Притчи былины мифы 4 класс презентация

Обновлено: 14.11.2024

Форма: урок с элементами исследования.

Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний.

Педагогическая цель: узнать, каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день.

  • рассмотреть сходство характера современного человека и персонажей русских былин;
  • вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях и желание их читать;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • воспитывать на примере подвигов богатырей такие качества как мужество, патриотизм, честность, смелость.
  • мини-музей "Русские доспехи X – XVII веков",
  • картины В.М. Васнецова «Богатыри», «Богатырь», «Витязь на распутье»,
  • список всех известных богатырей, (Приложение 1, Приложение 3)
  • рисунки детей,
  • грамзапись былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», .
  • Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  • Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  • Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004. Альбом «Россия».

Класс разделен на разноуровневые группы. В главе каждой группы (дружины) поставлен ученик с высокими учебными возможностями. Он совершенствует свои организаторские способности, при сборе информации. Учится обрабатывать собранные данные и оформлять полученные данные в диаграммах, выбирают подходящую форму, цвет, дизайн диаграммы. Кто из учеников затруднился провести опрос, старший в дружине подсказывает, как ему лучше сделать.

1 группа (дружина) 2 группа (дружина): 3 группа (дружина): 4 группа (дружина):

Табличка для самооценки на уроке:

Опрос Физминутка Предварительное исследование Работа по отрывку и
ответы на вопросы
Составление пословиц Итоговое оценивание
отлично
хорошо
могу лучше
надо повторить

Оценочный лист для дружин:

1 группа (дружина)
2 группа (дружина):
3 группа (дружина):
4 группа (дружина):
отлично
хорошо
Можно было лучше

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (2 и 3 сл.)

Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
2. Что такое Былина? (3 слайд)
3. Кто слагал Былины о богатырях?
4. Как сказитель рассказывал Былину?
Сказитель так и говорил: (4 и 5 слайд)

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Дружно встали – раз, два, три. (7 слайд)
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через плечо.
За порядком посмотрели
И учиться дальше сели.
Оцените свою работу.

Ход урока.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок – … (Кадр №1)… урок-игра.

Звучит песня «Песня юных читателей».

Автор этих строк С. В. Михалков. Вместе с композитором А. И. Островским в 1959 г. Они написали эту замечательную песню «Песня юных читателей».

- О чём эта песня?

- Почему мы любим читать книги?

Докажите своими знаниями что это так.

Внимание на экран. Прочитайте запись. (Кадр №3)

«Дом без книги – день без солнца».

- Как называется такое выражение? (пословица) (Кадр №4)

Объясните её смысл.

Пословица – жанр фольклора.

-Какие жанры фольклора вы знаете? (Кадр №5)

Мы сегодня вспомним те жанры фольклора, с которыми познакомились в этом учебном году.

- Какие это жанры? (Кадр №6)

Организация команд (название, выбор капитанов).

Разминка. Для проведения разминки загадываю загадки. За правильно отгадку – одно очко, или переход хода к другой команде.

Глазами не увидишь,
Руками не возьмёшь,
А без него в атаку не пойдёшь.
(ура) (Кадр № 7)

Две головы,
Шесть ног,
Две руки,
Один хвост.
(всадник) (Кадр №8)

Начинаем игру «Своя игра». Правила игры: Зарабатываете столько очков, сколько выбираете. Не отгадали – переход хода. За подсказки очки снимаются. (Кадр № 9-22)

Конкурс «Люблю русский язык». Измените отрывок из былины, используя современный русский язык. Грамотность учитывается.

Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня да серед двора,
Да идёт в палаты белокаменны.
(Кадр № 23)

Приезжает он на широкий двор,
Ставит коня посреди двора,
Идёт в палаты белокаменные.
(Кадр № 24)

Все за столом призамолкнули:
Меньший хоронится за большего,
Больший хоронится за меньшаго,
А от меньшаго мал ответ живёт.
(Кадр № 25)

Все за столом замолчали,
Младший прячется за старшего,
Старший прячется за младшего,
А с младшего спрос маленький.
(Кадр № 26)

-Что означает слово «блиц»? (очень быстрый)

Правила: каждой команде по три вопроса без обсуждения. Одно очко за правильный ответ, ошиблись – переход хода. (Кадр № 27-28)

-Кто вынес Ариона из моря? (дельфин)

-Что построил Дедал царю Миносу? (лабиринт)

-Кто оживил Мать Сыру Землю в славянском мифе? (Ярило)

-На каком музыкальном инструменте играл Арион? (кифара)

-Чем Дедал скреплял перья, чтобы собрать крылья для полёта? (воском)

-«Потом Мать Сыра Земля породила человека». А что дал человеку Ярило? (ум)

Конкурс «Моё внимание». (Кадр № 29-30)

Учащимся раздать карточки двух похожих картинок. Надо найти 10 отличий. (проверка задания)

Жюри подводит итог игры. Объявляют победителя.

Вы отвечали дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня была дружба
Владычицей побед.

Благодарю всех игроков за стремление к победе, за знания по литературе, за активность и дружелюбие, честность и понимание друг друга. (Кадр № 31)

Похожая притча

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть и у богатыря.

Былинный стих особенный , он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций : Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Мелодия былинных напевов связано с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории.

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

Ценность древнерусской литературы в том, что она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас.

Подписи к слайдам:

Былины Учитель начальных классов Булатова Лидия Александровна

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть и у богатыря.

Былинный стих особенный , он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций : Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Мелодия былинных напевов связано с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории.

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

Ценность древнерусской литературы в том, что она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас.

Похожая притча

Презентация "Былины" . К уроку литературного чтения в 4 классе. УМК "Школа России".

ВложениеРазмер
презентация "Былины" 935 КБ
Предварительный просмотр:

Похожая притча

Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, мифы», по программе «Начальная школа ХХI век».

Урок-игра проводится с учениками 4 класса, длительность занятия 45 минут.

В уроке использована презентация учителя начальных классов Кляйн А. Э. МБОУ СОШ №64 [1], которую я переработал в соответствии с вышеуказанной программой, и добавила другие игровые задания. Учащиеся играют коллективно. Класс делится на две команды.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить знания учащихся по разделу.
  • Формирование представлений у учащихся о древней литературе, воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества.
  • Организовать на уроке самостоятельную работу, учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

  • Создавать на уроке проблемные ситуации.
  • Использовать межпредметные связи.
  • Развивать устную речь учащихся, мыслительные операции, творческие способности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории нашей Родине.
  • Способствовать воспитанию таких черт характера, как доброта, мужество, щедрость, скромность, великодушие, любовь к Родине.
  • Воспитывать эстетический вкус у учащихся.

Читайте также: