Художественный мир притч ф кафки

Обновлено: 22.11.2024

Разрушение художественных традиций

В зрелости мастер застал период становления яркого, шумного и протестующего экспрессионизма. Возможно поэтому Кафка, как и экспрессионисты, в своём творчестве разрушал традиционные художественные понятия и структуры. Но его творчество нельзя отнести к определённому литературному направлению, скорее он сталкивается с литературой абсурда, но также только «извне». Кроме того, стиль произведений Кафки абсолютно не совпадает с экспрессионизмом, его изложение подчёркнуто отчуждённое, аскетичное, в нём присутствует алогичность, которую автор использует как стилистический приём для «украшения» своих произведений. Поэтому о Франце Кафке можно говорить, как о писателе отчуждения. Такая черта была свойственна литературе ХХ века, и в полной мере проявилась в его творчестве. Философия жизни автора стали отчуждение и одиночество. На что, безусловно, повлияли события в его личной жизни. Это и не сложившиеся отношения с отцом, и уход от реальности и конфликт между реальным миром и миром внутренним. Чтобы хоть как то существовать, писатель создал ирреальный фантастический мир, в котором особенно ярко прослеживается бессмысленность однообразной и серой жизни. Фантастика в его произведениях, является как бы реальным миром, который не сопровождаются интересными и красочными поворотами сюжета, более того, он воспринимается обыденно.

Человек в произведениях Кафки.

Творчество как личная необходимость.

Творчество как личная необходимость. Предыдущие записи

Цитаты Франца Кафки.

Франц Кафка, безусловно, был гениальным человеком, который отличался особым мышлением. Предлагаю Вашему вниманию подборку самых известных цитат и афоризмов писателя:

Художественный мир Франца Кафки

С. 5-13.

Language: Russian

Full text (PDF, 2.90 Mb)

Keywords: Франц Кафка художественный мир

In book

Кафка Ф. М.: АСТ, 2004.

Similar publications

Зусман В. Г. В кн.: Литература и война. Век двадцатый. Сборник статей к 90-летию Л.Г. Андреева.. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 52-61.

The article deals with F. Kafka’s attitude to the First World War, reflected in his letters, diaries and prose.

Added: Aug 2, 2013

Added: Feb 11, 2014

Плякина Е. А. Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 197-203.

The artistic world of Anne Bronte appeared to be a result of creative rethinking of ideas and styles of her predecessors and contemporaries. The writer’s manner has developed under the influences of different traditions and authors. The main ones are the following: it was important for Anne Bronte to refer to the works of English sentimentalists of the XVIII century, to their methods of expressing feelings and emotions and of exploring the human nature; the romantic poet W. Wordsworth turned out to be close to her in the attitude to nature and ways of depicting nature; female novel made a significant impact, as well as the religious allegorical tradition of the XVIII century with G. Bunyan and the Bible. It is interesting to note, that the list of influences and traditions for Anne Bronte’s sisters differs considerably from that of hers.

Added: Apr 12, 2013

The representation of nature in Anne Bronte’s poetry, viewed as an indispensible part of her artistic world, is considered within the traditions of a lyrical diary. The sources of Anne Bronte’s poetry can be traced back to English romantic poetry and in particular to the heritage of W. Wordsworth.

Added: May 14, 2012

Зусман В. Г. В кн.: Немецкоязычная литература: единство в многообразии. К 75-летию В.Д. Седельника. М.: Институт мировой литературы (ИМЛИ) РАН, 2010. С. 163-173.

Похожая притча

Франц Кафка – экспрессионист и писатель отчуждения. Разрушение традиционных художественных понятий и структур в творчестве Кафки. Ирреальный фантастический мир писателя. Образные и метафорические произведения Кафки: "Превращение", "Замок", "Процесс".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.05.2013
Размер файла 36,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Прежде всего, целесообразно подчеркнуть, что Франц Кафка - писатель весьма экстраординарный. Возможно, наиболее странный из тех, кто творил в ХХ веке. Он принадлежит к тем писателям, творчество которых довольно сложно понять и раскрыть. Это объясняется, прежде всего, тем, что его прижизненная и посмертная судьба своей неординарностью ничуть не уступает его произведениям. Кто-то видит в нём иудейского вероучителя, а кто-то - пророка экзистенциалиста, кто-то - авангардиста, а кто-то - консерватора, кто-то ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то - в анализе семиотическом или структуральном. Но реальный Кафка всегда словно ускользает из границ чёткого мироощущения.

Зрелые годы мастера припали на период становления экспрессионизма - яркого, шумного, протестующего. Как и экспрессионисты, Кафка в своём творчестве разрушал традиционные художественные понятия и структуры. Но его творчество нельзя отнести к определённому литературному направлению, скорее он сталкивается с литературой абсурда, но также только «извне». Стиль Кафки абсолютно не совпадает с экспрессионистичным, поскольку его изложение подчёркнуто отчуждённое, аскетично, в нём присутствует алогичность, которую автор использует как стилистический приём для «украшения» своих произведений.

Про Франца Кафку можно говорить, как о писателе отчуждения. Эта черта была присуща литературе ХХ века, в полной мере проявилась в творчестве гениального писателя. Отчуждение и одиночество стали философией жизни автора. Это можно объяснить, проанализировав определённые биографические факты. Отношения писателя с отцом были сложными. Отец плохо понимал сына, а Франц считал, что не оправдал надежд своего отца, для которого основным было обогащение и накопление капитала. По сути, писатель чувствовал себя одиноким и это одиночество он ощущал на протяжении всей своей жизни.

Стоит подчеркнуть, что писатель создал ирреальный фантастический мир, в котором особенно ярко видно бессмысленность однообразной и серой жизни. В его произведениях проявляется протест против жизненных обстоятельств одинокого писателя, который страдает. «Стеклянная стена», которая отгораживала писателя от друзей, и одиночество создали особую философию его жизни, которая стала философией творчества. Вторжение фантастики в его произведения не сопровождаются интересными и красочными поворотами сюжета, более того, она воспринимается обыденно, не удивляя читателя.

Произведения писателя рассматривают как определённый «код» человеческих отношений, как своеобразную модель жизни, действующую для всех форм и видов социального бытия, а самого писателя - как песнопевца отчуждённости, мифотворца, который навсегда закрепил в плодах своего воображения вечные черты нашего мира. Это мир дисгармонии человеческого существования. По слова А. Карельского «истоки этой дисгармонии писатель видит в разрозненности людей, невозможности для них победить взаимную отчуждённость, которая оказывается сильнее всего - родственных связей, любви, дружбы».

В своих известных романах «Замок» (1922), «Процес» (1915), а также рассказах в форме гротеска и притчах автор показал трагичное бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с поразительной силой показал неспособность людей к обоюдным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-марионетки прикладывали для того, что бы уберечь себя от давления на них чужих, иногда вражеских им сил. Исследователь Матран Ли указывает: «анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаянья, скорби и т.д.) сближает Кафку с экзистенциалистами. Сюжет и герои имеют у него универсальное значение, герой моделирует человечество в целом, а в терминах сюжетных событий описывается и объясняется мир».

В произведениях Франса Кафки не существует связи между человеком и миром. Мир враждебный человеку, в нём господствует зло и власть его безгранична. Всепроницаемая сила разъединяет людей, вытравляет в человеке чувство сопереживания, любви к ближнему и само желание помочь ему, пойти навстречу. Человек в мире Кафки - существо страдающее, оно незащищенное, слабое, обессиленное. Зло в облике судьбы, фатума повсюду подстерегает его. Свои мысли писатель подтверждает не столько психологией персонажей, ибо характеры его героев психологически скудны, сколько самой ситуацией, положением, в которое они попадают.

Писателя считают родоначальником литературы абсурда и чуть ли не первым экзистенциалистом в мировой литературе. Отталкиваясь от философии Фридриха Ницше, Франц Кафка чрезвычайно трагично и пессимистично оценивал человека как жертву судьбы, которая обречена на одиночество, страдания и муки. Прежде всего, он отказался от рационального познания мира и считал, что лишь интуитивное восприятие верно.

Произведения Кафки чрезвычайно образны, метафоричны. Его новелла «Превращение», романы «Замок», «Процесс», - это всё преломленная в глазах автора реальность, которая его окружала, общество того времени.

Мастерство и феноменальность Ф. Кафки состоит в том, что он заставляет читателя перечитывать свои произведения. Развязки его сюжетов подсказывают объяснение, но оно не проявляется сразу, для его обоснования произведение должно быть перечитано под другой точкой зрения. Иногда существует возможность двойного толкования, поэтому появляется необходимость двойного прочтения. Но напрасно концентрировать всё внимание на деталях. Символ всегда проявляется в целом, и при точном разборе произведения, возможно, воспроизвести лишь общее движение, не допуская буквальности.

По мнению Ж. Батая, «нет ничего тяжелее для понимания, чем символическое произведение. Символ всегда превосходит задуманное автором. В этом смысле самый верный способ понять произведение - это начать чтение без заранее принятой установки, не стремясь отыскать в нём тайные течения. Для Ф. Кафки, в частности, правильным будет принять его условия и подходы к драме и роману с точки зрения их внешности и формы».

Для романов писателя характерна некая алогичность, фантастичность, мифологичность и метафоричность. Это - переплетение множества реальностей, связанных непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений. Художник выходит из принципа единомирия, предполагает взаимопроникновения реальностей, а не отсылание от одной, "воображаемой" или "служебной", к другой - «настоящей». Как отмечает Макс Фрай, «созерцание художника фиксируется на таком плане реальности, где «одно» и «другое» в сущности, едины ".

Изображая сложный и противоречивый внутренний мир героя, который был для него чем-то словно «тера инкогнита», автор пытался сделать так, чтобы каждый шаг грозил неожиданными открытиями, за которыми бы мерещились ещё более грандиозные просторы, - сейчас это бы обозначили термином «виртуальная реальность».

Сверхъестественные обстоятельства заставляют героев Кафки внезапно, в самые неожиданные для них моменты, в наиболее неудобном месте и времени, заставляя испытывать «страх и трепет» перед бытием. В произведениях автора постоянно описывается история человека, который оказался в центре метафизического противоборства сил добра и зла, но не осознает возможности свободного выбора между ними, своей духовной природы, и таким образом отдает себя во власть стихий. Абсурдный герой живет в абсурдном мире, но трогательно и трагически сражается, пытаясь выбраться из него в мир живых существ, - и умирает в отчаянии.

Сквозь все романы писателя лейтмотивом проходит мысль о постоянном балансировании между природным и сверхъестественным, человеком и вселенной, трагическим и обыденным, абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл. Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение. А. Камю отмечает, «что романам писателя свойственна природность - это категория, трудна для понимания. Существуют произведения, в которых события кажутся читателю природными, но есть и другие, в которых сам персонаж считает природным, то что с ним происходит. Роман «Процесс» относительно этого особенно показательный. Герой Ф. Кафки осуждённый. Он узнает об этом в начале романа. Судебный процесс преследует его, но если Йозеф К. и пытается остановить дело, то все свои попытки он совершает без единого удивления. Читатель никогда не перестанет поражаться этому отсутствию удивления. Именно такая противоречивость и является первым признаком абсурдного произведения. Сознание через конкретное отображает свою духовную трагедию; она может сделать это только с помощью вечного парадокса, который позволяет краскам выразить пустоту, а повседневным жестам - силу вечных стремлений.

В романах писателя метафоричность проявляется в столкновении чего то неприродного с реальным, то есть в абсурдной ситуации. Осознать эту особенность - означает уже начать разгадывать таинственность, присущую произведениям писателя. Марсель Пруст пишет: «Кажется, что писатель постоянно находит подтверждение словам Ницше: «Большие проблемы ищите на улице». Здесь, словно точка столкновения всех произведений Ф. Кафки, которые трактуют человеческое существование, - вот в чём основная абсурдность этого существования и в тоже время неоспоримое величие. Здесь оба плана - фантастичного и повседневного совпадают, что является природным. Оба отображают друг друга в бессмысленном расстройстве вознесённых порывов души и мимолётных радостей тела. Брод Макс подчёркивает: «Абсурд в том, что душа, помещённая в тело, бесконечно более совершенна последнего». Если автор стремится изобразить эту абсурдность, он должен дать ей жизнь в игре конкретных параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает трагедию через повседневность, а логику через абсурд. В произведениях абсурда скрытое взаимодействие соединяет логичное и повседневное. Вот почему герой новеллы «Превращение» Замза по профессии комивояжёр, а единственное, что угнетает его в необычном превращении в насекомое, - это то, что хозяин буде недоволен его отсутствием. У Замзы вырастают лапы и усики, позвоночник сгибается в дугу. Нельзя сказать, что это его совсем не удивляет, иначе перевоплощение не произвело бы никакого впечатления на читателя, но лучше сказать, что изменения, которые произошли с Замзой доставляют ему лишь лёгкое беспокойство.

Искусство Кафки - искусство пророческое. Поразительно точно изображены странности, которыми настолько наполнено воплощённая в этом искусстве жизнь, читатель должен понимать не более чем знаки, приметы и симптомы смещений и сдвигов, наступление которых во всех жизненных взаимосвязях чувствует писатель, не умея, однако, вставить себя в этот неизвестный новый порядок вещей.

Итак, ему ничего не остается, кроме как с удивлением, к которому, между тем, примешивается и панический ужас, откликаться на те почти непонятные искажения бытия, которыми заявляет о себе нынешнее торжество новых законов. Кафка настолько переполнен этими чувствами, что вообще невозможно представить себе не один процесс, который он описывает, - например, лишь процесс юридического расследования в романе «Процесс» - не подался бы искажению. Другими словами, всё, что он описывает, призвано «давать показания» совсем не о себе, а о чём то другом. Альберт Камю отмечает, что «сосредоточенность Кафки на этом своём главном и единственном предмете, на искажении бытия, может вызвать у читателя впечатление мании, навязчивой идеи».

На протяжении всего романа «Замок» неустанно, всеми способами изображается и всеми красками усиливается гротескная несоизмеримость человеческого и трансцендентного, безмерность божественного, отчуждённость, зловещность, невыразимая алогичность, нежелание выразить себя, жестокость, аморальность вышей власти.

По мнению Зусмана, «Кафку считают религиозным юмористом, потому что, и благодаря тому, что безмерность чрезмерного, его непостижимость и недоступность человеческому пониманию он изображает не патетически-помпезно, не при помощи грандиозного восхождения в царство возвышенного, как это обычно пытаются делать поэты, а видит и описывает, как какой-то австрийский государственный архив с его величаво-мелочной, вязкой, недоступной и непредвидимой бюрократией, с невообразимым нагромождением папок и инстанций, со сложной иерархией чиновников, ответственность которых невозможно установить - то есть описывает сатирично, но при этом - с самой искренней, доверчивой покорностью, которая неустанно стремиться проникнуть в непонятное царство Милости, которое только выступает в виде сатиры, а не пафоса».

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что художественный мир Кафки очень необычен - в нём всегда много фантастического и сказочного, которое соединяется со страшным и ужасным, жестоким и несуразным реальным миром. Последний он изображает очень точно, тщательно описывая каждую деталь, воспроизводя поведение людей со всех сторон.

художественный мир стиль кафка

1. Карельський А. Лекція про творчість Франца Кафки.// Іноземна література. 1995. №8.

2. Матран Ли. Актуален ли Кафка?// Вопросы философии. 1975. №9

3. Батай Ж. Література і Зло. М.,1994. - 473 с.

4. Фрай Макс.Голодание по Кафке. 1993. - 268 с.

5. Камю Альбер. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки

6. Брод Макс. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. Перевод М. Ю. Некрасова, 1970. - 212 с.

7. Зусман В. Художественный мир Франца Кафки. В кн. Ф. Кафка Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание «Пушкинская библиотека». 2004 .-880 стр.

Подобные документы

Анализ романа Ф. Кафки "Процесс"

Франц Кафка как крупнейший представитель экспрессионизма в литературе. "Процесс" – посмертный шедевр Кафки, опубликованный вразрез с его желанием. Мироощущение героев Кафки. Философская антропология романа. Вина как центральная проблем творчества Кафки.

реферат [68,6 K], добавлен 25.12.2011

Творчество Франца Кафки

Франц Кафка - классик и величайший писатель нашего времени, влияние на его творчество Гофмана и Достоевского, Шопенгауэра и Кьеркегора. Характерные черты притчевой модели текста. Центральные темы прозы Кафки, художественные методы в его творчестве.

лекция [37,0 K], добавлен 01.10.2012

Художественный метод в творчестве Кафки

Объект исследования работы является новелла "Превращение" и творчество Франца Кафки. Цель работы: ознакомится с новеллой "Превращение" и выделить особенности художественного метода Франца Кафки. Применен метод системного анализа, отвлеченно-логический.

курсовая работа [83,1 K], добавлен 09.01.2009

Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки "Процесс"

Кафка как австрийский писатель еврейского происхождения. Невразумительные искажения бытия в романе "Процесс". Наполнение произведений Кафки иррациональным ужасом перед неизбежным фатумом, ознаменовывающим процесс изувечивания личности в социальном бреду.

эссе [17,0 K], добавлен 08.04.2015

Франц Кафка

Короткі відомості про життєвий шлях та творчість Франца Кафки — одного із найвизначніших німецькомовних письменників XX ст., більшу частину робіт якого було опубліковано посмертно. Філософські погляди Ф. Кафки на людське буття, екранізація його творів.

Похожая притча

4 October 2021

On September 28, the HSE Centre for Cultural Sociology held the first session of the Moscow Culture Workshop 2021–2022 – a series of meetings where participants have an opportunity to discuss research papers prepared by prominent scholars. Jeffrey C. Alexander, Lillian Chavenson Saden Professor of Sociology at Yale University, delivered the first lecture, entitled ‘Nature as Iconic Object: Its Performative Creation’. Dmitry Kurakin, Director of the Centre for Cultural Sociology, spoke to the HSE News Service about the purpose and setup of the workshop.

1 October 2021

On September 30, Stephen Riegg, Assistant Professor of History of the Texas A&M University, presented his book Russia’s Entangled Embrace: The Tsarist Empire and the Armenians, 1801-1914 at the first seminar of this year’s Boundaries of History series.We spoke with Professor Alexander Semyonov, the seminar chair and the Director of the HSE Centre for Historical Research, about the goals of the seminar and to Stephen Riegg about his research.

30 September 2021

On September 23, the HSE School of Philological Studies launched the third season of its international academic workshop on ‘The 19 th -Century Russian Novel: Corpus, Poetics, Social Imaginary’. We talked to Alexey Vdovin, Associate Professor at the School of Philological Studies, about the workshop’s plans and international cooperation, as well as to Ani Kokobobo, Chair of the Department of Slavic and Eurasian Languages and Literatures at the University of Kansas, who opened this year’s workshop with her report ‘Strange Bedfellows – Leo Tolstoy and Andrea Dworkin’.

Book chapter

Похожая притча

Аллегоричность в творчестве Кафки можно достаточно ярко продемонстрировать на примере притчи «Мост». Текст Кафки может иметь много трактовок, в том числе и прямо противоположных. Одни и те же подробности им мастерски заменяются на аллегорическое сравнение и фантастическое тождество. Подробности, которые позволяют произвести такую замену словом, являются отличительной особенностью стиля Кафки.

Писатель пытается создать художественный мир, где не действуют причинно-следственные связи, а даже если и присутствуют, то их нельзя раскрыть. В притче «Мост» неразрешимые парадоксы отсутствуют, однако изображенная ситуация выступает в качестве неразрешимого сознанием парадокса. Текст уже теряет свою нарочитую афористичность и парадоксальность, а за счет описания деталей становится более доступным и в некоторой степени будничным. Такое сочетание лишь подчеркивает абсурдизм ситуации и восприятия.

Интересна и легенда-притча Кафки «Перед законом». Как и в большинстве рассказов писателя можно считать, что она не имеет окончания. Легенда хранителя врат так и остается открытой, как и оставляет множество вариантов развития сюжета. странник мог не слушать запрета, тем более врата были открыты и пройти в них. что могло ожидать странника внутри? Какими бы оказались стражи и что вообще этим хотел сказать автор?

Как и положено, у врат Закона неизменно находился привратник. Когда к привратнику пришел поселянин и попросил пропустить, привратник ему культурно отказал, посетовав на то, что в сию минуту, Закон занят. Посетитель после некоторого раздумья спросил привратника, сможет ли он зайти немного позже, на что получил такой ответ:

Франц Кафка о мире зла

Читайте также: