно жалуется на ее вмятины, ее потертые покрышки, ее шумный двигатель и ужасный цвет. "Дурно! Ни на что не годится", – говорит он. Продавец даже не подозревал, что его машина – такая рухлядь; он наивно понижает цену. Покупатель отдает ему деньги, а когда отходит в сторону, хвалится перед друзьями, какую удачную сделку он выторговал.

20:15 Человек может носить золотые украшения и драгоценные камни, но лучшее украшение – это мудрая речь. Украшайте себя ею!

20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. Любой человек, который оказался достаточно глуп, чтобы принять на себя финансовые обязательства за людей, которых он не знает, – плохой гарант и поручитель. Если вам приходится иметь дело с таким человеком, убедитесь, что у него достаточно поручителей, чтобы вы оказались защищены, если вдруг он изменит своему слову или окажется банкротом. Этот совет особенно важен, если чужой, за которого он поручился, – аморальный, безнравственный человек.

20:17 Любого рода богатство, приобретенное нечестным путем, может принести временное удовлетворение, но потом оно окажется таким же неприятным и раздражающим, как рот, наполненный древесными опилками. Эта притча порицает ложные налоговые декларации, поддельные статьи расходов, взятки и подкуп инспекторов, обманчивые ценники и рекламу несуществующих новых качеств продукта.

20:18 Прежде, чем составить план действий, необходимо выслушать советы опытных людей. Ни один генерал не ведет войну, не посоветовавшись с другими военными экспертами.

20:19 Сплетни подрывают доверие. Поэтому не сообщайся с болтуном, потому что, если он рассказывает тебе о других, можешь быть уверен, что он точно также будет рассказывать другим о тебе.

20:20 Согласно закону Моисея, злословие на своих родителей наказывалось смертью (Исх. 21:17). Это должно заставить призадуматься молодежь в наши дни, которая часто весьма враждебно настроена по отношению к своим родителям. Если не избавиться от этого чувства горечи, то это приведет к временной тьме и вечному осуждению.

20:21 Блудный сын получил свою долю наследства . поспешно, но так же быстро его потерял. Однако эта притча также относится и к любым другим способам быстрого обогащения. Легко пришло, легко и уйдет.

20:22 Не пытайтесь отомстить своим врагам. Отмщение принадлежит Господу. Он отплатит им. Предоставь Господу. Он сохранит тебя и воздаст за тебя.

20:23 Адам Кларк работал помощником у продавца шелка, который предложил ему растягивать шелк, когда он будет отмерять его для покупателя. Адам ответил: "Ваш шелк, возможно, растягивается, но моя совесть – нет". Бог удостоил Адама Кларка высокой чести, много лет спустя позволив ему написать широко-известн^гй и используемый многими Комментарий к Библии.

20:24 Этот стих подчеркивает Божью суверенность, а не свободную волю человека, хотя и первое, и второе являются истиной. Главная его мысль заключается в том, что Бог суверенен в своей власти над человеческими делами, и Он знает, что лучше для нас. Поэтому мы должны обращаться к Нему за водительством, и не пытаться быть хозяевами своей судьбы, манипулируя, чтобы сделать все по-своему.

20:25 Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Опасно посвящать что-либо Господу, а потом изменить свое мнение. Прежде, чем дать обет, человек должен быть уверен в том, что сможет его исполнить, и что он действительно намеревается это сделать.

20:26 Мудрый царь не терпит нечестивых. Он обратит на них молотильное колесо, то есть, он отделит их от праведных, приведет их на суд и накажет их.

20:27 Под духом человека в этом стихе, обычно, понимается совесть. Она дана нам Господом и служит нам светильником, проливая свет на наши мысли, побуждения, привязанности и поступки. Она одобряет и осуждает самые глубинные помышления и намерения в нашей жизни (см. Рим. 2:14, 15).

20:28 Лидеру, характеристиками которого являются милость и истина, будут принадлежать и уважение и поддержка его подчиненных. Он поддерживает свое положение власти милостью и добротой, а не тиранией.

20:29 Наиболее заметной славой молодых людей является их сила, тогда как седина стариков ассоциируется с мудростью и опытностью. Каждой церкви необходима как сила для служения, так и зрелость для мудрого совета.

20:30 "Раны от побоев – врачевство против зла, также как и удары, проникающие во внутренности чрева".

Похоже, эта притча говорит о том, что физическое наказание может оказаться ценным средством борьбы с нравственным злом. Когда у ребенка появится искушение украсть деньги из маминой сумки, он вспомнит боль прошлого наказания.

Похожая притча

1–5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6–11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12–19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20–23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24–30. Различные увещания к страху Божию и честности.

Притч.20:1 . Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлека­ю­щийся ими, нера­зу­мен.

Притч.20:2 . Гроза царя – как бы рев льва: кто раз­дражает его, тот грешит про­тив самого себя.

Притч.20:3 . Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Притч.20:4 . Ле­нивец зимою не пашет: по­ищет летом – и нет ничего.

Притч.20:5 . Помыслы­ в сердце человека – глубокие воды, но человек ра­зу­мный вычерпывает их.

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23.29 сл.); как и в других местах св. Писания ( Ис 28.7 ; Еф 5.18 ), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, – как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности – духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19.12, 16.14 : во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости – проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18.4 ).

Притч.20:6 . Многие хвалят человека за мило­сердие, но правдивого человека кто находит?

Притч.20:7 . Праведник ходит в своей непорочности: блажен­ны дети его по­сле него!

Притч.20:8 . Царь, сидящий на пре­столе суда, раз­гоняет очами сво­ими все злое.

Притч.20:9 . Кто может ска­за­ть: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

Притч.20:10 . Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Го­с­по­дом.

Притч.20:11 . Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет по­веде­ние его.

Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6.2 ; Лк 18.8 ): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11.28 ); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16.10 ; 3Цар 3.27 ). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6–11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6.5 ; 3Цар 8.46 ; Иов 14.4, 15.14 ; Пс 50.7 ; Еккл 7.20 ; Сир 7.5 и др.). Ст. 10 – частный и обыденный пример греховности – нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11.1 ). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Притч.20:12 . Ухо слы­шащее и глаз видящий – и то и другое создал Го­с­по­дь.

Притч.20:13 . Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

Притч.20:14 . «Дурно, дурно», говорит по­купатель, а когда отойдет, хвалит­ся.

Притч.20:15 . Есть золото и много жемчуга, но драгоцен­ная утварь – уста ра­зу­мные.

Притч.20:16 . Возьми платье его, так как он по­ручил­ся за чужого; и за сторон­него возьми от него залог.

Притч.20:17 . Сладок для человека хлеб, приобретен­ный неправдою; но по­сле рот его наполнит­ся дресвою.

Притч.20:18 . Предприятия по­лучают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Притч.20:19 . Кто ходит пере­носчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15.5 ; Пс 93.9 ). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13–14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще ( Притч 3.14–15, 8.11 ). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее ( Притч 6.1–6 ), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11.13, 13.3 ).

Притч.20:20 . Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник по­гаснет среди глубокой тьмы.

Притч.20:21 . Наслед­с­т­во­, по­спешно захвачен­ное вначале, не благо­словит­ся впоследствии.

Притч.20:22 . Не говори: «я отплачу за зло»; пре­до­ставь Го­с­по­ду, и Он сохранит тебя.

Притч.20:23 . Мерзость пред Го­с­по­дом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро.

Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, ( Исх 20.12, 21.17 ; Лев.20:9 ), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13.9 ) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19.26 ). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу ( Притч 24.29 сн. Втор 32.35 ). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.

Притч.20:24 . От Го­с­по­да направляют­ся шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

Притч.20:25 . Сеть для человека – поспешно да­вать обет, и по­сле обета обдумы­вать.

Притч.20:26 . Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.

Притч.20:27 . Светильник Го­с­по­день – дух человека, испытыва­ю­щий все глубины сердца.

Притч.20:28 . Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает пре­стол свой.

Притч.20:29 . Слава юношей – сила их, а украше­ние стариков – седина.

Притч.20:30 . Раны от по­боев – врачев­с­т­во против зла, и удары, про­ника­ю­щие во внутрен­ности чрева.

Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16.9 ; Пс 36.23 ), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда – неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).

Ст. 26 сн. 7 и 28. – Ст. 27 сн. Иов 32.8 . Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.

Похожая притча

Ст. 1-5 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего. Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. XXIII:29 сл.); как и в других местах св. Писания ( Ис XXVIII:7 ; Еф V:18 ) , и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, - как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности - духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. XIX:12; XVI:14 : во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости - проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. XVIII:4 ).

Похожая притча

20:1 Вино не глумится над людьми, но притча указывает на то, что оно побуждает людей к насмешкам и глумлению. Сикера (крепкий напиток) делает людей буйными.

Вино изготовляется из винограда; сикера — из зерна. И то, и другое сбивает людей с истинного пути. Сначала человек начинает пить "за компанию", потом у него вырабатывается привязанность, потом он становится алкоголиком. Он пытается избавиться от этой привычки, но, оказывается, что она сковала его, подобно цепям. Христос дает силу, чтобы разбить эти цепи, но прежде человек должен захотеть освободиться от них.

20:2 Когда царь гневается, весь его двор охватывает страх. Этот страх — как бы рев льва, предупреждение об опасности. Кто раздражает царя, тот подвергает опасности самого себя.

Сей урок преподается нам в Послании к Римлянам 13:4: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".

20:3 Человек, достойный чести, умеет держаться подальше от ссоры. Глупец же не успокоится, если не поругается с кем-нибудь.

20:4 Время пахоты в Израиле приходилось на ноябрь и декабрь, когда ветер обычно дует с севера. Ленивый человек использует холодную погоду в качестве оправдания для своего бездействия. Однако, если не вспахать, то и не посеешь, а без посева не будет урожая. Он будет выходить на поля, чтобы искать там зерно, и будет удивляться, почему там нет ничего.

20:6 [В английском (НКИ): "Многие хвалятся своею благостью/верностью, но кто может найти верного человека?" — прим. переводчика] Не так трудно найти людей, которые будут говорить о своей преданности, но совсем другое дело — найти таких, которые по-настоящему верны. Существует огромная разница между тем, каковы люди на самом деле, и тем, что им хотелось бы, чтобы окружающие думали о них. Это различие между "человеком" и "личностью".

20:7 Праведник ходит в честности и непорочности. Его дети приобретают достойное наследство, и его жизнь и пример приносят им огромную пользу.

20:8 Царь, сидящий на престоле суда, развеивает очами своими все злое. Когда Христос восседает на Своем судном престоле, Его всевидящие очи, подобно пламени огня, развеют всякое притворство и просеют все доказательства.

20:9 Своими собственными усилиями никто не может очистить себя от греха. Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" Если человек считает себя чистым и безгрешным, значит, он является жертвой чистого заблуждения.

Но очищение доступно посредством драгоценной крови Христа. Истинные верующие "омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Отк. 7:14).

Кровь, что искупила нас, Очистила греха багрянец, — Мы всей земле и аду готовы бросить вызов Явить тот грех, который бы она была омыть не в силах.

Август М. Топлади.

20:10 Бог ненавидит нечестные весы и меры. Это включает в себя любое обманчивое приспособление с целью принести себе наживу за счет других. Это включает в себя уловку продавца, когда он пальцем придерживает весы, взвешивая покупку. И даже включает в себя обычай предъявлять более строгие стандарты по отношению к другим, нежели те, по которым мы судим себя.

20:11 Основополагающая природа человека проявляется еще в раннем возрасте. Некоторые дети весьма своевольны, другие же обладают весьма приятным нравом. "Ребенок — отец человека". Он пронесет свой характер через всю свою взрослую жизнь, будь ли это ему во благо, или на зло.

20:12 Господь сотворил ухо слышащее и глаз видящий. Что это может значить, кроме того, что они принадлежат Ему, и должны использоваться для Его славы?

20:13 Не увлекайся сном, чтобы тебе не оказаться в приюте для бедняков. Встань и иди на работу. Ты заработаешь деньги, чтобы уплатить за квартиру, купить продукты и жертвовать на Божью работу.

20:14 Это старинная уловка покупателя. Осматривая подержанную машину, он шумно жалуется на ее вмятины, ее потертые покрышки, ее шумный двигатель и ужасный цвет. "Дурно! Ни на что не годится", — говорит он. Продавец даже не подозревал, что его машина — такая рухлядь; он наивно понижает цену. Покупатель отдает ему деньги, а когда отходит в сторону, хвалится перед друзьями, какую удачную сделку он выторговал.

20:15 Человек может носить золотые украшения и драгоценные камни, но лучшее украшение — это мудрая речь. Украшайте себя ею!

20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. Любой человек, который оказался достаточно глуп, чтобы принять на себя финансовые обязательства за людей, которых он не знает, — плохой гарант и поручитель. Если вам приходится иметь дело с таким человеком, убедитесь, что у него достаточно поручителей, чтобы вы оказались защищены, если вдруг он изменит своему слову или окажется банкротом. Этот совет особенно важен, если чужой, за которого он поручился, — аморальный, безнравственный человек.

20:17 Любого рода богатство, приобретенное нечестным путем, может принести временное удовлетворение, но потом оно окажется таким же неприятным и раздражающим, как рот, наполненный древесными опилками. Эта притча порицает ложные налоговые декларации, поддельные статьи расходов, взятки и подкуп инспекторов, обманчивые ценники и рекламу несуществующих новых качеств продукта.

20:18 Прежде, чем составить план действий, необходимо выслушать советы опытных людей. Ни один генерал не ведет войну, не посоветовавшись с другими военными экспертами.

20:19 Сплетни подрывают доверие. Поэтому не сообщайся с болтуном, потому что, если он рассказывает тебе о других, можешь быть уверен, что он точно также будет рассказывать другим о тебе.

20:20 Согласно закону Моисея, злословие на своих родителей наказывалось смертью (Исх. 21:17). Это должно заставить призадуматься молодежь в наши дни, которая часто весьма враждебно настроена по отношению к своим родителям. Если не избавиться от этого чувства горечи, то это приведет к временной тьме и вечному осуждению.

20:21 Блудный сын получил свою долю наследства . поспешно, но так же быстро его потерял. Однако эта притча также относится и к любым другим способам быстрого обогащения. Легко пришло, легко и уйдет.

20:22 Не пытайтесь отомстить своим врагам. Отмщение принадлежит Господу. Он отплатит им. Предоставь Господу. Он сохранит тебя и воздаст за тебя.

20:23 Адам Кларк работал помощником у продавца шелка, который предложил ему растягивать шелк, когда он будет отмерять его для покупателя. Адам ответил: "Ваш шелк, возможно, растягивается, но моя совесть — нет". Бог удостоил Адама Кларка высокой чести, много лет спустя позволив ему написать широко известный и используемый многими Комментарий к Библии.

20:24 Этот стих подчеркивает Божью суверенность, а не свободную волю человека, хотя и первое, и второе являются истиной. Главная его мысль заключается в том, что Бог суверенен в своей власти над человеческими делами, и Он знает, что лучше для нас. Поэтому мы должны обращаться к Нему за водительством, и не пытаться быть хозяевами своей судьбы, манипулируя, чтобы сделать все по-своему.

20:25 Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Опасно посвящать что-либо Господу, а потом изменить свое мнение. Прежде, чем дать обет, человек должен быть уверен в том, что сможет его исполнить, и что он действительно намеревается это сделать.

20:26 Мудрый царь не терпит нечестивых. Он обратит на них молотильное колесо, то есть, он отделит их от праведных, приведет их на суд и накажет их.

20:27 Под духом человека в этом стихе, обычно, понимается совесть. Она дана нам Господом и служит нам светильником, проливая свет на наши мысли, побуждения, привязанности и поступки. Она одобряет и осуждает самые глубинные помышления и намерения в нашей жизни (см. Рим. 2:14, 15).

20:28 Лидеру, характеристиками которого являются милость и истина, будут принадлежать и уважение и поддержка его подчиненных. Он поддерживает свое положение власти милостью и добротой, а не тиранией.

20:29 Наиболее заметной славой молодых людей является их сила, тогда как седина стариков ассоциируется с мудростью и опытностью. Каждой церкви необходима как сила для служения, так и зрелость для мудрого совета.

20:30 "Раны от побоев — врачевство против зла, также как и удары, проникающие во внутренности чрева".

Похоже, эта притча говорит о том, что физическое наказание может оказаться ценным средством борьбы с нравственным злом. Когда у ребенка появится искушение украсть деньги из маминой сумки, он вспомнит боль прошлого наказания.

Свт. Климент Александрийский

Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен

Писание под образом вина обозначило, следовательно, таинственный символ Святой Крови. Указывая же на дурные последствия пьянства, оно говорит: Вино - глумливо, сикера - буйна, и всякий увлекающийся ими - неразумен ( Притч 20:1 ) .

Прп. Пахомий Великий

Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен

Как сказано: священник и пророк спотыкаются от крепких напитков ( Ис 28:7 ) . Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, не свободен от греха (ср. Притч 20:1 ). Вино - благо, когда употребляется с умеренностью. Если устремишь глаза свои на чаши и сосуды, то впоследствии будешь ходить обнаженнее белильного дерева ( Притч 23:31 ; LXX). Поэтому те, кто готовятся стать учениками Иисуса, должны воздерживаться от вина и пьянства.

Читайте также: