Притчи 9 10 сравнение переводов

Обновлено: 27.04.2024

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господен, и познание Святого – разум, потому что через меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни. Сын мой! Если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогой, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!» И скудоумному сказала она: «Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею.

Похожая притча

Прит. 9:1. Просторный дом, построенный себе премудростью, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. (Семь, как помним, символ полноты, совершенства.) Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого — отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти (известных на то время) планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак. 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома (символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность как плоды мудрости).

Прит. 9:2. Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной (в еврейском тексте — соответствующее слово) жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

б. Мудрость сзывает к себе на трапезу (9:3-6)

Прит. 9:3. В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на пир (Матф. 22:2-3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на пиршество могли бы услышать многие. Кстати, с «возвышенных мест» сзывает свои жертвы и глупость (стих 14).

Прит. 9:4-6. Здесь (и, вероятно, в стихах 7-12) слова премудрости, провозглашаемые ее слугами. Они обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, — к «неразумным» и «скудоумным» (стих 4). Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых (каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще, люди), открытых, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Прит. 9:7-9. В этих словах премудрости можно видеть предостережение, обращенное к тем ее «слугам», которые выходят на «возвышенные места» по ее поручению. Да подходят они осмотрительно к тем, которым проповедуют, ибо поучающий кощунника наживет себе бесславие. Под «кощунником» и «нечестивым» подразумевается человек, не поддающийся наставлениям, невежественный грубый насмешник, отрекающийся от всякого знания.

Такой лишь с ненавистью станет оскорблять (и тем «бесславить») пробующего вразумить (тут «обличить») и просветить его. Напротив, мудрый (точнее, стремящийся к мудрости) с благодарностью воспримет «обличения» (сравните 15:31; 17:10; 19:25б; 25:12). «Правдивый» в стихе 9 соответствует «праведному» (понятие, которое в Притчах часто синонимично понятию «мудрый»).

Прит. 9:10-11. Снова (сравните 1:7а) напоминается, что начало (источник) мудрости (или поисков ее) — это благоговейный страх перед Господом. (Напоминание об этом есть и «напоминание» о теме книги Притчей Соломона в целом.) В познании Святого (Бога) — залог разумной жизни, продолжает мудрость, и повторяет сказанное неоднократно и прежде, что через приобщение к ней человек продлевает дни и годы своей жизни.

Прит. 9:12. Как это часто (и на разные лады) повторяется в Притчах, любящий мудрость пожинает благие результаты для себя (подразумевается, «для себя», а не для Бога; сравните Иов. 22:2-3), как и «буйный» (т. е. злой невежественный насмешник, противопоставляемый мудрому) сам расплачивается за свои глупость и злобу.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗРАССУДСТВА (ГЛУПОСТИ) 9:13-18

Прит. 9:13-18. В нарочитом внешнем сходстве двух «приглашений» скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость — «жена», исполненная достоинств, то глупость, прямо названная «женщиной безрассудной», выступает с облике блудницы — шумливой, вульгарной и невежественной. И она «зазывает» к себе с «возвышенных мест», только делает это сама (сравните стих 3). В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо (надеясь, что среди них немало «скудоумных», которым достанет глупости откликнуться на ее приглашение).

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15б), которая может означать как то, что если бы не «ловушка», расставленная совратительницей (глупостью), то многие из «прохожих» проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных («идущих прямо»). Существенно противопоставление и характера двух трапез.

Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и «вином разума и радости», то безрассудство — соблазняет сладостью «краденых вод» (поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15-16), то воды краденые, по всей вероятности, — блуд) и «утаенного хлеба» (символ всякого действия, которое следует совершать втайне). В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный первыми («распутной женой») не знает, что принятое им «приглашение» это «приглашение к смерти».

Цель написания


Похожая притча

Прит. 9:1. Просторный дом, построенный себе премудростью, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. (Семь, как помним, символ полноты, совершенства.) Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого — отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти (известных на то время) планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак. 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома (символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность как плоды мудрости).

Прит. 9:2. Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной (в еврейском тексте — соответствующее слово) жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

б. Мудрость сзывает к себе на трапезу (9:3-6)

Прит. 9:3. В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на пир (Матф. 22:2-3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на пиршество могли бы услышать многие. Кстати, с «возвышенных мест» сзывает свои жертвы и глупость (стих 14).

Прит. 9:4-6. Здесь (и, вероятно, в стихах 7-12) слова премудрости, провозглашаемые ее слугами. Они обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, — к «неразумным» и «скудоумным» (стих 4). Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых (каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще, люди), открытых, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Прит. 9:7-9. В этих словах премудрости можно видеть предостережение, обращенное к тем ее «слугам», которые выходят на «возвышенные места» по ее поручению. Да подходят они осмотрительно к тем, которым проповедуют, ибо поучающий кощунника наживет себе бесславие. Под «кощунником» и «нечестивым» подразумевается человек, не поддающийся наставлениям, невежественный грубый насмешник, отрекающийся от всякого знания.

Такой лишь с ненавистью станет оскорблять (и тем «бесславить») пробующего вразумить (тут «обличить») и просветить его. Напротив, мудрый (точнее, стремящийся к мудрости) с благодарностью воспримет «обличения» (сравните 15:31; 17:10; 19:25б; 25:12). «Правдивый» в стихе 9 соответствует «праведному» (понятие, которое в Притчах часто синонимично понятию «мудрый»).

Прит. 9:10-11. Снова (сравните 1:7а) напоминается, что начало (источник) мудрости (или поисков ее) — это благоговейный страх перед Господом. (Напоминание об этом есть и «напоминание» о теме книги Притчей Соломона в целом.) В познании Святого (Бога) — залог разумной жизни, продолжает мудрость, и повторяет сказанное неоднократно и прежде, что через приобщение к ней человек продлевает дни и годы своей жизни.

Прит. 9:12. Как это часто (и на разные лады) повторяется в Притчах, любящий мудрость пожинает благие результаты для себя (подразумевается, «для себя», а не для Бога; сравните Иов. 22:2-3), как и «буйный» (т. е. злой невежественный насмешник, противопоставляемый мудрому) сам расплачивается за свои глупость и злобу.

2. ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗРАССУДСТВА (ГЛУПОСТИ) 9:13-18

Прит. 9:13-18. В нарочитом внешнем сходстве двух «приглашений» скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость — «жена», исполненная достоинств, то глупость, прямо названная «женщиной безрассудной», выступает с облике блудницы — шумливой, вульгарной и невежественной. И она «зазывает» к себе с «возвышенных мест», только делает это сама (сравните стих 3). В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо (надеясь, что среди них немало «скудоумных», которым достанет глупости откликнуться на ее приглашение).

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15б), которая может означать как то, что если бы не «ловушка», расставленная совратительницей (глупостью), то многие из «прохожих» проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных («идущих прямо»). Существенно противопоставление и характера двух трапез.

Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и «вином разума и радости», то безрассудство — соблазняет сладостью «краденых вод» (поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15-16), то воды краденые, по всей вероятности, — блуд) и «утаенного хлеба» (символ всякого действия, которое следует совершать втайне). В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный первыми («распутной женой») не знает, что принятое им «приглашение» это «приглашение к смерти».

Кто автор?

Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.


Похожая притча


Существует три книги в Библии, которые называют книгами мудрости и они говорят о мудрости: Книга Притчи Соломона, Книга Проповедника Екклесиаста и Книга Иова. Все книги мудрости – особенные и назидательные. Люблю книгу Притчи Соломона. Перечитываю эту книгу при любой возможности, чтобы приобрести мудрость и поступать благоразумно и мудро. Некоторые теологи называют Мудрость в Притчах Соломона, – это молодой учитель. Она учит, как жить в этом мире успешно и благословенно. В книге раскрываются три тысячи мудрейших изречений Соломона и 1005 песен (3 Царств 4:32). В комментариях Макдональда используется интересная цитата Дерека Киднера о сущности этой книги: «Это не портретный альбом и не книга о хороших манерах: она предлагает нам ключ жизни. Примеры поведения, которые она демонстрирует, оцениваются одним критерием, который можно обобщить вопросом: «Это мудрость или глупость?»» Если Вас интересует мудрость, то Притчи Соломона – эта как раз та книга, которая умудрит Вас в этом мире.


Краткое содержание


Ключевые стихи

Потрясающих стихов в этой книге так много, что трудно отобрать, какие же из 31 глав этой книги, являются ключевыми. Предлагаю некоторые из них.

Притчи 9:10 «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум».

Притчи 3:5 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой..»

Притчи 4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.»

Притчи 16:5 «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.»

Притчи 22:6 «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.»

Притчи 30:5 «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.»


Как применить мудрость на практике?

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением.«Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. «Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).



Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!

Читайте также: